Очень важный вопрос: "Как сберечь здоровье?". Это также относится к процессу обучения в школе. Дана схема урока с позиции здоровьесбережения. На что надо обращать внимание при анализе урока. Для этого используются девятнадцать критериев, каким должен быть современный урок, какие моменты нельзя игнорировать.Схема анализа урока.
Схема анализа урока.doc
МОУ «СОШ № 28»
Класс_____________
Дата_________________
Схема анализа урока с позиций здоровьесбережения
ФИО учителя_______________________________________________________________________
Предмет_______________________
Тема__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Критерии
Степень применения
2 балла
1 балл
0 баллов
1. Гигиенические условия в классекабинете (чистота, температура и
свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и
т.п.)
2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем (опрос
учащихся; письмо; чтение; слушание; рассказ; рассматривание наглядных
пособий; ответы на вопросы; решение примеров, задач; практические
занятия и др.)
Нормой считается 47 видов за урок. Однообразность урока
способствует утомлению школьников. Частые смены одной деятельности
на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
Это также способствует росту утомляемости
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных
видов учебной деятельности.
Ориентировочная норма – 710 минут
4. Число использованных учителем видов преподавания (словесный;
наглядный; аудиовизуальный; самостоятельная работа др.)
Норма – не менее трёх за урок.
5. Чередование видов преподавания не позже чем через 1015 минут.
6.
способствующих активизации
инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые
позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в
субъектов деятельности по их получению и созиданию:
метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его
способа, выбор приёмов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием,
обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как
исследователь и др.);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта,
эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
7. Длительность применения технических средств обучения в
соответствии с гигиеническими нормами. (Норма – 810 минут)
8.
Умение учителя использовать возможности показа
видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения,
привития интереса к познавательным программам, то есть для
взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
9. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера
выполняемой работы.
Использование методов, наличие стрессов,
10. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются
обязательной составной частью урока.
Норма – на 1520 минут урока по 1 минуте из 3х лёгких
упражнений с 34 повторениями каждого. Необходимо обратить
внимание на их содержание и продолжительность, а также на
эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у
школьников желания их выполнять.
11.
Положительной оценки заслуживает включение в
содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и
здоровым образом жизни: (формирование отношения к человеку и его
здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового
образа жизни: выработка индивидуального способа безопасного
поведения, обсуждения разных возможностей и последствий выбора того
или иного поведения). Умение учителя выделить и подчеркнуть в
большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из
критериев его педагогического профессионализма
12. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке
(интерес к занятиям; стремление больше узнать; радость от активности;
интерес к изучаемому материалу).
13. Благоприятный психологический климат на уроке, который
также служит одним из показателей успешности его проведения
(заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем,
и наоборот,
хроническое психофизическое
напряжение, продуцирование отрицательных эмоций проявления как со
стороны учителя, так и учеников).
14. Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и
учащимися (изза нарушений дисциплины; несогласия с отметкой;
проявление дискомфортных состояний).
Умение учителя предупредить такие эмоциональнонегативные
«всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего
класса – отражение его способности управлять учебным процессом,
обеспечивая профилактику «школьных неврозов».
15. Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен,
если на нём не было эмоциональносмысловых разрядок: улыбок,
уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок,
поговорок, афоризмов с комментариями. небольших стихотворений,
музыкальных минуток и т.п.
16. Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного
школьниками непосредственно на учебную работу.
Рекомендуемые показатели в диапазоне от 60% до 80%
17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной
активности.
Норма – не ранее чем за 510 минут до окончания урока
18. Темп и особенности окончания урока.
К нежелательным показателям относятся: (неоправданно быстрый темп
заключительной части, её «скомканность»; отсутствие времени на
вопросы учащихся; необходимость торопливой, практически без
комментариев, записи домашнего задания).
Недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену.
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели
возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
19. Интегральным показателем эффективности проведённого
занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с
урока
(на одном полюсе – спокойноделовое, удовлетворённое,
умеренновозбуждённое состояние школьников; на другом – утомлённое,
растерянное, агрессивное, «взвинченное»).
Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Оценка уровня реализации урока с позиций здоровьесбережения:
высокий – от 38 до 27 баллов
средний – от 26 до 19 баллов
низкий – менее 19 баллов
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
___________________________________________________.
ФИО проверяющего_________________________________________________________
МОУ «СОШ № 28»
Класс_____________
Дата_________________
Схема анализа урока с позиций здоровьесбережения
ФИО учителя_______________________________________________________________________
Предмет_______________________
Тема__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Критерии
Степень применения
2 балла
1 балл
0 баллов
1. Гигиенические условия в классекабинете (чистота, температура и
свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и
т.п.)
