Семинар-практикум «Психологическая комфортность в условиях образовательной среды»
Оценка 4.7

Семинар-практикум «Психологическая комфортность в условиях образовательной среды»

Оценка 4.7
doc
08.06.2021
Семинар-практикум «Психологическая комфортность в условиях образовательной среды»
Семинар-практикум «Психологическая комфортность в условиях образовательной среды».doc

МКОУ « АШАГА-ЯРАКСКАЯ СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар-практикум

«Психологическая комфортность в условиях образовательной среде»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Выполнил

Педагог психолог

Ибрагимов Г.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Создание психологического комфорта в образовательной среде»

 

         Главная задача образовательного учреждения – дать ученику необходимые знания, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адаптации. Однако ученик – это человек со всеми своими биологическими и психологическими особенностями, и, подчиняясь общим законам природы, его организм адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых он существует, растет и развивается. Если условия хороши, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям, то такая адаптация протекает благоприятно, ребенок становится сильнее, здоровее, умнее, расширяет свои физические и интеллектуальные возможности, становится полноценным и продуктивным членом общества. Если же условия плохи, не отвечают основным требованиям, не соответствуют физиологическим и психологическим потребностям растущего ребенка, то адаптация к ним протекает сложно, организму приходится излишне расходовать свои адаптивные ресурсы, что часто приводит к стрессу и срыву адаптации.

    Создание качественной образовательной среды, основанной, прежде всего на принципах сохранения и укрепления здоровья детей и стимулировании позитивных процессов физического, интеллектуального, психического, духовного развития ребенка, принимается педагогическим коллективом нашей школы как приоритетное направление. - это особый мир детства, мир надежд и радости, где наиболее благоприятная почва для творческой личности. Школа должна стать подлинной территорией здоровья и гармоничного развития.

     Комфорт можно рассматривать с двух точек зрения:

    С психологической точки зрения комфорт школьника – психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.

    С педагогической точки зрения комфорт выступает как качественная характеристика организации внутришкольной среды и образовательной деятельности школьника, в результате которой он реализует свои способности и возможности, получает удовлетворение от учебной деятельности, от общения с педагогами и сверстниками.

    Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.

 

             В школе существует подготовка будущих первоклассников. Основная идея его заключается в том, что ребенок попадает в специальное развивающее пространство и работает в нем в сотрудничестве с учителем и другими детьми. Причем хотелось бы отметить, что занятия ведут педагоги, которые будут обучать детей в дальнейшем. В одной группе работают разные учителя. Каждый учитель ведет определенный предмет. Это позволяет определить наиболее взаимоприятное взаимодействие учителя и ученика. Ведь если у ребенка будет ощущение того, что его чувства и переживания принимаются, понятны и интересны педагогу, можно говорить о сохранении психического здоровья личности, а для педагога – удовлетворенности, видимом результате в лице счастливых и благодарных воспитанников.

       Психологические аспекты комфортного пребывания в школе:

·        Комфортное пребывание детей в школе предполагает психологический комфорт.

·        Показатели, характеризующие степень благоприятности пребывания детей в школе, по большей части связаны с психологическим компонентом образования.

·        Большинство респондентов комфорт в школе связывают прежде всего с чувством успешности, хорошим настроением, желанием учиться и работать.

·        Показатели, характеризующие степень неблагоприятности пребывания детей в школе, также связаны с психологическим состоянием участников.

Таким образом, для создания школы, комфортной для детей, в первую очередь необходимо создать благоприятный социально-психологический климат внутри ОУ.

     Психолог, соц.педагог и логопед взаимодействуют в совместной деятельности, целью которой является развитие детей. Особое внимание обращается на организацию ценностно-ориентационного единства участников образовательного процесса.

   На наш взгляд, в целях создания комфортных условий пребывания детей в школе можно реализовать следующее:

Возможно введение в классах так называемого часа психолога, что позволит педагогу-психологу проводить систематическую профилактическую работу в каждом классе.

Работу по адаптации обучающихся первых и пятых классов начинать до начала учебного года через организацию специальных адаптационных занятий.

