Семинар – практикум. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
14.03.2017
Семинар-практикум. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы учителя-логопеда МДОБУ «ЦРР – д/с «Айгуль» Вандиной Олеси Николаевны.
Цели проведения семинара-практикума.
1. Ознакомить педагогов с задачами образовательной области «Коммуникация» (по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса)
2. Совершенствовать систему работы по развитию связной речи детей в ДОУ.
3. Способствовать росту профессионального мастерства педагогов через использование активных методов обучения.
семинар-практикум.docx
МДОБУ «ЦРР – д/с «Айгуль»
Семинар – практикум.
Развитие связной речи
у детей
дошкольного
возраста.
Из опыта работы учителялогопеда
МДОБУ «ЦРР – д/с «Айгуль»
Вандиной Олеси Николаевны С
С
Сибай, 2013г.
Образовательная область коммуникация
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлена на достижение
способами и средствами взаимодействия с
целей овладения конструктивными
окружающими людьми через решение следующих задач:
развитие свободного общения с взрослыми и детьми,
развитие всех компонентов устной речи детей:
лексической стороны,
грамматического строя речи,
произносительной стороны,
формах и видах детской деятельности,
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
связной речи – диалогической и монологической формы в различных
Цели проведения семинарапрактикума.
1. Ознакомить педагогов с задачами образовательной области «Коммуникация» (по
программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса)
2. Совершенствовать систему работы по развитию связной речи детей в ДОУ.
3. Способствовать росту профессионального мастерства педагогов через
использование активных методов обучения. Компоненты устной речи
Актуализация.
Компонентами устной речи является связная речь.
Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего
кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым
условием успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка
выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем
высказывании.
Теоретическая часть.
Связная речь – это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на
определенную тему.
Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы
дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать
познавательные книги, энциклопедии, стихи.
Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у
наших детей. Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим в активный словарь. Мы упражняем его в правильном проговаривании
слов, словосочетаний и предложений:
Учим детей четко, правильно называть предметы, предметные картинки «что это?», при
правильном ответе ребенок забирает картинку себе.
1. «Объяснялки» объясни, что это такое? /Водопад – вода падает с горы/.
2. «Скажи наоборот» /вверху – внизу, мягкий – твердый/.
3. «Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?»/пушистая, веселая,
быстрая, умная/.
4. «Что летает, ползает, идет, едет? Обращаем внимание на разнообразие слов,
подбираем синонимы: бежать – мчаться, пахучая – ароматная.
5. Игра соревнование: «Кто больше запомнит и придумает родственных слов?»/хлеб
– хлебушек –хлебный – хлебопек/
6. «Кто где живет?», «Чьи детки?» «Узнай предмет по описанию» /рыжая, быстрая,
маленькая, ловкая/.
7. «Назови 45 картинок на определенную тему» /мебель, посуда/.
Обязательно надо упражнять детей в словоизменении и словообразовании: как
называется суп из фасоли? /фасолевый/. «Чья голова, чей хвост?» /коровья,
коровий/.
Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной,
занимательной форме. Они проводят в кругу семьи, в детском саду, в свободное время
как развлечение.
В лексических играх мы учим детей классифицировать предметы, выделять
существенные признаки /цвет, форму, величину. Качество/, группировать предметы по
материалу и назначению, учим устанавливать простые связи, сравнивать предметы,
явления природы, действия. В словесных играх ребенок учится быть внимательным,
активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.
Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка
навыков правильного построения предложений. Грамматический строй речи является
показателем умственного развития ребенка и средством формирования связной речи.
Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в
выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи,
пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы дети
хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их
пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности
и в свободной речи. Мы учим детей отвечать на наши вопросы полным предложениями
с3х – 4х лет.
«Скажи правильно», «Повтори за мной» /Автобус едет по дороге/.
«Какое слово убежало?» /Алеша ел…/.
«Закончи мое предложение» /Сейчас мы с тобой пойдем…/.
«Исправь Незнайку» /Машина едет по реке/.
«Из чего сделаны предметы?» /расскажи о деревянных/.
