В семинаре – практикуме на тему: «Педагогическая этика общения», говорится о том, что развивать творческие способности и любовь к профессии.Развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение высказываний, характеризующих профессию педагога. Совершенствовать навыки педагогов профессионально и корректно отвечать на вопросы родителей, развивать коммуникативность, навыки диалогического общения.В семинаре – практикуме на тему: «Педагогическая этика общения», говорится о том, что развивать творческие способности и любовь к профессии.Развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение высказываний, характеризующих профессию педагога. Совершенствовать навыки педагогов профессионально и корректно отвечать на вопросы родителей, развивать коммуникативность, навыки диалогического общения.
Семинар – практикум на тему: «Педагогическая этика общения»
Программное содержание:
1. Поднять уровень моральнопедагогической подготовки воспитателей и вооружить их
знаниями, которые могут успешно применяться в процессе их педагогической деятельности,
как с воспитанниками, так и с их родителями.
2. Развивать творческие способности и любовь к профессии.
3. Развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение
высказываний, характеризующих профессию педагога.
4. Совершенствовать навыки педагогов профессионально и корректно отвечать на вопросы
родителей, развивать коммуникативность, навыки диалогического общения.
Ход мероприятия
1. Вводная часть
Приветствие
Создание эмоциональнопсихологического настроя.
«Люди сами надевают на себя оковы, завязывают глаза и после этого удивляются, почему
так плохо живется», эти слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться
друг другу и настроить нас на дружелюбную рабочую атмосферу.
Свое вступительное слово мне хотелось бы начать словами Вольтера:
«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром».
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться
многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас
обязывает выбранная нами профессия – Педагог.
И вот сегодняшняя наша встреча посвящена педагогической этике.
2. Теоретическая часть «Педагогическая этика общения»
Вся работа педагога с родителями идет через общение. Каждый день переступают родители
порог детского сада, группы и здесь они должны чувствовать что их уважают, ждут, рады
встрече с ними, спешат порадовать хорошей новостью, вместе с ними растят их ребенка.
Уважение родителей к педагогам начинается с теплой атмосферы встреч, уюта, с убеждения
того, что здесь работают знающие, увлеченные люди, влюбленные в свое дело.
Вся наша работа, вся педагогическая деятельность состоит из общения с детьми, их
родителями. Нужно и важно помнить, что начинать общение следует с доброжелательной
улыбки. Улыбайтесь чаще — это золотое правило во время беседы.
При общении необходимо помнить следующие правила:
1.Умейте справляться с собой, оставайтесь спокойным и выслушивайте собеседника до
конца.
2.Дайте выговориться собеседнику.
З.постарайтесь понять настроение родителя ( из разговора ) встречными и наводящими
вопросами.
4.3найте имя, отчество родителя.
5.Имейте уважительное отношение к мнению собеседника, помните:б.Всякое замечание воспринимается легче, если
оно следует за похвалой.
7.При возникновении спора помните — одержать верх можно, если вы уклонитесь от него.
8.Родителям не всегда хочется, а часто просто не хватает времени сделать то, что вы
просите. Нужно постараться, чтобы они были рады вам помочь, и фактически не было бы
шанса отказать вам.
Здесь можно драматизировать. «Вся надежда только на вас». «Я знаю вашу занятость, но и
исполнительность «тоже».
Необходимо помнить, что всякое замечание воспринимается легче, если оно следует за
похвалой.
«Я признательна, что вы откликнулись и пришли».
Будьте внимательным слушателем, поощряйте других говорить о самих себе. Родители
привыкли слушать нас, поменяйтесь местами, пусть выговорятся они. А мы можем лишь
добавить.
«Мне это очень интересно».
«Я и не предполагала, что …»
«Вы доставили мне удовольствие, поговорив об
этом»,
«Рада, что поделились именно со мной .″
При возникновении спора помните, одержать верх в споре — уклониться от него. Разрешить
недоразумение можно лишь тактом, дипломатией, дружелюбием и сочувственным
стремлением понять точку зрения собеседника.
Никогда не говорите собеседнику, что он не прав, даже если это и так. Замените привычные
фразы несогласия на «Я возможно ошибаюсь, но…»
Но если вы чувствуете, что вы не правы, признайте это решительно и сразу:
«Мне следовало быть более внимательной…»
Родителям не всегда хочется, а часто просто не хватает времени сделать то, что вы просите,
нужно постараться чтоб они были рады вам помочь и фактически не было бы шанса отказать
вам.
Вы не смеете отказать мне в услуге, пожалуйста, найдите время и залейте с нами горку. Ваш
сын громче всех кричал: «Мой папа — это сделает лучше всех !» или «Я знаю вашу
занятость, но и исполнительность тоже, прошу сделать…»
Секреты педагогического мастерства в общении с родителями, где золотым правилом
считается «Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе, и чаще
используйте улыбку и вам будет сопутствовать успех». Улучшайте работу с родителями,
проводите нетрадиционные собрания.
Памятка для педагогов
« Некоторые условия успеха воспитательской деятельности».
1) Личное обаяние (не сюсюканье, не заигрывание, а внимательное,
искренне доброе отношение к окружающим, умение пользоваться своими
внешними и внутренними достоинствами).2) Устойчивый авторитет (готовность и желание воспитателя
выслушать, понять, помочь).
3) Умение заменить и поддержать любой успех ребенка (наличие
интереса к воспитаннику, к его деятельности).
4) Тактичность и корректность по отношению к ребенку. ( Дети не
прощают нам наших ошибок и каждый наш срыв или демонстрация недостатка
культуры разрушают хрупкий мир взаимоотношений с ними).
