Классный час «Семья и Отечество в моей жизни»
Цель: воспитание чувства уважение к славному прошлому нашей страны, чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма, уважения к людям старшего поколения.
Задачи: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; прививать любовь к родине, интерес к истории своего отечества, развивать мышление, речь, воображение; прививать понимание «Семья - ячейка общества, неотъемлемая часть нашей родины», «Школа-наш общий дом», «Класс-маленькая семья».
Формируемые УУД:
Личностные:, умение ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга. Проведение исследования для нахождения необходимой информации.
Познавательные: формирование умения обобщать и анализировать полученную информацию, предоставлять информацию в разных формах.
Коммуникативные: обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и с родителями.
Оборудование. Компьютер, доска, плакаты, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, макет дома, коллаж, фотографии, сочинения.
Ход урока.
-У меня ребус, разгадав который вы узнаете тему классного часа. Правильно, тема классного часа — «Моя семья». Я хочу, чтобы вы задумались о важности и необходимости семьи
- Речь сегодня пойдет о том, что объединяет всех нас: о дружбе, мире и ладе в
семье.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ — родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ — родительский дом.
Организационный момент.
Введение в ситуацию.
Интерактивная беседа «Что такое семья?», «Что такое Отечество»
Интерактивная беседа «Что такое семья»?
Учитель: Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
(Высказывания детей).
Семья – это великий дар.
Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя
дома». Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где
тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.
Такое место – это ваш дом, ваша семья.
Мы с вами будем говорить о тех, кто живет рядом с нами, с кем мы живем. Мы будем говорить о матери и отце.
Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.
Ход мероприятия
1. Вводное слово учителя.
Эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте»
«Из россыпи народной мудрости»:
· Где в семье согласие, там и дети хорошо воспитываются!
· Стать родителями легко. Быть родителями, напротив, трудно. (В.Буш)
· Отношение к детям – безошибочная мера духовного достоинства человека. (Янка Брыль)
· Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. (В.Г.Белинский)
· Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин)
· Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон)
· Родителей слушать – горя не знать!
· Кого в детстве воспитаешь на того в старости и обопрешься!
· При солнце тепло, при родителях хорошо!
· Береги отца с матерью: других не найдешь
1. Основная часть.
Родина – мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой,
Это наше детство, наша юность,
Это все, что мы зовем судьбой!
Родина! Отечество святое!
Перелески, рощи, берега,
Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли
И навек останется святым…
Землю ту, что родиной назвали,
Коль придется, сердцем защитим.
С чего начинается Родина?
Как только родился человек, он впервые встречается с мамой и папой – это его семья. Слово это понятно всем, как слово «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это мама и папа, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам
Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила – я
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила – я.
Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все та же ответила – я.
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы подруга моя
На все это Ева ответила – я.
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.
Все начинается с семьи.
Призывный крик ребенка в колыбели,
И мудрой старости докучливые стрелы.
Все начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Умение страдать и сложность жизни видеть.
Все начинается с семьи.
Опять вставать, идти и ошибаться
И так всю жизнь
И только не сдаваться!
Все начинается с семьи.
.Физкультминутка. (На ответ «да» — хлопайте в ладоши, на ответ «нет» — топайте ногами, руки на пояс.)
-Маму выручим всегда? (Да!)
-И обманывать не будем никогда? (Да!)
-Кинуть камень кошке вслед? (Нет!)
-Брать в автобусе билет? (Нет!)
-Ай, ай, ай, как это нет?
-Надо брать билет всегда? (Да!)
-Не робеть, когда беда? (Да!) Не жалеть для дел труда? (Да!) Рук не мыть, когда обед? (Нет!) Как же это не мыть? Мыть обязательно! (Да!)
-Солнце, воздух и вода? (Да!)
-Мы лентяям шлем привет? (Нет!)
-А тем, кто делает добро? (Да! Да! Да!)
Так уж вышло, что история России – это история воинского подвига. Ни одно государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России.
Мы поговорим о тех семьях, чья судьба каким-то образом связана с защитой Отечества в разное время. Вот уже 75 лет мы отмечаем этот знаменательный день – День Победы нашего советского народа над фашистской Германией. Этот день – день уважения всем героическим поколениям. 1418 суток отделяли 9 мая 1945 года от 22 июня 1941 года, когда началась та страшная война.
Я расскажу о своем дяде Астафьеве Александре Николаевиче.
… Александр Астафьев родился в 1924 году в семье крестьян. Осенью 1941 года Алькеевский райвоенкомат призывает его в армию, где он служит стрелком.
Александр Михайлович прошел всю войну от начала до конца. А домой матери писал: « Жив, здоров, час расплаты приближается с каждым днем».
Но дороги войны были суровыми и длинными. Четыре долгих года он прошел по дорогам войны, он участвовал на фронтах: северо-западном, Брянском, Прибалтийском.
Судя по фотографии, которую прислал с фронта, он был награжден орденами и медалями. Вот в село приходит долгожданная радостная весть- Победа! Татьяна Михайловна уже не сомневалась в возвращении сына Александра домой. Ведь война закончилась. В последнем письме Александр написал матери, чтобы она ждала его не днями и часами, а минутами. Мать начала готовиться к приезду сына. Она замочила рожь для приготовления домашнего пива, вся была в таких радостных заботах, вдруг, словно гром среди ясного неба- Астафьевы получают извещение о гибели Александра. Невозможно передать словами то, что пережила мать в те дни. Лишь зная о том, что у нее есть еще двое детей и что их необходимо поставить на ноги, она берет себя в руки, старается преодолеть безмерное горе.
Кто из ваших родственников участвовал в Великой отечественной войне?
Что вы о них знаете?
(Рассказы учащихся)
Задание «Для моих родных»
Перед вами лежат листочки, напишите на них всех членов своей семьи. Под каждым вашим родственником запишите четыре вещи, которые он любит.
(Ученики записывают на листе имена всех членов своей семьи и под каждым именем - минимум четыре вещи, которые любит тот или иной член их семьи. После чего говорят об этом вслух).
- Сейчас вам нужно перевернуть листок и на обратной стороне написать тех же самых родственников и под каждым из них, то, что вы можете сделать для того, чтобы доставить ему радость.
(Учащиеся пишут, а потом каждый говорит).
- Посмотрите на ваш лист, как вы думаете, для чего мы это написали. Что это такое? … Да действительно, мы составили для каждого из вас план любви для всей семьи.
Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения.
Заключение.
Вопросы:
Как говорят о тех, кто разглашает внутренниеw семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, дляw семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)
Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «wсемья». Что это за слово? (Родина.)
Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «wБрак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон».
Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. («Дюймовочка».)
Какая птица спасла Дюймовочку отw свадьбы с кротом? (Ласточка.)
В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своимиw родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваютсяw свадьбой? («Муха-Цокотуха».)
Геометрический символw брака – это… (Два кольца.)
Назовите самуюw семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? w (Моя сестра.)
Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? w (Юра.)
Самыеw семейные грибы – это… Какие? (Опята.)
Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного рwодственника? (Мать-и-мачеха.)
В каком месяце отмечается Международный деньw семей? В мае;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.