     Организация комфортных условий для адаптации дошкольников к обучению в школе».

В нашем учреждении успешно решается проблема адаптации ребенка при переходе от дошкольного детства к школьному. Педагоги младшего школьного звена посещают занятия детей в дошкольных группах, заранее знакомясь с индивидуальными особенностями каждого воспитанника. Большая роль на данном этапе отводится логопеду и педагогу-психологу, который помогает преодолеть возможные возникающие трудности при переходе от игровой деятельности к обучению.

    Активно ведется работа с родителями: совместная проектная деятельность, заседания родительского университета, родительские собрания.

Все это способствует гармоничному развитию ребенка и, в свою очередь, повышает качество образования.

 

 

   Психолого-педагогическое и социальное обеспечение:

 

* тесное сотрудничество педагогов с психологом, логопедом школы и психологами реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями с целью выработки общей стратегии деятельности, реализации совместных мероприятий, направленных на укрепление психо-логопедического здоровья школьников;

 

* предупреждение конфликтных ситуаций «учитель – ученик», «ученик-ученик», «родитель-учитель»; реализацию программ направленных на установление доброжелательных отношений;

 

* решение проблем, связанных с высоким уровнем тревожности у учащихся;

 

* решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся с проблемами речи, интеллектуального развития; помощь в преодолении психологического барьера.

* организация психологических консультаций для учащихся, педагогов и родителей;

* становление доверительных партнерских отношений с семьей каждого ученика.

 

 

Цель: создать современную образовательную среду, обеспечивающую комфортные условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, которая сможет реализовать свои способности, склонности и потребности.

 

Задачи:

·        Создать условия безопасного и комфортного пребывания детей в школе.

·        Внедрять систему здоровьесберегающих педагогических технологий, обеспечивающих полноценное развитие школьников – физическое, интеллектуальное, духовное, психическое.

·        Формировать психологическое здоровье детей для адаптации к социуму.

·        Активное приобщение родителей к воспитанию детей.

·        Способствовать формированию умений адекватного решения своих проблем.

·        Формирование коммуникативных навыков,  совершенствование навыков устной  и письменной речи.

 

Участники программы:

·        Педагоги

·        Обучающиеся

·        Родители

·        Фельдшер школы

 

Направления работы:

·        Социально-педагогическая, психологическая, логопедическая диагностика

·        Коррекция

·        Профилактика

·        Индивидуальное и групповое консультирование

·        Просвещение

 

 

Формы работы:

·        Семинар

·        Родительские собрания

·        Психолого-педагогические консилиумы

·        Диагностика

·        Педагогические советы

·        Коррекционные и развивающие занятия

·        Индивидуальные и групповые консультации

 

Методы работы:

·        Анкетирование

·        Тестирование

·        Наблюдение

·        Опрос

·        Беседа

·        Мини-лекция

·        Рефлексия

·        Деловая игра

·        Экспресс-диагностика

·        Самодиагностика

·        Тренинговые приемы

·        Игровые приемы и упражнения

·        Психолого-педагогические упражнения

·        Логопедические занятия

·        Уроки психологии

 

 

Создание психологического комфорта в образовательной среде

 

Направление

Действия

Сроки

Исполнители

1.Медицинская, социально-педагогическая, психологическая, логопедическая диагностика

 

- диагностика состояния здоровья учащихся;

 

 

- диагностика среды жизнедеятельности учащихся, включая образовательную, психологическую и семейную;

 

- выявление школьных трудностей, их анализ на основе закономерностей развития ребенка и поиск путей преодоления;

 

-выявление детей «групп риска» по школьной и социальной дезадаптации;

 

- логопедическое обследование

 

-диагностика готовности к обучению в 1 классе

 

-диагностика адаптации в 5 классе:

-социометрия,

-тревожность,

-учебная мотивация,

-рейтинг предметов

 

-диагностика адаптации в 1 классе:

-эмоциональное состояние,

-самооценка,

-мотивация,

-тревожность,

-отношение к школе

 