5) Терпение и терпимость (если ктото думает, что можно быстро
научить ребенка – это ошибочное суждение. Все происходит не сразу, каждый
вызревает на своем уровне и в свое время, и необходимо ангельское терпение
для того, чтобы выпестовать знание, умение, качество).
6) Умение хранить детские тайны. (Считается, что хороший
воспитатель должен знать много или все о детях, об их семьях, но вот только
почемуто забывают, что знать – да, понимать –да, а раскрывать детские тайны,
предавать их не позволено никому.
7) Способность понимать и чувствовать другого человека
(необходимо научиться слушать и слышать ребенка).
3. Практическая часть.
Для того чтобы педагоги прочувствовали значимость установления контакта проводим
1. Упражнение “Ты сейчас…”
Цели. Понаблюдать за внешними проявлениями эмоционального состояния людей; научить
прислушиваться к своим внутренним ощущениям.
Время проведения. 1 минута
Процедура. Ведущий кидает мячик любому участнику и говорит: “Аня, мне кажется, ты
сейчас грустная”. Аня кидает мячик следующему участнику и говорит: “Таня, мне кажется,
ты сейчас раздраженная”, и т. д. В игре участвуют все. Можно усложнить игру: получив
послание, участник может сказать, что он на самом деле испытывает сейчас и насколько
значимо для него то, что кто заметил его состояние.
2. Игра « Хорошо ли быть воспитателем?!»
Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение
высказываний, характеризующих профессию педагога.
Ведущий: Уважаемые коллеги! Вы должны по очереди высказаться о своей работе, приводя
доводы о ее значимости. Найти положительные стороны и отрицательные.
Например:
Хорошо
Воспитателем быть хорошо – это
интересная, динамичная работа.
Воспитателем быть плохо – работа
трудная, требует обширных знаний,
постоянно надо читать методическую
литературу…
ПлохоВоспитателем быть хорошо – эта
работа благодарная, это счастье –
видеть горящие глаза детей, учить их
добру, давать им знания.
Воспитателем быть хорошо – тебя
уважают родители, прислушиваются к
твоему мнению и т.д.
Воспитателем быть плохо – все
постоянно проверяют, как ты
работаешь, чем занимаешься с детьми,
приходится постоянно писать планы.
Воспитателем быть плохо –
постоянно приходится сдерживать
себя, свои эмоции по отношению к
окружающим.
3. Игра « Справочное бюро»
Цель: совершенствовать навыки педагогов профессионально и корректно отвечать на
вопросы родителей, развивать коммуникативность, навыки диалогического общения.
Воспитатели по очереди выступают в роли «консультанта». «Родители» (остальные
участники игры) обращаются за разъяснениями, произвольно выбирая карточки с вопросами.
Примерное содержание карточек
1. Как ребенка 5ти лет приучить к самостоятельности?
2. Мой внук не реагирует на замечания. Что Вы посоветуете?
3. Ребенок все время играет, не хочет заниматься. А ему уже 5 лет, пора готовиться к
школе. Как его заставить?
( На ответ «консультанта» отводится 12 мин. «Родитель в случае несогласия высказывает
свое мнение).
4. Конкурс «Эврика». ( Решение педагогических ситуаций)
Ведущий: Как известно, Архимед воскликнул: «Эврика!», когда ему в голову пришло
решение сложной задачи. Посмотрим, как вам удастся решить сложные педагогические
ситуации. Начинаем конкурс «Эврика».
Карточки для 1й команды.
1. Дети говорят о воспитательнице: «Целый день она нас ругает, а вечером, когда приходят
мамы и папы, она нас обнимает и ласково называет».
(Объясните и оцените ситуацию).
2. На прогулке воспитатели двух групп увлеченно беседуют друг с другом. Дети
бегают, веселятся. Вот они уже разошлись не в меру. Только когда ктото упал и заплакал,
воспитатели обратили на них внимание. Прочитали нотацию и … наказали.
(Кого нужно наказать? Почему? Как поступили бы вы?)
Карточки для 2й команды.
1. Забирая вечером ребенка из д/ сада, родительница обнаружила, что гамаши и
варежки мокрые. Обратившись с вопросом к воспитателю, она услышала…
(Ваши варианты ответов).
2. Представьте себе, что Вы в группе чемто заняты. К Вам подходит ребенок и
говорит одну из следующих фраз:1. «Они не принимают меня играть!»
2. «А мою сестренку вчера увезли в больницу!»
(Ваша реакция).
5. Педагогический тренинг.
Ведущий: Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И
все это ярко выражается через слово и мимику.
Задание 1. Выразительная речь
1й команде:
Произнесите фразу « Иди сюда»
1) громко,
2) возмущенно,
3) радостно,
4) таинственно.
2й команде:
Скажите « Молодец»
1) тихо,
2) громко, ласково,
3) удивленно,
4) радостно.
4.Заключительная часть
Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно
спросит себя, кем он является для своих воспитанников:
Он – старший товарищ: поговорит, посоветует, придумает чтото новое,
удивительное.
Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.
Он – защитник: оградит от обидчика.
Он – творец детской радости: с ним интересно, весело.
Он мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.
Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие. Рядом с ним
подомашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему
самое заветное, сокровенное.
Только такой педагог, радостно и активно отдающийся любимому делу, может создать
для ребенка атмосферу радости и комфорта.
В заключении мне хотелось бы напомнить нам всем требования кодекса педагогической
этики по отношению к детям:
Никогда не наказывать детей;
Не сравнивать детей друг с другом, не ставить др. друга в пример;
Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить
прощения);
Не укорять детей;
Не жаловаться на них родителям;
Не оскорблять;
Не приказывать, не требовать жестко;
Обеспечить успех во всех делах, и особенно в творчестве, через разумную дозу
помощи; Хвалить от души;
Верить и доверять безоговорочно;
Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;
Прощать искренне
Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая
методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь