Сенсорная интеграция – перспективное направление коррекционной педагогики

  • docx
  • 27.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала сенсорная интеграция.docx

Для того, чтобы ребенок развивался успешно, ему необходимо получать достаточное количество сенсорной стимуляции. Данный процесс чаще проходит естественным образом в соответствии с возрастными изменениями человека. Если процесс нарушается на одном из этапов (на этапе входа информации, организации или ответной реакции), то естественное развитие и адаптивные ответы мозга становятся невозможными. Это влияет на формирование процессов обучения, физическое, эмоциональное развитие и поведение.

Сенсорная интеграция – перспективное направление коррекционной педагогики.

Теория сенсорной интеграции и методики ее практического применения были разработаны доктором Э. Джин Айрес. Они активно используются специалистами с начала 1970-х годов. В настоящее время теория сенсорной интеграции активно развивается и регулярно дополняется благодаря постоянным исследованиям.

Теория сенсорной интеграции – это теория о взаимосвязи мозга и поведения, которая призвана:

  1. объяснить, почему конкретный человек ведет себя определенным образом;
  2. спланировать терапию, направленную на преодоление определенных затруднений;
  3. спрогнозировать, как в результате коррекции будет изменяться поведение.

Сенсорная интеграция:

  • Представляет собой бессознательный процесс, происходящий в головном мозге;
  • Организует информацию, полученную с помощью органов чувств (например, вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
  • Наделяет значением ощущения, которые мы испытываем, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать педагога и не отвлекаться);
  • Позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся;
  • Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции делятся на категории согласно нашим чувствам: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус, проприоцепция, координация.

Признаки нарушения сенсорной интеграции:

  • Гиперактивность или повышенная отвлекаемость;
  • Проблемы с поведением;
  • Трудности с языком и речью;
  • Мышечный тонус и нарушение координации;
  • Проблемы с обучением в школе;
  • Трудности удержания равновесия;
  • Защитная реакция на сенсорные стимулы.

Если у ребенка наблюдается нарушение сенсорной интеграции, то его развитие не сбалансировано: одни области нервной системы работают хорошо, другие же выполняют свои функции с перебоями, – следовательно развитие ребенка в чем-то будет соответствовать его возрасту, а в чем-то ребенок будет отставать.

С дисфункцией сенсорной обработки или нарушением обработки сенсорной информации сталкиваются многие неврологи, психиатры, медицинские психологи.

 Цель сенсорно-интеграционной коррекции – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.

https://urgaps.ru/uplfile/news_image/aysberg-CHto-takoe-sensornaya-integratsiya.jpg

В коррекционной педагогике разработаны комплексы занятий, игр и упражнений, способствующих сенсорному развитию и сенсорной интеграции ребёнка.

Сенсорная интеграция играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка. Главная задача – насыщение окружающей обстановки предметами, которые предоставляли бы ребенку возможность видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы и запахи, познавать устойчивость своего тела, развивать двигательные умения.

Использование сенсорных упражнений способствует тому, что:

  • Ребенок учится распознавать ощущения, которые поступают из внешнего мира, и правильно реагировать на них.
  • Родители и ребенок учатся новым методам и приемам саморегуляции и сенсорной интеграции.
  • Повышается внимание и любознательность ребенка.
  • Уменьшается стресс и тревожность у ребенка.
  • У детей с ДЦП улучшается активность в двигательной сфере.
  • Ребенок принимает перемены в окружающем мире более спокойно.