Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста «Шаги навстречу»
Оценка 4.9
Семинары
doc
воспитательная работа
Все классы
12.03.2018
Адаптационный период- серьёзное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Этот период не проходит бесследно даже при его благоприятном окончании, а оставляет след в нервно- психическом развитии ребёнка. Да и воспитатели групп не всегда оказывают вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого- педагогическую поддержку.
Цель семинара - помочь педагогам расширить и структурировать их знания о работе с детьми 2- 3 лет в период адаптации.Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста «Шаги навстречу»
Семинар - практикум.doc
МАДОУ «Детский сад № 46»
Семинар практикум
для воспитателей групп раннего возраста
«Шаги навстречу»
Выполнила воспитатель
Высшей кВ. категории
Животягина Е.А. г. Березники, 2017г.
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало
учебного года трудная пора для детей раннего возраста, так как это период
адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с
мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в
окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе
своего жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп:
дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно всё успеть,
всё сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным
передохнуть от крика новенького.
Адаптационный период серьёзное испытание для малышей. Вызванные
адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние
детей. Этот период не проходит бесследно даже при его благоприятном
окончании, а оставляет след в нервно психическом развитии ребёнка. Да и
воспитатели групп не всегда оказывают вновь поступившим
детям
квалифицированную помощь и психолого педагогическую поддержку.
Между тем период адаптации настолько серьёзен в жизни ребёнка, что для его
облегчения требуются действия со стороны взрослых. Решение этой задачи
ложится в первую очередь на педагогов и психологов ДОУ. При создании семинара использовались потешки, загадки и стихи. К
сожалению, авторство некоторых стихов и загадок уже невозможно
установить. Поэтому хочу выразить благодарность всем «безымянным»
авторам, чей труд помог в создании материала.
Цель семинара расширить и структурировать имеющиеся у педагогов
знания о работе с детьми 2 3 лет в период адаптации.
Материалы: по 56 теннисных мячиков, для каждого участника, доска,
маркеры и мел, Петрушка, погремушки, плюшевые мишки, колокольчик, мяч,
бумага, ручки, бейджи.
Ход семинара
Добрый день, дорогие коллеги! Я рада вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что
время, проведённое с вами, будет интересным и полезным.
Посмотрите, какой сегодня день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу
и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе! Мы спокойны и
добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем
сегодня… (называются имена приветствующих, вспоминая их заслуги).
А что вы хотите пожелать мне? (ответы участников). Вдохните глубоко и со
вздохом забудьте обиды, злобу, беспокойство. Выдохните свежесть и красоту
белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего
настроения и бережного отношения друг к другу.
Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о маленьких детях, которые
толькотолько пришли к нам в садик. Чтобы лучше их понять, на нашей
встрече мы сами иногда будем становится детьми. Придумайте себе такое
имя, каким бы вы хотели называться сегодня. Представьтесь, пожалуйста, и
запишите новое имя на бейдже. А я буду иногда играть роль воспитателя
Анны Юрьевны.
Упражнение «Погружение в детство» (авторское).
активизировать впечатления раннего детства, прочувствовать
Цель
эмоциональное состояние ребёнка в возрасте 23 лет.
А теперь сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо
чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза,
прислушайтесь к своему дыханию оно ровное и спокойное. Почувствуйте
тяжесть в руках, в ногах.
Представьте себя в детстве, то время, когда вы были маленькими.
Представьте тёплый весенний день. Воздух терпкий, пряный, пахнет
тополиными почками. Деревья покрываются первыми листочками и такие
высокие, что кажется, своими верхушками достают до неба. Вам два или три
года. Вы идёте по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на вас надето:
какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идёте по улице, рядом с вами
близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берёте его за руку и чувствуете его тёплую нежную руку. Получается у вас представить себя маленьким
ребёнком? Расскажите, что вы чувствуете? Давайте запишем ваши чувства
( записывать можно в тетрадях или на доске).
Упражнение «Я иду в детский сад» (авторское).
прочувствовать эмоциональное состояние ребёнка, пришедшего
Цель
первый раз в детский сад.
Снова закройте глаза. Представьте, что мама ведёт вас первый раз в детский
сад. Вы входите в ярко освещённую комнату, видите высокую тётю,
незнакомых мальчиков и девочек. В комнате очень шумно. Рядом с высокой
тётей стоит девочка и плачет, зовёт маму. Тётя ласково зовёт вас войти, вы
оборачиваетесь, чтобы взять маму за руку… А мамы нет…
Что вы почувствовали в этот момент? О чём подумали?
Упражнение «Теннисные мячики» (авторское).
Цель почувствовать тяжесть эмоционального переживания ребёнком начала
посещения детского сада.
