Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)
Оценка 5

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
4 кл
13.02.2019
Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)
Исследовательская работа "Как хлеб на стол пришёл". Актуальность данной темы не вызывает сомнения. На столах появились новые яства. Меняются предпочтения людей относительно хлеба. Далеко не все задумываются о том, как появился хлеб в нашей жизни, какой путь он проделал от зерна до нашего стола.
Про хлеб.docx
Номинация: Природа и мы «Как хлеб на стол пришёл» Оглавление. I. Введение……………………………………………………………………….2 II.Основная часть 1. Теоретическая часть 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. История появления хлеба……………………………………3 Значимость хлеба для человека……………………………..4 От зерна до каравая…………………………………………..5 Военный хлеб Сибири……………………………….……….6 Интересные факты о хлебе……………………...…...............7 III. Заключение………………………………………………………….……….8 IV. Рецензия………………………………………………………………………9 V. Источники информации................................................................................10 1 Введение Что такое хлеб и как он выглядит, знают, конечно же, все. Теперь хлеб можно без проблем испечь   у   себя   дома   –   в   хлебопечке   или   же   просто   в   духовке.   Рецептов   вкуснейшего ароматного хлеба не мало, но речь пойдет не о них. Наши предки говорили, что хлеб – всему голова, считая его важнейшим атрибутом застолий. И были правы: даже если ваш обед будет состоять только из хлеба, вы гарантированно наедитесь. Ведь в этом продукте содержатся все необходимые организму крахмалы, жиры и белки. Хлеб – неотъемлемая часть питания человека.   За последние годы наше питание сильно изменилось. На столах появились новые яства. Изменились и наши предпочтения относительно хлеба. Мы хотим больше разнообразия, новых вкусов. И не все задумываются о том, как появился хлеб в нашей жизни. Именно это и является актуальной проблемой в наши дни. До недавнего времени я об этом тоже не задумывался, пока летом не увидел огромное пшеничное поле. Сегодня хлеб предстанет перед нами с иной стороны, с той, с которой мы его мало знаем. Попытаемся выяснить как и откуда приходит он на наш обеденный стол. Цель работы: Проследить весь путь хлеба: от хлебного зернышка до обеденного стола. Задачи:  • • • Гипотеза:  Я предполагаю, что путь хлеба от зернышка до обеденного стола ­   сложный, длительный и трудоемкий. Объект исследования: хлеб. Предмет исследования: процесс превращения зерен в булку хлеба. Методы исследования:  • • • • изучить различные источники информации по данной теме совершить экскурсии на объекты, связанные с хлебом сравнить полученные практические и теоретические данные анализ источников информации беседа экскурсии эксперимент 2 Основная часть История появления хлеба Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. С окончанием ледникового периода в мире произошли коренные изменения. Растения и животные  распространились  далеко  на север.  В благоприятных условиях  быстро росло население. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Исследования показывают, что первые культурные растения были совсем не похожи на своих современных потомков. Но   древние   земледельцы   с   самого   начала   занимались   селекцией   –   отбором   крупных   и выносливых   растений.   Постепенно   урожаи   становились   лучше,   а   земледелие   более стабильным и надежным способом пропитания, чем охота и собирательство. Земледелие по сравнению с охотой и собирательством требовало больших усилий: вспашка земли, сев, прополка   и   сбор   урожая   на   полях   делались   вручную  и   занимали   все   свободное   время первых земледельцев. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей   пшеницы   зерна   с   трудом   отделялись   от   колоса,   и   чтобы   облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются  от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых   камнях,   которые   помещали   в   вырытые   для   этого   ямы.   Случайно   человек обнаружил,   что  если  перегревшиеся  (или  поджаренные)  зерна,  раздробить  и   смешать  с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Примерно шесть с половиной – пять тысяч  лет  назад человек научился  возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый   печеный   хлеб.   Археологи   предполагают,   что   однажды   во   время   приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда­то наши далекие предки из   густой   зерновой   каши   стали   выпекать   пресный   хлеб   в   виде   лепешки.   Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. 3 Значимость хлеба для человека Антуан­Огюст Парментье, основатель школы хлебопечения живший в XVIII веке писал: «Хлеб является великодушным подарком природы, такой пищей, которую нельзя заменить ничем другим. Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь; и как только он появляется вновь, это служит признаком выздоровления. Хлеб можно потреблять в любое время дня, в любом возрасте, в любом настроении; он делает вкуснее остальную пищу, является основной причиной и хорошего и плохого пищеварения. С чем бы его ни ели, с мясом или любым другим блюдом, он не теряет своей привлекательности. Он настолько нужен человеку, что, едва родившись на свет, мы уже без него не можем обойтись, и до смертного часа он нам не надоедает». Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион как здорового человека, так и тех, кто нуждается в диетическом питании. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством – он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно. О пользе и вреде хлеба спорят многие, но непреложным остается факт, что хлеб сохраняет и поддерживает наше здоровье. Природа заложила в пшеничное и ржаное зерно комплекс жизненно необходимых веществ: белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных соединений.  За   счет   потребления   хлеба   удовлетворяется   на   30%   потребность   в   калориях,   белках. Более, чем наполовину в витаминах группы В, солях фосфора, железа, углеводах. Хлеб,   в   отличие   от   других   продуктов,   обладает   хорошей   усвояемостью   даже   при ежедневном употреблении, которая связана с особенностями химического и физического состава входящих в него веществ: *белки  *крахмал  *жиры  *углеводы, пищевые волокна – в сильно набухшем, размягченном состоянии. Благодаря этому, хлеб придает пище благоприятную для работы пищеварительного тракта консистенцию. Психофизическое значение связано с внешним видом, ароматом, вкусом, цветом корки. Ученые определили «аромат счастья» №1 –это аромат свежевыпеченного хлеба. 4 От зерна до каравая Почётен и важен труд пекаря. Но он один не сможет приготовить хлеб. Не менее важна и нужна профессия земледельца, не лёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зелёное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Трудно себе представить, что раньше на Руси крестьяне сеяли и убирали хлеб вручную. Сегодня земледельцам на помощь пришли комбайны и тракторы. Весной после таяния снега почву надо поборонить, чтобы выровнять её и сохранить в ней влагу. После этого почву ещё раз рыхлят и готовят семена к посеву. Главная заповедь хлебороба ­ вовремя посеять семена в почву,   влажную   и   прогретую   солнцем.   При   таком   посеве   семена   прорастают   дружно. Чтобы   вырос   хороший   урожай,   необходима   хорошая   погода,   теплый   дождь   и   больше солнца. Важное условие, чтобы семена высевались здоровые, качественные. Как говорится в поговорке: от худого семени ­ не жди доброго племени. В августе, сентябре проводится массовая   уборка   хлеба.   Чем   спелее   хлеб,   тем   лучше   будет   из   него   мука.   Вырастить хороший   урожай   ­   это,   разумеется,   главное.   Не   менее   важно   до   колоска   убрать   его, избежать потерь. Хлебное зёрнышко мало, через любую дырку просочится. Самое главное в период уборки ­ это хорошая солнечная погода. Если в период уборки будут ливни и сильные ветра, то хлеба могут полегать. И тогда трудно будет его убирать, и он может прорасти в колосе. Из такого зерна не получить хороших семян и не получишь хорошего хлеба. Поэтому посев надо убирать вовремя.  Но вот собран урожай. Зерно на машинах везут в элеваторы. Элеватор – это специальное помещение для хранения зерна в особых условиях. Здесь зерно находится до нового урожая. Лучшее отобранное зерно оставляют на семена, а остальной урожай используют по мере необходимости. Дальше зерно везут на мукомольный   завод,   где   перемалывают   в   муку.   Муку   отправляют   на   хлебозавод,   на котором пекут свежие вкусные батоны, булочки, хлеб. И хлеб отправляется на прилавки магазинов. Следует вспомнить об учёных, которые трудятся над выведением новых сортов хлеба, таких, чтобы не боялись ни морозов, ни засухи, ни ветра, ни дождя, а урожай был больше. Много людей разных профессий помогают хлебу попасть к нам на стол. 5 Военный хлеб Сибири Мы с вами не знаем, что такое голод, хлебные карточки. Может поэтому и относимся к хлебу, как к чему­то привычному. Когда советские войска рвались к Берлину ­ в тылу исчерпали последние резервы. Рабочие и колхозники голодали. Людей нужно было кормить. В ноябре 1944­го года в Новосибирской   области   был   объявлен   конкурс   на   рецепт   хлеба   без   использования пшеничной или ржаной муки. «Испечь хлеб без хлеба», так он назывался в официальных документах. Они до сих пор хранятся в государственном областном архиве. В этих пыльных папках, по сути, рецепт выживания. Пятьдесят одно рационализаторское предложение. (42 образца). Лучший хлеб испекла   простая   труженица   ­   Мелания   Поташёва­жительница   села   Ясная   поляна Черепановского   района.   Одобрили   эксперты.   Оценили   солдаты.   За   такой   хлеб победительнице конкурса вручили почетную грамоту, золотые именные часы и промтовары на 3 тысячи военных рублей. Мелания взяла мыло, пальто, рукавицы. Все на что хватило. Ее хлеба хватило всем тыловикам. Ведущий   архивист   читального   зала   Государственного   архива   Новосибирской   области рассказывает: «Солдаты проходили и были удивлены, что белый хлеб у них на столе. И даже некоторые говорили, как так могло произойти, что война идет, люди без корки хлеба живут, а у вас на столе белый хлеб». Современные кулинары сочли бы рецепт этой опары более чем странным. Опара состояла из вареного картофеля и сырых дрожжей и настаивалась 8 часов. Главное ­ не дать тертой сырой картошке окислиться на воздухе ­ не почернеть. Поэтому месить и катать буханки нужно  было  очень быстро.  