Известно, что ФГОС настаивает на использовании системно-деятельностного подхода в обучении, направленного на становление развитой и зрелой личности обучаемого. Чтобы учеба была интересной, а деятельность педагога результативной, нужен своевременный, но «мягкий» контроль. Возникает много вопросов: как правильно организовать урок, как правильно оформить раздаточный и методический материал, чтобы им было удобно пользоваться как самому преподавателю, так и обучаемым.
В данной публикации предлагается сжатая и классическая схема анализа урока, основанная на рекомендациях ФГОС и опыте учителей. Эта разработка поможет быстро и полно проанализировать практически любой урок, вне зависимости от его темы и направленности.
Мокшанова_Схема анализа урока.docx
Схема анализа урока. Пример анализа урока (ФГОС)
В современных условиях спектр деятельности заместителя директора
среднестатистической школы становится все более широким. Изза этого постоянно
приходится искать новые способы контроля, которые позволяли тратить минимум времени
и получать больше информации о том, как и какими методами ведется преподавание на
уроках. Соответственно, актуальная и хорошо продуманная схема анализа урока помогает
справиться с этой проблемой.
Общая направленность анализа
Известно, что ФГОС настаивает на использовании системнодеятельностного
подхода в обучении, направленного на становление развитой и зрелой личности
обучаемого. Чтобы учеба была интересной, а деятельность педагога результативной, нужен
своевременный, но «мягкий» контроль. Возникает много вопросов: как правильно
организовать урок, как правильно оформить раздаточный и методический материал, чтобы
им было удобно пользоваться как самому преподавателю, так и обучаемым.
В данной публикации предлагается сжатая и классическая схема анализа урока,
основанная на рекомендациях ФГОС и опыте учителей. Эта разработка поможет быстро и
полно проанализировать практически любой урок, вне зависимости от его темы и
направленности.
Структура урока
Сначала следует разобраться с тем, какие этапы в обязательном порядке должен
содержать в себе каждый «сеанс» работы с учащимися. Итак, общие рекомендации таковы:
Стадия организации.
Выдача цели и задач урока, проведение мотивации учащихся. От
правильности этого этапа зависит очень многое. Например, проводя анализ
урока литературы, следует обращать внимание на вводные данные и те
слова, которыми преподаватель пытается заинтересовать своих учеников.
Проведение актуализации знаний. Проще говоря, в это время учащимся
дают новые сведения, которые они должны «встроить» в уже усвоенную
карту предмета.
Ученики усваивают полученные данные, читают литературу и глубже
знакомятся с темой, читая методические материалы.
Учитель, задавая наводящие вопросы, проверяет, насколько его подопечные
усвоили новый материал.
Проводится закрепление полученных сведений.
Дается новое домашнее задание, в ходе выполнения которого ученики
глубже знакомятся с темой и учатся работать с ней самостоятельно.
Рефлексия. Учащиеся анализируют все услышанное и увиденное, делают
выводы.
Как добиться максимального закрепления знаний?
Чтобы дети действительно усвоили информацию и научились ее использовать в
дальнейшем, нужно приложить больше усилий. Практика показывает, что одного урока при
этом явно не хватает. Нужен второй, закрепительный. В общем и целом его структура
практически не отличается от приведенной выше, но ФГОС рекомендует давать ученикам ситуационные задания для закрепления: типовые и измененные. Так можно наглядно
убедиться, что дети действительно усвоили весь объем материала и могут использовать их
в «полевых условиях». Это чрезвычайно важно.
Итак, со структурой занятий мы разобрались. Но как с этим связана схема анализа
урока? Все просто: не зная его классического построения, сложно будет чтото проверять
и контролировать. Продолжим знакомство с темой.