«Почемучка» /Почему нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали
самосвалом? Потому что сам сваливает грузы.
Игра «Один много» /дерево – деревья; стол – столы/. Дошкольники должны отвечать на разные вопросы: куда? Зачем? Когда? С кем? Какой?
Почему? И сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных
ситуациях: «Спроси меня» /про погоду, спроси меня про папу/.
Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи /в, на, под,
возле, около, из – за/. Дети любят играть в игру «Где спрятался предмет?.
Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо
специально обучать его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение,
заучивать стихи, загадки, пословицы. Надо научить пользоваться простыми и
распространенными предложениями.
Обучение пересказу и составлению рассказа детей дошкольного
возраста.
Первые небольшие рассказы должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией.
1. Рассказывание по инструкции или демонстрируемым действиям.
Ребенку дается конкретная инструкция (Подойди к столу, возьми красный шар и
синий мяч), остальные дети смотрят, что он делает, и отвечают на вопрос: Что
сделал Коля?
Постепенно задания усложняются, дети должны запомнить и совершить большее
число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения.
Затем инструкция говорится только одному ребенку, а остальные описывают ее
выполнение.
2. Рассказы – описания.
а) описание предмета по предметной картинке. Объект рассказа должен хорошо
быть известен ребенку. Описание всегда строится в определенной последовательности.
Что это? Форма, размер, цвет.
добавляются (материал, вкус, каков на ощупь)
Составляющие части.
Применение.
б) Рассказы по сюжетной картинке. Рассказы по сюжетной картинке имеет большое
значение для развития навыков самостоятельной речи. В ходе работы над рассказом
дети овладевают навыком диалогической речи (вопрос – ответ). Составление рассказа
по сюжетной картинке выстраивается в четкой логической последовательности:
Время и место.
Действующие лица.
Окружающие предметы.
Действия, взаимоотношения.
Затем оставляет рассказ по вопросам:
Когда это было? Где?
Кто находиться на горке? (справа, слева, в центре)?
Кто катается с горки? Кто лепит снеговик? Кто бегает около детей? Какое
настроение у детей?
3 Рассказы по серии сюжетных картинок.
Работа по серии сюжетных картинок позволяет ребенку разобраться в
последовательности событий. Ребенок учиться выделять основные моменты в
содержании рассказа.
Виды работ:
По разложенным сюжетным картинкам.
Рассматривание.
Чтение рассказа.
Придумывание рассказа к серии картинок.
Самостоятельное выстраивание картинок к заданному тексту.
Иллюстрация рассказа, выполненная детьми.
Работа по каждой картинке.
4 Пересказ художественных текстов. Этот вид работы можно проводить только
тогда, когда у ребенка есть фразовая речь. При подборе текстов важно учитывать
индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты
должны быть доступны ребенку по своему содержанию и по манере изложения.
До начала прочитывания рассказа детям объясняют смысл трудных слов, вместе с
детьми эти слова проговариваются. Проводится небольшая беседа, подводящая
детей к прочитыванию произведения. После прочитывания рассказа, задаются
вопросы с целью выяснения, поняли дети рассказа или нет.
На разных степенях обучения пересказу применяются различные виды пересказа:
Взрослый пересказывает, а ребенок дополняет.
Рассказывание по плану с использованием схем. Пересказ по «цепочке», когда один ребенок начинает пересказ, другой
продолжает. А третий заканчивает и т. Д.
Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации.
Для детей, у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно
проводить и другие виды работ:
Выборочный пересказ. Перед детьми ставится задача выделить из рассказа только т,
что относится к данному поступку или герою.
Краткий пересказ. Ребенок рассказывает не все подряд, а только самое главное,
существенное.
Творческое рассказывание:
Пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни
героев;
Составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему;
Составление рассказа с продолжением;
Составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным.
Инновационные формы работы над составлением рассказа
Описание предмета по схеме.
1. Описание предмета по схематической зарисовке (используется при описании отдельно взятого
предмета).
Это томат
Он растет
Он круглый
На вкус он...
