Семья институт социализации
Оценка 4.9

Семья институт социализации

Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
родителям +1
Взрослым
22.06.2018
Семья  институт социализации
Семья — это важнейший институт социализации, первый социальный мир ребенка, в котором он получает опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения. Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.По сравнению с другими институтами социализации у семьи есть свои особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания.
Социализация в семье.doc
Семья — это важнейший институт социализации, первый социальный  мир ребенка, в котором он получает опыт социального взаимодействия,  овладевает навыками поведения и межличностного общения.  Семья на протяжении длительного времени играет одну из  определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на  каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои  специфические особенности.  Семья является  институт социализации По сравнению с другими институтами социализации у семьи есть свои  особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий,  иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания. Семья является разновозрастной группой, в которой  подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми  разных поколений, разного пола. Влияние семьи на подростка  охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную,  поведенческую), продолжается практически непрерывно (с рождения и  на протяжении всей жизни, в любое время года, суток и т. д.) и  ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома. Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на  подростка зависят от множества факторов. Это, во­первых, сложившиеся к этому времени индивидуальные личностные свойства подростка,  представляющие собой результат сложного взаимодействия генетических (унаследованных от родителей и прародителей факторов. Во­вторых,  «семейные» факторы, в частности психологическая атмосфера в семье в  целом, включающая эмоциональные, ролевые и коммуникативные  аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества  родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений с  братьями и сестрами, материальное и социальное положение семьи,  уровень образования родителей и многое другое. В­третьих, нельзя не  учитывать и собственную активность подростка. Он — не просто  продукт воспитания, он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет  свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Социальный опыт,  получаемый в семье, активно перерабатывается, становясь источником  индивидуализации личности Семейные отношения подростка  охватывают его взаимоотношения с родителями, братьями и сестрами,  другими членами семьи. Подросток и родители Роль родителей в жизни подростка На протяжении всего периода взросления родители являются для  ребенка чрезвычайно значимыми людьми, причем выступают для него в  разных «ипостасях». Это, во­первых, источник эмоционального тепла и поддержки, без  которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным.  Во­вторых, родители — директивная инстанция, распорядители  жизненных благ, наказаний и поощрений.  В­третьих, родители — образец, пример для подражания, воплощение  лучших личностных качеств, модель взаимоотношений с другими  людьми.  В­четвертых, родители являются источником знаний, жизненного опыта,  друзьями и советчиками в решении сложных жизненных проблем. По  мере взросления ребенка соотношение этих функций и их  психологическая значимость изменяются  Родители как источник  эмоциональной поддержки В подростковом возрасте, как и на предыдущих стадиях развития, семья  сохраняет свое значение в качестве источника эмоционального тепла и  поддержки. Эта поддержка особенно важна, потому что подросток  вступает в фазу интенсивного формирования Я­концепции, нередко  сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными  оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и  конструктивно реагировать на неудачи. В этих условиях именно семья  способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником  постоянной оптимистической поддержки, вселяющей в подростка  уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки  качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги,  возникающего у подростка в новых или стрессовых ситуациях.  Родите­ это «верховная власть» Зависимость подростка от семьи еще достаточно велика. Родители — это  «верховная власть», от которой зависит удовлетворение значительной  части его потребностей, в том числе материально­бытовых, что в  подростковом возрасте имеет особое значение, так как в этот период  положение в коллективе сверстников во многом определяется наличием  престижных вещей, одежды и т. п.  Родители как пример для подражания В подростковом и особенно юношеском возрасте родители уже не  являются для подростка таким абсолютным авторитетом, как в детстве.  Дети начинают воспринимать родителей более критично. Стремление к подражанию и степень идентификации с родителями заметно  снижаются, а в качестве примера и модели для подражания начинают  выступать и другие люди: знакомые, сверстники, популярные личности.  Вместе с тем подростки хотят иметь таких родителей, которые «подают  хороший пример для подражания», подростки «хотят гордиться своими  родителями, видеть их людьми, которыми можно восхищаться», и тогда  они, как правило, чувствуют себя в этом мире достаточно комфортно  Родители как источник жизненного опыта Важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является  помощь ребенку в решении сложных жизненных проблем, объяснение,  информирование, содействие в формировании оценки самых разных  сторон жизни. Подросток вступает в период интенсивного овладения  социальными ролями взрослого человека, его круг общения быстро  расширяется, и при всей тяге к самостоятельности подростки остро  нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Эта роль родителей  ощущается и самими подростками. Проблемы взаимоотношений с родителями начинают беспокоить подростков  уже в 12 лет, но достигают наибольшей остроты в возрасте 13 и 14 лет (Наш  проблемный…, 1999 ). Потребность во взаимном общении Принято считать, что потребность в общении с родителями в подростковом  возрасте снижается, уступая место потребности в общении со сверстниками.  Однако, как показывают некоторые данные, необходимо различать общение  формальное, регламентированное, посвященное вопросам поведения , учебы и т. п. и неформальное, нерегламентированное общение с родителями.  . При этом выявлено, что общением с матерью удовлетворены только 31,1%  подростков, а общением с отцом — и того меньше — 9,1% (Кон И. С., 1989).  Причиной такого психологического барьера, возникающего между  подростком и родителями, _это «неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире», неумение принять подростка  как некоторую автономную реальность, уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта.   «Они меня не слушают!» — самая распространенная (и совершенно  справедливая) жалоба юношей и девушек на родителей. По оценке  старшеклассников, уровень понимания со стороны родителей, легкость  общения и собственная откровенность с ними резко снижаются от 7­го к 9­му  классу, и по всем этим параметрам родители значительно уступают  друзьям — сверстникам опрошенных Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации  группа ровесников в значительной степени замещает родителей). Перенос  центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению  эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания  относительно «обесценивания» родителей в подростковом и юношеском  возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали  общим местомИмеются данные, что хотя родители как центр ориентации и  идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится  лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей  родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими  лицами. Так, в одном исследовании немецких психологов было показано, что в  проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом  для подростка прежде всего служит мать, а затем в зависимости от ситуации в разной последовательности — отец, подруга или друг. Рассмотрев некоторые  исследования, можно прейти к выводу,что, старшеклассники  предпочли бы  проводить свое свободное время — с родителями, с друзьями, в компании  сверстников своего пола, в смешанной компании и т. д. Родители оказались у  юношей на последнем) месте, у девушек — на четвертом месте. Однако,  отвечая на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской  ситуации?» — и те и другие поставили на первое место мать. На втором  месте у мальчиков оказался отец, у девочек — друг, подруга. Иначе говоря, ,  с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к  маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков,  юношей и девушек, подтверждают эту тенденцию. Как показано в одном  таком исследовании (Реан А. А., Санникова М. Ю.), в системе отношений  личности к социальному окружению, определялось в том числе и отношение к  сверстникам, именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери,  увеличение негативных (характеристик) при описании матери коррелирует с  общим ростом негативизации всех социальных отношений личности. Социализация в семье осуществляется разными путями и происходит в  основном по двум параллельным направлениям: в результате  целенаправленного процесса воспитания и социального научения.  