Семинар-практикум для воспитателей «Игры с мячом»

  • doc
  • 16.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала семинар-практикум играем с мячом.doc

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №78 к.3 г. Тюмени

 

 

 

 

 

 

 

Семинар-практикум для воспитателей

«Игры с мячом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктор по

физической культуре

Астапенко Г.Л.

 

 

г. Тюмень 2020г.

Цель: систематизация представлений у педагогов о предметной ловкости, как о средстве физической культуры, развивающей двигательную активность у дошкольников.

Задачи: дать сведения о значении и выборе мяча; познакомить с подвижными играми с мячом, играми на ловкости, на развитие мелкой моторики; заинтересовать педагогов в использовании мяча в играх с детьми; повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросе игр с мячом.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада видеть вас на практическом семинаре.

Мяч – это рука ребёнка,

развитие её напрямую

связано с развитием интеллекта.

Мяч – круглый,

как Земля, и в этом его сила!

С.А. Шмаков

Сегодня мы с вами поговорим о мячах и их пользе в жизни детей. В начале, я хочу спросить у вас, для чего нужны игры с мячом и что они развивают? (ответы).

Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными. Дети очень любят играть с мячами, особенно с яркими, прыгучими и ловкими. Игры-упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плечевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. В упражнениях и играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие упражнения и игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы.

Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находиться в свободном распоряжении детей. Воспитатель показывает, что с мячом можно выполнять разнообразные действия, помогает ребятам приобрести собственный двигательный опыт, умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство мяча». Детей третьего года жизни воспитатель объединяет уже в подгруппы по трое-пятеро и играет с ними. Небольшие игровые подгруппы дают возможность педагогу активизировать всех детей, уделить каждому необходимое внимание с учетом его индивидуальных двигательных умений. Воспитатель чаще играет с вновь поступившим ребенком, не имеющим навыка действий с мячом.

В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров - от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных. Упражнения с ними приучают детей без лишнего напряжения владеть разным хватом мяча: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире.

Сегодня я хочу вас ознакомить с играми с мячом. Но сначала, расскажу о методических рекомендациях при обучении детей, и мы вместе их обыграем.

Дети любят игры с мячом, поэтому им надо дать возможность почувствовать природу мяча, проявить самостоятельность во время движения с мячом. При выполнении упражнений с мячом уделять внимание каждому ребенку.

Вовремя находить слова одобрения, позволяющие ребенку непринужденно выполнять движения, в связи с большой нагрузкой во время занятия особое внимание обратить на интервалы активного отдыха: дети могут свободно поиграть с мячом, происходит как бы подготовка к выполнению последующих двигательных задач.

Упражнения, предваряющие бросок в цель, для маленьких детей необходимы. Рука ребенка постепенно привыкает к мячу, движения становятся более уверенными, особенно важна работа кистью руки.

В младших группах необходимо постоянно обыгрывать действия с мячом: «маленький мяч легкий», «мяч может убежать – это он играет с вами».

Во время выполнения упражнений педагог постоянно комментирует действия и движения детей, корректирует их, особенно если эти действия однообразны.

При выполнении броска мяча об пол желательно обратить внимание детей на движение мяча, что он делает, а затем уже на действия детей с мячом.

Не оставлять без внимания тех детей, кто не смог выполнить задание, следует поработать с ними индивидуально, помочь развитию моторной памяти.

Соблюдать прием «мяч отдыхает», что позволяет ребенку получить кратковременный перерыв, происходит смена движений, переключение внимания на другое действие.

При метании мяча вдаль следует показать детям, как занять правильную исходную позицию (ноги пошире, одна нога впереди, туловище при замахе наклонено вперед).

Движение кистью – важный элемент в метании, показать, как выполняется движение, сравнить его с моментом положения руки во время прощания, когда говорим «до свидания».

При бросках мяча двумя руками обратить внимание на технику броска мяча о землю с последующей ловлей.

Очень важно научить ребенка регулировать силу отталкивания: отталкивать мяч не только с силой, но и с меньшими усилиями, не отводя его далеко от груди.

Если прокатывание мяча ногами друг другу и между предметами не получается (это трудно), можно предложить детям попробовать прокатывать мяч между предметами без передачи его друг другу.

Смену движений (заданий) в подгруппах производят после того, как все выполнят данное задание указанное количество раз.

Избегать необоснованных длительных объяснений во время выполнения заданий, упражнений.

