Схема (шаблон) примерного составления психологического представления на ребёнка
для ПМПК
1. Общие сведения - фамилия, имя, отчество ребёнка, дата рождения, возраст, дата обследования.
2. Эмоциональное состояние - эмоционально-волевые реакции соответствуют возрасту, не соответствуют возрасту; искажены.
Какой общий эмоциональный фон ребенка на протяжении всего обследования: положительный/нейтральный/отрицательный/ тревожен/подавлен/раздражителен/ плаксив/ эйфоричен/ дурашлив/ демонстративен/ застенчив/ лабилен.
3. Контактность - в контакт вступает легко/ с осторожностью/ избирательно; уверенно/ неуверенно; границы соблюдает /не соблюдает; контакт формальный/ контакт не доступен/ контакт отсутствует.
4. Поведение при выполнении заданий - активен, малоактивен, мотивирован, не проявляет интереса. При выполнении задания ориентируется на реакцию взрослого; требуется организующая/ мотивирующая/ стимулирующая помощь; справляется самостоятельно. Учебное поведение сформировано/ в стадии формирования/ не сформировано. Непринятие ситуации обследования. Выраженные нарушения поведения. Допускает уход от выполнения заданий и проявляет негативизм.
5. Принятие помощи - принимает/ не принимает/ осуществляет перенос.
6. Темп деятельности - высокий, равномерный/ неравномерный, снижен, низкий. Задания выполняет быстро, в среднем темпе, медленно; причины замедленного темпа: обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности, вялость, заторможенность, инертность, отвлекаемость.
7. Наличие ведущей мотивации ребенка игровой/ познавательной - с интересом вступает в игру / выполняет задания. Высокий уровень познавательной активности/ низкий уровень познавательной активности. Высокий уровень игровой активности/ низкий уровень игровой активности.
8. Мотивация к обучению/ познавательная мотивация - мотивация к обучению/ познавательная мотивация: соответствует возрасту, снижена, отсутствует
9. Работоспособность - достаточно высокая, не отмечается проявлений утомляемости при длительной и серьезной интеллектуальной нагрузке, колебания работоспособности/ работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы, отмечается динамика работоспособности на протяжении всего обследования, возникновение импульсивности на фоне утомления, на фоне утомления проявляется плаксивость, неадекватный смех, дурашливость.
10. Планирование деятельности - цель деятельности удерживает и достигает / деятельность планирует с помощью/ планировать деятельность не может.
11. Продуктивность (достижение результата) - предложенные задания выполняет полностью, выполняет частично, выполняет после уточнения и конкретизации, испытывает трудности при выполнении конструктивного и логического плана, от выполнения отказывается. Самостоятельное выполнение заданий (не может самостоятельно выполнять задание), задания выполняет только с помощью педагога и неоднократного повторения, низкий/средний/высокий уровень продуктивности.
12. Особенности игровой деятельности (для дошкольников) / учебного поведения (для школьников) - игровая деятельность соответствует возрасту, присутствует сюжетная игра, соответствует младшему возрасту, стереотипная, игровая деятельность носит характер простой предметной манипуляции, носит проективный характер, игровая деятельность отсутствует.
Учебная деятельность сформирована в соответствии с возрастом, сформирована недостаточно, не сформирована.
13. Особенности восприятия - точность и осмысленность восприятия (знает и называет форму, величину и цвет предмета). Выявление степени овладения зрительным синтезом (складывания разрезной картинки (по образцу и без), мозаики). Развито в соответствии с возрастом/ легкая степень недостаточности/ умеренная недостаточность/ выражено недостаточно/ выявить не удается.
14. Особенности восприятия времени (знание времен года, дней недели, для старших детей – умение ориентироваться в прошлом, настоящем, историческом времени) - временные представления сформированы (называет времена года, дни недели, их последовательность); сформированы недостаточно (называет времена года, дни недели, но путается в их последовательности); не сформированы (не знает названия времен года, дней недели и их последовательности).
15. Особенности внимания - отмечаются возможности ребенка в плане сосредоточения, переключения и распределения внимания. Внимание целенаправленно/ нецеленаправленно; неустойчиво, обнаруживается повышенная отвлекаемость, трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала. Объем внимания (достаточный, недостаточный); устойчивость внимания (способен к быстрому сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается), характер отвлечения: на внешние раздражители, в отсутствии внешних раздражителей; переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная); общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий, не сформировано).
16. Особенности запоминания, мнестической деятельности - объем механического запоминания в пределах возрастной нормы/ объем механической (логической) памяти недостаточный/низкий. Запоминает надолго/ быстро забывает. Наличие/отсутствие трудностей в запоминании: новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала.
17. Способность к сравнению, обобщению, классификации -операции обобщения, исключения, классификации понятий выполняет легко без затруднений/ с затруднениями. Обобщает по существенным/ несущественным признакам. Недоступна операция обобщения, не может выделить существенные признаки предмета. Логические связи, инструкции к заданиям в вербальной форме улавливает легко, с трудом, в упрощенной форме после многократного повторения.
18. Умение устанавливать причинно-следственные связи: устанавливает/ устанавливает с помощью/ не устанавливает/ последовательность событий устанавливает неверно, собственные ошибки не замечает.
19. Понимание главного в воспринимаемом, скрытого смысла, содержания картин, текстов - метафоры и пословицы понимает, скрытый смысл может объяснить / метафоры и пословицы не понимает, скрытый смысл объяснить не может.
20. Особенности мотивационно-волевой сферы, ведущий тип мотивации - ведущий тип мотивации: игровая/ учебная. Задания выполняет с интересом / к выполнению заданий относится равнодушно/ отказывается выполнять задания. Требуется контроль при выполнении заданий, стимулирование познавательной деятельности. Интерес к выполнению заданий (выраженный, слабый, неравномерный).
21. Способность к волевому усилию, настойчивость при встречающихся трудностях, соблюдение правил поведения, проявление инициативы - критика к собственным действиям развита / развита недостаточно/ отсутствует. Эмоциональные реакции слабо выражены. Дистанцию со взрослыми соблюдает /испытывает трудности подчинения поведения требованиям взрослого. Навыки самообслуживания развиты в соответствии с возрастом / развиты недостаточно/ не развиты.
22. Данные психологического обследования - уровень психического развития соответствует возрастной норме / незначительно отстает / отстает/ существенно отстает /грубо отстает / характеризуется неравномерностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.