Семья – убежище души

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 12.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главная цель внеклассного мероприятия – создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей. Данное мероприятие помогает расширить знания детей о функциях семьи, повысить значимость роли матери и отца в жизни детей, воспитывать чувства уважения и любви к членам своей семьи, пробуждать интерес к жизни старшего поколения, развивать творческие способности, формировать основы нравственности. Методическая разработка может быть использована учителем начальных классов.
Иконка файла материала Семья убежище души.doc
«Семья – убежище души»                                    Главная   цель   внеклассного   мероприятия   –   создать   предпосылки   для   формирования   у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей. Данное мероприятие помогает расширить знания детей о функциях семьи, повысить значимость роли матери и отца в жизни детей, воспитывать чувства уважения и любви к членам своей семьи,   пробуждать   интерес   к   жизни   старшего   поколения,   развивать   творческие способности, формировать основы нравственности. Методическая разработка может быть использована учителем начальных классов.   «Я»   ­   большая,   «Я»   ­   дружная,   «Я»   ­     счастливая,   «Я»   ­   крепкая,   «Я»   ­ 1. Организационная часть. Звучит   запись   песни       «Родительский   дом»   (сл.   М.   Рябинина,   музыка   В.   Шаинского). Родители и дети занимают места в классной комнате. 2. Вступительная часть.   Учитель:  Здравствуйте,   дорогие   гости!   Наш   литературный   праздник   я   хочу   начать   со стихотворения, собственного сочинения. Подумайте, о ком я буду говорить?                        Я люблю ее очень, дорожу ей всегда,                      Потому что она – крепкий тыл для меня.                      Все секреты доверить могу не боясь,                      Говорить обо всем,  проблем не стыдясь.                      То ли радость, то ли большая беда –                      Она будет рядом со мною всегда.                                                   (Никитина В.И.) (Выходят дети – 7 человек. У каждого ребенка в руках буква «я»)  Учитель: Скажите, чему мы посвятим наш разговор? Правильно,   семье,   ведь   семья   –   это   семь   «Я».   И   сейчас   дети   назовут   семь   слагаемых счастья любой семьи. Дети:  трудолюбивая, «Я» ­ уважаемая, «Я» ­ спортивная. Учитель: Сегодня мы собрались все вместе, одной дружной большой семьей. Что же такое семья?   Ученик: Очень люблю, когда все собираются,                Белою скатертью стол накрывается,                Бабушка с мамою, папа и я,                Мы называемся вместе семья.                                             (Л. Куклин) Учитель:  Семья   –   это   замечательное   слово,   которое   означает   уют,   тепло,   поддержку близких и просто общение. Без семьи человеку очень трудно жить, поэтому ее надо ценить и укреплять. Об этом мы сегодня и собрались поговорить.     Издавна  о  доме  говорили   с любовью,  уважением,  почитанием.  До нас  дошла  сказки, пословицы, поговорки о доме, о семье. Давайте их вспомним.          (Дети и родители называют сказки, пословицы, поговорки) Учитель: А сейчас я хочу обратиться к младшим представителям семей, нашим детям. Знаете ли вы, как раньше жили? Семьи были большие, все друг другу помогали. Малыши старость уважали, а старые малых жалели. О такой большой семье у нас есть загадка. Попробуйте посчитать, сколько человек в этой семье?  Ученик: Задам сейчас задачу я.Послушай, вот моя семья:                 Дедуля, бабушка и брат.                 У нас порядок в доме, лад,                  И чистота вот почему.                  Две мамы есть у нас в дому,                  Два папы, два сыночка,                  Сестра, невестка, дочка.                  А самый младший – я.                  Какая же у нас семья? Ответ: брат, сестра, их родители и бабушка с дедушкой – родители папы. На это указывает слово «невестка». Так называют родители папы его супругу, то есть маму этих детей. Учитель: Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья, есть родительский дом – начало всех начал. Родитель: В семейном кругу мы с вами растем.                   Основа основ – родительский дом.                   В семейном кругу все корни твои                   И в жизнь, ты, входишь из семьи.                   В семейном кругу мы жизнь создаем,                   Основа основ – родительский дом.          (Демонстрация слайдов семей класса) 3.Строительство дома  : Давайте и мы построим дом. Изначально дом – жилище, изба. В древнерусском Учитель   языке слово истба означало «баня, теплое помещение». Сравните слова истопить, топить, тепло. Представьте, что мы с вами – семья и, чтобы всем в нашем доме было хорошо, что для этого необходимо? Но сначала прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. В вашем доме звучит много слов, вспомните самое теплое слово, которое согревает сердце, душу. Учитель: Что же нам необходимо, чтобы всем в доме было хорошо? Родитель: Мне нужна любовь. Учитель: У любящих друг друга родителей воспитание идет как бы само собой. Хорошо, когда в семье часто пользуются сильным и безотказным оружием – словом «люблю». (Учитель размещает на доске первое «бревно», на котором написано любовь) А сейчас давайте скажем теплые сердечные слова друг другу: родители – детям, дети – родителям. (Вручаю родителям цветок. Дети и взрослые произносят добрые слова в адрес друг друга и передают цветок дальше, следующей паре.) Ученик:  Мне в семье нужна доброта, потому что добро – это все положительное,  что человек может сделать окружающим, хорошие поступки, хорошее поведение.  