Семинар "ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «НАШ ДОМ — ПРИРОДА»

  • pptx
  • 06.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Руданова Экология 2019 Дс 104.pptx

ПРОГРАММА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
«НАШ ДОМ — ПРИРОДА»

Автор: Рыжова Наталья Александровна



Презентацию подготовила
воспитатель МДОУ «Детский сад №104»
Руданова Наталия Алексеевна


Цель программы :

 Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.

 

формирование системы элементарных научных эко­логических знаний;
развитие познавательного интереса;
воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для са­мого ребенка поведения;
формирование умений и навыков наблюдений за при­родными объектами и явлениями;
формирование первоначальной системы ценностных ориентации;
освоение элементарных норм поведения по отноше­нию к природе, формирование навыков рационального приро­допользования в повседневной жизни;
формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;
формирование элементарных умений предвидеть по­следствия некоторых своих действий по отношению к окру­жающей среде.

Принципы отбора содержания программы «Наш дом – природа»

Структура программы

Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем.
В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными
их пониманию, компонентами окружающей среды.
Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом
компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во
взаимосвязи.
Завершающий блок «Человек и природа» — обобщающий по отношению к
предшествующим.
В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

Программа предна­значена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет). Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необхо­димо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учиты­вают психологические и физиологи­ческие особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.

Возраст детей

Методика работы по программе

Блок занятий

Конструированиее

Игра

Исследо-вание

Труд

Литература

Музыка

ИЗО

Театр

Формы реализации программы

Наблюдения 
Опыты и исследования
 Проектная деятельность 
Развивающие игры 
Моделирование 
Просмотр слайдов, фрагментов познавательных фильмов и программ 
Чтение художественных произведений 
Рассматривание иллюстраций 
Слушание музыкальных произведений, звуков природы 
Экскурсии 
Труд в природе

Компоненты содержания программы

Блоки занятий

Познавательный

Ценностный

Нормативный

Деятельностный

 
Я и природа
(Дом под
крышей голубой)

 
 
 
 
 
 

Компоненты
природы, природные и
искусственные
объекты, ребенок
как часть природы

Природа как
универсальная
ценность,
необходимость
каждого
природного
компонента

Бережное
отношение к
природе

Изучение
компонентов
природы на
примере ближайшего окружения

Вода
(Волшебница
вода)
 
 
 
 
 
 

Вода в окружающем нас
мире (водоемы,
виды осадков),
свойства воды,
состояния воды,
элементы
круговорота воды,
водные животные
и растения, их
приспособленность
к водной среде

Значение воды в
жизни человека и
живых организмов,
водоемов как
среды обитания
живых организмов,
ценность чистой
воды

Правила
Поведения во
время отдыха на
берегах водоемов,
бережное
отношение к
водным животным и
растениям,
выбор мест для
купания,
рациональное
использование
воды в быту
(дома и в
детском саду)

Экскурсия на
ближайший
водоем с целью
оценки отношения к нему
людей, помощь
обитателям
водоема (подкормка птиц),
реализация правил поведения во
время экскурсий,
совместный
отдых с
родителями у
водоема,очистка
(фильтрация) воды (помощь
реке),уход за
обитателями
живого уголка

Воздух
(Воздух-
невидимка)
 
 
 
 
 
 
 

Свойства воздуха,
Его значение в
жизни человека и
других организмов, воздух
как среда
обитания, ветер —
движение воздуха,
летающие животные, летающие семена,
почему
загрязняется
воздух

Значение воздуха
в жизни человека
и других
организмов,
чистый воздух и
здоровье, ценность растений
как очистителей
воздуха

Выбор места для
игр,отдыха с
точки зрения
чистоты воздуха,
чистый воздух и
наше здоровье,
бережное
отношение к
птицам,
насекомым и
другим летающим
животным

Исследования
листьев деревьев
(загрязнение
пылью),
наблюдения,
подкормка птиц,
посадка деревьев,
комнатных растений как
очистителей
воздуха

Программа имеет методическое обеспечение:

Разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении,
Рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом, почвой, камнями, песком, глиной
Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество, и которые составляют реальную опасность для природы планеты.
Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей:
Автором написаны экологические сказки, придуманы "письма животным", создан экологический проект "Мое дерево".
Программа Н.А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.

  

Ожидаемые результаты


Предполага­ется получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоцио­нального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о неко­торых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнози­ровать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпри­нимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

  

Отличительные особенности программы


Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа «Наш дом — природа» обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение».
Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

  


Спасибо за внимание!