Задачи анализа урока по ФГОС
Чем полнее будет проанализирован ход конкретного занятия, тем больше
грамотных и обоснованных рекомендаций можно будет дать учителю. Они помогут
специалисту (особенно молодому) определить причины тех проблем, приводящих к
недостаточной усваиваемости материала, который он дает на своих занятиях. Кроме того,
регулярное устранение недостатков в работе не только сделает ее более результативной, но
и в значительной степени повысит самооценку учителя.
Следует сразу предупредить, что предлагаемая здесь схема анализа урока
предполагает хорошо развитое умение рефлексии. Без этого навыка невозможно
«оглянуться назад», чтобы зафиксировать и оценить собственные промахи и ошибки.
Для чего это делать?
Итак, изучение качества проведения учебных занятий предоставляет следующие
неоценимые возможности:
Научиться правильно ставить цели и задачи как перед учащимися, так и
перед собой.
Научиться видеть связь между условиями и способами подачи материала и
скоростью решения учебных задач.
Формирование умения прогнозировать и предвидеть результативность
применения тех или иных педагогических приемов, используемых учителем
на практике.
Наконец, только так можно донести до многих учеников простую истину:
чем быстрее «схватывать» общие положения в начале урока, тем проще
будет ориентироваться как в конкретном предмете, так и во всех смежных
отраслях. Это особенно важно для сложных современных условий, когда
специалистам порой приходится перестраиваться буквально «на лету».
Важно понять, что предлагаемый в данной публикации план универсален. В
частности схема анализа урока математики ничем не отличается от проверки урока
русского языка. Подход к подаче материала одинаков, и в любом случае нужно, чтобы дети
с интересом и искренним желанием изучали новый материал, который пригодится им в
дальнейшем.
Что нужно делать?
Итак, начинаем разбираться непосредственно с методологией проведения анализа.
Вопервых, выборочно исследуются фрагменты занятия. Специалист узнает, чем
занимаются ученики, какие им предоставляются для этого возможности. Впрочем,
обращать внимание следует даже не на это. В ходе урока должны использоваться
следующие технологии: Проблемный диалог. В этом случае перед учеником ставится какаято
нетипичная задача. Ему нужно отыскать ее решение, используя те сведения,
которые он получил на уроке. Приветствуются нестандартный подход и
смекалка. Особенно это хорошо, когда анализ урока (9 класс и выше)
проводится одновременно со встречей учеников и представителей
предприятия (при проведении профессионального ориентирования).
Продуктивное чтение. Как следует из названия, ученик плотно работает с
текстом, выявляя наиболее необходимую информацию. Лучше всего, когда
этот этап предшествует проблемному диалогу: так можно наглядно
убедиться в полноте усвоения нового материала.
Рефлексия, или оценка учебных успехов. Учащиеся учатся адекватно
оценивать проведенную работу, выявляя промахи и огрехи в ней, делают
выводы по способам их избегания в дальнейшем. Очень хорошо, если при
этом основные тезисы записываются, а через каждые несколько занятий
ученик проверяет, насколько хорошо ему удается придерживаться
сформулированных замечаний. Такая схема анализа урока в школе позволит
показать детям практическую ценность подобного рода занятий.
Какие функции должен исполнять учитель при проведении урока?
Их несколько, и все они в равной степени важны. Наиболее классическая и
очевидная функция – регулятивная. Именно учитель задает цели и составляет общий план
урока, он же определяет, насколько успешно ученики справились с теми проблемами,
которые перед ними ставились на предшествующих занятиях. Говоря проще, он ставит
оценки за классную и домашнюю работу.
Но при этом многие начисто забывают о второй функции познавательной. Именно
от преподавателя зависит, с какой охотой или отсутствием таковой ученики будут
познавать новое.
Иной учитель может даже объяснение по основам Теории струн превратить в
увлекательный рассказ, а другой даже изучение интересного художественного
произведения способен превратить в настоящую пытку. Такой пример анализа урока
показывает, насколько важно личное обаяние и харизма человека, который его проводит.
