Урок открытия нового знания "Наши подземные богатства"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
08.02.2019
Тип урока: исследование. Использован личностно-деятельностный подход в обучении
Цели урока:
1. Сформировать представление учащихся о подземных богатствах.
2. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи.
3. Развивать познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, коллекционным материалом.
4. Развивать речь детей, умение общаться, работать в группах.
„Нет во всём мире земли,
Где бы хранилось столько
Богатств, где бы были так
Могучи силы недр…"
А.Е.Ферсман
Наши подземные богатства.docx
Урок открытия нового знания
Мамаева Татьяна Геннадьевна
Наши подземные богатства
йцукенгшщзхъфывапролджэя
чсмитьбюйцукенгшщзхъфыва
пролджэячсмитьбюйцукенгш
щзхъфывапролджэячсмитьбю
йцукенгшщзхъфывапролджэя
чсмитьбюйцукенгшщзхъфыва
пролджэячсмитьбюйцукенгш
щзхъфывапролджэячсмитьбю
йцукенгшщзхъфывапролджэя
чсмитьбюйцукенгшщзхъфыва
пролджэячсмитьбюйцукенгш
щзхъфывапролджэячсмитьбю
йцукенгшщзхъфывапролджэя
чсмитьбюйцукенгшщзхъфыва
пролджэячсмитьбюйцукенгш
щзхъфывапролджэячсмитьбю
йцукенгшщзхъфывапролджэя
чсмитьбюйцукенгшщзхъфыва Тема: Наши подземные богатства.
Цели урока:
1. Сформировать представление учащихся о подземных богатствах.
2. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением,
свойствами, способами добычи.
3. Развивать познавательную активность, умение работать с дополнительной
литературой, коллекционным материалом.
4. Развивать речь детей, умение общаться, работать в группах.
Оборудование: кроссворд «Полезные ископаемые», коллекции полезных
ископаемых, карты определители, дополнительная литература.
Личностные.
У учащихся будут сформированы:
понимания необходимости дальнейшего изучения данного курса;
У учащихся могут быть сформированы:
ответственное отношение к изучению данного предмета;
способность оценивать свои достижения в освоении содержания
курса.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
планировать свои действия при проведении наблюдений;
оценивать правильность выполнения заданий, связанных с проведением
наблюдений..
оценивать свое поведение и своих товарищей.
Учащиеся могут научится:
развивать и тренировать наблюдательность;
ставить цель проведения наблюдений;.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
ставить вопросы друг другу;
работать в группе.
Предметные
Учащиеся научатся:
Описать полезные ископаемые по плану:
а) Название;
б) Свойства.
2 в) Способ добычи.
Г) Значение, применение.
е) Месторождения полезных ископаемых.
Ход урока
„Нет во всём мире земли,
Где бы хранилось столько
Богатств, где бы были так
Могучи силы недр…"
А.Е.Ферсман
I Организационный момент (психологический настрой).
Учитель: Поприветствуйте улыбкой гостей, друг друга. Я рада вас вести
дорогой знаний.
Мы снова вместе – вы и я
Начинаем наш урок – он для вас.
Мы будем вместе грызть
Гранит науки. В добрый час!
II – Проверка домашнего задания.
Знаниями о луге поделитесь, друзья.
Каждый и вас дома трудился не зря.
Инд но:
тесты
составить цепь питания животных и растений сообщества луг.
деление растений и животных на две группы: растения и животные луга и
растения и животные леса.
Кол но:
1) Игра „Узнай меня".
Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и
мелкими колосками, образующими метёлку. (мятлик)
Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на
сумки. (Пастушья сумка)
Он звонко поёт. (перепел)
Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос. (коростель)
Этот житель санитар, питается падалью, для своих личинок
закапывает в землю мёртвых животных. (жук – могильщик)
Её навали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее
время это редкое животное. (махаон)
3 Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и
ногами. (кузнечик)
Какие растения и животные луга вы знаете?
Чем луг сходен с лесом и чем отличается?
Почему на лугу не живут крупные животные?
Почему луг называют природным сообществом?
Какие организмы составляют луговое сообщество?
Как нужно вести себя на лугу?
III Проблемная ситуация
Что относится еще к природным богатствам?
( Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые)
Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине,
те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, глиняная свистулька,
набор школьных мелков, мыло, торфяной горшочек, плакат с изображением
Медного всадника, кирпич, таблетки активированного угля, стакан,
игрушечная газовая плита. Что объединяет эти товары?
Ученик: они созданы человеком и необходимы людям.
Из чего они сделаны?
Ученик: трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того,
что дала природа.
Попробуйте сформулировать точнее.
Ученик: Из полезных ископаемых.
Почему они так называются?
Ученик: Их добывают глубоко под землей.
Сформулировать тему сегодняшнего урока.
Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство,
поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».
Сегодня мы отправляемся в подземное путешествие. Послушайте сказку и
скажите, какие природные богатства здесь спорили и почему.
Из книги „Сказки, добытые и под Земли"Ф. Кривин.
Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи
полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
Я – соль земли, говорит соль, без меня каши не сваришь.
