Сенсорное развитие как основа математики.
Оценка 4.7

Сенсорное развитие как основа математики.

Оценка 4.7
doc
математика
12.06.2020
Сенсорное развитие как основа математики.
сенсорное развитие как основа математики.doc

Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений.

  Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития и сенсорных способностей привлекла внимание многих ученых, исследователей.

      Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах объектах окружающего мира: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

     Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие памяти. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развитие детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

       Ребенок в этот период сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

      Именно возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления  представлений об окружающем мире.

Основная цель сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей.

На этой основе выделяются следующие задачи:

- формирование у детей систем перцептивных действий;

- формирование у детей систем сенсорных эталонов;

- формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

     Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоение меры качеств- эталонов, выработанных человечеством.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. В слуховом восприятии – эталоны являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (сладкий, соленый, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеют место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие,  свежие, легкие, тяжелые запахи и т. п.                                                               

     Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс.

        В сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста определено следующее программное содержание: обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие ( активно включая все органы чувств). Развивать образные представления ( используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой и величиной. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

    Работа проводится поэтапно. Сначала, в первой младшей группе учим различать величины и цвета. Подбираем одинаковые. Игры проводим  индивидуально и по подгруппам. Для этого предлагаются дидактические игры: «Найди цветок для бабочки», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Собери бусы», «Построй башню». Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Конечно не все дети справляются с поставленной задачей. Часть из них не может правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета и величины. Требуется  постоянно менять дидактический материал. Использовать игры-самоделки: «Подбери чашки к блюдцам», «Подбери пару по цвету и величине», «Цветное лото», которые вызвали интерес у ребят. Они увлеченно рассматривают материал, сопоставляют его, подбирают к эталону.

  Используем игры сюжетного характера «Нарядим солнышко», цель которых обобщать предметы по сюжету и по цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено грустное солнышко оно потеряло свои лучики и ребятам предлагалось подарить ему лучики.  Можно придумать игру на любой сюжет «Найди друзей для облачка».

   Работу по цвету восприятию продолжаем в сюжетной игре. Кукле в желтом платье нужно налить чай в желтую кружку и поставить на тарелку такого же цвета и т. д.

   Работа по восприятию цвета, величины и форме проводится с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложняются. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагаем задания в облегченном варианте.

    Сенсорная деятельность ребенка так же зависит от того, как устроена развивающая среда, из каких игрушек она состоит, каков их развивающий потенциал. Как они расположены. Доступны ли для самостоятельной деятельности. Вся мебель нашей группы размещена таким образом, что площадь максимально освобождена для игр и подвижной деятельности детей.

     В соответствии с ФГОС к созданию развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающие реализацию образовательной программы дошкольного образования в группе пополнен игровой и сенсорной материал приобретены пирамидки из 6-10 элементов, стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами. Доски- вкладыши с основными формами, рамки вкладыши с геометрическими формами разными по величине и цвету, мозаики разных форм и размеров, наборы плоскостных геометрических фигур.

   Пополнен уголок для экспериментирования с водой и песком, дополнен и обновлен материал звучащими игрушками.

     Проводится работа с родителями. Были проведены и оформлены консультации для родителей: «Развивающие игры с детьми младшего возраста», «Сенсорное развитие детей младшего возраста». Подробно рассказываем  родителям на собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с сенсорными эталонами, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Оформляются выставки дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Родителям были даны рекомендации как играть с детьми, какие игры и игрушки можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома.

  Совместная и систематическая работа оказывает  положительное влияние   на развитие сенсорных способностей детей нашей группы.

   


Скачано с www.znanio.ru

Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений

Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений

Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т

Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т

Требуется постоянно менять дидактический материал

Требуется постоянно менять дидактический материал

Оформляются выставки дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов

Оформляются выставки дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020