Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"
Оценка 4.6

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Оценка 4.6
Игры +2
docx
классное руководство +1
Взрослым
27.03.2017
Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"
файл содержит презентацию семинара
семинар трудности трудного.docx
ТРУДНОСТИ «ТРУДНОГО» РЕБЕНКА Семинар – практикум для педагогов Аннотация Разработка познакомит педагогов с системой мотивов нарушения дисциплины. Будут рассмотрены характерные личностные особенности «трудных детей. Одной из целей занятия стало: сформировать мотивацию на работу с «трудными» детьми. Разработать психолого­педагогические рекомендации. Ханина Л. В. – педагог ­психолог КГУ «Общеобразовательная школа №2 г. Приозёрск» Семинар – практикум для педагогов по теме: Трудности «трудного ребенка»     норм, Задачи: Познакомить педагогов с системой мотивов нарушения дисциплины. Выявить характерные личностные особенности «трудных» детей, научить  объективно описывать поведение учеников. Сформировать мотивацию на работу с «трудными» детьми. Разработать психолого­педагогические рекомендации педагогам. Ход семинара 1. «Трудности «трудных детей». Отклоняющее   поведение,   трудный   ребенок,   девиация   эти   слова становятся,   к   сожалению,   все   более   употребительными   в   последнее время.   Сталкиваясь   с   проявлениями   отклоняющегося   поведения (грубостью,   непосещением   школы,   бранью,   курением   и   т.д.),   мы возмущаемся,   испытываем   желание   осудить,   подавить,   запретить, объясняем   такое   поведение   отсутствием   положительных   примеров, размытостью   моральных социально­экономическим неблагополучием.   Но   такие   дети   особо   нуждаются   в   поддержке   и помощи. Продолжите предложение «Трудный учащийся – это…». Мнение учащихся «Трудный учащийся – это…». мнение учащихся Человек, которому сейчас тяжело Нет мотивации к изменению себя Недооценивают учителя Нехватка любви учителя Нервный Нет учебной мотивации Проблемы с учебой Хочет привлечь внимание Не умеет контролировать себя Проблемы внутри себя Озлобленный Тихий, необщительный Нарушитель дисциплины Курильщик Агрессивный Не ответственный Нехватка любви родителей Особые черты характера Самоуверенный, бездушный «Трудных» нет, есть трудные ситуации Составьте перечень проблем, с которыми сталкиваются педагоги при  взаимодействии с «трудными детьми». К типичным трудностям детей с отклонениями в поведении относятся  следующие: Вызывающее поведение. Вседозволенность, стремление избежать требований, правил; Отсутствие волевого контроля, способности к самообладанию,  неорганизованность, импульсивность; Лживость; Обидчивость, агрессивность; Тревожность; Низкая самооценка, переживание собственной неудачливости; Нарушение взаимопонимания с родителями, педагогами, другими  взрослыми; Проблемные взаимоотношения со сверстниками; Трудности в обучении; Невыполнение домашних заданий Трудности в формировании жизненных ориентиров, ценностей, идеалов; Отсутствие позитивных жизненных целей. 2. Четыре мотива плохого поведения. Каждый   учитель   знает,   что   у   его   учеников   имеются   сотни   способов мешать   уроку,   "заводить"   класс   и   срывать   объяснение   материала.   Почему дети «плохо» себя ведут? Выделяют четыре мотива плохого поведения. Эти   четыре   цели   (мотива)   поведения   выделил   американский   педагог Рудольф   Дрейкурс.   Он   говорил:   «Когда   меня   спрашивают,   на   основании какой теории я вывел эти четыре причины, почему их не пять и не сто, — я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого»   поведения.   В   90%   случаев   присутствует   один   из   этих   четырех мотивов. Если вы можете предложить что­то лучшее — пожалуйста». симуляция  неспособности  (неадекватности) Дети, которым не  удалось найти место в  группе, несмотря на их  социально полезный  вклад, привлекающее  внимание поведение,  борьбу за власть или  попытки отомстить, в  конце концов, сдаются,  становятся пассивными  и прекращают свои  попытки влиться в  коллектив. Дрейкурс  утверждал (Dreikurs,  1968): «Он (ребенок)  прячется за  демонстрацией реальной или воображаемой  неполноценности» (стр.  14). Если такой ребенок  сможет убедить  родителей и учителей в  том, что он  действительно не  способен выполнять то­ то и то­то, к нему будет  предъявляться меньше  требований, и можно  будет избежать многих  возможных унижений и  неудач. В настоящее  время в школе полным­ полно таких детей. Таблица «Четыре мотива плохого поведения». внимание власть месть Ребенок, которому не удалось добиться  удовлетворяющего  его места в группе с  помощью  привлечения  внимания или борьбы за власть, может  почувствовать себя  нелюбимым и  отвергнутым и стать  поэтому  мстительным. Это  мрачный, дерзкий,  злобный ребенок,  мстящий всем, чтобы  ощутить свою  собственную  значительность. В  неблагополучных  семьях родители  часто скатываются на ответную месть и,  таким образом, все  повторяется заново.  