Семинар - практикум "Фонематический слух - основа правильной речи"

  • pdf
  • 12.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Фонематический слух_логопеды (pdf.io).pdf

Дата проведения: 29.10.2025

Семинар - практикум «Фонематический слух – основа правильной речи»

 

                                                                                                    Подготовили:

                                                                                                    Зеленкова А.В., учитель – логопед

                                                                                                    Киселева Т.М., учитель – логопед

                                                                                                   Анчугова А.В., учитель – логопед

                                                                                                   Анцыгина П.О., учитель - логопед

 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе формирования и развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

        Задачи: систематизировать знания - дать рекомендации по использованию игр и игровых упражнений для развития фонематических процессов.

        Оборудование: презентация.

        Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно узнавать и различать на слух звуки, из которых состоит наша речь. Это умение называется фонематическим слухом.

        Фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом – сом – лом – ком.

        При нарушении речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал: что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине».

        Несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок не только плохо различает на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Он просто не замечает, что неправильно произносит звуки. Становление у ребенка правильного звукопроизношения невозможно без полноценного восприятия звуков речи, без четкого их различения.

       Способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), при помощи которых образуется слово, обозначается термином фонематическое восприятие. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

      Недостаточно сформированное фонематическое восприятие затрудняет выполнение звукового анализа слова. А именно умение раскладывать слышимое слово на последовательный ряд звуков. Что в свою очередь, делает проблематичным, процесс овладения чтением и письмом (письменной речью).

     Развитие у детей фонематического слуха является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Поэтому, ранняя диагностика сформированности фонематических процессов, является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.

Этапы работы по развитию фонематического слуха

1.  узнавание неречевых звуков;

2.  различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3.  различение слов, близких по звуковому составу;

4.  различение слогов;

5.  различение звуков;

6.  анализ звукового состава слова.

Ну а теперь  уважаемые коллеги, переходим к практической части.

- Выявление умения ребёнка узнавать и различать неречевые звуки:

Игры с твистером.

Цель: развитие внимания, слухового внимания, восприятия цвета. Оборудование: полотно  игры Твистер. Музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, дудочка и погремушка или др).

Варианты игры:

-пока звучит бубен(музыка), дети бегут вокруг кружков, когда бубен замолкает, игроки встают на любой или заданный цвет;

-игроки ходят или бегают вокруг кружков, когда играет бубен встают на красный круг, когда играет колокольчик на зеленый и т.д. Таким образом,  каждому цвету соответствует определенный музыкальный инструмент. Инструменты звучат сначала по отдельности, затем можно усложнить

игру и играть сразу на двух инструментах (одна нога на один круг, другая на другой); - вместо музыкальных инструментов можно использовать голоса животных либо другие неречевые звуки. (когда мяукает кошка встаем на красный, жужжит пчелка встаем на желтый и т.д.).

-  Выявление умения различать слова, близкие по звуковому составу:

1.Задание «Покажи картинки»: где коза, а где коса; где удочка, а где уточка  (слайд 2)

2.Задание «Назови предметы, которые, звучат похоже».

Лейка - скамейка, чашка - рубашка, подушка - лягушка  (слайд 3)

-  Далее выявляем умение различать звуки родного языка. Работу по различению звуков начинаем с гласных. Гласные звуки легче услышать, легче произнести, легче выделить. Их можно тянуть, петь (слайд 4)

1.Игра «Поймай звук». Послушай ряд звуков. Если услышишь звук А, хлопни в ладоши. А, О, У, А, И, О, А.

После гласных звуков переходим к упражнениям на узнавание согласных  (5 слайд)

2. Игры «Внимательное ушко», «Найди картинку», «Различай и повторяй»

-  На основе фонематического слуха развивается правильное фонематическое восприятие (слайд 6)

 Для проверки состояния фонематического восприятия используют следующие типы заданий:

1.Игра «Помоги Незнайке собрать портфель» ребенок должен найти картинку, в названии которой есть заданный звук. И второй тип заданий на дифференциацию звуков схожих по звучанию:

2.Игра «Размести картинки по ящикам» на дифференциацию звуков Ц – С – З (слайд 7)

-  Дальше переходим к навыкам элементарного звукового анализа и синтеза с гласными звуками (слайд 8)

1. Игра «Назови первый звук в слове» слова следует подбирать таким образом, чтобы первый гласный звук был в ударной позиции (слайд 9)

2  Игра «Определи гласный звук в середине слова» (слайд 10)

3.  Игра «Определи место звука И в словах ива, кит, коньки» (слайд 11)

4.  Игра  «Сколько звуков?» (слайд12)

5.  Игра «Собери урожай»: разложи овощи по корзинам, по количеству гласных звуков в слове, назови их (слайд 13)

6.Игра «Какой последний звук в словах съел Дракоша?»: на выявление умения определять последний согласный звук в слове (слайд 14)

7.                  Игра «Магазин»  (слайд 15) на выявление  умения определять место звука в слове (начало, середина, конец слова): оплатите первым звуком в названии покупки.

8.                  Игра «Новоселье в зоопарке»: рассели животных по вольерам в соответствии со схемой слова (слайд 16)

В завершении нашего семинара переходим к более сложным заданиям.

Игра «Составь звуковую схему слов»  (слайд 17)

И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза, а фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в целое слово.

Задание "Отгадайте загадку": нужно составить слово по первым звукам слов (слайд 18)

Так же можно использовать игры с карточками и стихами (автор Т.А.Ткаченко).

Цель: различие близких по звуковому составу слов.

-  Перед игроками лежат парные картинки, в случайном порядке, предлагается определить похожие по звучанию слова, соединить их (лиса – коса, бак- мак и т.д.).

-  Перед игроками картинки, ведущий предлагает выбрать среди близких по звуковому составу слов подходящее по смыслу и дополнить стихотворение.

Я тебе задачу дам – все расставить по местам:

Что скатали мы зимой? (ком)

Что построили с тобой? (дом)

На крючок в реке попал (сом) Может все, хоть ростом мал (гном) И т.д.

РЕФЛЕКСИЯ

«Архиватор 3, 2, 1»:

-  напишите 3 момента, понравившихся больше всего;

-  напишите 2 игры (упражнения), которые будете использовать в своей работе;- напишите 1 вопрос, который оказался для вас неожиданным.

В заключении, предлагаем вам буклеты. Их содержание, поможет вспомнить, в какие игры лучше поиграть с детьми на развитие фонематического слуха.

Спасибо за внимание!