Государственное дошкольное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Ровеньковский ясли-сад комбинированного вида «Антошка»
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
Для инструкторов по физкультуре
и воспитателей старших и подготовительных групп
«Применение здоровьесберегающих технологий
в образовательной деятельности
по физической культуре
с использование нестандартного оборудования».
Подготовила и провела
инструктор по физкультуре
Мишура Надежда Яношевна
РОВЕНЬКИ
Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности по физической культуре с использование нестандартного оборудования».
Цель: Повысить знания педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Ознакомить с новыми формами работы.
Задачи: Освоение на практике новых здоровьесберегающих технологий.
Выразительные средства: ИКТ (презентация), музыкальное сопровождение.
Ожидаемые результаты: Снятие физического и психического напряжения, получение информации, которая поможет в дальнейшей работе.
I. Вводная часть
Методист ДОУ: Добрый день уважаемые коллеги. Я рада приветствовать Вас в этом зале! Перефразируя изречение древних «Педагог – это не сосуд, который нужно наполнить профессиональными знаниями, а прежде всего это факел, который надо зажечь…», я предлагаю Вам провести нашу встречу в нетрадиционной форме, в форме интеллектуальной игры. Игра – это праздник ума, смекалки, находчивости, сообразительности, и посвящена она будет нетрадиционным методам оздоровления.
Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).
Возьмите лист бумаги. Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 4 ценности важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 1 (а потом еще 1) слово из списка. Что вы оставили в списке? И обоснуйте ответ и что вы поставили на 1 место.
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ставится плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д. (в зависимости от выбора необходимо своими словами подвести к значимости здоровья в жизни людей).
Притча
«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?
Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребенке.
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья.
II. Основная часть
Итак, тема нашего семинара – практикума «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности по физической культуре с использование нестандартного оборудования».
И проведет его инструктор по физкультуре Мишура Надежда Яношевна и воспитатели Москвич Ирина Викторовна, и Заика Марина Сергеевна.
Инструктор по физкультуре: Прежде чем мы начнем работу, предлагаю разделиться на 3 команды (визуально, по столам разделить присутствующих на команды).
«Люди сами надевают на себя оковы, завязывают глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется»- эти слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и начать первое задание «Вопрос-ответ», которое проведет Москвич И.В.
Москвич И.В. Прошу выйти ко мне по одному представителю от команды.
Вы выбираете карточку, зачитываете вопрос, а ваша команда дает ответ. Время на обдумывание ответа 20 секунд. И так по очереди, пока не закончатся вопросы.
1. О каком физкультурном оборудовании идет речь в стихотворении А. Барто «Веревочка»? (прыгалка). (Вышла Лидочка вперед, Лида прыгалку берет… Я и прямо, я и боком, с поворотом, и с прискоком, и с разбега, и на месте, и двумя ногами вместе…
2. Что в переводе с латинского означает слово «Витамины»? (жизнь)
3. Что мы желаем, говоря слово «здравствуйте»? (здоровья)
4. На этом инвентаре ехали медведи в известной сказке К.И. Чуковского. (велосипед)
5. Закончите пословицу «Береги платье снову, а здоровье …….» (смолоду)
6. Закончите пословицу «Здоров –скачет, захворал -………… (плачет)
7. По нему можно лазать и его можно перетягивать. (канат)
8. Фитотерапия – это (метод лечения с использованием частей растений, обладающих целебными свойствами, — лекарственных трав)
9. О каком физкультурном оборудовании идет речь в стихотворении А.Барто «Наша Таня….» (мяч)
10. Здоровьезберегающие технологии в ДОУ – это …. (это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья).
11. Назовите нетрадиционные методы оздоровления (коррекционная гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, Су - Джок - терапия, дыхательная гимнастика, релаксация).
12. Детский зимний транспорт? (санки)
13. Коньки на лето? (ролики)
14. Что надо делать по утрам, чтобы быть бодрым и здоровым? (зарядку)
15.Парный зимний спортивный инвентарь? (лыжи)
Спасибо, прошу сесть.
Инструктор по физкультуре: В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка - это самая главная задача не только для родителей, но и для педагогов.
Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии.
Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья.
Презентация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду в рамках реализации ГОС ДО»
Задание для наших команд по ходу презентации
Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы:
Перед вами набор различных оздоровительных технологий. Предлагаю распределить их по группам.
1 команда выбирает - Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2 выбирает - Технологии обучения здоровому образу жизни.
3 выбирает - Коррекционные технологии.
Спасибо за внимание!
Технологии сохранения и стимулирования:
Динамические паузы.
Подвижные и спортивные игры.
Релаксация.
Гимнастика пальчиковая.
Гимнастика для глаз.
Гимнастика дыхательная.