Действия,  посредством которых реализуются  мстительные  замыслы, могут быть  физическими или  вербальными,  откровенно грубыми  или изощренными. Но их цель всегда одна и  та же – отомстить  другим людям. Поведение, имеющее своей целью  привлечение внимания, относится  к полезной стороне жизни.  Ребенок действует, основываясь  на убеждении (обычно  бессознательном), что он имеет  какую­то значимость в глазах  других только тогда, когда  привлекает их внимание.  Ориентированный на успех  ребенок полагает, что его  принимают и уважают   только        тогда, когда он добивается чего­ то. Обычно родители и учителя  хвалят ребенка за высокие  достижения и это убеждает его в  том, что «успех» всегда  гарантирует высокий статус.  Однако социальная полезность и  социальное одобрение ребенка  только усилятся, если его  успешная деятельность будет  иметь своей целью не привлечение внимания или получение власти, а  реализацию группового интереса.  Часто консультантам и  исследователям бывает трудно  провести точную грань между  этими двумя целями привлечения  внимания. Тем не менее это очень  важно, потому что добивающийся  внимания, ориентированный на  успех ребенок обычно прекращает работать, если ему не удается  получить адекватного признания.  Если же ребенок, который  добивается внимания, смещается  к бесполезной стороне жизни, то  он может провоцировать  взрослых, пререкаясь с ними,  проявляя намеренную неловкость  и отказываясь подчиняться (то же  поведение встречается и у детей,  борющихся за власть). Пассивные  Если поведение,  ориентированное на  привлечение внимания,  не приводит к искомому  результату и не дает  возможности занять  желаемое место в группе, то это может  обескуражить ребенка.  После этого он может  решить, что место в  группе и подобающий  статус ему сможет  гарантировать борьба за  власть. Нет ничего  удивительного в том, что дети часто жаждут  власти. Обычно они  воспринимают  родителей, учителей,  других взрослых и  старших братьев или  сестер как людей,  обладающих всей  полнотой власти,  поступающих так, как им заблагорассудится. Дети  желают следовать  некоторой модели  поведения, которая, по  их представлению,  обеспечит им авторитет  и одобрение. «Если бы я  был главным и управлял  делами подобно моим  родителям, то я бы имел  авторитет и поддержку». Именно таковы зачастую  ошибочные  представления  неопытного ребенка.  Попытка подчинить  ребенка в этой борьбе за  власть неизбежно  приведет к победе дети могут добиваться внимания  при помощи лени, неопрятности,  забывчивости, чрезмерной  чувствительности или пугливости. ребенка. Как утверждал  Дрейкурс (Dreikurs,  1968):  По мнению Дрейкурса,  окончательная «победа»  родителей или учителей  невозможна. В  большинстве случаев  ребенок «победит»  только по той причине,  что он не ограничен в  своих методах борьбы  никаким чувством  ответственности и  никакими моральными  обязательствами.  Ребенок не будет  бороться честно. Он, не  будучи обременен  большим грузом  ответственности,  который возлагается на  взрослого, может тратить гораздо больше времени  на выстраивание и  воплощение своей  стратегии борьбы.  Каковы   бы   ни   были   цели   плохих   поступков   учащихся,  мы   должны   как­то взаимодействовать с ними. Если мы научимся понимать мотивы поведения, мы сможем правильно строить общение с учеником. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения. Наше педагогическое вмешательство ­ это только создание некоторых условий, в которых дети могут изменить свое поведение, а могут и не изменить. Рассмотрим каждый из мотивов. цель реакция ребенка на замечания внимание На время прекращает  неправильное поведение, но  затем начинается все снова Может почувствовать  удовлетворение и прекратить  неправильное поведение Может осознать абсурдность  своего поведения и  отказаться от него коррекционные   мероприятия   со стороны родителей Перестаньте выполнять то, что хочет от вас ребенок. Если вы чувствуете,  что он хочет, чтобы вы постоянно  занимались им,  то не следуйте вашей первой реакции, а делайте нечто  противоположное ей. Уйдите; скажите