Важно понимать одну вещь. При анализе степени выполнения этой функции нужно
учитывать, насколько человек может раскрыть практические аспекты объясняемого им
материала. К примеру, если сухо рассказать основы теории электролиза, только самые
упорные ученики будут стараться вникнуть в суть явления. Если же подробно рассказать о
том, что такие процессы протекают, к примеру, в аккумуляторах автомобиля, что с их
помощью можно добывать многие важные вещества из обычной воды и поваренной соли,
заинтересованных станет заметно больше. Это наиболее удачный пример анализа урока.
О коммуникации и взаимосвязях между учениками
Третья функция – коммуникативная. На нее тоже не обращают внимания многие
преподаватели, что приводит к тяжелейшим для детей последствиям. Назначение этой
роли учителя просто и сложно в одно и то же время. Он должен научить детей правильно
говорить, донося свои мысли до окружающих, и не стесняться выступать перед публикой.
При этом речь не идет о создании «универсального оратора»: ученик, пусть даже и
высказывающий какуюто ошибочную мысль, должен уметь обсудить ее со своими товарищами, совместно прийти к выводу о неточностях своей теории и принять во
внимание возражения оппонентов.
Если человек этому не научится с младых ногтей, ничего хорошего его не ждет.
Или он превратится в «серую мышь», будучи неспособным высказать ни одного
предположения, или же, напротив, станет совершенно нетерпимым к чужому мнению
демагогом. И грань здесь, каким бы странным это ни выглядело, достаточно тонкая.
Особенно это справедливо, если проводится урок в начальной школе, анализ которого
должен быть особенно углубленным.
Личностная функция
Совсем неслучайно эта функция вынесена отдельным пунктом, так как значение
этой роли учителя недооценить сложно. Как ее расшифровать? Задача учителя здесь
состоит в том, чтобы сформировать нравственную, ответственную, самодостаточную
личность. Каждый ребенок уникален, а потому сделать это бывает непросто. Особая
сложность заключается в том, что многие учителя, сознательно или бессознательно,
выбирают себе определенных «любимчиков», отношение к которым лучше изза какихто
личностных качеств.
Во всяком случае, таковы выводы многих специалистов от ФГОС, которые
проводили немало времени, изучая подходы к обучению во всех школах страны. Именно на
основании их требований и составлен план анализа урока, предлагаемый в рамках данного
материала.
Такого быть не должно, так как подобная ситуация в штыки воспринимается
остальным классом, при этом падает авторитет самого преподавателя, учащиеся намного
критичнее относятся к его словам и поступкам. Все это сильно мешает полноценно
работать с классом и давать детям новый материал. Итак, общую информацию мы
раскрыли. После этого можно запасаться карандашом и бумагой. Они потребуются для
выставления баллов за каждый элемент проводимого анализа.
Важно! В этом случае проводится оценка не по привычной всем пятибалльной
системе, а только по двухбалльной (от 0 до 2). При этом следует руководствоваться
следующими критериями: если «0», то проведение урока полностью не соответствует
стандартам. Если «1», то соответствует не полностью. Таким образом, оценка «2» означает,
что все было проведено идеально. Итак, что подразумевает схема анализа урока? Образец
предполагает рассмотрение каждого этапа урока в отдельности.
Этапы анализа занятия
Этап номер один: проверка качества проведения занятия, изучение выполнения тех
функций, которые должен выполнять урок (образовательная, развивающая и
воспитательная). Обращают внимание и на саму организацию образовательного процесса:
насколько логично она организована, на манеру подачи информации и прочие важные
факторы. Наконец, самое важное для этого этапа: насколько качественно учитель может
обеспечить мотивацию учащихся, с тем чтобы они как можно более полно и качественно
усваивали подаваемый им новый материал. За цели, организацию и мотивацию
последовательно выставляют баллы.
А сейчас обратим внимание на соответствие анализируемого занятия новейшим
требованиям ФГОС. На этом этапе отвечают на несколько вопросов: Ориентируется ли учитель на новейшие образовательные стандарты и
приемы. Конечно, анализ урока в 1 классе не предполагает предъявления
столь жестких требований, но в случае проверки уроков у
старшеклассников на это нужно обращать повышенное внимание.