Посмотрите на шарики в моей корзинке это трудности, с которыми
сталкивается ребёнок, пришедший в детский сад. Я раз дам их вам (теннисные
шарики раздаются по кругу).
Я раздаю вам такие трудности:
ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение
«бесконечного времени», и «неизвестно, заберут ли меня домой»;
незнакомая обстановка;
незнакомые взрослые, мальчики и девочки;
недостаточно развитые навыки самообслуживания (не умеют или не
аккуратно кушают, не умеют или не стесняются попроситься на горшок, не
умеют одеваться и т.п);
новый режим дня.
Удобно ли вам держать в руках столько шариков? Что вы чувствуете, если
они падают? Что вам хочется сделать?
Друзья, давайте вместе назовём те изменения, которые происходят в
поведении и настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду.
Отрицательные эмоции неизбежные спутники психического состояния
малыша при адаптации к детскому саду. Ребёнок напоминает собой
пришельца: то он сидит как окаменевший, не отвечает на вопросы, не идёт на
контакт, то вдруг начинает бегать по группе. Он вырывается из рук
воспитателей и нянь, постоянно подбегает к дверям, дожидаясь прихода
родителей.
Слёзы. Малыш постоянно плачет от временного хныканья о постоянного,
почти непрекращающегося плача. А иногда даже плачет «за компанию» с
другими детьми. Страх.
Ребёнок боится много: незнакомой обстановки, новых людей
воспитателей, порой и сверстников. А больше всего боится, что мама не
придёт за ним и не заберёт его обратно домой. И страхи эти служат
источником стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций..
Гнев, агрессия. Это стрессовые реакции, выливающиеся во всевозможные
конфликты и даже драки между новоиспеченными воспитанниками в
детсадовской группе. Нужно понимать, что в это тяжёлое для себя время
ребёнок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются «из ничего»,
без поводов. Поэтому разумнее будет их игнорировать, разбирая проблемные
ситуации в спокойные моменты.
Развитие вспять. Часто бывает, что малыш, прекрасно обученный всем
социальным навыкам: самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и справлять
нужду в специально отведённом для этого месте напрочь забывает о своих
возможностях. И кормят его теперь с ложечки, и штанишки мокрые меняют.
Речевое развитие не только тормозится, но и временно деградирует. Вдруг
выясняется, что ребёнок помнит только глаголы и междометия…
Познавательная активность и обучаемость новым знаниям
затормаживаются: лишь ненадолго малыша воспитатели могут завлечь чем
то новым, но интерес быстро проходит.
Что уж говорить о коммуникабельности. Даже если ребёнок ранее легко
сходился со сверстниками, сейчас у него не хватает моральных сил весь день
находиться в группе назойливых, невыносимых, вечно орущих и не умеющих
себя вести детей. Только когда он станет привыкать к своему новому кругу
общения налаживать новые контакты, тогда адаптационный кризис пойдёт на
убыль.
Сон и аппетит. Дневной сон, к которому малыш привык дома, в саду во
время адаптации сбивчив, порой ребёнок не ложится спать вообще. Аппетит
тоже оставляет желать лучшего, если не отсутствует совсем.
Малыш, оказавшись в новой обстановке с незнакомыми детьми и взрослыми,
испытывает волнение, тревогу, страх, гнев. Ребёнок переживает: «Как я без
мамы? Не бросили ли меня?» Детям кажется, что если мама ушла, то это
навсегда, так как особенность детской психики в том, что дети живут
текущим моментом. Привыкание к детскому саду процесс непростой.
Адаптивные возможности дошкольника ограничены, и если привыкание
протекает тяжело, малыш может заболеть. Чтобы снизить эмоциональное
напряжение, необходимо переключить внимание малыша на деятельность,
которая приносит ему удовольствие на игру, а также создать условия для
возникновения доверия между воспитателем и ребёнком.
Основная задача игр в этот период формирование эмоционального контакта,
доверия детей к воспитателю.
Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на
помощь человека(как мама) и интересного партнёра в игре. Эмоциональное совместных действий, сопровождаемых
общение возникает на основе
улыбкой, интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Лучше, если первые игры будут фронтальными, чтобы ни один ребёнок не
чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступает
взрослый.
Расскажите, какие игры вы используете для создания тёплой атмосферы в
группе. (Ответы участников). Давайте поиграем в эти игры.
Игра «Иди ко мне».
Я воспитатель. Я встречаю малыша, который пришёл в детский сад.
Здравствуй, Алиночка! (Ласково). Иди ко мне, моя хорошая! (Когда ребёнок
подходит, воспитатель его обнимает). Ах, какая ко мне хорошая Алина
пришла! (Игра повторяется).
Что вы почувствовали, когда воспитатель вас встретил?