2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем (опрос
учащихся; письмо; чтение; слушание; рассказ; рассматривание наглядных
пособий; ответы на вопросы; решение примеров, задач; практические
занятия и др.)
Нормой считается _______видов за урок. Однообразность урока
способствует утомлению школьников. Частые смены одной деятельности Использование методов,
на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
Это также способствует росту утомляемости
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных
видов учебной деятельности.
Ориентировочная норма – _____ минут
4. Число использованных учителем видов преподавания (словесный;
наглядный; аудиовизуальный; самостоятельная работа др.)
Норма – не менее _____ за урок.
5. Чередование видов преподавания не позже чем через 1015 минут.
6.
способствующих активизации
инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые
позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в
субъектов деятельности по их получению и созиданию:
метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его
способа, выбор приёмов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием,
обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как
исследователь и др.);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта,
эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
7. Длительность применения технических средств обучения в
соответствии с гигиеническими нормами. (Норма – _____ минут)
8.
Умение учителя использовать возможности показа
видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения,
привития интереса к познавательным программам, то есть для
взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
9. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера
выполняемой работы.
10. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются
обязательной составной частью урока.
Норма – на _____ минут урока по 1 минуте из 3х лёгких
упражнений с 34 повторениями каждого. Необходимо обратить
внимание на их содержание и продолжительность, а также на
эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у
школьников желания их выполнять.
11.
Положительной оценки заслуживает включение в
содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и
здоровым образом жизни: (формирование отношения к человеку и его
здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового
образа жизни: выработка индивидуального способа безопасного
поведения, обсуждения разных возможностей и последствий выбора того
или иного поведения). Умение учителя выделить и подчеркнуть в
большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из
критериев его педагогического профессионализма
12. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке
(интерес к занятиям; стремление больше узнать; радость от активности;
интерес к изучаемому материалу).
13. Благоприятный психологический климат на уроке, который
также служит одним из показателей успешности его проведения
(заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, наличие стрессов,
и наоборот,
хроническое психофизическое
напряжение, продуцирование отрицательных эмоций проявления как со
стороны учителя, так и учеников).
14. Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и
учащимися (изза нарушений дисциплины; несогласия с отметкой;
проявление дискомфортных состояний).
Умение учителя предупредить такие эмоциональнонегативные
«всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего
класса – отражение его способности управлять учебным процессом,
обеспечивая профилактику «школьных неврозов».
15. Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен,
если на нём не было эмоциональносмысловых разрядок: улыбок,
уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок,
поговорок, афоризмов с комментариями. небольших стихотворений,
музыкальных минуток и т.п.
16. Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного
школьниками непосредственно на учебную работу.
Рекомендуемые показатели в диапазоне от ____% до ____%
17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной
активности.
Норма – не ранее чем за ______ минут до окончания урока
18. Темп и особенности окончания урока.
К нежелательным показателям относятся: (неоправданно быстрый темп
заключительной части, её «скомканность»; отсутствие времени на
вопросы учащихся; необходимость торопливой, практически без
комментариев, записи домашнего задания).
Недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену.
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели
возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать
задание на дом, попрощаться со школьниками.
19. Интегральным показателем эффективности проведённого
занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с
урока
(на одном полюсе – спокойноделовое, удовлетворённое,
умеренновозбуждённое состояние школьников; на другом – утомлённое,
растерянное, агрессивное, «взвинченное»).
Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Оценка уровня реализации урока с позиций здоровьесбережения:
высокий – от 38 до 27 баллов
средний – от 26 до 19 баллов
низкий – менее 19 баллов
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
___________________________________________________. ФИО проверяющего______________________________________________________
№ п/п
Урок с позиций здоровьесбережения
Критерии
На что обратить внимание
здоровьесбережения
1 Обстановка и гигиенические
условия в классе
2 Количество видов учебной
деятельности
3 Средняя продолжительность и
частота чередования видов
деятельности
4 Многообразие видов и форм
преподавания
5 Чередование видов преподавания
6 Наличие и место методов,
способствующих активизации
Температура и свежесть воздуха, рациональность
освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных
неприятных звуковых раздражителей
Норма – 47 видов за урок: опрос, письмо, чтение,
слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание,
списывание и т.д.
Ориентировочная норма – 710 минут
Словесный, наглядный, аудиовизуальный, практическая
работа, самостоятельная, индивидуальная, групповая
работа, проект Норма – не менее трёх за урок.
