Сердцу милый край
Оценка 4.8

Сердцу милый край

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
классное руководство +1
Взрослым
30.04.2017
Сердцу милый край
Сценарий занятия по краеведению включает стихи, интересные материалы по истории родного края, по народным обычаям. В материале имеются викторины, загадки, задания соревновательного характера. Предназначен для педагогов дополнительного образования и классных руководителей, работающих с детьми младшего и среднего возраста при проведении краеведческих занятий.
Кузнецова ЕВ Занятие внекл Сердцу милый край.docx
Кузнецова Е.В., педагог дополнительного образования,  ЦДТ «Алые паруса»,  с.Бабка, Частинский район, Пермский край Конспект  внеклассного занятия­путешествия  для подростков «Сердцу  милый край». Программное  содержание: 1. Образовательные задачи:     дать знания  о богатстве родного края, о том, что богатством родного края  пользуются народ России и народы других стран;  расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Урала.  Закрепить умение  лепить животное.  2.Развивающие задачи:    развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность в выборе темы и материала для лепки. 3.Воспитательные задачи:    воспитывать  любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе  родного края;  воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на  них;   вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению  работы. Методы и приемы, в том числе и активные методы обучения:  метод витагенного опыта (жизненный опыт детей), активизация словаря: (жгучие   морозы, орнамент, затяжная зима, дикоросы), художественное  слово,  пословицы, загадки, дидактические игры: «Найди и  опиши»,  «Что, где растёт», использование слайдов, фрагмента фильма;  музыкальное оформление занятия;  лепка животного,  подвижная игра «Салки».    Использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям. Предварительная работа:       экскурсия в Очерский и Частинский  районные краеведческие музеи,  экскурсия на реку Кама, наблюдения на прогулке,  рассматривание иллюстраций на тему: «Пермский  край»,  чтение  сказок П.Бажова, рассказов, ознакомление с  загадками, пословицами  народов Урала, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наше село»,   дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что  лишнее?»,   подвижная  игра «Салки». Материалы: Карта   Урала,   Пермского   края,   глобус,   макет   крестьянской   избы   и   народные игрушки,   иллюстрации   с   изображением   животных   и   растений   Урала,   макеты   ремесел русских, коми­пермяков и удмуртов: рыболовство, охота, народно­прикладное искусство , предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, ягод (уральских и растущих на юге), слайды:   уральской   природы,   нефтяных   качалок,   праздники   русских,   коми­пермяков, удмуртов, башкир, татар,  глина, природный материал. Ход занятия. Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет интересное путешествие, а где будем путешествовать, я предлагаю сделать вывод в конце нашего путешествия. Прежде,  чем мы отправимся в путешествие, давайте поздороваемся глазами и улыбнемся друг другу.   В течение   путешествия   будут   вопросы   и   ваши   ответы,   мы   будем   выполнять   интересные задания,   а   также   просматривать   интересные   слайды   и   комментировать   их.   Итак, путешествие начинается. ­ Что это за шар? (На столе стоит географический глобус). Дети:  Глобус. Педагог:  А что такое глобус? Дети:  Глобус ­  это макет нашей  Земли. Педагог: Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками.  Что обозначают эти разные цвета на глобусе? Дети: Это разные государства на планете Земля. Педагог:  А  какие государства вы можете назвать? (Даю время для размышления) Дети: Америка, Турция, Китай и т. д. Педагог: А как  же называется наша страна? Дети: Наша страна ­ Россия,  Российская Федерация. Педагог: Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России? Дети: Город Москва. Педагог:   Помогите   мне   найти   на   карте   России   то   место,   где   проживаем   мы. (Дети определяют место нашего проживания). Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где  родился человек и живёт? Дети: Родной край Педагог: Это большая или малая Родина? Дети:  Это малая Родина. Педагог:  Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина? Дети:  Наша малая Родина называется – Урал. Педагог: А  кто вспомнит точнее и назовёт наш край? Дети:  Пермский край. Педагог:   А где на карте расположен Пермский край? На севере, юге или на средней полосе России? Дети:  Он находится в средней полосе нашей страны. Педагог: Как называется  главный город  нашего края? Дети:  Город Пермь. Педагог:     Много   разных   районов   находится   в   Пермском   крае. (Подвожу   к   карте Пермского края). Как же называется наше село? Дети: Частые. Педагог:  Покажите, пожалуйста, его на карте Пермского края. Как вы думаете, почему наше село получило название Частые? А что означает название нашего села? Дети: ­ «Частые – это сокращенное название от «Частые острова», ведь напротив нашего села раньше на реке Кама было 7 островов.. Педагог:  Даша с мамой приготовили рассказ про реку Каму, я предлагаю вам послушать и посмотреть. Педагог:  Спасибо! Прекрасный рассказ, а слайды помогли нам полюбоваться красотой и богатством реки Кама.  