Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"
Оценка 4.9

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"

Оценка 4.9
docx
16.01.2020
Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"
Технологическая карта урока Шахматы в школе.docx

Технологическая карта урока Шахматы в школе, по теме «Рокировка»

Автор: Петухова Ирина Игоревна, учитель математики МАОУ «СОШ №101» г Перми                                                            

 

Технологическая карта урока «Шахматы в школе»

Предмет-Шахматы в школе

Тема –Рокировка

Класс 7 «В»

Тип урока-урок открытия нового знания на основе практических умений

Технологии  Проблемно - диалогическая, наблюдение

Ресурсы: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур,  экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, диаграммы

Организация пространства: Фронтальная работа, работа в паре.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-личностная мотивация к познавательной деятельности;

- осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной форме о значении шахмат в жизни человека

Регулятивные:  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;  оценивать результаты своей деятельности.

Предметные: научить ориентироваться на шахматной доске,  познакомиться с правилами рокировки

Место проведения- класс

Время занятия-40 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть урока

Технология проведения

               Содержание и ход урока

Дозировка (мин)

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подготовительная

 Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.)

Микроцель:

- обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.

 

Учитель: Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Желают друг другу и учителю успехов

1мин

Положительное отношение к школе (Личностные УУД)

 

Актуализация знаний.

 

Цели:

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Повторение пройденного материала

 

 Работа над ключевыми терминами. Учитель задает вопросы

– Объясните слово “шах”? (Угроза Королю.)
– Кому объявляют шах? (Королю.)
– В шахматной игре мат – это? (Конец игры, когда нет ни одной защиты Королю от шаха.)– Какая фигура может сделать “вилку”? (Любая.) Какая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)

Какая фигура может поставить шах и мат Королю? (любая, даже пешка.)

Какие бывают слоны и почему они так называются? (Чернопольные и белопольные, одни ходят по белым полям, а другие по чёрным.)

Патовое положение на доске. (Ничья.)

Кто попадает на поле превращения? (Пешка.)

 

 

Дети отвечают

2-3 мин

Используют имеющиеся опыт и знания

Основная

Открытие новых знаний. Цели: Ввести понятие об особом ходе - рокировке.

Учитель дает понятие рокировки, показывает на демонстрационной доске короткую и длинную рокировку, объясняет когда ее можно делать, а когда нет, учит делать записи короткой и длинной рокировки

Дети слушают учителя, повторяют за ним на своих досках, учатся записывать короткую и длинную рокировку

10 мин

Перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы (Познавательные УУД

 

Практическая часть. Цель Отработать правила и условия рокировки. Закрепить правила передвижения фигуры король на шахматной доске.

1.Учитель на экран выводит упражнения №1 (см приложение)

 

Дети совместно ищут ответы на поставленные вопросы

10 мин

Перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы (Познавательные УУД).

 

 

 

2 Учитель раздает ребятам диаграммы с примерами когда рокировку делать нельзя. Контролирует, смотрит за работой ребят.

Упражнения №2(см приложение)

В конце занятия  можно провести блиц-опрос: 1.Выбери правильный ответ:

1). Рокировка- это, когда:

а) ладья движется через клетку в сторону

короля, а затем король её перепрыгивает.

б) король и ладья меняются местами;

в) король движется через клетку в сторону

ладьи, а затем ладья его перепрыгивает.

 

2).Рокировка бывает

а) худая и толстая;

б) большая и маленькая;

в) короткая и длинная.

 

2. Могут ли белые, черные сделать короткую или длинную рокировку в следующих позициях?( См приложение)

 

 

Дети ,работая в паре, анализируют, почему нельзя делать рокировку

10 мин

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД).

Заключи тельная

Подведение итогов, оценки, рефлексия.

Микроцель:

-дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль

Узнали, что такое рокировка

Я:  Узнал и могу показать,.

     Запомнил

     Повторил

     Затрудняюсь

 -Оцените свою работу на уроке.

Я понял и могу рассказать другим

Я понял, но не могу объяснить

Я не понял

Учащиеся продолжают начатое высказывание

 

Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала(Регулятивные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

 

 

 

 

 

 

Приложения:

 Упражнения №1

1. Белые и черные начали делать рокировку в короткую сторону, но не закончили её до конца.

Закончите рокировку – сходите ладьёй.

1)http://murman-plus.ru/wp-content/uploads/2011/11/1.php_6-150x150.png       2http://murman-plus.ru/wp-content/uploads/2011/11/2.php_6-150x150.png)         3) http://murman-plus.ru/wp-content/uploads/2011/11/3.php_7-150x150.png         4) http://murman-plus.ru/wp-content/uploads/2011/11/4.php_7-150x150.png     5) http://murman-plus.ru/wp-content/uploads/2011/11/5.php_5-150x150.png

 2. Белые и черные начали делать рокировку в длинную сторону, но не закончили её до конца. Закончите рокировку – сходите ладьёй.

3. Белые и черные сделали рокировку, но уронили королей на пол. Поставьте их на место.

4. Правильно ли сделали рокировку в короткую сторону белые и черные?     

5. Правильно ли сделали рокировку в длинную сторону белые и черные?

  Упражнения№2

Примеры, когда рокировку делать нельзя:

1. Белые не могут делать рокировку ни в короткую, ни в длинную сторону, так как их королю шах от ферзя.

 

1)http://murman-plus.ru/wp-content/uploads/2011/11/6.php_4-150x150.png  2) http://murman-plus.ru/wp-content/uploads/2011/11/7.php_2-150x150.png     3) http://murman-plus.ru/wp-content/uploads/2011/11/8.php_2-150x150.png    4) http://murman-plus.ru/wp-content/uploads/2011/11/9.php_2-150x150.png    

 

 2. Белые не могут делать рокировку в короткую сторону, так как  их король ходил.  Черные не могут делать рокировку в длинную сторону, так как их ладья ходила.

3. Белые не могут делать рокировку в длинную  сторону, так как  между их королём и ладьёй стоит фигура – конь.  Черные не могут делать рокировку в короткую сторону, так как  между их королём и ладьёй стоит слон.

 

4. Белые не могут делать рокировку в короткую сторону, так как  после рокировки их король попадает под удар слона (шах).  Черные не могут делать рокировку в длинную сторону, так как после рокировки их ладья попадает под удар.

 5. Могут ли белые, черные сделать короткую или длинную рокировку в следующих позициях?

http://murman-plus.ru/wp-content/uploads/2011/11/1.php_7-150x150.pnghttp://murman-plus.ru/wp-content/uploads/2011/11/2.php_7-150x150.pnghttp://murman-plus.ru/wp-content/uploads/2011/11/3.php_8-150x150.pnghttp://murman-plus.ru/wp-content/uploads/2011/11/4.php_8-150x150.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"

Шахматы в школе.Технологическая карта урока по теме "Рокировка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020