 При перебрасывании мяча друг другу напоминать детям, что они должны быть внимательными при приеме мяча - тот, кто ловит, не стоит неподвижно на месте, а правильно рассчитывает полет и выполняет ловлю мяча.

Добиваться от детей хорошего управления движением мяча, умения мягко отталкивать его пальцами рук.

Техника передачи мяча усваивается детьми постепенно, поэтому не стоит их излишне торопить; в процессе обучения передаче мяча необходимо напоминать детям, что: - локти следует опускать около туловища;

- стараться бросать мяч на уровне груди партнера;

- мяч сопровождать взглядом и определенным положением рук.

При обучении броску мяча в корзину с места надо обратить внимание на то, чтобы дети бросали мяч, стоя в правильной стойке, прицеливались, сопровождали мяч взглядом, не разводили локти в стороны. 

Отмечать любые успехи детей.

От педагога зависит интерес детей к занятиям, важно поддерживать его на протяжении всех моментов и даже тогда, когда делаются замечания по совершенствованию движений. 

А теперь давайте поиграем. Вот несколько интересных игр с мячом.

«Мячик кверху»

Описание игры: Считалкой выбирается водящий. Дети встают в круг близко друг к другу, водящий идет в его середину в очерченном для него кругу, и бросает мяч вверх после слов: «Мячик кверху!» Игроки в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все игроки должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный игрок становиться водящим. Если же водящий промахнулся, то остается и проводит еще раз игру. 

Правила игры: Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов: «Мячик кверху!» Водящему разрешается ловить мяч и после отскока от земли. Если водящий роняет мяч или мяч уходит, то прежде, чем крикнуть «Спой!», ему нужно поймать мяч и вернуться на свое место. Если кто – то из игроков после слова «Стой!» продолжает двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Убегая от водящего, игроки не должны прятаться за деревья и постройки.

 «Ты катись, веселый мячик»

Описание игры: Дети выстраиваются в круг на расстоянии вытянутой руки. Игроки передают мяч по кругу со словами:

Ты катись, веселый мячик

Быстро, быстро по рукам,

У кого остановился-

Тот бежит по сторонам!

Тот игрок, у кого мяч остался в руках, поворачивается спиной к центру. Игроки, стоящие по обе стороны от него, поворачиваются в стороны и бегут по сигналу: «Раз, два, три – беги!» Кто первый прибежит к мячу, берет его, и игра начинается сначала. Теперь, можно мяч передавать в другом направлении. 

Правила игры: Игроки должны быстро и точно передавать мяч друг другу. Нельзя водящему специально задерживать мяч для другого игрока. Бежать игроки должны в разные стороны, спина к спине друг друга. Нужно оббегать круг, и нельзя забегать в центр.

 «Сторожа»

Материал: Маленькие мячи по количеству детей. 

Описание игры: Участники игры встают в круг на расстоянии одного шага. У всех игроков маленькие мячи. В середине круга построен город (кегли, расставленные на расстоянии, чтобы между ними мог свободно пройти маленький мяч). Городок охраняют три сторожа (выбранные считалкой). Игроки, стоя на одном месте, ногой посылают мяч в городок. Тот, кто, прокатывая мяч, собьет кеглю, встает на место сторожа. 

Правила игры: Мяч игроки должны только прокатывать. Нельзя пропускать отбитый сторожем мяч за круг; тот, кто, пропустил мяч, выходит из игры. Сторожам разрешается, защищая город, переходить, с одной стороны, на другую. Сторож задерживает и отбивает мяч только ногой.                 Вот и закончилась наша встреча. Надеюсь, что вам понравилось, и вы взяли для себя, что – то на заметку. Хотела, чтоб вы ответили на вопросы: «Насколько мастер-класс был полезен? Что вы для себя открыли?». Спасибо всем большое за участие!

 Литература:

1.     А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина «Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе» М.1980г. стр. 44-47

2.     Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова «Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях». М.2002г.

3.     Д.В. Хухлаева «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях». М. «Просвещение» 1984г.

4.     Е.Н. Вавилав «Учите бегать прыгать, лазать, метать» М.1983г. стр. 84-89

5.     А.И. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» М.1984г. стр. 54-613

6.     А.Д. Викулов «Развитие физических способностей детей» Ярославль 1996г. стр. 143-161

7.     Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова «Воспитатель по физической культуре» М. 2002г стр. 179-186

8.     Э.Й. Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников» М.1983г.