Шаблон для итогового сочинения по литературе

  • Памятки
  • docx
  • 09.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная работа рассчитана на учащихся 11 классов при подготовке к написанию итогового сочинения по литературе на предложенную тему,облегчит понимание структуры изложения сочинения .Шаблоны-это помощь выпускнику ,но неконкретная работа при использовании.Опыт работы показывает,что учащиеся,овладевшие шаблоном,лучше пишут сочинение по литературе ссылаясь на текст произведения.Данная работа рассчитана на учащихся 11 классов при подготовке к написанию итогового сочинения по литературе на предложенную тему,облегчит понимание структуры изложения сочинения .Шаблоны-это помощь выпускнику ,но неконкретная работа при использовании.
Иконка файла материала 1 ШПАРГАЛКА сочинение по литературе.docx
Подготовка к сочинению  При написании сочинения по литературе следует помнить:  • объем сочинения 4­5 страниц; • суммарный объем  введения и заключения не должен превышать одной трети  всего сочинения;   почерк должен быть разборчивым; • соблюдать поля;   на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае  затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания  сочинения; •  выбрав тему, конспективно записать все, что  приходит в голову : биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды,  аналогии, высказывания критиков; • на черновике  составить план (переносить в чистовик не надо); удобнее  писать на одной стороне черновика, чтобы текст  сочинения полностью был перед глазами; с полями,  оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;  сокращать в черновике фамилии, названия произведений  (С.­Щ. М.Е. Салтыков­Щедрин, «Е.О.» роман А.С.  Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.); нумеровать страницы  черновика; •  строго придерживаться избранной темы; сочинение  должно быть логичным, представлять собой развернутый  ответ на основной вопрос­тезис; •  не сбиваться на пересказ текста;  • не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем  самым искусственно объем сочинения; • не тратить  драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не  помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись  косвенной цитатой; •если не приходит в голову нужный эпиграф, можно  обойтись без него (он вовсе не обязателен); •  если не помнишь автора критической работы или ее  название, можно сделать косвенную ссылку на критику  («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика  встретила произведение восторженно...» и т.п.); •  то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда  можно выйти из положения, указав примерную дату («в  начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив  забытое имя словами «один из героев Толстого...»;  «антипод главного героя» и т.п.; • главное умение  проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко  следовать логике изложения, избегая различного рода  ошибок, выразить собственное мнение, отношение к  тому, о чем пишешь;  при этом не желательно пользоваться штампами  («По • моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...»)  это не выражение собственного мнения, а лишь его  беспомощная имитация только испортит впечатление от  сочинения; •  удобно пользоваться приемами риторики: ставить  вопросы, приводить разные варианты ответов; •  привлекать материал из других произведений, из истории,  из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и  умение сопоставлять; •  рассчитать время, оставив его для редактирования,  проверки и переписывания на чистовик.  Не забыть о членении текста разделить сочинение  на абзацы. В основной части сочинения хорошо  сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с  автором, произведение с произведением, с другимивидами искусства (театральными постановками,  фильмами, музыкой, живописью); пользоваться  доказательствами «от противного», споря с воображаемым оппонентом.  Не забудьте, что стихотворения цитируются как в  строчку (в кавычках, разделяя строки значком «//»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек).  Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами,  даже если анализируете стихотворение  В заключении должны быть сформулированы выводы сочинения. Здесь можно сказать об актуальности  произведения, о вечности поставленных в нем проблем,  вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с  современной литературой, о месте произведения или героя в жизни общества. Подготовка к сочинению по темам,  предполагающим истолкование стихотв поэта 19 или 20  века.  Браться на выпускном экзамене за тему, связанную с  истолкованием стихотворения, рекомендуем только  ученикам, имеющим положительный опыт такой работы.  Главное в такого рода сочинении не сбиться на  перечисление художественных приемов тропов, фигур  речи, формальных признаков поэтического текста.  Стихотворение должно быть интерпретировано по­своему, обратим внимание, что в скобках после темы указан ключ  к анализу: восприятие, истолкование, оценка. Обращаем  учеников к конспектам уроков, на которых  рассматривались поэтические произведения.   Предостережем от перегрузки сочинения стихотворными  цитатами. Напомним о возможности и желательности  сопоставлений при анализе поэтического текста (место  произведения в контексте эпохи, в контексте творчестваавтора, в наше время, личное восприятие). Основное, на  что следует обратить внимание при написании сочинения  по лирическому произведению, это формулировка темы.  Внимательно прочитайте формулировку темы. Не стоит,  увидев знакомое название, просто излагать в своем  сочинении все, что вы знаете об этом стихотворении.  Без полного понимания того, что именно предлагается  сделать с данным произведением, хорошего ^сочинения с  грамотным анализом стихотворения не получится.  Поэтому первое, что нужно сделать, приступая к разбору  стихотворения это попытаться понять и осмыслить то, о  чем в нем говорится. Так же немаловажно разобраться в  том, какова его форма, что потребует достаточно  серьезного исследования содержательной стороны  сочинения.  Чтобы понять проблему работы вы можете действовать по следующим пунктам: 1) «просто» проанализировать  стихотворение; 2) сопоставить его с каким либо другим  стихотворением (этого или другого автора); 3) проследить  определенную идею или образ в лирике или творчестве  автора; 4) объяснить роль каких­либо поэтических средств (тропов в стихотворении). Основная трудность состоит в  том, что для сочинения на такую тему нельзя предложить  типового плана.  Как правило, для последовательного рассуждения  выделяют следующие элементы: 1) время и место  создания произведения, история написания, связь с  остальным творчеством автора;  2) предмет изображения (тема) стихотворения, жанр и его  особенности, главная мысль (идея) произведения;  3) образы произведения и средства (тропы) их создания;4) композиция стихотворения. Последовательность  изложения перечисленных элементов может изменяться в  зависимости от самого произведения. Если в своем  сочинении вы сопоставляете два стихотворения, то на  первый план вы должны вынести общие черты и черты  различия, разные подходы к одной общей идее (например,  тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю.  Лермонтова). Всегда нужно помнить, что сочинение  является творческой работой, в которой вы  показываете свое умение оформлять свои  размышления на заданную тему, отбрасывая все  лишнее.