Семинарское занятие по современному русскому литературному языку «Построение схем сложных предложений усложненной конструкции»
Оценка 4.9

Семинарское занятие по современному русскому литературному языку «Построение схем сложных предложений усложненной конструкции»

Оценка 4.9
docx
03.12.2019
Семинарское  занятие по современному русскому литературному языку «Построение  схем сложных предложений усложненной конструкции»
Семинарское занятие.docx

Семинарское  занятие

по современному русскому литературному языку

«Построение  схем сложных предложений усложненной конструкции»

 Цели и задачи:

·        совершенствование навыка определения научных понятий;

·        работа над разграничением синтаксических и других языковых единиц;

·        совершенствование навыка полного синтаксического анализа сложных предложений; 

·        совершенствование умений делать выводы по результатам проведенного анализа;

·        совершенствование умений разграничивать синтаксические и композиционно-стилистические единицы;

·        совершенствование умений иллюстрировать синтаксические явления фактическим материалом;

·        совершенствование умений определять принципы постановки знаков препинания в тексте и их позиции.

     Оборудование: учебник Е.И.Дибровой «Анализ языковых единиц», УМК «Современный русский литературный язык (сложное предложение)», электронная презентация, журналы «Русский язык в школе» №3-04, 6-01, 7-01.

 

 

 

 

 

 

 


Синтаксис – душа языка

К.С. Аксаков

План

1. Вступительное слово преподавателя с постановкой целей и задач.

Работа с эпиграфом. Студенты объясняют смысл высказывания К.С.Аксакова.

2. Фронтальный опрос

- в чем специфика структуры сложного предложения?

- в чем специфика структуры сложного предложения усложненной конструкции?

- назовите средства связи;

- дайте определение компоненту.

3. Определение ведущей связи между компонентами. (Работа со слайдами).

1. Пьер не заметил Наташи, потому что он никак не ожидал увидеть ее тут, но он не узнал ее потому, что происшедшая в ней перемена была огромна (Л.Н.Толстой).

2. На другой день княжна к вечеру уехала, и к Пьеру приехал главноуправляющий с известием, что требуемых им денег для обмундирования полка нельзя достать, ежели не продать одно имение. (Л.Н.Толстой).

3. Мнения были всякого рода: были такие, которые чересчур отзывались военного жестокостию и строгостию; были, однако же, и такие, которые дышали кротостию  (Л.Н.Толстой).

4. Но напрасно боялся он: лицо Собакевича не шевельнулось, а Манилов, обвороженный фразою, от удовольствия только потряхивал одобрительно головою, погрузясь в такое положение, в каком
находится любитель музыки, когда певица перещеголяла самую скрипку и пискнула такую тонкую ноту, какая невозможна и в  птичьем голосе (Н.В.Гоголь).

5. Князь Андрей не сделал ни того, ни другого; в лице его выразилась злоба, и молодой человек, отвернувшись, прошел стороной коридора (Л.Н.Толстой).

6. След тотчас же заметало, и дорогу можно было отличить только потому, что она была выше остального места (К.Паустовский).

4. Построение схем СП УК

 1. Улицы в этих районах широки и прямолинейны, и до­ма, по всей вероятности, удобны, но это свойственно всем на­шим большим городам, и на этих улицах ощущаешь себя столько же в Ярославле, сколько в Запорожье или в Свердлов­ске (Е.Дорош).

2. Темная ли кровь прилила к шее и лицу, или слу­чилось что-либо другое, но только кожа его утратила желтиз­ну, побурела, а глаза как будто провалились (М.Булгаков). 

3. Университетское образование, как и всякое высшее образование, означает иную ступень по сравнению со средней школой, и одна из особенностей этой ступени в том, что здесь все коллеги, которые работают вместе, ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, когда одни хотят учиться, другие помогают им в этом (Д.С.Лихачев).

4. Самостоятельная работа. Построить предложение по схеме:

[  ],  и [  ],  {} и  {}, {}

5. Работа над проверкой домашнего задания. Домашнее задание было дано по группам и состояло в анализе научно-методических материалов из журналов «Русский язык в школе».

