"Шкала электромагнитных волн"
Оценка 5

"Шкала электромагнитных волн"

Оценка 5
doc
02.02.2021
"Шкала электромагнитных волн"
urok_shkala_el._magn._izluch.doc

Шкала электромагнитных волн

Цель урока

·                    повторение и закрепление знаний по теме «Электромагнитные волны».

 

Цели урока:

Образовательная:

·                    Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Электромагнитные волны ".

·                     Доказать единство материального мира.

·                    Показать, что материальные объекты имеют множество различных физических свойств, которые имеют количественные и качественные изменения, связанные друг с другом;

Воспитательная:

·                    Перевести усвоение физики как науки из средства образования в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ученика, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.

Развивающая:

·                    Развивать интерес к предмету, умение слушать и слышать собеседника, уважать его точку зрения,

Структура урока:

      1.Организационный момент (2мин)

      2.Актуализация знаний.(3 мин)

      3.Физическая разминка (5 мин)

      4.Изучение нового материала (30 мин)

      5.Решение качественных задач (6 мин)

      6.Тест

      7.Подведение итогов, оценки за урок (2 мин.)

      8.Домашнее задание (3 мин.)

 

Ход урока

1.       Орг. момент.

2.       Актуализация знаний

Вселенная – это океан электромагнитных излучений. Люди живут в нем, по большей части, не замечая пронизывающих окружающее пространство волн. Греясь у камина или зажигая свечу, человек заставляет работать источник этих волн, не задумываясь об их свойствах. Но знание - сила: открыв природу электромагнитного излучения, человечество в течение XX столетия освоило и поставило к себе на службу самые различные его виды.

 

3.       Физическая разминка

Задание “Ключ”

1) Способ передачи тепла с помощью инфракрасных волн (из ответа возьмите вторую букву и запишите ее в первую клетку ключа). (Излучение.)

2) Цвет, стоящий в спектре рядом с жёлтым цветом (из ответа возьмите пятую букву и запишите её во вторую клетку ключа).(Зелёный

3) Как называется учение о свете? (из ответа возьмите шестую букву и запишите её в третью клетку ключа).(Оптика)

4) Учёный, открывший явление дисперсии света (из ответа возьмите первую букву и запишите её в четвёртую клетку ключа).(Ньютон)

5) Явление, огибания волнами препятствий (из ответа возьмите вторую букву и девятую буквы и запишите их в пятую и шестую клетки ключ).(Дифракция)

4.       Изучение нового материала.  Вступительное слово учителя.

Мы знаем, что длина электромагнитных волн бывает самой разной. Свет составляет ничтожную часть широкого спектра электромагнитных волн. При изучении этой малой части спектра были открыты другие излучения с необычными свойствами. Принято выделять низкочастотное излучение, радиоизлучение, инфракрасные лучи, видимый свет, ультрафиолетовые лучи, рентгеновские лучи и γ-излучение.

 

Класс делится на 6 групп.  Каждая группа получает задание подготовить и  представить информацию о  конкретном диапазоне длин волн ( Работа с учебником, Интернет-ресурсами).

 

Защита материала.

В ходе выступлений учащиеся должны заполнить таблицу.

 

Вид излучения

источник

приемник

диапазон

свойства

применение

Радиоволны

 

 

Инфракрасное

 

Видимое

 

Ультрафиолетовое

 

Рентгеновское

 

Гамма излучение

Открытый колебательный контур

 

Нагретое тело

 

Нагретое тело до 800С

 

Солнце, кварцевые лампы

 

 

Рентгеновская трубка

 

Радиоактивные ядра

Антенна

 

 

Болометр, тепловизор

 

Глаз

 

Фотопластинки

 

 

Фотопленка

Дозиметры, счетчик Гейгера

3кГц-3*1012 Гц

1012 Гц -1014 Гц

 

4*1014

8* 10 14 Гц

1014 Гц

1016 Гц

1015 -10 20 Гц

 

Более 1020 Гц

Несет информацию,отражается от ионосферы

 

Нагревает поверхность

 

Вызывает зрительные образы

 

Ионизация, загар,дезинфекция, фотосинтез

Высокая проникающая способность

 

Наибольшая проникающая способность

Радиосвязь

 

Cушка, приборы ночного видения

 

Оптические приборы

 

Медицина, дактилоскопия

 

Диагностика,лечение

Диагностика, лечение, астрономия

 

 

 

 

 

 

Деление электромагнитных излучений по диапазонам условное. Четкой границы между областями нет. Названия областей сложились исторически, они лишь служат удобным средством классификации источников излучений.

Все диапазоны шкалы электромагнитных излучений имеют общие свойства:

·                  Физическая природа всех излучений одинакова

·                  Все излучения распространяются в вакууме с одинаковой скоростью, равной 3*108 м/с

·                  Все излучения обнаруживают общие волновые свойства (отражение, преломление, интерференцию, дифракцию, поляризацию)

5.       Для оценки степени компетентности учащимся предлагаются следующие качественные задачи:

1. Каким образом ориентируются змеи в темноте? Удивительным органом обладают змеи. Это - две ямки на голове, внешне напоминающие вторую пару ноздрей. Когда биологи занялись их изучением, оказалось, что это исключительно чувствительный орган, при помощи которого гремучая змея "видит" инфракрасные лучи. А зоркость такова, что змея улавливает разницу в тысячную долю градуса. Достаточно появиться ночью полевой мыши на расстоянии в 200 метрах от змеи, и ее чувствительный прибор подскажет присутствие мыши.

2. Каково воздействие ультрафиолетовых лучей на человека? В ткани организма ультрафиолет проникает на глубину от 0,1 до 1 мм, но вызывают при этом химическую реакцию, следствием которой является покраснение кожи. Биологическое действие зависит от длины волны. Волны длиной от 400 до 350 мкм отличаются укрепляющим, закаливающим действием на организм. Поэтому эти волны используются в оздоровительных целях. Излучения с длиной волны от 315 до 280 мкм используют в лечебных целях (в основном для людей которые живут на севере). Волны длиной 280-200мкм убивают бактерий, поэтому это излучение используют для дезинфекции.

3. Не так давно датская фирма "Лего" стала добавлять в свою продукцию сульфат бария, хорошо заметный в рентгеновских лучах. Для чего? Чтобы при рентгеновском исследовании обнаружить игрушку, проглоченную малышом.

4. Как используют ультрафиолет для определения качества продуктов? Некоторые продукты под действием ультрафиолетовых лучей люминесцируют в затемненном помещении разным цветом (с.205 А.И.Семке Нестандартные задачи по физике)


Шкала электромагнитных волн

Шкала электромагнитных волн

Радиоволны Инфракрасное

Радиоволны Инфракрасное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2021