ребенку  доброжелательным тоном, что он  должен будет справиться с этим  самостоятельно Отследите момент времени, когда  ребенок ведет себя хорошо, не  требуя от вас дополнительного власть Может этим возмущаться и  ухудшать свое неправильное  поведение Полон решимости показать,  что он здесь главный и что он  будет поступать так, как ему  хочется Может в явной или не явной  форме требовать от  родителей ответа: «Что вы  сможете с этим поделать?» Ребенок хочет отомстить за  страдания, полученные им от  других Может стать хуже Может сказать родителям,  что они ему не нравятся Может пугать тем, что  сделает что то ужасное Может убежать из комнаты и  исчезнуть на время Может сквернословить и  вести себя оскорбительно Со стороны ребенка может  отсутствовать всякая реакция Ребенок настаивать, что он не в состоянии выполнить то,  что требуют родители Ребенок может еще больше  уходить в себя  Месть  Симуляция неспособности (неадекватности) негативного внимания, и выскажите  ему свою признательность. Всегда уделяйте ребёнку только  положительное внимание Когда ребенок хочет поговорить с  вами, слушайте и обдумывайте то,  что он говорит Высказывайте свою точку зрения, но  воздерживайтесь от борьбы за власть. Не вступать в борьбу за власть.  Соглашаетесь с ребенком в том, что  вы не можете его «заставить»  поступать определенным образом, но вы были бы признательны за помощь  в этой ситуации. Найдите момент, когда  ребенок не  противодействует вам, и  продемонстрируйте ему свою  признательность. Найдите способы, как дать  почувствовать ребенку его  значимость. Вы можете попросить у  ребенка совета в той области, в  которой он компетентен, а затем  последовать ему. Избегайте ответных действий Помочь ребенку осознать, что в нем  нуждаются и что он необходим. Не позволять ребенку доводить вас  до такого состояния,  когда вы  «должны ему ответить» Удалитесь от этой ситуации и  остыньте Не поддавайтесь ребенку Помогите ребенку осознать то, что,  может быть, он ошибается, и если  продолжить попытки, то он сможет  понять, что поставленная задача  выполнима Дайте ребенку легкую задачу, с  которой он обязательно справится  Не говорите и не делайте ничего, что может усилить уверенность ребенка  в своей глупости или не способности Не сравнивайте ребенка с другими  детьми 3. Алгоритм оказания помощи «трудным детям» Для   оказания   психологической   и   педагогической   помощи   детям   с отклоняющимся, трудным поведением необходимо следующее: изучить   социальное   окружение   ребенка   и   провести   социально­ психологическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями, друзьями). корректировать   те   ценности,   поведение,   черты   характера,   эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию ребенка.   Проработка   трудностей   и   проблем:   поведенческих, информационных, эмоциональных, характерологических. создать оптимальную модель взаимодействия с ребенком. Давайте попробуем создать такую модель взаимодействия. Работа по группам. Педагоги делятся на группы. Каждой группе дается проблема (наиболее  распространенные при взаимодействии и обучении «трудного ребенка»). Задача: найти методы и способы реагирования, адекватные ситуации, и  пути оказания помощи «трудному ребенку». Проблема Что нужно делать? Как это делать? Вызывающее поведение. Ученик  громко разговаривает на уроке.  На замечания педагога отвечает: «Я не с Вами разговариваю». Отсутствие волевого контроля,  импульсивность. Учащийся подсказывает,  выкрикивает с места,  комментирует все происходящее  на уроке. Ложь. Учащийся лжет с целью  оправдания своего поступка. Агрессия со стороны учащихся  (словесная, физическая). Ребенок со злостью отрывает  листья от комнатного растения. Заниженная самооценка и  тревожность. Отвечает неуверенно, тихо,  непоследовательно, по  наводящим вопросам. Низкий уровень способностей. Учащийся не справляется со  школьной программой. Представление результатов работы представителями от каждой группы. Обсуждение, обмен мнениями и впечатлениями и подведение итогов работы в  группах. 4. Принципы конструктивного взаимодействия Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на  личности ученика. Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь  объективного стиля: избегайте таких слов, как "плохо", "неправильно",  "глупо", "по­хамски". Субъективные, оценочные слова только вызывают  раздражение ученика, "заводят" нас самих и в итоге уводят от решения  проблемы. Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что  случилось. Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ  вмешаться, говорите только о том, что происходит прямо здесь в данный  момент. Обращаясь к прошлому или к будущему ученика («Ведь сколько раз  мы говорили о твоем поведении и всегда одно и тоже») и возникает мысль, что его поступок ­ что­то неизбежное и неисправимое. Какой­то тупик. В самом  деле, если Ваня или Валя "всегда" так ведут себя или "всегда будут" это  делать. Мы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка,  чтобы прекратить его. Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями. Когда ученик демонстрирует "плохое" поведение ­ властное или мстительное  ­ наши собственные эмоции очень неприятны. Это может быть гнев,  возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, ­ нормально. В  самом деле, ведь ученик разрушает учебный процесс, мешает работать вам и  классу. Но! Контролируйте отрицательные эмоции. Когда учитель управляет своими  отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки "благородного гнева", он дает классу очень много: а) он просто лишает  желаемой реакции властолюбца и б) что еще важнее, готовит почву для  успешного взаимодействия. Правило 3. Обсудите проступок позже. Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении  нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент,  когда вы оба ­ и учитель, и ученик ­ возбуждены, вам вряд ли удастся  взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас, так как вы оба будете взвинчены. Правило 4. Позвольте ученику "сохранить лицо". Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят  представления. Вместе с тем, они знают, что учитель сильнее. В результате  такие ученики все­таки сделают то, о чем вы их просите, но по­своему. Они  играют в игру, которую можно так и назвать "По­своему". В этой игре они  дают нам то, что мы просим, но с оговоркой: "Я сделаю это ­ но по­своему, а  не вашим способом". Правило 5. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта, эмоции легко выходят из­под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться  агрессивно. Крик, обвинения, унижение, ругань ­ все это черты агрессивного  общения. Наибольшая польза этого правила в том, что дети довольно быстро  перенимают эту неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы,  говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя  агрессивно, эмоциям брать верх над разумом, то и они позволяют себе это. Упражнение “Золотые правила”. Инструкция: участники должны правильно сложить высказывания,  разделенные на две части, и обсудить их. (Это 11 известных высказываний: если ребенка критикуют, он учиться осуждать; если ребенка  высмеивают, он учиться быть робким; если ребенка часто одобряют, он  учиться хорошо к себе относиться; если ребенка хвалят, он учится  оценивать; если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в  себе; если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым; если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить; если к  ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым; если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться, если  ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он  учится находить в этом мире любовь и т.п.) 5. Изменим свои убеждения о плохом детском поведении! ДЕТИ ПЛОХО ВЕДУТ СЕБЯ, ПОТОМУ ЧТО: они просто хотят  внимания, они упрямы, они избалованы, они эгоистичны, они несобранны,  они похожи на своих родителей, у них плохая наследственность. ПОЭТОМУ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЕТ – ЭТО ПЛОХОЙ  РЕБЕНОК! ИЛИ ДЕТИ ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУТ, ПОТОМУ ЧТО: они хотят быть чьими­то,  они хотят чувствовать себя сильными, они хотят чувствовать себя  значимыми, они хотят чувствовать, что у них есть дом, они хотят  исследовать окружающий мир и экспериментировать. ПОЭТОМУ  РЕБЕНОК, У КОТОРОГО НЕУДОВЛЕТВОРЕНА КАКАЯ­ТО  ПОТРЕБНОСТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ СООБЩАЕТ НАМ ОБ ЭТОМ. ВЫВОДЫ: Любое плохое поведение ребенка – это способ найти контакт  со взрослыми. Если дети уверены, что их любят, ценят, понимают, у них  нет необходимости устраивать сцены и безобразничать. 6. Упражнение 10 хороших качеств. Цель: научится не концентрировать внимание только на отрицательных  чертах в поведении ребенка, видеть в нем позитивное. Задание: назовите 10 хороших качеств самого трудного ученика. 7. Рефлексия, обратная связь.

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"

Семинар-практикум для педагогов "Трудности трудного ребенка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017