Не позже, чем через 510 минут
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор
способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя,
деловая игра, дискуссия).
Методы, направленные на самопознание и развитие
(интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)
7 Место и длительность применения В соответствии с СанПиН. ТСО
8 Умение учителя использовать
возможности показа
видеоматериалов
9 Поза учащегося, чередование позы
10 Физкультминутки и
физкультпаузы
11 Включение в содержательную
часть урока вопросов, связанных со
здоровьем и здоровым образом
жизни:
12
Наличие мотивации
на уроке деятельности учащихся
13 Психологический климат на уроке
Умение учителя использовать ТСО как средство для
дискуссии, беседы, обсуждения! (Норма – 810 минут)
для инициирования дискуссии, обсуждения, привития
интереса к познавательным программам, то есть для
взаимосвязанного решения как учебных, так и
воспитательных задач.
Чередование позы в течение урока в зависимости от видов
деятельности. Реальное наблюдение за учениками групп
риска.
сегодня являются обязательной составной частью
урока.
Норма – на 1520 минут урока по 1 минуте из 3х
лёгких упражнений с 34 повторениями каждого.
Необходимо обратить внимание на их содержание и
продолжительность, а также на эмоциональный климат во
время выполнения упражнений и наличие у школьников
желания их выполнять.
(формирование отношения к человеку и его здоровью как к
ценности; выработка понимания сущности здорового
образа жизни: выработка индивидуального способа
безопасного поведения, обсуждения разных возможностей
и последствий выбора того или иного поведения). Умение
учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем
вопросы, связанные со здоровьем, является одним из
критериев его педагогического профессионализма
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка,
соревновательный момент.
Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше
узнать, радость от активности, интерес к изучаемому
материалу
Взаимоотношения на уроке:
учительученик (комфорт – напряжение,
сотрудничествоавторитарность, учет возрастных
особенностей);
ученик – ученик (сотрудничество соперничество,
дружелюбие – враждебность, активность пассивность,
заинтересованность безразличие)
14 Эмоциональные разрядки на уроке Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная
15 Плотность урока
16 Момент наступления утомления и
снижения учебной активности
картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка,
четверостишие
Количество времени, затраченное школьником на работу:
от 60% (не менее!) до 75% (не более!)
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию
двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности.
При правильно организованном уроке не ранее, чем:
начальная школа – на 3540 минуте;
средняя и старшая школа – на 40 минуте. Норма – не
ранее чем за 510 минут до окончания урока
Спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, д/з
уже давно записано и прокомментировано, настрой на
успех. Улыбка учителя!
К нежелательным показателям относятся: (неоправданно
быстрый темп заключительной части, её «скомканность»;
отсутствие времени на вопросы учащихся; необходимость
торопливой, практически без комментариев, записи
домашнего задания).
Недопустима задержка учащихся в классе после звонка на
перемену. Желательно, чтобы завершение урока было
спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю
вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом,
попрощаться со
Спокойноделовое, удовлетворённое, умеренно
возбуждённое состояние школьников; на другом –
утомлённое, растерянное, агрессивное, «взвинченное»).
17 Темп и особенности окончания
урока.
18 Состояние и вид учеников,
выходящих с урока (на одном
19 Состояние учителя
Урок с позиций здоровьесбережения
№ п/п
Критерии
На что обратить внимание
здоровьесбережения
1 Обстановка и гигиенические
условия в классе
2 Количество видов учебной
деятельности
3 Средняя продолжительность и
частота чередования видов
деятельности
4 Многообразие видов и форм
преподавания
5 Чередование видов преподавания 6 Наличие и место методов,
способствующих активизации
7 Место и длительность применения
ТСО
8 Умение учителя использовать
возможности показа видеоматериалов
9 Поза учащегося, чередование позы
10 Физкультминутки и физкультпаузы
11 Включение в содержательную часть
урока вопросов, связанных со
здоровьем и здоровым образом
жизни:
12
Наличие мотивации
на уроке деятельности учащихся
13 Психологический климат на уроке
14 Эмоциональные разрядки на уроке
15 Плотность урока 16 Момент наступления утомления и
снижения учебной активности
17 Темп и особенности окончания урока.
18 Состояние и вид учеников,
выходящих с урока (на одном
19 Состояние учителя
Схема анализа урока.
Схема анализа урока.
Схема анализа урока.
Схема анализа урока.
Схема анализа урока.
Схема анализа урока.
Схема анализа урока.
Схема анализа урока.
Схема анализа урока.
Схема анализа урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.