Семейное воспитание — это целенаправленные, сознательные воспитательные  воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования  определенных качеств, умений. Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма  подкрепления — поощряя поведение, которое взрослые считают правильным,  и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых  постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью;  механизма идентификации — ребенок подражает родителям, ориентируется  на их пример, старается стать таким же.  При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют: — различные стили воспитания; — факторы воспитательного воздействия;  — воспитательную позицию родителей и др.  Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого  родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные  условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень  образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая  деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в  развитии личности ребенка.  Выделяются два типа деформации семьи — структурная;  — психологическая.  Структурная деформация семьи — это нарушение ее структурной  целостности, связанное чаще всего с отсутствием одного из родителей.  Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы  межличностных отношений, преобладанием отрицательных ценностей,  асоциальных установок и т. п.  Как структурная, так и психологическая деформация семьи оказывает  значительное влияние на формирование личности ребенка.   Существует несколько стилей семейного воспитания Авторитарный стиль воспитания Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как­ то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем,  суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В  подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и  враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и  бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают  родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные  подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток  решать что­либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам  матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то  авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской  власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего  контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как  только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать  потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают  душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко  возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной  настороженности и даже враждебности к окружающим. Демократический стиль воспитания Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии  решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители  требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко  относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует  правильное, ответственное социальное поведение. Попустительский стиль воспитания Попустительский стиль (в терминологии других авторов — либеральный, снисходительный, гипоопека) — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не  потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать  прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности.  С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны  родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети  чувствуют страх и неуверенность.  Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к  вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические  механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в  обществе, у него не сформировались.  Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного  воспитания. Хаотический стиль воспитания Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. Фрустрация — психическое состояние, вызываемое объективно  непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми)  препятствиями, возникающими на пути к достижению цели.  Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения,  тревожности, чувства вины и т. п. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых  потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности  окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения  стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность,  импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и  неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство  ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка. Опекающий стиль воспитания Опекающий стиль () — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с  одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у  подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности,  запаздыванию социальной зрелости. Жестокое обращение в семье Подростки часто страдают в собственных семьях от жестокого обращения,  под которым понимается умышленное нанесение физического или  психического насилия в виде избиения, издевательства, лишения пищи или  одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства  на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведения до самоубийства.  Взаимоотношения  со старшим поколением Взаимоотношения с бабушками и дедушками могут играть особую роль в  процессе социализации ребенка в семье.  Прежде всего, бабушки и дедушки являются хранителями семейных  традиций, семейной истории, что оказывает позитивное влияние на  формирование ценностной системы подростка.  Кроме того, старшее поколение в семье помогает подросткам лучше понять  собственных родителей, посмотреть на них с другой точки зрения.  Наконец, во взаимоотношениях с пожилыми членами семьи подростки учатся  «помогающему поведению», отзывчивости к другим людям, чувствуя  зависимость бабушек и дедушек от уважения и заботливого отношения детей  и внуков, их потребность в признании авторитета. Выделяют два наиболее часто встречающихся отклонения во  взаимоотношениях бабушек, дедушек и внуков.  Нередко пожилые люди начинают претендовать на чрезмерно активную роль в воспитании детей, донимают подростков нравоучениями, попытками  постоянно контролировать их (даже против воли родителей), что становится в семье источником постоянных конфликтов. Другие, напротив, чрезмерно  балуют и защищают их, подрывая тем самым основы семейной дисциплины и  побуждая в конечном счете к непослушанию и проявлению различных  отклонений в поведении (Райс Ф.,   Итак, Семья играет одну из определяющих ролей в формировании личности  подростка, отличаясь от других институтов социализации большей  эмоциональностью отношений. Семья обеспечивает ребенка накоплением  опыта общения и родительских воздействий, взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола, практически непрерывно влияет на все стороны  личности ребенка.

Семья институт социализации

Семья  институт социализации

Семья институт социализации

Семья  институт социализации

Семья институт социализации

Семья  институт социализации

Семья институт социализации

Семья  институт социализации

Семья институт социализации

Семья  институт социализации

Семья институт социализации

Семья  институт социализации

Семья институт социализации

Семья  институт социализации

Семья институт социализации

Семья  институт социализации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2018