Семья институт социализации

  • Работа с родителями
  • doc
  • 22.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Семья — это важнейший институт социализации, первый социальный мир ребенка, в котором он получает опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения. Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.По сравнению с другими институтами социализации у семьи есть свои особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания.
Иконка файла материала Социализация в семье.doc
Семья — это важнейший институт социализации, первый социальный  мир ребенка, в котором он получает опыт социального взаимодействия,  овладевает навыками поведения и межличностного общения.  Семья на протяжении длительного времени играет одну из  определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на  каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои  специфические особенности.  Семья является  институт социализации По сравнению с другими институтами социализации у семьи есть свои  особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий,  иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания. Семья является разновозрастной группой, в которой  подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми  разных поколений, разного пола. Влияние семьи на подростка  охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную,  поведенческую), продолжается практически непрерывно (с рождения и  на протяжении всей жизни, в любое время года, суток и т. д.) и  ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома. Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на  подростка зависят от множества факторов. Это, во­первых, сложившиеся к этому времени индивидуальные личностные свойства подростка,  представляющие собой результат сложного взаимодействия генетических (унаследованных от родителей и прародителей факторов. Во­вторых,  «семейные» факторы, в частности психологическая атмосфера в семье в  целом, включающая эмоциональные, ролевые и коммуникативные  аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества  родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений с  братьями и сестрами, материальное и социальное положение семьи,  уровень образования родителей и многое другое. В­третьих, нельзя не  учитывать и собственную активность подростка. Он — не просто  продукт воспитания, он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет  свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Социальный опыт,  получаемый в семье, активно перерабатывается, становясь источником  индивидуализации личности Семейные отношения подростка  охватывают его взаимоотношения с родителями, братьями и сестрами,  другими членами семьи. Подросток и родители Роль родителей в жизни подросткаНа протяжении всего периода взросления родители являются для  ребенка чрезвычайно значимыми людьми, причем выступают для него в  разных «ипостасях». Это, во­первых, источник эмоционального тепла и поддержки, без  которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным.  Во­вторых, родители — директивная инстанция, распорядители  жизненных благ, наказаний и поощрений.  В­третьих, родители — образец, пример для подражания, воплощение  лучших личностных качеств, модель взаимоотношений с другими  людьми.  В­четвертых, родители являются источником знаний, жизненного опыта,  друзьями и советчиками в решении сложных жизненных проблем. По  мере взросления ребенка соотношение этих функций и их  психологическая значимость изменяются  Родители как источник  эмоциональной поддержки В подростковом возрасте, как и на предыдущих стадиях развития, семья  сохраняет свое значение в качестве источника эмоционального тепла и  поддержки. Эта поддержка особенно важна, потому что подросток  вступает в фазу интенсивного формирования Я­концепции, нередко  сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными  оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и  конструктивно реагировать на неудачи. В этих условиях именно семья  способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником  постоянной оптимистической поддержки, вселяющей в подростка  уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки  качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги,  возникающего у подростка в новых или стрессовых ситуациях.  Родите­ это «верховная власть» Зависимость подростка от семьи еще достаточно велика. Родители — это  «верховная власть», от которой зависит удовлетворение значительной  части его потребностей, в том числе материально­бытовых, что в  подростковом возрасте имеет особое значение, так как в этот период  положение в коллективе сверстников во многом определяется наличием  престижных вещей, одежды и т. п.  Родители как пример для подражания В подростковом и особенно юношеском возрасте родители уже не  являются для подростка таким абсолютным авторитетом, как в детстве.  Дети начинают воспринимать родителей более критично. Стремление кподражанию и степень идентификации с родителями заметно  снижаются, а в качестве примера и модели для подражания начинают  выступать и другие люди: знакомые, сверстники, популярные личности.  Вместе с тем подростки хотят иметь таких родителей, которые «подают  хороший пример для подражания», подростки «хотят гордиться своими  родителями, видеть их людьми, которыми можно восхищаться», и тогда  они, как правило, чувствуют себя в этом мире достаточно комфортно  Родители как источник жизненного опыта Важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является  помощь ребенку в решении сложных жизненных проблем, объяснение,  информирование, содействие в формировании оценки самых разных  сторон жизни. Подросток вступает в период интенсивного овладения  социальными ролями взрослого человека, его круг общения быстро  расширяется, и при всей тяге к самостоятельности подростки остро  нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Эта роль родителей  ощущается и самими подростками. Проблемы взаимоотношений с родителями начинают беспокоить подростков  уже в 12 лет, но достигают наибольшей остроты в возрасте 13 и 14 лет (Наш  проблемный…, 1999 ). Потребность во взаимном общении Принято считать, что потребность в общении с родителями в подростковом  возрасте снижается, уступая место потребности в общении со сверстниками.  Однако, как показывают некоторые данные, необходимо различать общение  формальное, регламентированное, посвященное вопросам поведения , учебы и т. п. и неформальное, нерегламентированное общение с родителями.  . При этом выявлено, что общением с матерью удовлетворены только 31,1%  подростков, а общением с отцом — и того меньше — 9,1% (Кон И. С., 1989).  Причиной такого психологического барьера, возникающего между  подростком и родителями, _это «неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире», неумение принять подростка  как некоторую автономную реальность, уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта.   «Они меня не слушают!» — самая распространенная (и совершенно  справедливая) жалоба юношей и девушек на родителей. По оценке  старшеклассников, уровень понимания со стороны родителей, легкость  общения и собственная откровенность с ними резко снижаются от 7­го к 9­му  классу, и по всем этим параметрам родители значительно уступают  друзьям — сверстникам опрошенныхОтношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации  группа ровесников в значительной степени замещает родителей). Перенос  центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению  эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания  относительно «обесценивания» родителей в подростковом и юношеском  возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали  общим местомИмеются данные, что хотя родители как центр ориентации и  идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится  лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей  родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими  лицами. Так, в одном исследовании немецких психологов было показано, что в  проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом  для подростка прежде всего служит мать, а затем в зависимости от ситуации в разной последовательности — отец, подруга