Ребята, чем еще богат Пермский край и наш район в том числе?  Дети:  Здесь добывают нефть, природные ископаемые. Педагог:     Пользуются   нефтью   не   только   пермяки,   и   не   только   люди   России.   Нефть  отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства. (Просмотр фрагмента фильма «Пермский край»,  рассуждения детей, комментарии). Педагог:  Как вы думаете, легко добывать нефть? Дети:  Нет, не легко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошкара. Педагог:  Да, добыча  нефти ­ настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои.(после   просмотра   фрагмента   фильма). Ребята,   мы   на   слайдах   видели,   что некоторые    жители занимаются рыболовством.   Чем   еще   занимается   население нашего района? Дети: Охотой, земледелием,  сбором дикоросов. Педагог: Что такое дикоросы? Дети: Это грибы и ягоды. Педагог: Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами? Дети:  Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают. Педагог:  Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»? Дети:  Дико растут. Педагог:  Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду,  и никто их не высаживает, они растут   в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Урале? Дети:  Голубика,  брусника, клюква, ирга, смородина, малина, калина, рябина, черемуха. Педагог: А какие деревья  и кусты растут на Урале? Дети: Лиственница, сосна, пихта, ель, береза, липа,  шиповник, можжевельник. Педагог: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды способом пересчета на один и два. (Дети самостоятельно  разбиваются на 2 команды).   Послушайте   правила   игры.   На   столе   справа   лежат   карточки   с   изображением   ягод, растущих на Урале и юге нашей страны. Первой команде необходимо   выбрать только уральские  ягоды   и  разместить   их  на  доске   справа.   Второй   команде  необходимо   среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю и разместить их на доске слева. 1­ ая команда ­ отбирает ягоды, растущие на Урале 2­ая команда – отбирает деревья и кустарники  Урала (Дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды). Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга. Педагог: Что это за сооружение стоит? Дети: Деревянный дом прошлого века. Педагог: Видели ли вы в Частых такие дома? В последние десятилетия в нашем селе построены кирпичные, брусовые дома. А из чего сделан деревянный дом ? Дети: Из бревен. Педагог: Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в таком доме? Дети: Холодно, но люди топили русскую печь, которая занимала главное место в доме. В печи   готовили   обед,   который   до   вечера   был   горячим.   А   на   печи   грелись   ребятишки, которые прибегали  с улицы, накатавшись на санках с горок. Педагог: Во что одеты люди? (Обращаю внимание на макеты, панно с изображением людей). Дети: Женщины и мужчины одеты в шубы и полушубки. Педагог:  А ноги во что обуты? Дети:  Зимой носили валенки, летом ­ лапти. Педагог: Одежда коренных народов Урала – коми­пермяков, удмуртов­ не только теплая, но и нарядная. Что означает «нарядная одежда»? Дети: Одежда вышита орнаментом. Педагог: Орнаменты бывают разные. Что они означают? Дети: Цветы, ягоды, ветки берез, рога лося, щучьи зубы. Педагог:  Да, узоры взяты из природы. Я предлагаю попутешествовать по родному краю, полюбоваться красотой природы. (Дети садятся, комментируют показанные слайды «Частинский   район».) Ребята,   уральский   народ   не   только   мужественный,   но   и талантливый. Многие авторы сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим они пользуются народными подвижными играми. Мы с вами в эти игры  играем. Вот и сейчас я предлагаю поиграть в игру «Салки». Что означает слово «Салки»? (Вспоминаем правила игры, проводится подвижная игра «».) Педагог: ­  Ребята, помните, мы приняли решение подарить Частинскому краеведческому музею   макет соснового бора. Макет мы изготовили, но его нужно оживить: расселить животных, которые живут на Урале. Подумайте, кого бы вам хотелось слепить?  (Даю возможность   определиться   с   решением). А   теперь   выберите   нужный   вам   материал: глину, веточки, шишки, пенёчки и т.д. (Дети лепят животных). Протрите   руки   влажной   салфеткой.   Полюбуемся   своим   произведением   и   отнесем   на столик к другим макетам. (Ставим макет в ряд с другими макетами). Наше путешествие окончено. Скажите,  пожалуйста, где происходило наше путешествие? Дети: Мы путешествовали по родному краю Педагог:     Молодцы,   вы   все   были   активными,   показали   хорошие   знания,   свое   умение. Спасибо за ваш труд! Что Вам больше всего понравилось? (Слушаю мнения детей). Что бы   вам   еще   хотелось   узнать   про   свой   родной   край? (Дети   высказывают   свои предложения).

Сердцу милый край

Сердцу милый край

Сердцу милый край

Сердцу милый край

Сердцу милый край

Сердцу милый край

Сердцу милый край

Сердцу милый край

Сердцу милый край

Сердцу милый край

Сердцу милый край

Сердцу милый край

Сердцу милый край

Сердцу милый край
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.