Ветераны  говорят,  что тот тяжелый  картофельный  хлеб  по вкусу был похож на настоящий.  Нет ничего дороже хлеба. Ведь хлеб – это сущность нашей жизни.   В своем практическом исследовании я решил выяснить, каково отношение к хлебу моих сверстников. Мною было опрошено 50 человек. (Приложение 1) Просто пища – 33 человека Продукт, полученный в результате труда многих людей – 17 человек Предмет для баловства – 0 человек Из диаграммы видно, что большинство ребят не задумываются о том, что хлеб это продукт который получается в результате тяжёлого труда людей. Они считают его просто пищей. 6 Интересные факты о хлебе Слово “хлеб” имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, которые назывались “клибанос”. Отношение   к   хлебу   всегда   было   очень   уважительным.   У   многих   народов   до   сих   пор существует   традиция   съедать   весь   хлеб   до   крошки   и   находить   применение   даже очерствевшим кусочкам, так как выбрасывать хлеб – грех. С хлебом связаны и многие народные приметы. Считается, что нельзя оставлять на столе кусок хлеба, лежащий коркой вниз,   —   отпугнешь   удачу.   А   древние   скандинавы   верили,   что   если   парень   и   девушка случайно откусят от одного куска, то непременно свяжут себя брачными узами. Хлеб в том или ином виде присутствует в рационе всех народов мира. Только выглядит и называется по­разному.   «Хлеба   и   зрелищ!».   Этот   знаменитый   лозунг   и   устойчивый   оборот   дошел   к   нам   из Древнего Рима. Именно этих двух вещей требовало очень бедно живущее население, без остального люди могли обойтись. А наши предки говорили так: «Хлеб всему голова». В   настоящее   время   известно   более   20   основных   сортов   хлеба   и   около   сотни   менее известных. В старину, наши предки славяне пекли хлеб не только из злаковых культур ­ ржи, ячменя, и пшеницы, но и из… желудей. Собранные желуди, размалывались в муку из которой пекли лепешки. Позже славяне, в этих же целях использовали и орехи. Своеобразный рекорд установили пекари из Wheat Montana Farms and Bakery. Они испекли самую «быструю» булочку, а именно пожали в поле пшеницу, смололи ее в муку, замесили тесто, сформировали из него буханку, испекли ­ и всё это за 8 минут 13 секунд. Произошло это в 1995 году. 7 Заключение Прежде, чем попасть на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Но не все помнят,  каким нелёгким трудом он достаётся.  Как знать, выжил бы Робинзон Крузо на острове где было много дичи, фруктов, если бы не  нашел пшеничные зерна и не вырастил пшеницу. Меняются   времена,   меняется   жизнь,   переоцениваются   ценности,   а   хлеб   был,   есть  и   будет   ежедневной   потребностью   и   самой   большой   ценностью.  Хлеб   является великодушным подарком природы, такой пищей, которую нельзя заменить ничем другим. Хлеб не просто еда. Это тяжёлый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие. Я считаю, что в результате моих исследований гипотеза о сложном и трудоёмком пути хлеба подтвердилась. 8 Рецензия Работа «Как хлеб на стол пришёл» посвящена хлебу и его месту в жизни человека. Актуальность данной темы не вызывает сомнения. За последние годы наше питание сильно изменилось.   На   столах   появились   новые   яства.   Изменились   и   наши   предпочтения относительно хлеба. Мы хотим больше разнообразия, новых вкусов. И не все задумываются о   том,   как   появился   хлеб   в   нашей   жизни.   Поэтому   тема   сегодня   очень   важна   для рассмотрения. Автор поставил перед собой цель проследить весь путь хлеба: от хлебного зернышка до обеденного стола. По мнению автора, эта тема является для него полезной: полученные знания помогут школьникам лучше узнать историю появления хлеба и его значимость. Проведена   серьёзная   работа   по   изучению   разнообразия   хлеба,   его   составу   и   способу получения. Немаловажным является и то, что он провёл опросы, посетил места связанные с хлебом.   Для   получения   ответов   на   некоторые   вопросы   ему   пришлось   обратиться   к специалистам. В своей работе ученик подробно описывает исследования шаг за шагом и на конкретных примерах показывает решение поставленных задач. Автор на конкретных примерах доказывает, что хлеб является великодушным подарком природы. Материал   в   работе   изложен   последовательно   и   чётко.   Выводы   и   заключение   сделаны правильно. Считаю, что исследовательская работа может быть представлена на районной учебно – исследовательской конференции «Я – исследователь!» 9 Источники информации: 1. http://www.homebread­shop.ru/istoriya­hleba­v­rossii  2. http://www.hlebopek.com/articles/istorija_hlebopechenija_na_rusi.html 3. http://www.agro2.ru/zernovye­kultury/agrotekhnika­vyrashchivaniya­ozimoi­ pshenitsy    4. http://www.zernosushilki.com/info/organizatsiya­truda­na­zernotokah/organizatsiya­ rabot­na­posleuborochnoy.html 5. http://t­kudelina.livejournal.com/60323.html 10

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)

Исследовательская работа на тему «Как хлеб на стол пришёл» (4 класс, окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2019