А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли – то
делают и алюминия. Без кастрюли никак.
4 А на чём варить будете? – интересуется уголь. Без топлива в этом деле не
обойтись.
Между прочим, обо мне тоже не следует забывать, говорит железная руда,
которая даёт железо для лопат. Прежде чем кашу варить, нужно нас всех и
земли выкопать!
Вы уже догадались, о чём спорили между собой полезные ископаемые?
Что вы бы им сказали, если бы участвовали в споре?
Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?
Что такое полезные ископаемые? (Это горные породы и минералы, которые
человек использует в хозяйстве).
Определите тему урока.
Какие цели поставим на уроке перед собой?
Какие полезные ископаемые вам известны?
В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и
переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования
полезных ископаемых.
IV Усвоение новых знаний
1. Работа с картой.
Откройте физическую карту России на с. 58 – 59 учебника. Рассмотрите
условные обозначения полезных ископаемых.
Значительная доля полезных ископаемых Урала скрыта в недрах
Челябинской области. У нас насчитывается около 200 видов полезных
ископаемых. Павел Иванович Отто – первооткрыватель меднорудных
месторождений, бывший начальник геологического отдела Челябинской
геологоразведочной экспедиции.
Посмотрите в атласе Челябинской области, какие полезные ископаемые
встречаются в нашем краю.
Стихотворение Л. Татьяничевой „Малахит"
Когда – над хребтом Урала,
Солёной свежести полна,
С камнями запросто играла
Морская вольная волна.
Ей было любо на просторе,
И, гордо устремляясь ввысь,
Отхлынуло, исчезло море,
5 И горы в небо поднялись.
Но легендарная природа
То море в памяти хранит:
В гранитных каменных породах
Волной играет малахит.
Он морем до краёв наполнен,
И, кажется, слегка подуть –
Отхлынут каменные волны
И морю вновь укажут путь.
2. Выполнение задания 1 на с. 71 в рабочей тетради. (в парах)
Как называют людей, изучающих недра ели и отыскивающих полетные
ископаемые?
Физминутка
Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).
3. Практическая работа в группах.
Рассмотрим образцы полезных ископаемых, которые находятся у вас на
столах. Вспомните, как они нарываются.
Сегодня мы проведём с вами серьезную исследовательскую работу.
Прочитайте з.2 на с.72 в рабочей тетради. У вас на столах по 2 образца
полезных ископаемых. Ваша задача – определить полетное ископаемое,
заполнить таблицу, используя атлас определитель, физическую карту,
учебники. На работу отводится 10 минут. В итоге каждая группа представит
6 отчёт о результате исследовательской работы. Он должен быть интересным и
кратким.
4. Отчёт групп о проделанной работе.
5. Работа по учебнику на стр.158.
Прочитайте текст. Что вы ухнали и прочитанного?
Человек получил в дар подземные богатства, использует их Как вы думаете,
может ли человек опустошить все подземные кладовые?
Как надо охранять подземные богатства?
6. Кроссворд.
По горизонтали:
1.Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.(гранит)
3. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (мел)
4. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке и на пляже
И он в стекле расплавлен даже.(песок)
5.По трубе течёт, пироги печёт. (газ)
6. Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это? (нефть)
8. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи. (сталь)
1.Если встретишь на дороге,
То увянут сильно ноги.
7
По вертикали: А сделать миску или вазу –
она понадобиться сразу. (глина)
2.Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А ещё он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (известняк)
7. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (торф)
9. Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
делать краски и эмали.
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий. (уголь)
V. Подведение итогов урока.
Почему использованные месторождения невозможно восстановить?
Какова была цель урока? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?
Какие знания мы открыли?
VI. Рефлексия.
Где могут пригодиться полученные знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
Кому из товарищей вы бы хотели сказать спасибо за полученную помощь?
Почему?
Блиц турнир.
Из какого материала построены стены нашей школы?
(Из чего сделана наша с вами школа? ) (из кирпича, цемента)
На чем можно подогреть обед?
На каком топливе работает двигатель автомобиля? ( бензин, газ)
Чем вымощены дороги? (асфальтом)
8 Где человек взял все эти необходимые в быту материалы? (В недрах земли)
Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро,
драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства.
Как они называются?
Что такое полезные ископаемые?
В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? (твердом,
жидком, газообразном)
Какое полезное ископаемое находится в жидком состоянии? А в
газообразном?
Представьте себе, если бы мы захотели перевезти все полезные ископаемые,
которые за один год добывают из недр Земли, нам бы понадобился длинный
предлинный товарный поезд, который 17 раз опоясал бы Земной шар.
9
Урок открытия нового знания "Наши подземные богатства"
Урок открытия нового знания "Наши подземные богатства"
Урок открытия нового знания "Наши подземные богатства"
Урок открытия нового знания "Наши подземные богатства"
Урок открытия нового знания "Наши подземные богатства"
Урок открытия нового знания "Наши подземные богатства"
Урок открытия нового знания "Наши подземные богатства"
Урок открытия нового знания "Наши подземные богатства"
Урок открытия нового знания "Наши подземные богатства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.