-диагностика уровня тревожности 7-11 классы

 

-диагностика интеллектуального развития 4 классы

 

 

-диагностика по профориентации (8-11классы)

 

-диагностика комфортного пребывания в школе

 

-диагностика суицида

 

-диагностика одаренности

 

 

Сентябрь- октябрь;

март-апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь;

март

 

Сентябрь;

Апрель-май

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь –декабрь

 

 

 

Декабрь-январь

 

 

 

Январь-февраль

 

 

 

 

Март

 

 

Апрель

 

Апрель-май

 

 

 

администрация

школы, фельдшер школы

 

 

соц.педагог

классные руководители

 

 

 

педагог-

психолог, соц.педагог

 

 

 

 

 

педагог-

психолог, соц.педагог

 

 

 

учитель-логопед

 

педагог-

психолог,

учитель-логопед

 

педагог-

психолог

 

 

 

 

педагог-

психолог

 

 

 

 

 

 

 

педагог-

психолог

 

 

педагог-

психолог

 

 

 

педагог-психолог

 

 

педагог-психолог

 

 

педагог-психолог

педагог-психолог

 

2.Коррекционная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- коррекционные и развивающие

занятия;

 

- внедрение психологических, педагогических, медицинских методов коррекции;

 

- внедрение новых индивидуально-коррекционных методов;

В  течение  учебного года

педагог-

психолог,

учитель-логопед

 

3. Профилактика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- подготовка и проведение классных часов, мероприятий;

- беседы, круглые столы;

- организация  и работа Совета профилактики,

- организация работы родительского патруля, посещение семей «группы риска»

 

В  течение  учебного года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

педагог-

психолог, соц.педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Просвещение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- подготовка и проведение  мероприятий для обучающихся и педагогов школы;

 

- подготовка и проведение родительских собраний и «Родительского университета»

 

- выступление на педагогических советах

 

 

 

В  течение  учебного года

 

 

 

 

 

По общешкольному плану

 

 

 

 

 

 

 

 

педагог-

психолог,

учитель-логопед, соц.педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Консультации

Индивидуальные и групповые.

 

 

В  течение  учебного года

педагог-

психолог,

учитель-логопед, соц.педагог

 

6.Анализ и мониторинг комфортного пребывания учащихся в школе

 

- оценка проведенных мероприятий;

 

 

 

 

май

педагог-

психолог,

учитель-логопед, соц.педагог фельдшер школы

 

 

Ожидаемые конечные результаты программы:

§  Повышение уровня психологического здоровья учащихся. Развитие потенциальных возможностей школьников.

§  Повышение приоритета здорового образа жизни.

§  Повышение мотивации к учебной деятельности, здоровому образу жизни.

§  Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.

§  Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении психологического здоровья школьников.

§  Развитие гармонично развитой личности.

 


МКОУ « АШАГА-ЯРАКСКАЯ СОШ»

МКОУ « АШАГА-ЯРАКСКАЯ СОШ»

Создание психологического комфорта в образовательной среде»

Создание психологического комфорта в образовательной среде»

В одной группе работают разные учителя

В одной группе работают разные учителя

Цель: создать современную образовательную среду, обеспечивающую комфортные условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, которая сможет реализовать свои способности, склонности и потребности

Цель: создать современную образовательную среду, обеспечивающую комфортные условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, которая сможет реализовать свои способности, склонности и потребности

Просвещение Формы работы: ·

Просвещение Формы работы: ·

Сентябрь- октябрь; март-апрель

Сентябрь- октябрь; март-апрель

Сентябрь- октябрь; март-апрель

Сентябрь- октябрь; март-апрель

Просвещение - подготовка и проведение мероприятий для обучающихся и педагогов школы; - подготовка и проведение родительских собраний и «Родительского университета» - выступление на педагогических советах

Просвещение - подготовка и проведение мероприятий для обучающихся и педагогов школы; - подготовка и проведение родительских собраний и «Родительского университета» - выступление на педагогических советах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2021