Бодрящая гимнастика.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика
Физкультурные занятия
Точечный массаж
Занятия в бассейне
Проблемно – игровые и коммуникативные игры
Самомассаж
Активный отдых
Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика
Сказкотерапия
Цветотерапия
Арт –терапия
Су-Джок терапия
Музыкотерапия
(Команды работают за столами, потом сверяют свои ответы с презентацией)
3 задание:
Так как тема нашего сегодняшнего семинара «Применение здоровьесберегающих технологий с использование нестандартного оборудования», я предлагаю разработать и провести части физкультурного занятия с нетрадиционным оборудованием: (10 мин на обдумывание и 3-4 минуты на проведение).
- для первой команды - комплекс общеразвивающих упражнений с нестандартным оборудованием (хозяйственный пакет);
- для второй команды - комплекс основных движений (полоса препятствий) с использованием нестандартного оборудования (газета)
- для третьей команды – игра-упражнение (5 цилиндров, мячик)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы:
пальчиковая гимнастика, логоритмика, кинезиологические упражнения, коррекционную гимнастику для глаз, массаж и самомассаж, Су - Джок - терапию, дыхательную гимнастику, релаксацию. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с некоторыми методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Гимнастика пальчиковая
Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Способствует овладению навыкам мелкой моторики. Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного мозга. Развивает психические способности: мышление, память, воображение. Снимает тревожность.
По сухой лесной дорожке (растопырить пальцы рук и ударять
Топ-топ-топчут ножки. пальцы о пальцы)
Ходит бродит вдоль дорожек (ходим пальцами по столу)
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягоды, грибочки (поочерёдно соединяем кончики пальцев
И для сына и для дочки. с большим пальцем, работая двумя руками)
Кинезиологические упражнения
Комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования
кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, педагог может начать работу с кинезиологических упражнений: фиксики-коза-вилка, ножницы-собака-лошадь, сарай-дом с трубой- пароход, курица-мышка.
Су-Джок терапия
В переводе с корейского «су-джок» означает «кисть-стопа». Эти части тела представляют собой обширные рефлекторные зоны. Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, лепкой, рисованием. Эти упражнения обогащают знания ребёнка о своём теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев, опосредовано стимулируют речевые области в коре головного мозга, способствуют общему укреплению организма.
Су-Джок терапию можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием лепкой, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамических пауз на занятиях.
Итак, систематически выполняя пальчиками различные упражнения пальчиковой гимнастики, кинезиологии, Су-Джок терапии дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Поэтому мы рекомендуем шире использовать разнообразные упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев. (Совет).
Технологии музыкального воздействия (речевые игры с музыкальным сопровождением)
Проводятся в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Игра «Самолет» (Заика М.С.), «Ракета» (Москвич И.В.), «Медуза» (Мишура Н.Я).
«Медуза»
Как-то очень жарким летом
По особенным билетам (руки поочередно вверх)
В путешествие пошли (шагаем)
Члены маленькой семьи. (рукой показываем большой, средний,
маленький)
Мама Медуза, (плавные движения руками)
Папа Медуз, (показываем силу)
Ребёнок – Медузёнок, (приседаем, показывая малыша)
Прозрачный карапуз.
На волне морской сидели (руками поочередно показываем волну)
И морские песни пели.
И напеться не могли (поём в микрофон)
Члены маленькой семьи.
Дыхательная гимнастика
Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма.
Сказкотерапия.
Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства.
Я предлагаю вам встать и выполнить вместе со мной мимическую зарядку.
Здесь живет Хмурилка (нахмуриться, указательные пальцы возле сведенных бровей)
Здесь живет Дразнилка (упр-е «Буратино», показ языка)
Здесь живет Смешилка (указательные пальцы на щеках, улыбнуться)
Здесь живет Страшилка (глаза широко открыть, руки вперед, пальцы растопырить, рот открыть)
Это носик – Бибка (указательные пальцы на кончике носа)
Где твоя улыбка? (улыбка).
Стретчинг
Это комплекс упражнений на растягивание определенных мышц, связок и сухожилий, полезный и необходимый всем, независимо от возраста и степени развития гибкости, применяемый в системе массажа, в лечебной физкультуре. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение, улучшает настроение, создает ощущение комфорта и спокойствия, вырабатывает естественную сопротивляемость организма различным
заболеваниям. В образовательной деятельности используются элементы игрового стретчинга.
Динамические паузы. Физкультминутки. Минутки здоровья.
Проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Точечный массаж и самомассаж
Проводится в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Массажные игры с шишками
Мишка с шишкою играет,
Между лап ее катает.
Медвежата все хохочут,
Шишки лапы им щекочут,
Колются не больно,
Малыши довольны.
1. Массаж ладоней шестигранным карандашом.
Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Одним из видов нетрадиционного массажа является массаж с помощью карандашей. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. (памятка прилагается)
Упражнение «Утюжок».
Толстый карандаш положить на стол, прогладить его сначала одной
ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.
