Данная работа рассчитана на учащихся 11 классов при подготовке к написанию итогового сочинения по литературе на предложенную тему,облегчит понимание структуры изложения сочинения .Шаблоны-это помощь выпускнику ,но неконкретная работа при использовании.Опыт работы показывает,что учащиеся,овладевшие шаблоном,лучше пишут сочинение по литературе ссылаясь на текст произведения.Данная работа рассчитана на учащихся 11 классов при подготовке к написанию итогового сочинения по литературе на предложенную тему,облегчит понимание структуры изложения сочинения .Шаблоны-это помощь выпускнику ,но неконкретная работа при использовании.
Подготовка к сочинению
При написании сочинения по литературе следует помнить:
• объем сочинения 45 страниц; • суммарный объем
введения и заключения не должен превышать одной трети
всего сочинения;
почерк должен быть разборчивым; • соблюдать поля;
на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае
затруднения с выбором темы можно пользоваться методом
исключения; не менять тему в процессе написания
сочинения; •
выбрав тему, конспективно записать все, что
приходит в голову
: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды,
аналогии, высказывания критиков; • на черновике
составить план (переносить в чистовик не надо); удобнее
писать на одной стороне черновика, чтобы текст
сочинения полностью был перед глазами; с полями,
оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;
сокращать в черновике фамилии, названия произведений
(С.Щ. М.Е. СалтыковЩедрин, «Е.О.» роман А.С.
Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.); нумеровать страницы
черновика; •
строго придерживаться избранной темы; сочинение
должно быть логичным, представлять собой развернутый
ответ на основной вопростезис; •
не сбиваться на пересказ текста;
• не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем
самым искусственно объем сочинения; • не тратить
драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не
помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись
косвенной цитатой; •если не приходит в голову нужный эпиграф, можно
обойтись без него (он вовсе не обязателен); •
если не помнишь автора критической работы или ее
название, можно сделать косвенную ссылку на критику
(«Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика
встретила произведение восторженно...» и т.п.); •
то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда
можно выйти из положения, указав примерную дату («в
начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив
забытое имя словами «один из героев Толстого...»;
«антипод главного героя» и т.п.; • главное умение
проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко
следовать логике изложения, избегая различного рода
ошибок, выразить собственное мнение, отношение к
тому, о чем пишешь;
при этом не желательно пользоваться штампами
(«По • моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что
Гоголю удалось создать образ «маленького человека...»)
это не выражение собственного мнения, а лишь его
беспомощная имитация только испортит впечатление от
сочинения; •
удобно пользоваться приемами риторики: ставить
вопросы, приводить разные варианты ответов; •
привлекать материал из других произведений, из истории,
из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и
умение сопоставлять; •
рассчитать время, оставив его для редактирования,
проверки и переписывания на чистовик.
Не забыть о членении текста разделить сочинение
на абзацы. В основной части сочинения хорошо
сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с
автором, произведение с произведением, с другимивидами искусства (театральными постановками,
фильмами, музыкой, живописью); пользоваться
доказательствами «от противного», споря с воображаемым
оппонентом.
Не забудьте, что стихотворения цитируются как в
строчку (в кавычках, разделяя строки значком «//»), так и
в столбик (посредине страницы, без кавычек).
Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами,
даже если анализируете стихотворение
В заключении должны быть сформулированы выводы
сочинения. Здесь можно сказать об актуальности
произведения, о вечности поставленных в нем проблем,
вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с
современной литературой, о месте произведения или героя
в жизни общества. Подготовка к сочинению по темам,
предполагающим истолкование стихотв поэта 19 или 20
века.
Браться на выпускном экзамене за тему, связанную с
истолкованием стихотворения, рекомендуем только
ученикам, имеющим положительный опыт такой работы.
Главное в такого рода сочинении не сбиться на
перечисление художественных приемов тропов, фигур
речи, формальных признаков поэтического текста.
Стихотворение должно быть интерпретировано посвоему,
обратим внимание, что в скобках после темы указан ключ
к анализу: восприятие, истолкование, оценка. Обращаем
учеников к конспектам уроков, на которых
рассматривались поэтические произведения.
Предостережем от перегрузки сочинения стихотворными
цитатами. Напомним о возможности и желательности
сопоставлений при анализе поэтического текста (место
произведения в контексте эпохи, в контексте творчестваавтора, в наше время, личное восприятие). Основное, на
что следует обратить внимание при написании сочинения
по лирическому произведению, это формулировка темы.
Внимательно прочитайте формулировку темы. Не стоит,
увидев знакомое название, просто излагать в своем
сочинении все, что вы знаете об этом стихотворении.
Без полного понимания того, что именно предлагается
сделать с данным произведением, хорошего ^сочинения с
грамотным анализом стихотворения не получится.
Поэтому первое, что нужно сделать, приступая к разбору
стихотворения это попытаться понять и осмыслить то, о
чем в нем говорится. Так же немаловажно разобраться в
том, какова его форма, что потребует достаточно
серьезного исследования содержательной стороны
сочинения.
Чтобы понять проблему работы вы можете действовать
по следующим пунктам: 1) «просто» проанализировать
стихотворение; 2) сопоставить его с каким либо другим
стихотворением (этого или другого автора); 3) проследить
определенную идею или образ в лирике или творчестве
автора; 4) объяснить роль какихлибо поэтических средств
(тропов в стихотворении). Основная трудность состоит в
том, что для сочинения на такую тему нельзя предложить
типового плана.
Как правило, для последовательного рассуждения
выделяют следующие элементы: 1) время и место
создания произведения, история написания, связь с
остальным творчеством автора;
2) предмет изображения (тема) стихотворения, жанр и его
особенности, главная мысль (идея) произведения;
3) образы произведения и средства (тропы) их создания;4) композиция стихотворения. Последовательность
изложения перечисленных элементов может изменяться в
зависимости от самого произведения. Если в своем
сочинении вы сопоставляете два стихотворения, то на
первый план вы должны вынести общие черты и черты
различия, разные подходы к одной общей идее (например,
тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю.
Лермонтова). Всегда нужно помнить, что сочинение
является творческой работой, в которой вы
показываете свое умение оформлять свои
размышления на заданную тему, отбрасывая все
лишнее.