А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» (1924г.)*.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».
Логическое мышление.
В процессе игры возникают различные ситуации. Подсчитано, что существует несколько миллионов позиций. При таком многообразии легко можно сбиться с пути. Разобраться в ситуации поможет правильно выстроенная цепочка умозаключений, основанная на знаниях и умениях.
Память.
В процессе занятий ребенок узнает различные шахматные приемы и планы. Его дальнейшие результаты зависят от воспроизведения этих знаний на практике. У каждого шахматиста существует набор приемов и стратегий, которые позволяют добиться ему успеха.
Абстрактное мышление.
Цена ошибки в шахматах очень высока. Большинство действий тщательно продумывается и просчитывается игроком. Эти операции приходиться совершать, не передвигая фигур. Т.е. моделируется ситуация и подбираются лучшие варианты для ее реализации.
Стратегическое мышление (Планирование).
Основная цель шахматиста - поставить мат королю соперника. На основе этого он формирует различные планы по реализации своей идеи. Занятия способствуют как составлению плана, так и его проведению в жизнь.
Шахматы развивают:
Счетные способности.
В процессе партии соперник порой ставит большое количество преград. Умение разбивать эти преграды и не попадаться в ловушки оппонента формируется посредством постоянного счета позиций. Этот расчет производится за обе стороны и достигает 3-5 ходов у начинающих шахматистов.
Умение оценивать ситуацию и принимать решение.
На занятиях шахматист получает систему знаний, позволяющую ориентироваться в огромном многообразии позиций, возникающих в процессе игры. На основе этих знаний он оценивает ситуацию. В ряде случаев возникает большое количество продолжений. Но ход делается только один. Шахматист должен принять максимально правильное решение в условиях ограниченного промежутка времени.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Всего часов | |||
Теория | Практика | |||||
1. | Первое знакомство с Шахматным королевством. | 2 | - | 2 | ||
2. | Шахматная доска. | 4 | 8 | |||
3. | Шахматные фигуры. | 2 | 4 | 6 | ||
| · Благородные пешки черно-белой доски. | 4 | 8 | 12 | ||
· Король - самая важная, главная фигура. | 2 | 6 | 8 | |||
· Ладья. | 5 | 7 | ||||
· Слон. | ||||||
· «Могучая фигура» Ферзь. | 8 | 10 | ||||
· Конь. | 6 | 8 | ||||
4. | Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур. | - | 2 | |||
5. | Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. | 4 | 6 | |||
6. | Мат - цель игры. | |||||
7. | Техника матования одинокого короля. | 10 | 7 | 17 | ||
8. | Ничья. | 1 | 3 | 4 | ||
9. | Рокировка. | 2 | 3 | |||
10. | Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила и законы дебюта. | 2 | 1 | |||
11. | Короткие шахматные партии. | 4 | 2 | 6 | ||
12. | Занимательные страницы шахмат. | - | 4 | |||
| Итого: | 50 | 69 | 119 | ||
Практика. | ||||||
· Дидактические игры и задания. | 9 | |||||
· Решение шахматных задач. |
| 11 | ||||
· Практическая игра. | ||||||
Итого часов: | 50 | 100 | 150 | |||
Спортивно-массовые мероприятия, соревнования, турниры. |
| 6 | ||||
| Итого часов: | 50 | 106 | 156 | ||
Всего по плану: | 156 ч. |
Учебно-тематический план для групп 1-го год обучения
К концу первого учебного года учащиеся
знают:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья. знакомятся с историей возникновения шахматной игры,
- название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- правила хода и взятия каждой фигурой.
Различают -диагональ, вертикаль, горизонталь;
Ожидаемые результаты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.