Семинар "Здоровьесберегающая среда, как фактор сохранения и укрепления здоровья детей"
Оценка 4.7

Семинар "Здоровьесберегающая среда, как фактор сохранения и укрепления здоровья детей"

Оценка 4.7
docx
01.03.2021
Семинар "Здоровьесберегающая среда, как фактор сохранения и укрепления здоровья детей"
Культура здоровья.docx

Тема семинара: «Здоровьесберегающая среда как фактор сохранения и укрепления здоровья детей»

“Если вы не думаете о своем будущем, 
у вас его не будет…”
выдающийся философ XX века
Бертран Рассел

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде чем говорить о теме нашего сегодняшнего семинара, я попрошу вас представить такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение потихоньку уносит детей, они этого не замечают и неожиданно оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны находиться наверху, рядом с детьми и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, дети - это наши ученики, взрослые – это мы – педагоги и наша общая задача – научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

В законе РФ “Об образовании” сказано: “ Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся” 

Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира, наблюдается усиленная интенсификация учебного процесса. При этом учебные программы не адаптированы к особенностям развития и состоянию здоровья современных детей. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и безопасного поведения учащихся и, собственно, формированию культуры здоровья у участников образовательного процесса. Именно о культуре здоровья и пойдет сегодня разговор.

Понятие “культура” является сложным междисциплинарным понятием, и точного определения культуры до сих пор нет. Поэтому различаются несколько составляющих общей культуры: нравственная, физическая, национальная, правовая, валеологическая.

С точки зрения валеологии здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нём. Однако уже сегодня из 1030 воспитанников СЮН:  46 детей  с ОВЗ, 10 детей – инвалидов. Поэтому перед нами стоит непростая задача: как правильно обучать таких детей, какие методы и приемы применять для правильного развития ребенка, ведь существует много факторов, усугубляющих отрицательное влияние на здоровье учащихся. Это:

• ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия);

• отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля  за состоянием здоровья обучающихся;

• нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;

• несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении;

• увеличение объёма учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;

• распространённость новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся;

• недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей в вопросах здоровьесберегающего, здоровьеформирующего образования.

Положив в основу своей деятельности фразу «Компетентный педагог – здоровый ребенок», мы используем разнообразные приемы здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе для сохранения и укрепления здоровья детей, формируя у них устойчивую мотивацию к здоровому и безопасному образу жизни. При составлении расписания учебных занятий учитываются гигиенические требования и санитарно-эпидемиологические правила СанПиН, обеспечивается смена характера деятельности учащихся. Каждый педагог реализует свою воспитательную программу «Восхождение к личности», подпрограммой которой является «Родник здоровья». Традиционно учащиеся участвуют в антинаркотическом марафоне, Днях здоровья, конкурсах и эстафетах, связанных со спортом.

Другим не менее важным фактором является наличие «опасных» рабочих мест, тех, что характеризуются высоким уровнем травматизма. Получение травм детьми неизбежно: подвижный ребенок не может не пробежать на перемене по коридору, не прыгнуть через ступеньку, всякий ребенок способен оступиться. Но мы не можем допускать травмирования учащихся в результате «ударов  по голове»,  драки с одноклассником, т.е. травмирования, связанного с конфликтными ситуациями, тем более проявлением жестокости. Профилактика несчастных случаев в образовательном процессе должна заключаться в: неформальной организации дежурства педагогов на переменах, неформальной организации подвижных перемен, неформальном проведении  инструктажей на соответствующую тему, неформальной индивидуальной профилактической работе с учащимися.

В плане воспитательной работе по охране жизни и здоровья учащихся представлена модель организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма с учащимися,  пожарной безопасности и антитеррора. Данные беседы педагоги фиксируют соответствующей записью в журнале.

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях

В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:

  • санитарно-гигиенические,
  • психолого-педагогические,
  • физкультурно-оздоровительные.

Применение каждой из этих технологий невозможно без учета соответствующих критериев здоровьесбережения:

  • Критерии санитарно-гигиенические - это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете.
  • К психолого-педагогическим критериям  относится психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка, и это приводит в конечном итоге к хорошим результатам.

·            Физкультурно-оздоровительные критерии - организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности.

Внешними проявлениями утомления являются:

 - отвлечение;

-потеря интереса и внимания,

 -ослабление памяти, снижение работоспособности.

Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток.

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек – вот только некоторые моменты оздоровления, для которых педагог должен найти место и время в ходе проведения занятий.

Точечный массаж поможет расслабиться, успокоиться, снимет нервное и мышечное напряжение. Детям очень нравятся подобные упражнения, которые можно весело обыграть.

На занятиях, требующих напряжения зрения, особенно полезно проводить гимнастику для глаз.

Игры - это хороший отдых между занятиями; они снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

 В  качестве здоровьесберегающей технологии, я провожу физкультминутки и динамические паузы в форме игры.

Все действия выполняются под стихотворный текст. Важно, чтобы стихотворение для физкультминутки, было подобрано соответственно возрасту ребенка.

Время начала физкультурной минутки определяется самим педагогом 15-я - 20-я минута занятия.  В  первом классе рекомендуется проводить по две физкультминутки на каждом  занятии.

 

Примеры физкультминуток:

Раз - подняться, потянуться, 
Два - нагнуться, разогнуться, 
Три - в ладоши, три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре - руки шире, 
Пять - руками помахать, 
Шесть - на место тихо сесть.

Все подняли руки - раз! 
На носках стоит весь класс, 
Два - присели, руки вниз, 
На соседа повернись. 
Раз! - И вверх, 
Два! - И вниз, 
И к соседу повернись. 
Будем дружно мы вставать, 
Чтобы ногам работу дать. 
Раз - присели, 
Два - поднялись. 
Кто старался приседать, 
Может уже отдыхать.

***

У меня спина прямая, - дети встают и расправляют плечи
Я наклонов не боюсь -  наклоны вперед. 
Выпрямляюсь, прогибаюсь,  
Поворачиваюсь. - делаем повороты.
Раз - два, три - четыре. 
Три - четыре, раз - два.
Я хожу с осанкой гордой. - поворачиваются в стороны 
Прямо голову держу, - поклон вперед
Никуда я не спешу. - руки за спину и ходьба на месте 
Раз - два, три - четыре, - повороты туловищем
Три - четыре, раз - два. - снова ходьба на месте  
Я могу и поклониться. - поклон 
И присесть, и наклониться, - приседание и поклон вперед 
Повернись туда - сюда! - повороты 
Ох, прямешенька спина! 
Раз - два, три - четыре, - повороты туловищем
Три - четыре, раз - два. - снова ходьба на месте.

 

Пальчиковая гимнастика

Вот помощники мои

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

 

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

 

Гимнастика для глаз

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх  вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

 

«Лиса»

(снятие зрительного напряжения)

Ходит рыжая лиса, щурит хитрые глаза.

Крепко зажмурить и открыть глаза.

Смотрит хитрая лисица,

Ищет, чем бы поживиться.

Медленно прослеживать взглядом вправо, затем – влево за движущимся предметом – лисой, не поворачивая головы.

Пошла лиска на базар, посмотрела на товар.

Взгляд направлен вниз, затем – вверх.

Себе купила сайку, лисятам – балалайку.

Самомассаж века путём лёгкого надавливания на него тремя пальцами.

 

 «Сова и лиса»

(восстановление зрения)

На сосне сидит сова, под сосной стоит лиса.

Медленно перемещают взгляд вверх – вниз, не поворачивая головы.

На сосне сова осталась,

Выполняют круговые вращения глазами по часовой стрелке.

Под сосной лисы не стало.

То же против часовой стрелки.

Находясь школе, а за тем на кружковых занятиях  дети испытывают напряженность, поэтому любят такие паузы и с удовольствием повторяют все упражнения за педагогом. На некоторых занятиях мы с учениками играем в такую игру: я задаю заранее подготовленные вопросы по теме, а дети вместо ответа «да» - хлопают в ладоши, а если ответ «нет» - стучат ногами.

Выполняя эти несложные упражнения вместе с учащимися, прививаем им полезную для здоровья привычку – делать зарядку, помогаем им «переключится» и снять напряжение.

Ребенок по мере роста проходит стадии развития от полной зависимости от родителей до почти полной самодостаточности. Развитие – это постоянный баланс между познанием нового и разумными ограничениями в целях безопасности.

