Цель программы :
Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.
формирование системы элементарных научных экологических знаний;
развитие познавательного интереса;
воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
формирование первоначальной системы ценностных ориентации;
освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;
формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Структура программы
Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем.
В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными
их пониманию, компонентами окружающей среды.
Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом
компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во
взаимосвязи.
Завершающий блок «Человек и природа» — обобщающий по отношению к
предшествующим.
В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).
Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет). Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учитывают психологические и физиологические особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.
Возраст детей
Формы реализации программы
Наблюдения
Опыты и исследования
Проектная деятельность
Развивающие игры
Моделирование
Просмотр слайдов, фрагментов познавательных фильмов и программ
Чтение художественных произведений
Рассматривание иллюстраций
Слушание музыкальных произведений, звуков природы
Экскурсии
Труд в природе
Компоненты содержания программы
Блоки занятий | Познавательный | Ценностный | Нормативный | Деятельностный |
| Компоненты | Природа как | Бережное | Изучение |
Вода | Вода в окружающем нас | Значение воды в | Правила | Экскурсия на |
Воздух | Свойства воздуха, | Значение воздуха | Выбор места для | Исследования |
Программа имеет методическое обеспечение:
Разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении,
Рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом, почвой, камнями, песком, глиной
Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество, и которые составляют реальную опасность для природы планеты.
Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей:
Автором написаны экологические сказки, придуманы "письма животным", создан экологический проект "Мое дерево".
Программа Н.А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.
Ожидаемые результаты
Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа «Наш дом — природа» обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение».
Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.