Сетка занятия «(Движение по черной линии)» (9:00 - 10:00)
(Тема )
Цели занятия: научиться совершать роботом проезд по черной линии с использованием датчика цвета
Задачи занятия: 1) понять принцип реализации программы проезда по черной линии
2) научиться составлять алгоритм проезда по черной линии
3) научиться писать код для проезда по черной линии в соответствие с алгоритмом
Время |
Описание этапов занятия |
Методы |
Комментарии |
Материалы |
||||
5 минут |
Эмоциональное разминка и введение в актуальность |
Метод «Острова», прием разделения групп по жребию. |
С помощью данного метода преподаватель имеет возможность оценить эмоциональное состояние в начале урока и отследить то, как оно изменилось в ходе совместной учебной деятельности. На этом же этапе происходит деление на команды: после размещения своего корабля, участник случайным образом выбирает себе кусок картинки, разрезанный на 4 части |
Лист А1 с нарисованными островами, маркеры для каждого учащегося. Корзинка с цветными бумажками (количество цветов = количество групп). |
||||
Рис. Образец технологической карты метода «Острова»
Например, состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется чувством удовлетворения, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Следовательно, нужно нарисовать кораблик дрейфующим между островами Удовольствия, Радости и Просветления. 3. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, и педагог может предложить проанализировать ее. /// Комментарий Каждый из участников имеет право нарисовать на карте какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся.
В корзине находятся листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих. После рефлексии дать каждому возможность вытянуть один листок. Распределить на группы.
|
||||||||
5 мин |
Мотивация и актуализация новой темы |
Техника “трех шагов“ |
На данном этапе прохождения занятий предполагается, что учащиеся уже знакомы с алгоритмом прохождения двухмоторной тележки по черной линии, но не с помощью датчика, а с помощью команды проезда вперед на заданное расстояние (значение переменной – длина отрезка черной линии). Учителем создается проблемная ситуация (дается такая траектория, длину которой посчитать линейкой невозможно), которую возможно решить лишь с применением дополнительных датчиков. С помощью техники “Трех шагов” учащиеся вместе с учителем приходят к необходимости использования датчика цвета для прохождения по черной линии.
|
Полигон, черная изолента для изображения траектории движения
|
||||
1) Актуализировать знания, вспомнить, что делали на прошлых занятиях. На прошлых занятиях вы научились писать программу движения двухмоторной тележки по траектории, используя движение “прямо - назад - влево - вправо”. Такое решение удобно использовать, если необходимо проехать по ломанной, где известна длина каждого отрезка
2) Постановка задачи. Проговаривание трудной цели. Проведение техники трех шагов. Дать инструкцию по проведению данной техники. Дать 2 минуты на обдумывание. Техника 3х шагов: (шаг 1 - формулировка проблемы) Сегодня вам предлагается решить довольно сложную задачу, которая приблизит нас к участию в соревнованиях по робототехнике (трудная цель): Движение двухмоторной тележки строго по черной линии (траектория представлена на рисунке, аналогично на полигоне).
Какие знания нам понадобятся для решения данной задачи?
- (шаг 2 - сбор вариантов от учащихся) На обсуждение вариантов командам дается 2 минуты (все варианты записываются на доске ) - (шаг 3 - Совместный поиск оптимального решения) Модератор приводит участников команд к выводу, что наиболее рациональным будет использование датчика цвета.
|
||||||||
45 минут |
Интерактивное задание. Презентация результатов деятельности |
работа в малых группах (творческое задание- соревнование, игра ) |
На данном этапе каждой команде предлагается провести эксперимент, найти оптимальное решение поставленной задаче, а именно: подобрать ту мощность и скорость моторов, которые приведут к тому, что робот едет плавно и не съезжает с линии. Перед началом эксперимента учитель-модератор даёт объяснение логического построения алгоритма и выдает командные листы, необходимые для использования в ходе эксперимента. |
рабочий лист, ноутбук, конструктор, ручка |
||||
1) Обсудить логику проезда роботом черной линии. Обсудить алгоритм. Робот будет двигаться не строго по черной линии, а по ее границе, поворачивая то влево, то вправо и постепенно перемещаясь вперед. Алгоритм очень простой: если датчик видит черный цвет, то робот поворачивает в одну сторону, если белый — в другую.
2) Выдать учащимся командный лист. Дать инструкцию, как с ним работать. 3) Дать инструкцию работы по smart-у. Поставить цель работы; обозначить время, за которое она должна быть достигнута; обозначить требования, когда цель будет считаться достигнутой. S. Цель: Алгоритм движения по черной линии M. Робот прошел путь от начала до конца за минимальное время и не съехал с линии A. Робототехнический конструктор; умение: программировать, конструировать, моделировать, прогнозировать; творческий потенциал; ноутбук; поле/полигон; команды, маркеры R. Для участия в соревновательной робототехнике, развитие soft skills T. 23 минуты
4) Дать инструкцию, как работать в малой группе. Проговорить, что нужно распределить роли, что у каждого учащегося должна быть своя зона ответственности.
Давайте представим, что сейчас мы находимся на отборочном этапе соревнования по робототехнике “FirstROB”, где каждой из команд предстоит попробовать себя в категории “ Движение робота по черной линии”. Побеждает команда, чей робот наиболее быстро пройдет по черной линии, ни разу не съехав с нее. Работа в малых группах ( 4-5 человек) 1. Задание: Написать программу, которая будет следить за правым краем линии. 1) Если датчик видит черный цвет, поверните 2) Если датчик видит белый - налево 3) Используйте конструкцию "если, то" 4) Сделайте так, чтобы программа повторяло это действие неоднократно 2. Роли : хранитель времени: следит за временем выполнения задания испытатель: подходит к полигону, чтобы проверить программу презентующий: показывает результат в финальном показе спикер: отвечает на вопросы во время презентации проезда и заносит ответы в Jamboard
3. время выполнения: 20 минут ( обсуждение - 2 мин, написание программы и испытания - 15 минут, ответы на вопросы в Jamboard - 3 мин) https://jamboard.google.com/d/1sGY5Qc474CwqxoFP9mbEPELNrnast7ZTpOdkGYcmsU4/edit?usp=sharing
4. Участники проводят презентацию работ, спикер отвечает на вопросы
5) Модератор комментирует работы, выделяет победителя
|
||||||||
5 мин |
Рефлексия |
Метод «Острова» |
Учащимся необходимо продолжить оценку своего состояния после активной работы в группе. |
Лист А1 с нарисованными островами, маркеры для каждого учащегося |
||||
(Учащимся необходимо стрелкой указать, на какой остров переместился их кораблик) |
||||||||
На данном уроке рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится как в начале, так и в конце урока.
Учителем предлагается проведение упражнения “Остров настроения”. На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Пользы, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и в начале урока ученики рисуют или уже готовые кораблики прикрепляют в соответствующем районе, который отражает их душевное эмоционально-чувственное состояние. Это позволяет установить контакт с классом.
Для того, чтобы проследить, как изменилось эмоциональное состояние учащихся к концу занятия, можно попросить учащихся переместить их кораблик в соответствие с тем, как изменилось их настроение.
Таким образом, учитель может оценить эффективность и закрепить благоприятный исход своего урока.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.