Семинар-практикум для воспитателей тема: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
Оценка 4.8

Семинар-практикум для воспитателей тема: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
психологическая работа
5 кл
10.04.2020
Семинар-практикум для воспитателей  тема: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
Цель семинара: повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.
семинар -практикум Создание психологического комфорта в группах.doc

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Беломорского муниципального района

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

 

 

 

 

 

 

Семинар-практикум для воспитателей

 тема:

«Создание психологического комфорта в группах детского сада»

 

 

 

 

Педагог-психолог:

Шорошнева М.А.

 

 

 

 

 

 

 

Беломорск, 2019


Цель семинара: повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.

Задачи:

-Формировать  у  педагогов новый  взгляд  на ребенка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнера по совместной деятельности;

- Совершенствовать  систему знаний педагогов об эмоциональном развитии дошкольников;

- Расширять  представления об эмоциональных состояниях, формировать умения различать и понимать их;

- Обогащать  словарный  запас  педагогов, изучать термины, обозначающие различные эмоциональные состояния.

Ценность семинара заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене между участниками ведущим.

   


     Основная часть.

Ход семинара

Часть 1. Приветствие

Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем практическом семинаре. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую  сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.

Психологический настрой: «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Тема нашего сегодняшнего семинара «Создание психологического комфорта в группах детского сада».

Сегодня наша цель – научиться оценивать и создавать психологический комфорт для детей в группах. Представьте последствия психологического дискомфорта для ребенка: появляются фобии, страхи, тревожность, повышается агрессивность. Психологические переживания переходят в соматические расстройства, то есть ребенок, который получил психологическую травму, заболевает физически. Детские психологические травмы проявляются в более зрелом возрасте в виде психологической защиты. Это позиция избегания, агрессивное поведение и другие проблемы. Поэтому так важно сохранять эмоциональное, то есть психическое, психологическое, здоровье детей. Это в первую очередь зависит от воспитателей, ведь большую часть времени дети находятся в детском саду.

 

 

Часть 2. Обсуждение стилей педагогического общения

Педагог-психолог: Если вы заинтересованы в том, чтобы создать благоприятную атмосферу в группе, проанализируйте ситуацию. Посмотрите, каковы отношения между детьми, воспитателями и детьми, воспитателями и родителями, между воспитателями.

Педагог-психолог: Как только мы переступаем порог группы, то сразу можем ощутить, какая там психологическая атмосфера: раскованность или закрытость, спокойная сосредоточенность или тревожная напряженность, искреннее веселье или угрюмая настороженность. Позитивный климат в группе возникает тогда, когда все дети чувствуют себя свободно и не ущемляют права других детей. Это зависит от воспитателя. Не забывайте и того, что на эмоциональное состояние детей влияет эмоциональное благополучие взрослых. Старайтесь вовремя снимать эмоциональное напряжение.

Давайте обсудим, как разные стили педагогического общения влияют на психологический климат в группе. Каковы положительные и отрицательные стороны каждого стиля общения? (Анкетирование).

Стили:

Авторитарный стиль. Педагоги с авторитарным стилем общения, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

Либеральный (попустительский). Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

Демократический стиль. Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Именно правильно выбранный стиль общения педагога – психолога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе.

И по результатам анкетирования можно сделать вывод, что в нашем детском саду преобладает демократический стиль педагогического общения.

 

Часть 3. Методы создания психологического  комфорта в группе

        Педагог-психолог: Чтобы создать психологически комфортную среду для детей, принимайте каждого ребенка таким, какой он есть. Опирайтесь на добровольную помощь детей, например, привлекайте их к уходу за помещением и участком.

Не злоупотребляйте запретами и строгими требованиями, чтобы не развивать пассивность, но и  не занижать самооценку у воспитанников. Уделяйте внимание не только драчунам, но и тихим, застенчивым детям.