- работа над статьей М.Глухих «Некоторые трудности в разборе сложного предложения» (РЯШ 3-04);

- работа над статьей М.Глухих «О синтаксическом функционировании сложных предложений» (РЯШ 6-01).

     Студенты определяют основные идеи статьи, сопоставляют с традиционной грамматикой.

     Работа над статьей М.Глухих «О стилистике многочленных сложных предложений» (РЯШ 7-01).

     Студенты делают анализ МСП  в художественном тексте, опираются на примеры слайдов.

 

Стиль Н.В.Гоголя

Мысль о нем до такой степени тревожила его, что, неделю спустя, он решился даже послать к нему чиновника узнать, что он и как, и нельзя ли в самом деле чем помочь ему; и когда донесли ему, что Акакий Акакиевич умер скоропостижно в горячке, он остался даже пораженным, слышал упреки совести и весь день был не в духе (Н.В.Гоголь. Шинель).

Стиль  А.П.Чехова

В доме Шуминых только что кончилась всенощная, которую заказывала бабушка Марфа Михайловна, и теперь Наде — она вышла в сад на минутку — видно было, как в зале накрывали на стол для закуски, как в своем пышном шелковом платье суетилась бабушка; отец Андрей, соборный протоиерей, говорил о чем-то с матерью Нади, Ниной Ивановной, и теперь мать при вечернем освещении сквозь окно почему-то казалась очень молодой; возле стоял сын отца Андрея, Андрей Андреич, и внима­тельно слушал (А.П.Чехов).

Стиль  Л.Н.Толстого

Матери не нравились в Левине и его странные и резкие суждения, и его неловкость в свете, основанная, как она понимала, на гордости, и его, по ее понятиям, дикая какая-то жизнь в деревне, с занятиями скотиной и мужиками; не нравилось очень и то, что он, влюбленный в ее дочь, ездил в дом полтора месяца, чего-то как будто ждал, высматривал, как будто боялся, не велика ли будет честь, если он сделает предложение, и не понимал, что, ездя в дом, где девушка невеста, надо было объясниться (Л.Н.Толстой).

6. Определение роли СП УК в современном русском языке. Работа со слайдом.

Специфика СП в современной литературе

города, гулких арок, телефонных звонков, оторванных мартовских котов, музыки “Dead can dance” — возьми зонт, обещали дождь — тебе его каждый день обещают — посмотри, какая облачность — что? автор — женщина? тем более, это чревато феминизмом, а впрочем, на фиг, на фиг, автор русского текста всегдa беспол, он — “четвертое лицо единственного числа”, ребенок отменяется, но чистота жанра … — ворон, обласканных древними индейскими магами, книг, книг, снова книг, шатаний по городу — станьте городским шаманом, слейтесь с мегаполисом — замороженных креветок в пластиковых коробках, поющих китайских шаров, семинаров по непознанным предметам  (какой предмет сдаем?), Вы понимаете смысл этого преобразования? — ай-люли, ай-люли — буквы и цифры мне определенно знакомы — “New-Age” дизайн… (А.Гостева, 2003).

     Сделайте выводы о структуре СП в современном русском языке.

7. Подведение итогов, выставление баллов за занятие.

Домашнее задание: выполните тестирование     

 

Семинарское занятие по современному русскому литературному языку «Построение схем сложных предложений усложненной конструкции»

Семинарское  занятие по современному русскому литературному языку «Построение  схем сложных предложений усложненной конструкции»

Семинарское занятие по современному русскому литературному языку «Построение схем сложных предложений усложненной конструкции»

Семинарское  занятие по современному русскому литературному языку «Построение  схем сложных предложений усложненной конструкции»

Семинарское занятие по современному русскому литературному языку «Построение схем сложных предложений усложненной конструкции»

Семинарское  занятие по современному русскому литературному языку «Построение  схем сложных предложений усложненной конструкции»

Семинарское занятие по современному русскому литературному языку «Построение схем сложных предложений усложненной конструкции»

Семинарское  занятие по современному русскому литературному языку «Построение  схем сложных предложений усложненной конструкции»

Семинарское занятие по современному русскому литературному языку «Построение схем сложных предложений усложненной конструкции»

Семинарское  занятие по современному русскому литературному языку «Построение  схем сложных предложений усложненной конструкции»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2019