Карандаш я покачу вправо-влево – как хочу.
Упражнение «Добывание огня».
Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.
Упражнение «Вертолёт».
Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами. Пусть он вращается быстро, как винт вертолёта!
Отправляется в полёт необычный вертолёт.
Упражнение «Скольжение»
Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, уперев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.
По карандашу скольжу,
Съехать вниз скорей спешу.
2. Релаксация
Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Учит детей расслабляться. Способствует концентрации внимания. Помогает снять напряжение. Снимает возбуждение.
Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация. Уважаемые коллеги и сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и получить удовольствие.
Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе «Полёт в космос»
ИТОГ:
Таким образом, используя каждую из рассмотренных технологий мы одновременно решаем несколько задач: повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. А главное – всё это доставляет огромное удовольствие
Здоровье – неоценимое богатство в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, как можно дольше сохранять подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Не зря говорят: «Здоров будешь – всё добудешь».
И в завершении семинара я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку «Одинокий пастух»).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, прикроем глаза и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и за работу.
Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы. Желаю здоровья вашим воспитанникам и детям!
Спасибо за внимание!
Литература
1. В детский сад - за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих дошкольное образование / В.А. Шишкина. - Мн.: Зорныверасень. - 2008. - с.3-18, с.24-165.
2. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников, Учебное пособие / В.А. Деркунская. М.: Педагогическое общество России. - 2006. - 96 с.
3. Карепова Т.Г., Жуковин И.Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция – быть здоровыми!». - Психолог в детском саду. - 2006. -№3. - с. 52-80.
4. Лазарева H.H. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребенка: Методические рекомендации для работников ДОУ /Н.Н. Лазарева, А.А. Асташкина. - Тольятти. - 2009. – 64 с.
5. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-Синтез. - 2010. -256 с.
6. Семенова И.В. Учись быть здоровым или как стать Неболейкой. - М.: Педагогика - Пресс - 2009. - 98с.
7. Подольская Е.И., Формы оздоровления детей 4 - 7 лет, Издательство
8. «Учитель», 2008.
9. Крылова Н.И., Здоровьесберегающее пространство в ДОУ, Издательство «Учитель», 2008.
10. Карепова Т.Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель», 2009.Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П., Физкультурно- оздоровительная работа, Издательство «Учитель», 2007.
11. Арсеневская О.Н., Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду, Издательство «Учитель», 2009.
12. Тарасова Т.А., Власова Л.С., «Я и мое здоровье» - М.: Школьная Пресса,
13. 2008.
14. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое
15. пособие. - М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
16. Интернет-ресурсы:
17. http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie10.htm
18. «Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ»
19. https://educontest.net/ru
Приложение к семинару-практикуму
Су-Джок терапия
Точечный массаж
Гимнастика дыхательная.
Динамические паузы.
Утренняя гимнастика
Цветотерапия
Проблемно – игровые и коммуникативные игры
Бодрящая гимнастика.
Релаксация.
Физкультурные занятия
Арт – терапия
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика пальчиковая.
Занятия в бассейне
Гимнастика для глаз.
Сказкотерапия
Подвижные и спортивные игры
Музыкотерапия
Самомассаж
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»).
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Ø Смейтесь хотя бы 10 минут в день, тогда ваш сон станет спокойным, бодрствование – рассудительным и энергичным, а риск инфаркта снизится на 50%;
Ø ежедневно съедайте 30 граммов рыбы – это снижает уровень холестерина в крови и способствует профилактике болезней сердца и кровеносных сосудов;
Ø не подавляйте в себе негативные эмоции, вы рискуете приобрести невроз или какую-нибудь болезнь;
Ø больше ходите пешком;
Ø если любите петь, то делайте это каждый день;
Ø бойтесь попасть в плен к врачам;
Ø живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не сожалейте о прошлом и не беспокойтесь о том, что будет завтра;
Ø думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, ибо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем»;
Ø не держите злобу на своих оппонентов. «Ни минуты не думать о людях, которых мы не любим»;
Ø считайте свои удачи, а не несчастья;
Ø старайтесь приносить радость другим, так как, делая добро окружающим, вы делаете его прежде всего самому себе;
Ø активно ищите способы превращения минусов в плюсы;
Ø отдыхайте до того, как пришло чувство усталости;
Ø умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение;
Ø не задерживайте внимание на недостатках других;
Ø профилактикой от стресса является чувство юмора;
Ø помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.
Правила здорового педагога
• Спокойствие, только спокойствие!
• Относитесь с юмором к себе и ситуации.
• Всю работу делайте на работе!
• Помните принцип здорового эгоизма: «Возлюби себя, прежде чем возлюбить ближнего».
• Помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.
• Будьте оптимистом!
• Здоровый сон – важное условие вашего здоровья.
Имидж – все: встречают по одежке!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.