 

«Профилактика вредных привычек и формирование

здорового образа жизни у детей»

В настоящее время в нашей стране наблюдается рост числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности, преступности и количества детей, подверженных вредным привычкам. 
            Вредные привычки и их последствия – это тема, которая все больше волнует и тревожит наше общество. Наиболее активно поднимают ее люди, которые имеют непосредственное отношение к воспитанию и охране здоровья подрастающего поколения. Подростки представляют собой группу повышенного риска.
            Вредными считаются те привычки, которые мешают человеку жить полноценной жизнью, не дают ему возможности реализовать себя как личность. Иметь их – это значит всегда идти по пути наименьшего сопротивления, что, конечно, гораздо проще, чем добиваться хорошего, преодолевая множество преград и делая усилия над собой. 

«Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».

 В справедливости этих слов не приходится сомневаться. Действительно, характер определяет очень многое в судьбе человека. Известно, что наибольшего успеха в жизни достигают сплошь и рядом не те, от кого этого ожидали в детстве, в школьные годы. Порой явно способные люди так ничего особенного и не достигают. Напротив, другие, казалось бы, не блещущие какими-либо выдающимися способностями, достигают многого. В чём же дело? Если присмотреться, то почти всегда оказывается - в характере.

 Благодаря таким чертам, качествам, свойствам характера, как настойчивость, воля, целеустремлённость, даже при средних способностях можно успеть в жизни сделать намного больше, чем при очень хороших способностях, не подкреплённых указанными чертами. Характер наиболее отчётливо проявляется там, где человек самостоятельно организовывает свою деятельность. Всё это наиболее отчётливо проявляется в самостоятельной жизни, когда ответственность за свои действия несёт сам человек, а не одновременно и он, и его родители.

Существует неразрывная связь между привычкой и характером.

 Такие черты характера, как недостаточная устойчивость и целеустремлённость, отсутствие выдержки и способности переносить большие усилия, неспособность ради достижения цели на время отказаться от каких-либо благ так или иначе связаны с привычками.

Основными и самыми главными, наносящими существенный вред здоровью человека зависимостями, были и остаются алкоголизм, курение табака и наркомания.

            Ситуация осложняется тем, что до недавнего времени подверженность вредным привычкам касалась детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. В настоящее время пагубным пристрастиям подвержены дети из благополучных семей, семей с высоким достатком. Как правило, недостаток внимания к детям и низкие морально – этические нормы в семье сочетаются с финансовой свободой.

            Современная жизнь добавляет все новые проблемы. Развитие общества, достижения человеческого ума приносят не только положительные результаты, но и новые опасности. В результате появления компьютера, Интернета, мобильного телефона появились «новые» вредные привычки:

интернет-зависимость;

-  кибернетическая зависимость (зависимость от компьютерных игр);

-  телемания.

            Без организации профилактической работы невозможно добиться позитивных результатов в решении проблемы вредных привычек. Сегодня профилактика вредных привычек становится одной из важнейших социальных задач общества, решение которых стоит особо остро. 
  Основной целью педагогического процесса является воспитание и формирование всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной личности. Добиться таких результатов возможно только при проведении профилактики вредных привычек среди детей и их родителей. Ведь предотвратить беду намного проще, чем потом с нею бороться! 

Меры профилактики и борьбы с плохими привычками у детей и подростков.

            Пропаганда здорового образа жизни должна стать для педагогов одной из самых основных задач. Особое внимание следует уделять школьникам из так называемых неблагополучных семей. Для таких ребят педагоги порой становятся единственными воспитателями.

            При разговоре с подростком очень важно делать акцент именно на том, что нужно школьнику, а не учителям, родителям. Проще говоря, не нужно описывать ему какие-то туманные перспективы того, что с ним будет через много лет, если он отдастся во власть вредных привычек, либо говорить о том, что его здоровый образ жизни нужен, прежде всего, семье, окружающим.

            Для школьника важно осознать то, насколько ему самому нужен этот здоровый образ жизни, причем именно сейчас. К примеру, при разговоре с девочкой можно упомянуть о том, насколько непривлекательны курящие и пьющие женщины для лиц противоположного пола. Школьницы, находящиеся в переходном возрасте, уже, как правило, начинают интересоваться мальчиками. Они обязательно задумаются, насколько пагубные привычки отразятся на ее отношениях с ними.