Игра «Пришёл Петрушка».
Ребята, к вам в гости пришли Петрушка и мишки. Поиграем с ними.
Посмотрите, какой Петрушка весёлый и смешной! На нём красная рубашечка
и колпачок с колокольчиком. Петрушка принёс с собой сундучок. А что там?
Погремушка. (Гремит погремушкой). Ребята, у нашего Петрушки полный
сундучок погремушек. Возьмите погремушки себе. Давайте послушаем, как
они звучат бренчат.
Мишка мягкий и пушистый. Как же хочется его обнять! (Воспитатель берет
мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним). Алиночка, ты тоже
возьми себе мишку, и ты, Машенька, и ты, Кристиночка. Давайте обнимем
мишек и покружимся с ними.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии его содержанием.
Участники вслед за ним выполняют те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстробыстро покружусь,
Тихотихо покружусь.
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
Игра «Хоровод».
А теперь, ребята, давайте возьмёмся за ручки, поводим хоровод.
« Воспитатель» берёт за руки участников и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились,
БУХ! При произнесении последней фразы оба «падают на землю».
Или: Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг,
ГЕЙ!
Взрослый или «ребёнок» вместе подпрыгивают.
Игра «Поезд».
Ребята, а вы знаете, что такое поезд? Вы видели когданибудь поезд? Давайте
поиграем: я буду паровозом, а вы вагончиками. (Участники встают в колонну
друг за другом, держась за одежду впереди стоящего). Поехали! Чучучу!
(«Воспитатель» ведёт «поезд» в одном направлении, затем в другом, потом
замедляет ход). Остановка. Теперь паровозик снова поехал! Чучучу!
Устали? Понравилась вам игра? Как вы думаете, понравится она детям?
Может, стоит чтото поменять или добавить? (Ответы участников).
Дети двух, трёхлетнего возраста ещё не испытывают потребности в общении
со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать,
взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к
состоянию и настроению другого ребёнка. Взрослый должен научить их
общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный
период.
Игра «Передай колокольчик».
Ребята, посмотрите, что это такое? Правильно, колокольчик! Послушайте,
как он звенит. Диньдиньдинь! Тот, кого я позову, будет звонить в
колокольчик. Маша, иди возьми колокольчик. (Участник становится на место
« воспитателя»). Маша, позвени колокольчиком. А теперь позови другого
мальчика или девочку. Позови по имени или покажи рукой.
Игра «Позови».
Вот так мяч! Какой красивый, круглый, яркий! Алиночка, иди сюда, давай
поиграем с мячиком покатаем его. Ты мне, а я тебе. Я играла с Алиной.
Алина, с кем ты хочешь играть? Позови. (участник зовет: «Кристина, иди
играть». После игры Алина садится на место, а Кристина зовёт следующего
участника).
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие,
застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их
душевное состояние, поднять настроение можно пальчиковыми играми. Кроме
того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
Игра «Кто в кулачке?» Друзья мои, посмотрите на мои ручки! У меня есть пальчики. («Воспитатель»
раскрывает кисти рук и шевелит пальцами). Нука покажите свои ручки! А
пальчики! Теперь я сожму плотно кулачки так, чтобы большие пальцы
оказались внутри. (Показывает участникам, как это сделать). Сожмите
кулачки!
Кто залез ко мне в кулачок?
Сжать пальцы в кулак.
Это, может быть, сверчок?
Нука, нука вылезай!
Выставить вперед большой палец. Это пальчик? Айайай!
А какие вы знаете пальчиковые игры, которые нравятся детям? (Ответы
участников).
Для того, чтобы ребёнок почувствовал себя спокойнее, нужно направлять
его внимание на телесные ощущения потрогать, погладить. Включение
телесных ощущений снижает тревогу ребёнка и позволяет установить контакт.
Сначала это контакт через совместно переживаемые телесные ощущения (я
чувствую то же, что и ты), а затем и через непосредственные телесные
прикосновения, когда мы касаемся ручки ребёнка, а он касается нашей
ладони. Если ребёнок прикоснулся к взрослому, если нам удалось установить
и удержать с ним зрительный контакт можно считать, что первый этап
установления отношений пройден. Если не удаётся самостоятельно
установить отношения с ребёнком, надо попытаться сделать это через
родителей.
Упражнение «Тополиный пух».
Цель снятие беспокойства, тревоги.
Я предлагаю вам выбрать себе пару. Один из вас будет играть роль ребёнка,
другой воспитателя. Пусть «ребёнок» примет удобную для него позу.
«Воспитатель» начнет с мягких, нежных, медленных прикосновений к телу.
