Технологическая карта урока Шахматы в школе, по теме «Рокировка»
Автор: Петухова Ирина Игоревна, учитель математики МАОУ «СОШ №101» г Перми
Технологическая карта урока «Шахматы в школе»
Предмет-Шахматы в школе
Тема –Рокировка
Класс 7 «В»
Тип урока-урок открытия нового знания на основе практических умений
Технологии Проблемно - диалогическая, наблюдение
Ресурсы: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, диаграммы
Организация пространства: Фронтальная работа, работа в паре.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-личностная мотивация к познавательной деятельности;
- осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной форме о значении шахмат в жизни человека
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать результаты своей деятельности.
Предметные: научить ориентироваться на шахматной доске, познакомиться с правилами рокировки
Место проведения- класс
Время занятия-40 минут
Часть урока |
Технология проведения |
Содержание и ход урока |
Дозировка (мин) |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||
Подготовительная |
Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.) Микроцель: - обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.
|
Учитель: Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! |
Желают друг другу и учителю успехов |
1мин |
Положительное отношение к школе (Личностные УУД) |
|
Актуализация знаний.
Цели: -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Повторение пройденного материала
|
Работа над ключевыми терминами. Учитель задает вопросы –
Объясните слово “шах”? (Угроза Королю.) Какая фигура может поставить шах и мат Королю? (любая, даже пешка.) Какие бывают слоны и почему они так называются? (Чернопольные и белопольные, одни ходят по белым полям, а другие по чёрным.) Патовое положение на доске. (Ничья.) Кто попадает на поле превращения? (Пешка.)
|
Дети отвечают |
2-3 мин |
Используют имеющиеся опыт и знания |
Основная |
Открытие новых знаний. Цели: Ввести понятие об особом ходе - рокировке. |
Учитель дает понятие рокировки, показывает на демонстрационной доске короткую и длинную рокировку, объясняет когда ее можно делать, а когда нет, учит делать записи короткой и длинной рокировки |
Дети слушают учителя, повторяют за ним на своих досках, учатся записывать короткую и длинную рокировку |
10 мин |
Перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы (Познавательные УУД |
|
Практическая часть. Цель Отработать правила и условия рокировки. Закрепить правила передвижения фигуры король на шахматной доске. |
1.Учитель на экран выводит упражнения №1 (см приложение)
|
Дети совместно ищут ответы на поставленные вопросы |
10 мин |
Перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы (Познавательные УУД).
|
|
|
2 Учитель раздает ребятам диаграммы с примерами когда рокировку делать нельзя. Контролирует, смотрит за работой ребят. Упражнения №2(см приложение) В конце занятия можно провести блиц-опрос: 1.Выбери правильный ответ: 1). Рокировка- это, когда: а) ладья движется через клетку в сторону короля, а затем король её перепрыгивает. б) король и ладья меняются местами; в) король движется через клетку в сторону ладьи, а затем ладья его перепрыгивает.
2).Рокировка бывает а) худая и толстая; б) большая и маленькая; в) короткая и длинная.
2. Могут ли белые, черные сделать короткую или длинную рокировку в следующих позициях?( См приложение)
|
Дети ,работая в паре, анализируют, почему нельзя делать рокировку |
10 мин |
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД). |
Заключи тельная |
Подведение итогов, оценки, рефлексия. Микроцель: -дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль |
Узнали, что такое рокировка Я: Узнал и могу показать,. Запомнил Повторил Затрудняюсь -Оцените свою работу на уроке. Я понял и могу рассказать другим Я понял, но не могу объяснить Я не понял |
Учащиеся продолжают начатое высказывание |
|
Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала(Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
|
Приложения:
Упражнения №1
1. Белые и черные начали делать рокировку в короткую сторону, но не закончили её до конца.
Закончите рокировку – сходите ладьёй.
1) 2) 3) 4) 5)
2. Белые и черные начали делать рокировку в длинную сторону, но не закончили её до конца. Закончите рокировку – сходите ладьёй.
3. Белые и черные сделали рокировку, но уронили королей на пол. Поставьте их на место.
4. Правильно ли сделали рокировку в короткую сторону белые и черные?
5. Правильно ли сделали рокировку в длинную сторону белые и черные?
Упражнения№2
Примеры, когда рокировку делать нельзя:
1. Белые не могут делать рокировку ни в короткую, ни в длинную сторону, так как их королю шах от ферзя.
1) 2) 3) 4)
2. Белые не могут делать рокировку в короткую сторону, так как их король ходил. Черные не могут делать рокировку в длинную сторону, так как их ладья ходила.
3. Белые не могут делать рокировку в длинную сторону, так как между их королём и ладьёй стоит фигура – конь. Черные не могут делать рокировку в короткую сторону, так как между их королём и ладьёй стоит слон.
4. Белые не могут делать рокировку в короткую сторону, так как после рокировки их король попадает под удар слона (шах). Черные не могут делать рокировку в длинную сторону, так как после рокировки их ладья попадает под удар.
5. Могут ли белые, черные сделать короткую или длинную рокировку в следующих позициях?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.