Создавайте положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности и защищенности при помощи речевых настроек. Их можно проводить утром после зарядки. Ваши голос и мимика должны соответствовать словам. Передайте с их помощью доброжелательную  радость от встречи. Например, встаньте в круг вместе с детьми, возьмитесь за руки и скажите:

– Я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Давайте постараемся сегодня как можно больше радовать друг друга. Для этого мы все должны чаще улыбаться, никого не обижать и не драться.

– Здравствуйте, мои хорошие! На улице сегодня пасмурно и сыро, а в нашей группе тепло, светло и весело от улыбок, ведь каждая улыбка – это «маленькое солнышко», от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами улыбаться друг другу как можно чаще.

 Педагог-психолог: А как вы создаете психологический комфорт в группах? Какие речевые настройки используете? Поделитесь своим опытом.

 

 

Часть 4. Упражнение «Разогревки - самооценки»

Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Участвуют все педагоги.

 Педагог-психолог: А сейчас мы выполним небольшие  задания

-если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

-если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;

-если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;

-если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому,  что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;

-если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;

-если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;

-если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;

-если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;

-если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;                                                                                                       

-если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;

-если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;

-если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;

-если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.

Вопросы к педагогам:

- Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти  задания?

 

Часть 5 метод «Ассоциации»

Педагог-психолог: Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:

К – красота

О – органичность

М – мама

Ф – фантазия

О – отдых

Р – радость

Т – тепло

Педагог-психолог: Что такое комфорт?  Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют (Толковый словарь С.И. Ожегов). Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

 

Часть 6

Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка. Цель: Познакомить педагогов с методиками и с результатами диагностики по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.        

 

Часть 7. Анализ «Атмосфера в моей  группе».

 Педагог-психолог: А сейчас  я предлагаю  проанализировать групповую ситуацию с использованием  схемы ( Приложение № 3)

Анализ «Атмосфера в моей группе»

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:

Обстановка в группе.

1.Какова атмосфера в моей группе? (общие впечатления)

Ответы: положительная, доброжелательная, благоприятная, с покойная, все капризны (кроме 2 детей); спокойная; все капризны.

2.Почему  я так думаю? Ответы: по опыту работы; по личным наблюдениям; обидчивы, нельзя сделать замечание.

3.Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные? Ответы: дружеские отношения, умение договариваться; слаженность в работе двух воспитателей, единые требования к детям;

4.Какие аспекты в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Ответы: неумение некоторых детей считаться с интересами других; группа не оснащена необходимым количеством пособий; не понимание воспитателя некоторых родителей.

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

1.С кем из детей у меня хороший контакт? Ответы: со всеми детьми группы; один ответ (с одним ребенком нет)

2.Чем это объясняется? Ответы: легко вхожу в контакт с детьми; знаю детей и изучила особенности их характера; создание в группе благоприятной атмосферы; стараюсь быть другом.

3.С кем из детей у меня не такие хорошие отношения? Ответы: у воспитателя не может быть плохих отношений с детьми.

4.Чем это можно объяснить? Ответы: если такое случается, старюсь наладить отношения;

Взаимоотношения между  детьми.

1.Между какими детьми существуют хорошие отношения? Ответы: между всеми детьми

2.Чем это вызвано? Ответы: возможно, если это и возникает потому, что большинство в группе девочки; не помнят обид.

3.Какие дети часто ссорятся между собой? Ответы: не ссорятся

4.Почему это происходит?-

5.Каких детей часто обижают?-

6.Почему это происходит?-

Педагог-психолог: Полученные вами результаты представляют собой вместе с тем и оценку вашей профессиональной деятельности, успешности вашей профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.

 Педагог-психолог: Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Каждый ребенок очень впечатлительный и опыт взаимодействия получает также от взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который вам поможет снимать  излишнее эмоциональное напряжение.

Часть 8. «Я заслуживаю…».

Педагог-психолог:  Завершая работу нашего семинара, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее, игру с собой – «Я заслуживаю…».

