Материалы к классному часу. Разбирая тему репрессий и реабилитации, можно поставить литературный монтаж, где используются фрагменты биографии личности, высказывания известных людей о нем, а также стихи самого Шакарима. Данный материал можно использовать для подготовки презнтационного материала, но добавить иллюстративный материал и документальный материал.
Документ Microsoft Word (3).doc
«О Шакариме»
1. Философмыслитель, ученыйисторик, поэт, духовный восприемник и ученик Абая –
2.
Шакарим Кудайбердинов. В 7 лет остался сиротой. Но детство и юность прошли
беззаботно, в достатке и довольстве, под покровительством могущественного деда
Кунанбая.
"Покойный дедушка жалел меня как сироту, поэтому не очень утруждал учением, и
потому в какойто степени я остался неучем, делал все, что взбредет мне в голову и
рос без всяких строгостей в отношении воспитания и учебы." вспоминал позже
Шакарим.
3. Подлинным наставником Шакарима, становится сам Абай. Шакарим был истинным
учеником его школы, где почитались искусство слова, наука, образование, а также
творчество любого рода и приверженность к музыке.
4. В 14 лет Шакарим начал сочинять стихи. Темой его философствования были природа и
этика, добро и зло, человек и общество.
"Стихи мои тех юных лет страстно молодежью почитались. Но я не знал о нуждах народа
своего и потому не мог тогда сказать нужного слова." Писал Шакарим уже в зрелом
возрасте.
5. Едва ему исполнилось 20 лет, как он решил заняться политикой для того, чтобы помочь
своему народу добиться лучшей доли, он старался упорядочить взаимоотношения между
родами, между разными слоями общества, хотел, чтобы в степи воцарились мир и
благоденствие. Но и здесь столкнулся с серьезными трудностями.
«Осуждая меня со стороны,
Считая, что принадлежу к элите богатых,
Презирая меня и не желая беседовать по душам,
Бежит от меня юное племя»
* * * * * * *
"Остался я теперь перед всем миром нагой.
Все перекочевали, я одинок,
Скажи, мой народ, чем тебе я не угодил,
И какую беду я тебе принес?
Ведь товарищи мои только карандаш и бумага. (стихотворение «Мудрец» )
6. Целиком и бесповоротно Шакарим отдался творчеству приблизительно с 1898 года,
уже после сорока лет. По определенной системе стал изучать западную и восточную
литературу. В эту пору он познакомился с наследием поэтов и мыслителей Востока, а
также с произведениями Байрона, Пушкина, Толстого. Еще больше в его творчестве
появилось рассуждений о себе, о его значимости для своего народа.
«О себе»
7.
Кану я, но будут жить мои стихи,
Молодые все запомнят до строки.
Ктото с верой примет это, ктото нет,
Нет, не каждому стихи мои близки.
Так ушедших обсуждаем мы порой,
Все плохое, наносимое молвой, Отвергаем, чтобы память добрых дел
Не тускнела в стороне его родной.
После смерти отстоять я не смогу
Чувство жизни, что легло в мою строку.
Это мненье в своем сердце сохранив,
Вот что высказать хочу, пока я жив:
Не суди о человеке, не познав,
Не суди, в кругу его не побывав.
И над путником не смейся, тяжкий груз
На свои в дороге плечи не приняв.
Словно в лодке, что на море, в те года.. .
Не забыть эпоху эту никогда.
Мое время не похоже на твое,
Если сядешь в эту лодку, что тогда?.. .
Сам отсек я пуповину, выбрал путь,
Тьму раздвинул, никуда мне не свернуть.
Так что полностью судьбу мою познай,
Верю, что поймешь меня когданибудь.
8. 2008 год был объявлен «Годом Шакарима». В Семее состоялась международная
научнопрактическая конференция «Творчество Шакарима в казахской и мировой
культуре». Состоялась презентация энциклопедии «Шакарим». В центральном
парке города установлен памятник Шакариму Кудайбердиеву.
"Шакарим в истории страны"
"Шакарим в истории страны"
"Шакарим в истории страны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.