            Юной леди можно напомнить о том, что девушек, ведущих неправильный образ жизни, мальчики воспринимают скорее как «своего парня», нежели как хрупкое и беззащитное создание, которое нужно защищать и оберегать. Можно также сказать ей о том, насколько сильно стареет кожа курящих женщин. Все это нужно преподнести в достаточно ненавязчивой форме, чтобы дать возможность подростку все осознать.
            Чтобы завоевать доверие юной барышни и еще больше склонить ее к своей точке зрения, можно провести с ней импровизированное занятие, посвященное красоте. К примеру, можно рассказать ей об уходе за кожей, о макияже. При этом обязательно нужно еще раз обозначить все те проблемы, которые могут начаться с кожей у курящей женщины. Мальчикам-подросткам можно рассказать о том, насколько вредные привычки пагубно влияют на его физическую форму.

            В некоторых учебных организациях принято приглашать на подобные беседы  мужчин, которые пользуются авторитетом у школьников. К примеру, это может быть известный человек. Многие знаменитости соглашаются провести такие беседы абсолютно безвозмездно. Таким образом, они вносят свой вклад в развитие здоровой нации. В процессе беседы с подростками важно упомянуть про свое собственное отношение к алкоголю, курению.

 

            Можно подчеркнуть, что всего того, чего тому или иному известному мужчине удалось добиться в жизни, ему удалось осуществить после категорического отказа от алкоголя, курения. Родителям подростков следует помнить, что на их детей очень сильное влияние оказывает окружение. Важно всегда быть в курсе того, с кем ребенок общается, в каком обществе он предпочитает проводить свободное время. Если школьник связался с плохой компанией — пора бить тревогу.

            В этом случае важно сделать все для того, чтобы переключить подростка на более полезное времяпрепровождение. Необходимо понимать, что все пагубные привычки человек приобретает от безделья. Когда ребенок занят, ему некогда думать о вредных пристрастиях. Перед ним стоят совершенно другие цели. Именно поэтому важно рационально организовать досуг ребенка. Лучше всего призвать его в какой-нибудь кружок, либо предложить ходить на занятия, которые проводят в школе. Очень хорошей профилактикой вредных привычек служат занятия в спортивных школах. Там, как правило, собираются люди, ведущие здоровый образ жизни. Вращаясь в такой среде, подростку не захочется выделяться на фоне других спортсменов и он раз и навсегда выберет здоровый образ жизни. Любое занятие или хобби само по себе является хорошей профилактикой от вредных привычек. Школьник, увлеченный каким-либо занятием, будет тратить свободное время исключительно на него. У него уже не возникнет желания бесцельно болтаться по улицам с сигаретой и пивом в руках.

            В борьбе за правильный образ жизни и педагоги, и родители школьников должны действовать согласованно и слаженно. Лучше объединить свои усилия. Именно так удастся достигнуть желаемой цели гораздо быстрее. Кроме того, родители всегда должны поддерживать связь с педагогом, узнавать у него обо всем, что связано с их ребенком. Именно это является одним из правил достойного воспитания.

            Профилактика вредных привычек у школьников — задача, которая должна стоять как перед педагогом, так и перед родителями учеников. Она должна стать обязательным элементом воспитательной работы.... 

 

 


 

Тема семинара: « Здоровьесберегающая среда как фактор сохранения и укрепления здоровья детей » “

Тема семинара: « Здоровьесберегающая среда как фактор сохранения и укрепления здоровья детей » “

Положив в основу своей деятельности фразу «Компетентный педагог – здоровый ребенок», мы используем разнообразные приемы здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе для сохранения и…

Положив в основу своей деятельности фразу «Компетентный педагог – здоровый ребенок», мы используем разнообразные приемы здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе для сохранения и…

Точечный массаж поможет расслабиться, успокоиться, снимет нервное и мышечное напряжение

Точечный массаж поможет расслабиться, успокоиться, снимет нервное и мышечное напряжение

Раз - два, три - четыре, - повороты туловищем

Раз - два, три - четыре, - повороты туловищем

Выполняют круговые вращения глазами по часовой стрелке

Выполняют круговые вращения глазами по часовой стрелке

В настоящее время пагубным пристрастиям подвержены дети из благополучных семей, семей с высоким достатком

В настоящее время пагубным пристрастиям подвержены дети из благополучных семей, семей с высоким достатком

Можно подчеркнуть, что всего того, чего тому или иному известному мужчине удалось добиться в жизни, ему удалось осуществить после категорического отказа от алкоголя, курения

Можно подчеркнуть, что всего того, чего тому или иному известному мужчине удалось добиться в жизни, ему удалось осуществить после категорического отказа от алкоголя, курения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2021