или друг. Рассмотрев некоторые  исследования, можно прейти к выводу,что, старшеклассники  предпочли бы  проводить свое свободное время — с родителями, с друзьями, в компании  сверстников своего пола, в смешанной компании и т. д. Родители оказались у  юношей на последнем) месте, у девушек — на четвертом месте. Однако,  отвечая на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской  ситуации?» — и те и другие поставили на первое место мать. На втором  месте у мальчиков оказался отец, у девочек — друг, подруга. Иначе говоря, ,  с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к  маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков,  юношей и девушек, подтверждают эту тенденцию. Как показано в одном  таком исследовании (Реан А. А., Санникова М. Ю.), в системе отношений  личности к социальному окружению, определялось в том числе и отношение к  сверстникам, именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери,  увеличение негативных (характеристик) при описании матери коррелирует с  общим ростом негативизации всех социальных отношений личности. Социализация в семье осуществляется разными путями и происходит в  основном по двум параллельным направлениям: в результате  целенаправленного процесса воспитания и социального научения.  Семейное воспитание — это целенаправленные, сознательные воспитательные  воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования  определенных качеств, умений. Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма  подкрепления — поощряя поведение, которое взрослые считают правильным,  и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют всознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых  постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью;  механизма идентификации — ребенок подражает родителям, ориентируется  на их пример, старается стать таким же.  При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют: — различные стили воспитания; — факторы воспитательного воздействия;  — воспитательную позицию родителей и др.  Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого  родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные  условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень  образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая  деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в  развитии личности ребенка.  Выделяются два типа деформации семьи — структурная;  — психологическая.  Структурная деформация семьи — это нарушение ее структурной  целостности, связанное чаще всего с отсутствием одного из родителей.  Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы  межличностных отношений, преобладанием отрицательных ценностей,  асоциальных установок и т. п.  Как структурная, так и психологическая деформация семьи оказывает  значительное влияние на формирование личности ребенка.   Существует несколько стилей семейного воспитания Авторитарный стиль воспитания Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как­ то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем,  суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В  подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и  враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и  бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают  родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные  подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток  решать что­либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам  матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то  авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской  власти.При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего  контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как  только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать  потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают  душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко  возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной  настороженности и даже враждебности к окружающим. Демократический стиль воспитания Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии  решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители  требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко  относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует  правильное, ответственное социальное поведение. Попустительский стиль воспитания Попустительский стиль (в терминологии других авторов — либеральный, снисходительный, гипоопека) — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не  потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать  прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности.  С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны  родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети  чувствуют страх и неуверенность.  Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к  вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические  механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в  обществе, у него не сформировались.  Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного  воспитания. Хаотический стиль воспитания Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. Фрустрация — психическое состояние, вызываемое объективно  непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми)  препятствиями, возникающими на пути к достижению цели.  Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения,  тревожности, чувства вины и т. п.При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых  потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности  окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения  стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность,  импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и  неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство  ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка. Опекающий стиль воспитания Опекающий стиль () — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с  одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у  подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности,  запаздыванию социальной зрелости. Жестокое обращение в семье Подростки часто страдают в собственных семьях от жестокого обращения,  под которым понимается умышленное нанесение физического или  психического насилия в виде избиения, издевательства, лишения пищи или  одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства  на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведения до самоубийства.  Взаимоотношения  со старшим поколением Взаимоотношения с бабушками и дедушками могут играть особую роль в  процессе социализации ребенка в семье.  Прежде всего, бабушки и дедушки являются хранителями семейных  традиций, семейной истории, что оказывает позитивное влияние на  формирование ценностной системы подростка.  Кроме того, старшее поколение в семье помогает подросткам лучше понять  собственных родителей, посмотреть на них с другой точки зрения.  Наконец, во взаимоотношениях с пожилыми членами семьи подростки учатся  «помогающему поведению», отзывчивости к другим людям, чувствуя  зависимость бабушек и дедушек от уважения и заботливого отношения детей  и внуков, их потребность в признании авторитета.Выделяют два наиболее часто встречающихся отклонения во  взаимоотношениях бабушек, дедушек и внуков.  Нередко пожилые люди начинают претендовать на чрезмерно активную роль в воспитании детей, донимают подростков нравоучениями, попытками  постоянно контролировать их (даже против воли родителей), что становится в семье источником постоянных конфликтов. Другие, напротив, чрезмерно  балуют и защищают их, подрывая тем самым основы семейной дисциплины и  побуждая в конечном счете к непослушанию и проявлению различных  отклонений в поведении (Райс Ф.,   Итак, Семья играет одну из определяющих ролей в формировании личности  подростка, отличаясь от других институтов социализации большей  эмоциональностью отношений. Семья обеспечивает ребенка накоплением  опыта общения и родительских воздействий, взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола, практически непрерывно влияет на все стороны  личности ребенка.

Посмотрите также