Даниленко Елена Николаевна
Учитель биологии и географии
КОУ «Средняя школа № 3(очно-заочная)»
город Омск
Введение
Семья – это уникальный институт общества. Она оказывает специфическое, не заменимое ничем другим влияние на развитие личности любого человека, и особенно несовершеннолетних детей. Характер семьи, степень ее материального благополучия, духовное и нравственное здоровье семьи во многом определяют облик человека, его общественную и трудовую активность, правильное воспитание детей и в конечном счете успехи и достижения всего общества. С точки зрения семейного права семья имеет свои отличительные особенности. Это, как правило, общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством [1]
Петр I вошел в историю как величайший преобразователь. В период его правления в стране произошли разительные перемены. Он не просто проводил реформы, а менял жизненные устои [2]
Расширялось государственное регулирование брачно-семейных отношений. В 1702 г. было узаконено как обязательный церковный обряд обручение. Указом о единонаследии 1714 г. брачный возраст для женихов устанавливался в 20 лет, для невест – 17. «Юности честное зерцало» представляет собой сборник этических правил поведения молодых людей дома и особенно в гостях. Предназначался он прежде всего для дворянских детей. Давайте посмотрим основные пункты правил и сравним их с Библией.
Сборник Юности честное зерцало
|
Библия |
1.В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. |
1.Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. (К Ефесянам 6:1-3)
Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. (От Матфея 15:4)
|
2. Дети не имеют без имянного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должни учинить вежливо и учтиво. |
2.«Никакое гнилое слово да не сходит с уст ваших а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.» Послание апостола Павла к Ефесянам 4:29 |
3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. |
3.«Почитай отца твоего и мать... будет тебе благо, и будешь долголетен на земле."(К Ефесянам 6:1-3) |
4. Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не яко бы сумозброды. |
4.«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Матф.6:7–8). |
6. Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыд |
5.Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком. Притч. 28,23 Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его. Притч.29,5
|
7. Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори |
7.Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Мф.5,43–45 |
8. Всегда время пробавляй в делах благочестных, |
8.Упражняй себе в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. 1Тим. 4,7–8 |
9. Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в часах маетник, для того что бодрый господин ободряет и слуг |
9.Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его. Притч. 20:11 |
10.От клятвы чужеложства (блуда) играния и пьянства отрок себя велми удержать и от того бегать. |
10.«Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Еф.5:3–6). |
11. Младыя люди не должни ни про кого худого переговаривать. И ниже все разглашать, что слышат. |
11.Сплетни есть прежде всего грех лжесвидетельства (одна из разновидностей этого греха). Заповедь о запрете на лжесвидетельство была дана человеку ещё во времена Ветхого Завета, причём как одна из десяти наиболее важных заповедей, составлявших ядро Синайского закона (Исх.20:16). |
Начало формы
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
Петр Великий, реформируя семейное право опирался на библейские законы.
На мой взгляд, в конкретных условиях того времени петровские преобразования
носили прогрессивный характер. Объективные условия развития страны
породили адекватные меры по ее реформированию [3]
Таким образом, преобразования Петра 1 сыграли огромную роль в дальнейшем
развитии брачных и семейных отношений. В сравнении с современными устоями не
все создающие семейные отношения опираются на Библейские законы
и следуют этим законам.
Список используемой литературы
1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М. 1995г.
2. Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.:
Юристъ, 1996.- 448 с.
3. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. 2-е изд. – М.:
Юристъ, 2003.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.