Формирование способности у детей к универсальным учебным действиям
(УУД). Проще говоря, могут ли обучаемые быстро и грамотно использовать
предоставляемую им информацию при решении различных ситуационных
задач.
Очень важно практическое использование новых подходов к обучению:
проекты, исследования.
Как и в прошлом случае, за каждый подпункт выставляется оценка в баллах. На
следующем этапе оценивается само содержание урока. Итак, что еще предполагает схема
анализа урока? Образец, предоставленный нами на страницах этой статьи, предусматривает
глубокое погружение в тематику проводимого занятия.
Научная обоснованность проводимого урока
Вопервых,
насколько соответствует подаваемый материал научно
подтвержденным данным. Насколько объективно видение учителем этого вопроса.
Наконец, насколько соответствует содержание урока требованиям программы. Это также
многие упускают из вида, что не слишком хорошо. Также (в соответствии с последними
требованиями ФГОС) нужно, чтобы на уроке рассматривалось как можно больше
практических ситуаций, чтобы информация, даваемая в рамках учебного занятия, могла с
успехом использоваться учеником в его взрослой жизни, в «полевых» условиях.
Наконец, программы уроков должны быть логически взаимосвязаны. Это упрощает
понимание учениками даваемой на занятиях информации и ускоряет процесс «вникания»
детей в наиболее сложные, многоступенчатые темы. Таким образом, схема анализа урока
по ФГОС предполагает остановку на оценке следующих моментов:
Научная обоснованность.
Соответствие программе.
Связь теоретической и практической части.
Взаимосвязь между ранее пройденными темами и новым материалом.
Особенно важно это, если учитель проводит урок в начальной школе.
Анализ таких занятий должен проводиться особенно тщательно.
Методология проведения занятий
Здесь основной упор делается на умение создания учителем проблемных ситуаций
и ведения диалогов, в ходе которых учащиеся ищут способы решения этих проблем. Это
также из разряда новых требований ФГОС. На это смотрят, когда проводится анализ
открытого урока.
Какова доля дедуктивной и репродуктивной деятельности? Проще всего
определить качество преподавания по соотношению следующих разновидностей вопросов:
«прочитай, расскажи, перепиши» и «докажи, объясни, сравни». Чем последних больше и
чем полнее, объективнее ответы на них – тем лучше ведется процесс преподавания. Что
еще важнее, при этом дети намного лучше и полнее усваивают даже сложную учебную
программу. С учетом тех объемов, которые ей предусмотрены и имеют обыкновение
увеличиваться с каждым годом, это крайне важно. Если проводится анализ урока истории, то упор на доказательства и сравнения
должен быть максимальным. Учащиеся в этом случае не просто зазубривают факты о
свершившихся в прошлом событиях, но и могут самостоятельно понять, отчего и почему
так случилось.
Упор также делается на соотношение самостоятельной работы учеников и
учителя. Насколько часто обучаемые самостоятельно исследуют проблему и делают
выводы по ней? Ученики должны уметь не только внимательно слушать преподавателя, но
и самостоятельно искать решение проблемы, пользуясь исключительно найденной
самостоятельно информацией. Это основополагающее обстоятельство, которое в
обязательном порядке предполагает схема анализа урока по ФГОС.
А как подводить итоги? Все очень просто: баллы, полученные по результатам
проверки каждого пункта, складываются. Чем больше получится итоговая сумма тем
лучше.
Схема анализа урока. Пример анализа урока (ФГОС)
Схема анализа урока. Пример анализа урока (ФГОС)
Схема анализа урока. Пример анализа урока (ФГОС)
Схема анализа урока. Пример анализа урока (ФГОС)
Схема анализа урока. Пример анализа урока (ФГОС)
Схема анализа урока. Пример анализа урока (ФГОС)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.