Пусть ваши прикосновения будут хаотичными. Прикоснитесь к голове, затем
к пяточке. Пока одна ваша ладонь лежит на теле «ребёнка», другая плавно
переносится на новое место, например на локоть, а затем на животик. А
теперь поменяйтесь ролями.
Успешность и действенность этого упражнения зависит от соблюдения
следующих принципов:
1.Не суетитесь: любые прикосновения, любые взаимодействия с телом
должны быть спокойными, внутренне умиротворёнными.
2. Все прикосновения, движения, взаимодействия с телом должны быть
минимальными по силе и амплитуде.
3. Очень важна внутренняя готовность к работе с телом. У вас должны быть
не только нежные руки, но и спокойное, уравновешенное состояние. Вы одно целое с ребёнком, который чутко реагирует на малейшие изменения вашего
настроения. Лучше не делать того, к чему вы не готовы. Живите в том, что вы
делаете. Лишь в этом случае упражнение будет максимально эффективным.
Деролинг. Воспитатели, исполнявшие роль детей, проговаривают: «Я не
ребенок я (имя собственное)».
Что вы почувствовали, когда были «ребенком» и «воспитателем»?
Какая роль вам была больше по душе? Что понравилось?
Важны не только телесные поглаживания, но и душевные.
Психологические поглаживания необходимы каждому человеку для
того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным.
Игра «Солнышко».
Цель «психологические поглаживания» ребёнка.
Посмотрите, чтото наша Мария Алексеевна совсем замерзла. Давайте
поиграем в игру «Солнышко» и согреем ее вместе! Встанем в круг, а Мария
Алексеевна в центр. Я раздам вам по одному карандашу это лучик солнца.
Подарим его Марии Алексеевне с добрыми словами, скажем о том, что нам
нравится в ней. (Показать пример, сказав одно предложение комплимент и
отдав лучик). А вы, Мария Алексеевна, не забудьте сказать «спасибо».
(Дальше все участники по кругу говорят чтото хорошее и отдают свой
карандаш).
Примечание. У присутствующих тоже может возникнуть желание побыть
«отогреваемым», оказаться в центре внимания. Можно предоставить им эту
возможность, повторив игру.
Дорогие коллеги, подскажите, а как можно успокоить плачущего малыша.
(Ответы участников). Очень интересные идеи! А ещё нам могут помочь
потешки и журилки. Например:
Горошинки,
Непрошенки,
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом
До Маши добрались?
Нет, портить настроение никто вас не просил!
А может, мы не плакали,
А дождик моросил?
А по речке Слез
Ходит пароход,
Вытирает нос,
Только нос не тот,
Нос у нас был пуговкой,
А теперь вот аленький, Да еще распух вот он!
Ну да это не беда,
Слезы высохнут тогда
Будет снова нос как нос,
Просто нос не любит слез!
Н.Пикулева
Дети верят в чудеса. Их мир тонок и открыт для сказок. В сказках
ребенок находит отголоски своей собственной жизни понимает, что он не
одинок и, как главный герой, может справиться с любым своим страхом и
проблемой.
Все люди умеют сочинять сказки, это часть человеческой природы. Возможно,
ваша сказка согреет душу ребенка, заставит его улыбнуться и поверить, что у
него все будет отлично. Давайте сейчас вместе сочиним сказку для детей,
впервые переступивших порог детского сада. Не забудьте, что в конце сюжета
главного героя обязательно забирает домой мама это закрепляет
представление ребенка о том, что мама непременно придет за ним.
(Участники сочиняют сказку).
Наша встреча подходит к концу. Мы узнали много нового о себе и о детях,
пришедших в детский сад. Как вы себя чувствуете? Расскажите, что было для
вас особенно полезным? (Рассказы педагогов).
Хочу сказать большое спасибо вам, дорогие коллеги! Спасибо, что вы пришли
и поделились своим опытом воспитания. Надеюсь, что ваши поиски и успехи,
напряженный душевный труд, который вы демонстрировали на занятиях,
найдут отражение в понимании своих детей и себя. Успехов вам! Литература
1. Братчикова Н.Ф. Адаптация детей раннего возраста. Из опыта работы
Новосибирск, 2006.
2. Двойнова А.Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их
родителями в адаптационный период. Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения 2009 №9.
3.Кевбрина М. Без таблеток и микстур. Школьный психолог 2000№15.
4. Пикулева Н. Потешки, игры и журилки для плачущего малыша.
Дошкольное воспитание1999№8.
Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста «Шаги навстречу»
Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста «Шаги навстречу»
Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста «Шаги навстречу»
Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста «Шаги навстречу»
Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста «Шаги навстречу»
Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста «Шаги навстречу»
Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста «Шаги навстречу»
Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста «Шаги навстречу»
Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста «Шаги навстречу»
Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста «Шаги навстречу»
Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста «Шаги навстречу»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.