«ШАХМАТНАЯ ДОСКА » План – конспект урока в группе начального обучения (6-7 лет).

  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вашему вниманию представляется план – конспект урока в группе начального обучения (для учащихся 6-7-ми лет). «ШАХМАТНАЯ ДОСКА ». Данный материал можно использовать во внеурочной деятельности (в учреждениях дополнительного образования детей). Конспект урока проиллюстрирован фотографиями автора, подробно описан каждый этап занятия.
Иконка файла материала конкурс.docx
«ШАХМАТНАЯ ДОСКА » План – конспект  урока в группе начального обучения (6­7 лет). Педагог дополнительного образования МУ ДО  «Чебаркульский районный Центр детского творчества» Юсупов Линар Рафаильевич   Наведем   порядок   в   шахматной   стране. Тема:   (Шахматная доска. Повторение изученного материала) Цель: Закрепить знания о шахматной доске Задачи:  Заинтересовать   учащихся   начального   этапа обучения, игрой в шахматы. Развивать внимание, память, наглядно­образное   и   логическое   мышление   у   учащихся младшего школьного возраста. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость. Закрепить   знания   детей   об     особенностях   шахматной доски,   некоторых   терминов,   используемых   в   шахматах: поле, центр доски, горизонталь, вертикаль, диагональ.  Развивать   внимание,   память,   наглядно­образное   и логическое   мышление.   Воспитывать   интерес   к   игре   в шахматы. Методы: словесный, наглядный, эвристический. Оборудование:  Шахматная   демонстрационная   доска   с комплектом фигур (Одна доска на двух учащихся), экран спроектором, комплекты шахмат, схемы горизонталей для раскрашивания,   трафареты   шахматной   доски,   квадраты черные и белые, фигуры фрагментов шахматной доски (для шахматного тетриса). 1 Вступительная часть ­Добрый день, юные шахматисты! Сегодня у нас необычный урок. Мы вновь отправляемся в удивительный     мир   шахматной   страны,   где   существуют свои порядки и правила.  2 Основная часть Стучат   в   дверь   и   в   класс   входят   два   ученика,   в   руках которых белый и черный квадраты. 1­й ученик: Здравствуйте. Меня зовут белый квадрат. 2­й ученик: Здравствуйте.  А меня зовут черный квадрат.  1­й ученик: У меня большая семья, вместе со мной живут мои братья. Нас  32 2­й ученик: И у  меня большая семья, и нас тоже  32. 1­й и 2­й ученики (хором): Только мы заблудились и не знаем, где живем. Учитель:   Не   беспокойтесь,   мы   вам   поможем.   Поможем ребята? Ученики: Да! Учитель: Ребята, вы догадались, где живут наши гости?Ученики: Да! Они живут в шахматной стране! Учитель: Ребята, а что это за страна? Ученики:   Да,   это   шахматная   страна   и   там   живут   наши гости – черные и белые клеточки. Учитель:   Правильно.   Эти   клетки   в   шахматной   стране называются полями, на доске есть черные и белые поля, и они располагаются определенным образом. Кто скажет как именно? Ученики: По порядку, белые и черные чередуются. Учитель: А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых и черных полей. Ученики: 32 черных и 32 белых. Всего 64 поля. Учитель:   Молодцы!   Значит,   наши   гости   живут   на шахматной   доске.   Смотрите,   ребята,   все   поля   у   нас разбросаны.   стране.   Давайте   наведем   порядок   в   шахматной (Перед учащимися на партах лежат трафареты шахматной доски. Задача ребят из полей составить шахматную доску. Учащиеся собирают шахматную доску).Все   молодцы,   у   всех   порядок,   можно   продолжать путешествие по шахматной стране. А в нашей шахматной стране есть свои дороги. Те дороги, которые идут слева направо, называются?  Ученики: Горизонталями.  Учитель: Давайте проведем горизонтальную дорогу. (ученики   в   шахматном   трафарете   выкладывают горизонтальную дорогу).  Учитель: А сколько горизонтальных дорог? Ученики: 8 Учитель: А те дороги, которые расположены сверху вниз? Ученики: Вертикалями.Учитель: Давайте проведем вертикальную дорогу. (ученики   в   шахматном   трафарете   выкладывают вертикальную дорогу). Учитель: Давайте посчитаем, сколько вертикальных дорог? Ученики: 8 Учитель:   Очень хорошо, А есть еще в шахматной стране есть   перекрестки,   большие   и   маленькие.   Проходят   они наискосок   и   всегда   одного   цвета.   И   называются   они Диагонали.   Они   либо   белые,   либо   черные.   Попробуем выложить   самую   длинную   диагональ.   Вначале   белую, потом черную. (ученики   в   шахматном   трафарете   выкладывают   самую длинную диагональ).Учитель: попробуем выложить самую короткую диагональ. (ученики   в   шахматном   трафарете   выкладывают   самую короткую диагональ). Молодцы. Все справились.  Давайте сейчас поиграем в шахматный тетрис. Ваша задача правильно   и   быстро   собрать   шахматную   доску   из фрагментов полей.  (дети собирают шахматную доску в парах).  Определяются победители.3.   Заключительная   часть  проводится   в   форме рефлексии.   На   вопрос   понравилось   ли   им   занятие,   дети выкладывают на шахматной доске смайлики с веселым или грустным символом. 4 Дополнительный материал. 1 На каких поля ничего не растет? (на шахматных) 2 Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)3 В каких клетках не держат зверей? (в шахматных) 4 Спрятались   ли   шахматные   клетки   в   словах:   полянка,   поляк, полярник? (да. Это слово ПОЛЯ) 5 Скоро бой и ждет войска деревянная…(доска) 6 Раздался голос короля найдите на доске… (поля) Литература: 1. И. Г. Сухин « Программы курса «Шахматы школе»: для начальных классов   общеобразовательных   учреждений»   (Обнинск:   Духовное возрождение, 2010, 2011, 2012, 2013.) 2. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес   и   тайн   полны:   Учебник   для   1   класса   четырехлетний   и трехлетний   начальной   школы.   2­х   частях   –   Обнинск:   Духовное возрождение, 2012. 3. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и Учу: Пособие для учителя  ­ Обнинск Духовное возрождение, 2011. 4. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес   и   тайн   полны.   Рабочая   тетрадь   ­   Обнинск:   Духовное возрождение, 2012.