Эссе «Северное притяжение».
Если Иисус Христос когда-нибудь спустится с небес на землю,
то первое место, которое он посетит, будет Хатанга.
(иностранный гость)
Я могу ответить на немой вопрос, который возникает у людей, читающих эти строки. Они несут в себе глубокий смысл, который объясняет название моей работы «Северное притяжение».
Есть на Крайнем Севере удивительное место - это Хатанга с бескрайними просторами. Жить в Хатанге - это необыкновенное чудо, которое предоставлено не каждому. И мы обязаны ценить, уважать и беречь этот дар природы. Хатанга примечательна уже самим своим географическим положением: занимает место под Солнцем на 72-ом градусе северной широты, далеко за полярным кругом, что демонстрирует общие для Севера явления: полярную ночь с северным сиянием и морозами до минус 55 градусов; полярный день, с не уходящим за горизонт солнцем и белыми ночами, с необыкновенно волшебным северным небом. Я очень люблю эту частицу огромной страны, мою малую родину, землю, которая дала мне жизнь. Хатанга стоит на берегу одноименной реки, впадающей в море Лаптевых. В переводе с эвенкийского это слово означает "большая вода". Пейзаж очаровательный и завораживающий: по обе стороны от течения зеленая летняя тундра - тусклая в непогоду и неожиданно яркая, когда освещается скупым северным солнцем. Для туристов, побывавших на Таймырской земле, хотя бы один раз - это уголок неповторимой красоты, который будет волновать своим великолепием человека всю жизнь. История Хатанги многолика, в ней переплелись судьбы разных поколений и народов…
Я очень люблю своё село. Всегда с нетерпением возвращаюсь домой из летнего отпуска. Здесь мне все привычно и знакомо. Только приглядевшись внимательнее к окружающим нас вещам, можно увидеть их уникальность. Хатанге почти 400 лет, здесь русская культура тесно сплелась с обычаями коренных народов. Хатанга всегда была важна для освоения севера России -здесь шли первопроходцы, работали ученые, геологи и полярники. По системе притоков реки Пясины в 20-е годы XVII столетия русские землепроходцы проникли на реки Хету и Хатангу. Выходили они на речных судах - кочах, которые перетаскивались волоком через небольшую перемычку между реками Авам и Волочанка, название которой и происходит от слова “волочить”. Северное притяжение испытывала Россия, открывая Север, а Север открывал Россию.
Сложна и интересна история освоения земли таймырской. Фритьоф Нансен, Никифор Бегичев, Василий и Татьяна Прончищевы, Николай Урванцев, Георгий Ушаков, Семен Челюскин, Дмитрий и Харитон Лаптевы – вот неполный список людей, которые золотыми буквами вписали свои имена в историю Таймырского Севера. Их мужеством и трудами открыты, описаны и положены на карты обширнейшие районы Арктики, изучены богатства земли таймырской. Великий русский ученый М.В. Ломоносов в свое время сказал: «Богатства России прирастать будут Сибирью». Это оказалось пророчеством.
Но ведь Родина для меня, это не только красота ее природы, а также замечательные люди, которые здесь живут и трудятся. В Хатанге живут люди разных национальностей, живут одной большой дружной семьей. Здесь, по-моему, никто не предаст друзей.
Я являюсь прямым потомком Огдо Аксеновой. Долганы - самый северный тюркоязычный народ. Распространены самоназвания - haka, дулгаан, тыа киhитэ, тыалар. Огдо Аксенова вошла в историю маленького долганского народа не только как творец очаровательных литературных образцов, но и как инициатор создания долганской письменности, автор первого долганского букваря, первого долгано-русского словаря, собирательница устного народного творчества – песен, сказок, пословиц. Книги Огдо Аксеновой издавались во многих странах мира. В Японии вышло полное собрание ее сочинений. Её активная культурно-просветительная и общественная деятельность была отмечена правительственными наградами: орденом «Знак Почета» и медалью «За трудовую доблесть». Её книги знакомят детей с неповторимой северной природой, с занятиями и обычаями жителей Таймыра, дают полезные сведения, прививают уважение к труду, учат добру, щедрости.
Есть у долган такой обычай:
Делиться первою добычей,
Запомни, мальчик!
Дай гостю лучший из кусков,
Второй кусок – для стариков,
Запомни, мальчик!
/О. Аксенова/
Для северянина Таймырская земля священна. Своим величием, девственностью, неподражаемой северной экзотикой славится Хатанга. Хатанга - мой дом, любимый дом, самый волшебный уголок на Земле. По-настоящему это можно ощутить только здесь, на бескрайних тундровых просторах. Это и есть северное притяжение!
ТМК ОУ «Хатангская сре
дняя школа-интернат»
Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
Что же мешает человеку
обрести гармонию с природой?
Деятельность человека губит природу. Вспомним роман
Чингиза Айтматова «Плаха». Автор изображает удивительный мир природы, который
живет по своим законам и варварский мир людей, который пьянствует, использует
наркотические вещества, который потребительски относится к окружающему миру и
без сострадания истребляет животных. Два диких волка- Акбара и Ташчайнар
пытаются спасти своих волчат. Люди использовали их ради меха и забавы для
человеческих детей. Из-за устроенного человеком пожара волчата погибли. После
потери детенышей и Ташчайнара-«своего волка», Акбара нашла свое утешение в
маленьком сынишке обидчиков. Она, безусловно, не желала ему зла. Но люди слепы.
Целясь ружьем в волчицу, они выстрелили в собственного ребенка. Айтматов,
словно предупреждает человечество о том, что жестокость и плохое отношение к
природе рано или поздно обернутся несчастьем для людей. Люди постепенно
забывают о том, что природа – их дом. Обратимся к роману Тургенева «Отцы и
дети». Герой произведения Евгений Базаров не ценит и не видит величественность
матушки-природы. Он пытается извлечь из нее лишь выгоду. Базаров уверен в том,
что все в мире природы подвластно человеческому воздействию. Хотя сам Тургенев
считал, что природа одна из тех вечных ценностей, неподвластных влиянию времени
и социума. Но убеждения Базарова-лишь последствия испорченного человеческого
сознания, не более. Ведь сам Евгений, во время прогулок по лесу, любил смотреть
на березы. Тогда он не думал о пользе завораживающего леса, или что он
находится в его власти. Его душа просто наслаждалась умиротворенностью и
размеренностью прекрасного места. Для других героев, таких как Одинцова,
природа также не имела ценности. Героиня вовсе не видела красоты окружающего
мира. Только Кирсанов ценил гармонию, которая лежит в основе законов природы.
Он восхищался ее пейзажами. Он чувствовал себя ее неотъемлемой частью. Таким
образом, Тургенев подводит нас к мысли о том, что наше внутреннее состояние
напрямую зависит от наших отношений с природой. Базаров умер от заражения
крови. Одинцова так и не обрела своего счастья. В жизни Кирсанова же все
наладилось. Не человек хозяин природы. Это мы, люди, должны подчиняться ее
законам.Таким образом, мы приходим к выводу, что люди забывают о важности
природы в жизни человека. Они начинают загрязнять окружающий мир и жестоко
обращаться с животными. С подобным отношением о гармонии не может быть и речи.
Я надеюсь, что человечество начнет задумываться и в скором времени мы обретем
гармонию с природой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.