 Счастье редко дается человеку «большим куском», в течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их не просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в детях, которые вас огорчают. Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу «Я заслуживаю…», вспомните все то, хорошее, что  у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: «Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса», «Я заслуживаю того, что Ваня быстро оденется сегодня на прогулку», и т.д. вспомните не менее 5 событий.

Часть 9. Рефлексия «Домик для эльфа». Рисуночный тест  «Домик для эльфа», который поможет педагогам оценить свое отношение к окружающему миру.


Приложение 1

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе сада

Показ рисунков детей и интерпретация их содержания воспитателями. Психолог дополняет педагогов, помогает им сделать выводы.

         Самый удобный вариант, чтобы понять, насколько комфортно чувствуют себя воспитанники в группе, предложить детям выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами можно на досуге.

         Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:

1.     Ребенок рисует только здание.

2.     Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

3.     Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков – самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и не отождествляется с происходящими там событиями.

         Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя: значит, события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается.

         Нужно обратить внимание на другие элементы картинки: присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле, игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним. Игровое поле, например, очень важный элемент.

         Если ребенок изображает себя стоящем на ковре, на полу или земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички – все это детали, свидетельствующие о «мире » в душе.

          Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитателя. с одной стороны, ее появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку – спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной)  агрессии.

         Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.

 О положительном  эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, голубой, зеленый).

Насыщенно фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов.

         Злоупотребление черным цветом жирная продавливающая бумагу штриховка похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Примечание. Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы. которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный по рисованию.

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие  элементы внести в рисунок.

         Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит подарить ему рисунки на память. Какие – то элементы рисунка могут оказаться для педагога непонятными, а какие – то приведут  к ложным выводам. Рисунок. например, может отражать лишь ситуативную тревожность или психический дискомфорт ребенка, связанные, например,  с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром,  или с плохим самочувствием. с предстоящим визитом к врачу и т.д.

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

Тест на эмоциональное отношение

Материал: лист бумаги, цветные карандаши.

Младшим и средним детям дают готовые карточки с нарисованными 5 кружочками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку.

Вопросы можно подобрать самим.

Детей сажают по одному за стол.

-закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад.

-Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.

- Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.

-Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.

-Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты ложишься спать.

Проводят до 3 раз.

Обозначение цветов.

Красный – возбужденное, восторженное отношение.

Оранжевый – радостное, приятное.

Желтый – теплое,  доброжелательное.

Зеленый – спокойное.

Синий – грустное, неудовлетворительное.

Фиолетовый, коричневый – тревожное.

Черный – печаль, уныние.

Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, то воспитателю нужно немедленно обратить внимание на это.       Например, на занятиях: пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребенку было интересно, и так по каждому виду деятельности.

Цветовая диагностика «Домики»

                Данная методика была разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда. Цель методики – определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

         Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком: в течение первого месяца посещения детского сада, после 3 и 6 месяцев нахождения в дошкольном учреждении.

         Детям предлагается в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета. В методике используются следующие цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

Инструкция: «Это девочка Катя (мальчик Коля). Катя (Коля) ходят в детский сад. Выбери детский сад для Кати (Коли)».

После выбора домика с ребенком проводится беседа:

- Кате нравится ходить в детский сад?

-Что Катя будет делать в детском саду?

- Что Кате больше всего нравится в детском саду?

- Что Кате не нравится в детском саду?

В ходе диагностики показатели фиксируются и протоколируются.

Типы реагирования на задание

Резко негативная реакция на предложенное задание. Отказ от участия.

Негативная реакция.

Ребенок неохотно вступает в игровую ситуацию. речевое сопровождение практически отсутствует. Отмечается напряженность в поведении. Выбираются дополнительные цвета – коричневый, серый, черный. При ответе на вопросы волнуется. Все сводится к тому, что дома с мамой (или другими членами семьи) лучше.