Родитель: Ах, как нам добрые слова нужны!                  Не раз мы в этом убедились сами.                  А может, не слова – дела важны?                  Дела – делами, а слова – словами.                  Они живут у каждого из нас.                  На дне души до времени хранимы,                  Чтоб их произнести в тот самый час,                  Когда они другим необходимы.                                              (М. Лисянский) Учитель:  Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют наших детей, а плохие – ложатся на них тяжким бременем.А сейчас я предлагаю семьям (фамилии семей)  поучаствовать в конкурсе «Добрые дела  семьи». (Эстафета передачи «бревна добрых дел» от поколения к поколению с названием  добрых дел.) Учитель: Добавляем в нашем доме «бревно» ­ доброта. Родитель: А я расскажу вам одну легенду о семье. В давние времена жила большая  дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней  долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам  удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на  ней что­то. Ответ удивил правителя. На листе бумаги было написано 100 раз слово  «понимание»! Учитель: Итак, очень важным в счастливых семейных отношениях является понимание. А  понимать друг друга – значит, прежде всего, очень хорошо знать друг друга.           (Добавляю третье бревно – понимание) Я приглашаю выйти две пары участников от семей – взрослого и ребенка и предлагаю  ответить на вопросы. Взрослый пишет ответы на листе, сидя  спиной к ребенку и передает  мне. После этого младший представитель семьи отвечает на вопросы устно. Вопросы командам: Главе вашей семьи … лет. Профессия бабушки младшего члена семьи … Любимая песня вашей семьи … Вкуснее всего у мамы получается … Любимый вид спорта вашей семьи … Ученик: А мне необходимо уважение. (Добавляется четвертое «бревно» ­  уважение). Учитель: Достоинство, самоуважение, умение человека правильно их проявлять, очень  важны в жизни. Не случайно напутствия нам давали очень влиятельные люди: философы,  писатели, критики. Выберите в качестве напутствия для себя одно из изречений и  объясните свой выбор.  • «Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к  человеческому достоинству во всяком человеке, без лица, прежде всего за то, что он –  человек, а потом уже за его личные достоинства».  (В.Г. Белинский)  • «Сомнение в своем достоинстве – малодушное самоуважение»  (В. Шекспир)  • «От недостатка уважения к себе происходит сколько и от излишнего к себе уважения»  (М. Монтель) Учитель: Помните, что если любят и ни за что, то уважают всегда за что­то.   Ученик: Мне необходима забота. (Выставляется пятое «бревно» ­ забота) Чтение по ролям отрывка из рассказа В.Драгунского «Денис Кораблев» «…Потом мама принесла целую тарелку манной каши. ­ Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров… Я сказал: Я ею давлюсь! Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила: ­ Хочешь, пойдем с тобой в Кремль? ­ Конечно, хочу в Кремль! ­ Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем…» Учитель: А у вас, ребята, так бывает? Подумайте и ответьте, кто чаще всего говорит такие слова:                         Мой маленький, ненаглядненький,                         мой хорошенький, мой пригоженький.  Какие ласковые слова вы слышите дома? Кто чаще их говорит?Предоставим слово мамам. Они прочитают стихотворение Ю. Воронова «Мать»              У ней счастливей не было лица:              Пошел сынишка!... Женщина готова              Рассказывать об этом  без конца.              Вот только о себе самой – ни слова.              А было так: он, что­то лепеча,              Поднялся вдруг, качаясь от волненья,              И две ее руки, как два луча,              Ему определили направленье.              И страх его растаял неспроста,              Когда он зашагал, круша преграды:              Ведь две руки ее, как два щита,              Все время находились рядом.              И он прошел от стула до стола,              Хоть пол шатало, будто на причале:              Ведь две ее руки, как два крыла,              Парили над сыновьями  плечами.              Наступит время: сын – через порог.              Потом – отъезд и долгие разлуки…              Но у начала всех его дорог –               Опять ее протянутые руки. Учитель: Ребята, а всегда ли вы готовы помочь своим родителям?                  Как вы должны вести себя дома?                  Как вы общаетесь с родителями? Пятая заповедь Божия гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни  твои на земле, которые Господь, Бог твой, дает тебе». Помните, что ваши родители – это ваше богатство. Они построили семью, дом, в котором  вы живете, окружили вас теплом, заботой и любовью. Ну, а теперь давайте посмотрим, какой дом получился у нас. В нашем доме очень тепло.  (Выставляется «крыша дома», на которой написано слово «тепло»). Соберите в ладони  свое тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте это тепло. Поделитесь своим теплом  друг с другом. (Все становятся в круг и передают «тепло» из рук в руки. В это время звучит спокойная  музыка) Ученики: Было утром тихо в доме.                  Я писала на ладони имя мамино…                  Не в тетрадке на листке,                  Не на стенке каменной –                  Я писала на руке имя мамино.                  Было утром тихо в доме,                  Стало шумно среди дня…                  ­ Что ты спрятала в ладони? –                  Стали спрашивать меня.                  Я ладонь свою разжала –                  Счастье я в руке держала.                                         (А. Барто) Учитель: Есть такая пословица: «Счастье – не птица, само не прилетит»  и все мы должны  помнить об этом. 4.Работа над стихотворением С. Маршака «Наши с папой разговоры» Учитель: А сейчас мы послушаем стихотворение о папе.Ученик: Вот висит пальто и шляпа,                День сегодня выходной.                Не ушел сегодня папа,                Значит, будет он со мной.                Что мы нынче делать будем?                Это вместе мы обсудим.                Сяду к папе на кровать –                 Станем вместе обсуждать.                                                 (С. Я. Маршак) Учитель: Чем вы обычно занимаетесь с папой в выходной? Давайте послушаем сочинения­ миниатюры, написанные вами.               (Заслушиваются несколько сочинений) Учитель:  Папа разбудил сыночка и торжественно ему сообщил: «Я поведу тебя в  музей…». После завтрака и недолгих сборов они, взявшись за руки, пошли в музей. Как  хотелось бы, чтобы таких походов было больше, ведь музей – это вечно живая история, на  которой обязательно нужно учиться для того, чтобы стать личностью в наше время.   Учитель: Разгадайте, какое слово зашифровано?                       Те100 (тесто) ­ Кто печет нам вкусные пирожки? ­ Сейчас мы поиграем в языковую игру «Бесконечное предложение». Давайте начнем со  слова «пирожки».               Пирожки               Вкусные пирожки               …               …               Моя бабушка испекла вкусные пирожки с яблоками и капустой. Учитель: Я предлагаю послушать стихотворение о бабушке.                        Бабушка.              У бабушки нашей              Бегут по лицу              Морщинки,              Как будто тропинки в лесу.              Их столько,              Что даже улыбка              Плутает,              Когда по морщинкам ее              Пробегает.              Наверно,              Тропинок – дорожек немало,              Которыми бабушка наша              Шагала.                               (В. Степанов) Учитель: А что же мы можем сказать о дедушке? Ученик: Дедушка – мой лучший друг.                Это знаю точно.                Все вопросы он решит                И во всем поможет.                Починить велосипед                И на речку сбегать.                И задачу он решит,Сделает кормушку.                Все вопросы дед решит –                 Я это знаю точно.                                        (В.И. Никитина) Учитель: Вот такие дружные семьи у наших детей. Я думаю, что ко всем семьям подойдет  пословица: «Согласную семью и горе не берет». Ученики читают стихотворение В. Степанова «Наша дружная семья»              Маму очень я люблю.              Папу тоже я люблю.              Мама мне печет коврижки,              Папа мне читает книжки.              Папа, мамочка и я –               Наша дружная семья.              Я и бабушку люблю,              Я и дедушку люблю,              Я всегда им помогаю,              Пол мету и пыль стираю.              Мама, папа, дед и я,              Да и бабушка моя –               Наша дружная семья!              И сестренку я люблю,              И братишку я люблю.              С братом плаваем, ныряем,              А с сестрой в снежки играем.              Мама, папа, дед и я,              Баба, брат, сестра моя –               Наша дружная семья! 5. Демонстрация рисованного диафильма «Моя семья»      Несколько учащихся показывают нарисованный фильм и рассказывают о своей семье.   6. Экскурсия по картинной галерее. (Рисунки учащихся на тему «Семья») Комментарии экскурсовода – учащегося класса: «Перед вами бессмертные полотна кисти  ваших детей, то есть нас….» 7. Игра «Комплимент» Продолжи предложение: У меня самые лучшие родители. Они… 8. Итог. Учитель: Дорогие друзья! Сегодня, мне кажется, у нас получилась по­настоящему теплая,  семейная встреча. Спасибо вам за открытость, искренность и любовь к детям, родителям,  просто людям. Пусть вокруг вашего семейного очага всегда будут близкие, а ваши семьи  будут счастливы. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и  взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет духовно богата. Я с уверенностью могу сказать,  что семья – это убежище души. 9. Рефлексия. Закройте глаза, вытяните руки и представьте, что у вас в ладошках лежат маленькие  солнышки. Они согреют вас. Сохраните тепло в ваших руках и донесите его до своего  дома. Откройте глаза. Всего вам доброго!