Из него можно
приготовить
2. Описание предмета по общей схематической зарисовке используется при описании предметов
относящихся к одной классификации: дикие животные, овощи, посуда, игрушки и т. д.
Это медведь
Он живет… У него есть… Он питается… Зимой он… Для человека он
…
3. Описание предметов по обобщающей схематической зарисовке чаще используется при
описании предметов относящихся к определенному классу: живое – рыбы, животные, птицы,
насекомые; неживые предметы – посуда, одежда, игрушки и т. д. (вместо вопросительного знака подставляется предметная картинка)
4. Сравнение предметов по общей схематической зарисовке (вместо вопросительного знака
помещаются две предметных картинки, которые сравниваются по схематической зарисовке).
Пересказ по схематичным сюжетным картинкам
1. Работа по сюжетной картинке с применением схематичной зарисовки (многие предметы и
их количество изображаются схематично)
1. Жилбыл чайник
он был важный,
как начальник.
2. У чайника есть
…
3. У чайника были
друзья посуда: …
4. У чайника были
родственники: …
5. Люди чайник
любили,
они в нем воду
кипятили.
1. Это лес в нем
много разных
деревьев: …
2. Лес дом для: … 3. Лес дает человеку:
4. Лес живой
…
организм. Берегите
лес!
2. Пересказ рассказа в стихотворной форме по серии картинок с применением схематической
зарисовки 1. Я нарисовала
яблоневый сад
2. Там такие красные
3. Там трава
4. Дождик
яблоки висят
желтеет, солнышко
блестит
поливает и забор
стоит
Жилабыла посуда:
Чайник, чашка, блюдо,
Ножик, вилка, ложка,
Кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой.
Посуда дружила с водой.
И с человеком дружила,
Его она вкусно кормила.
Подвижное рассказывание с использованием модернизации
1. Составление рассказа в динамике с применением сюжетных картинок
«Мы поедем по горам» (образование новых слов при помощи приставок)
«Бабочкапутешественница» (по желанию в рассказ добавляются любые предметы, как
ситуативные, так и действующие).
2. Составление шуточного рассказа, его модернизация в
процессе рассказывания
В маленьком домике жили девочка Маша и мальчик Саша. У Маши
была кошка Сима, а у Саши пёс Шарик. Кошка любила спать на
диване. А Шарик спал в коридоре на коврике.
(Картинки переставляются и получается другой рассказ,
который предлагается детям рассказать. Можно составить
несколько различных комбинаций).
Однажды цветы стали между собой хвастаться:
Кактус сказал: Я могу обходиться без воды очень долго.
Фикус: А я могу за раз выпить целое ведро, как верблюд.
Фиалка: А у меня самые нарядные цветочки, полюбуйтесь!
Кактус: А у меня вместо листочков колючки.
Фикус: А мои листья похожи на большие ладошки.
Фиалка: А мои листья мягкие и пушистые.
Кактус: Зато меня можно не поливать, а только опрыскивать.
Фиалка: А вот меня поливают под самый корешок.
Фикус: А меня можно поливать редко, но по целому ведру.
Но вот пришла девочка Маша и помирила цветочки.
(После пересказа, схему можно разбить и рассказать о каждом цветке отдельно).
Использование круговых диаграмм при составлении рассказа
(Использование круговых диаграмм в работе над рассказом очень удобно при сложных темах:
Родина, Москва, Эвенкия, космос, армия и т. д.)
«Пограничники на защите нашей Родины» «Наша Родина — Россия» Составление комбинированных рассказов.
«Охотники»
Ходит по лесу олень целый день
А за волком старый дед прямо вслед
А за дедом людоед
У людоеда: …
«Маша по полю гуляла»
Маша по полю гуляла и цветочки собирала
………………………………………………..
А один вот так, так, красный, красный, красный
…
Семинар – практикум. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Семинар – практикум. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Семинар – практикум. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Семинар – практикум. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Семинар – практикум. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Семинар – практикум. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Семинар – практикум. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Семинар – практикум. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Семинар – практикум. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Семинар – практикум. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Семинар – практикум. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.