Ребенок достаточно быстро соглашается принять участие в задании. Во время проведения диагностики заметны раздражительность, агрессивность, преобладание негативных эмоций, большая подвижность. Домики выбираются серого, черного или коричневого цветов. Проявление нежелания общаться с детьми и некоторыми взрослыми. Отмечается большая речевая активность.

Безразличная реакция на задание.

Речевое сопровождение практически отсутствует.     Отмечаются вялые ответы на вопросы. Ответы больше свидетельствуют о необходимости посещения детского сада,так как родителям надо ходить на работу. Выбор цветов такой же, как и во второй группе (серый, коричневый).

Тревожная реакция.

Отмечается быстрое и охотное включение в задание, но при этом проявляют нервозность, большая подвижность. Домики выбираются фиолетового либо красного цвета. Из ответов на вопросы следует, что детям в саду нравиться играть, но есть трудности во взаимоотношениях с окружающими. В ходе диагностики  наблюдается активное речевое сопровождение действий.

Доброжелательная реакция на игровую ситуацию, но во время проведения диагностики обращает на себя внимание нерешительность, как при выборе цвета домика, так и при ответах на вопросы. В детском саду дошкольники данной группы хотят больше играть с детьми, а также, чтобы взрослые (воспитатели) уделяли им больше внимания. Выбираются зеленый или синий цвет. Вначале выполнения задания отмечается почти полное отсутствие речевого сопровождения, к концу методики ребенок использует речь значительно чаще.

Позитивная реакция на участие в задании.

Активное и доброжелательное участие в задании. Домики выбираются желтого или красного цвета. В детском саду нравится играть и общаться с детьми и взрослыми. Не нравится поступки некоторых детей. Выбор домиков и действий детей сопровождается речью.

На основании полученных данных можно выделить три типа отношений детей к детскому саду:

1.Негативное отношение. Данный тип отношений к детскому саду отмечается у детей с явным преобладанием отрицательных эмоций в ходе проведения диагностики (I и II группы реагирования).

2.Амбивалентное отношение. В эту категорию отнесены дети, у которых наблюдалась безразличная или тревожная реакция на предложенное задание (III и IV группы реагирования).

3.Положительное отношение. Данный тип отношений к образовательному учреждению отмечается у детей с явным преобладанием позитивных эмоций в ходе выполнения задания (V тип реагирования).


Приложение 2

Анализ «Атмосфера в моей группе»

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:

Обстановка в группе.

1.Какова атмосфера в моей группе? (общие впечатления)

Ответы: положительная, доброжелательная, благоприятная, с покойная, все капризны (кроме 2 детей); спокойная.

2.Почему  я так думаю? Ответы: дети дружно играют; по опыту работы; по личным наблюдениям; обидчивы, нельзя сделать замечание.

3.Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные? Ответы:

4.Какие аспекты в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

1.С кем из детей у меня хороший контакт?

2.Чем это объясняется?

3.С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

4.Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между  детьми.

1.Между какими детьми существуют хорошие отношения?

2.Чем это вызвано?

3.Какие дети часто ссорятся между собой?

4.Почему это происходит?

5.Каких детей часто обижают?

6.Почему это происходит?

Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы понимаете, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные вами результаты представляют собой вместе с тем и оценку вашей профессиональной деятельности, успешности вашей профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.


Приложение 3

Психологические речевые настройки

Игры и упражнения на снятие мышечного напряжения, усталости, перевозбуждения, преодоление застенчивости, повышения самооценки и т.д.

Например:

1.Упражнение «Шалтай - болтай». Цель: расслабление  мышц рук, спины и груди.

2.«Театр масок». Цель:  расслабление  мышц лица, снятие  мышечного напряжения, усталости.

3.Упражнение «Дракон кусает свой хвост». Цель: снятие напряжённости, невротических состояний, страхов. Под весёлую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребёнок-«голова дракона», последний- «хвост дракона».

«Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от неё.

4.Упражнение «Гусеница». Цель : игра учит доверию. Почти всегда партнёров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего.  Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках, таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определённому маршруту»

5.Упражнение «Зайки и слоники». Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самоценки.

«Ребята, я хочу  предложить вам игру, которая называется «зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается,  старается стать маленьким и не заметным, хвостик и лапки его трясутся и т.д.». «Покажите, что делают зайки , если слышат шаги человека? А что делает зайки, если видят волка?» педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими сильными смелыми. «Покажите, как спокойно, размерено, величаво и бесстрашно ходят слоны. «А что делают слоны, когда видят человека, они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят,  спокойно продолжают свой путь. Покажите, как». После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему. 

6.Упражнение «Пресс - конференция». Каждый из ребят по очереди становится гостем, садится на стул в центре зала, остальные задают ему вопросы на известные темы. Рекомендации: Темы пресс – конференции должны быть хорошо известны и понятны детям. Например: «Мой режим дня», «Моя любимая игрушка» и т.д. Следите затем, чтобы каждый желающий мог задать свой вопрос. Часто активные дети не дают высказаться более стеснительным. Обращайте их внимание на это.

7.Упражнение «Ролевая гимнастика». Цель:  упражнение помогает почувствовать состояние другого человека. Преодолевать застенчивость, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности. Дети по очереди выполняют ряд заданий. Рассказать известное стихотворение : а) очень быстро – с пулеметной скоростью; б) как иностранец; в) как робот; г) шепотом; д) медленно – со скоростью черепахи. Рекомендации: подбирайте короткие и хорошо известные стихотворения.

-Пройти как: трусливый заяц, лев, младенец, старичок.

-Попрыгать как : кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.

-Нахмуриться как: рассерженная мама, осенняя туча, разъяренный лев.

8.Упражнение «Передай по кругу». Цель: включение  каждого участника в общий процесс. Также упражнение учит детей быть внимательными, аккуратными, развивает координацию движений, память. Сидя в круге, ведущий (пантомимикой) передает по кругу воображаемый предмет: «горячую картошку», «бусинку», «котенка» и т.д., не называя его.

9. Упражнение «Конкурс хвастунов». Цель: упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми. «Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс – конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотри внимательно на своего соседа справа. Подумай, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: Лена – очень умная, очень красива, быстро бегает, весело смеется и т.д.». После того, как будет пройден круг, дети определяют победителя – лучшего хвастуна. Можно обсудить. кому, что понравилось больше: рассказывать –хвастаться о соседе или слушать, как о нем рассказывают.

10.Упражнение на релаксацию «Прикосновение». Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость. Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи. деревянные изделия, вата, что – нибудь из бумаги и т.д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке. Примечание: можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.

11.Игра «Театр». Цель: участие в общей игре; учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики, высказывать свою точку зрения; формировать моральные представления, развивать актерские способности. Ведущий рассказывает детям сказку, ребятам предлагает сыграть ее по ролям, «поиграть в театр».Сказка: «Жила – была в лесу лиса. Очень хотелось ей быть самой красивой, лучше всех. Вот идет она по лесу и всем старается показать свою шубку, лапки, хвост. (Ребенок показывает, как идет лиса по лесу) Какая  это лисичка? Что она делает? хвастается». А зайка, маленький совсем, только что поменял свою шубку с серой на белую и тоже захотел ее всем показать. в это время в лес приехали охотники. Увидел их заяц и давай перед ними кривляться, скакать. (Что заяц делает неправильно? Что может случиться? как ему лучше поступить? (заяц ищет укромное место и прячется от охотников.)).

А теперь сыграем сказку о волке и мышонке. (следующие участники готовятся изображать новых героев.)

Однажды в лесу волк притаился. Мышонок говорит:

Если только захочу,

Волка я за хвост схвачу,

Кулаком ударю в бок,

Вырву волку шерсти клок –

Убедит в испуге волк!

Услышал волк такие слова, разозлился, зарычал и … выбежал из – за куста. Испугался мышонок, хвостик поджал и …» Что дальше произошло? Как вел себя мышонок? Почему рассердился волк?

Обсуждаем, как вели себя герои сказки, захотят ли с ними дружить другие жители леса. Можно ли  хвастаться, кривляться и дразниться, почему? Как можно восстановить мир в  лесу?

12.Игра «Мешочки настроений». Цель: научить в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

Оборудование: два мешочка. Один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением. Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок, веселья и т.д. Второй – мешочек плохого настроения из темного материала, на нем изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.

Ход игры:Выяснив, у кого из воспитанников плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. Дети развязывают шнурки, «складывают» свое плохое настроение, злость, обиды в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех радость. 

Игра «Коробочка примирения». Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

Оборудование: яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы.

 

Ход игры: Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи – мирилки.

13.Игра «Секретики». Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что же находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя, таким образом, от негативного состояния.


Приложение 4

Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала

1.     Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

2.     Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

3.     Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком. Я достойна самого лучшего».

4.     Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и  удача».

5.     Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».

6.     Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И  все у меня получается».

7.     Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».


Список литературы

 

1.Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары – практикумы, тренинги, рекомендации / авт. – сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. -  Волгоград: Учитель. 2011. – 143с

2.Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей/ авт.- сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с.

3.Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения      №6 июнь 2010г.; №1 январь 2011г.


Беломорского муниципального района «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

Беломорского муниципального района «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

Цель семинара: повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей

Цель семинара: повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей

Основная часть. Ход семинара

Основная часть. Ход семинара

Часть 2. Обсуждение стилей педагогического общения

Часть 2. Обсуждение стилей педагогического общения

Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе

Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе

Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности

Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности

Поэтому сегодня мы будем с вами улыбаться друг другу как можно чаще

Поэтому сегодня мы будем с вами улыбаться друг другу как можно чаще

Вопросы к педагогам: - Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти задания?

Вопросы к педагогам: - Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти задания?

Цель: Познакомить педагогов с методиками и с результатами диагностики по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка

Цель: Познакомить педагогов с методиками и с результатами диагностики по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка

С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

Я заслуживаю…», вспомните все то, хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя

Я заслуживаю…», вспомните все то, хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя

Приложение 1 Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе сада

Приложение 1 Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе сада

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитателя

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитателя

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить

Например, на занятиях: пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребенку было интересно, и так по каждому виду деятельности

Например, на занятиях: пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребенку было интересно, и так по каждому виду деятельности

Домики выбираются серого, черного или коричневого цветов

Домики выбираются серого, черного или коричневого цветов

Негативное отношение. Данный тип отношений к детскому саду отмечается у детей с явным преобладанием отрицательных эмоций в ходе проведения диагностики (I и

Негативное отношение. Данный тип отношений к детскому саду отмечается у детей с явным преобладанием отрицательных эмоций в ходе проведения диагностики (I и

Приложение 2 Анализ «Атмосфера в моей группе»

Приложение 2 Анализ «Атмосфера в моей группе»

профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.

профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.

Приложение 3 Психологические речевые настройки

Приложение 3 Психологические речевые настройки

Покажите, что делают зайки , если слышат шаги человека?

Покажите, что делают зайки , если слышат шаги человека?

Упражнение «Конкурс хвастунов»

Упражнение «Конкурс хвастунов»

А теперь сыграем сказку о волке и мышонке

А теперь сыграем сказку о волке и мышонке

Ход игры: Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи – мирилки

Ход игры: Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи – мирилки

Приложение 4 Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала 1

Приложение 4 Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала 1

Список литературы 1.Коммуникативная компетентность педагога

Список литературы 1.Коммуникативная компетентность педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2020