ШКАЛА ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА О.КОНДАШ.
При разработке данной методики использовалась «шкала тревожности» для школьников, разработанная А.М.Прихожан по принципу «шкалы социально-ситуативной тревоги» О.Кондаша (1973 г.), адаптированная автором для детей старшего дошкольного возраста (можно применять и с детьми младшего школьного возраста).
Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.
В этой методике оцениваются ситуации, области действительности, являющиеся для ребенка, с его точки зрения, основными признаками тревожности, страхов.
Для эксперимента можно подготовить три цветных карточки красного, зеленого и голубого или желтого цветов.
Инструкция: Я буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятные для тебя, вызывают у тебя страх, беспокойство. У меня здесь три карточки разного цвета. Ты слушай, и если этот случай, эта ситуация в твоей жизни, о которой я говорю, очень неприятная, ты выберешь и покажешь мне красную карточку; если это только немного неприятно для тебя – зеленую карточку; если этот случай в твоей жизни не страшен тебе – то покажешь мне желтую (или голубую карточку).
В протоколе против каждого вопроса ставите, какой цвет карточки ребенок выбрал.
Методика включает в себя ситуации трех типов, которые определяют типы тревожности:
1. ситуации, связанные с процессом обучения в детском саду (школе), общением с воспитателем (учителем) внутри этой деятельности:
2. ситуации, анализирующие представление о себе;
3. ситуации общения.
ОПРОСНИК
1. Отвечаешь у доски на занятии.
2. Тебя ругают мама или папа.
3. Ты встречаешься с ребятами из школы (детского сада).
4. Ты пойдешь в гости к незнакомым людям
5. Ты остаешься дома один.
6. Ты сам подходишь разговаривать с учителем (воспитателем).
7. Не можешь справиться с заданием на занятии.
8. Ты сравниваешь себя с другими ребятами.
9. Думаешь о своих делах.
10. На тебя смотрят как на маленького.
11. Ты часто плачешь.
12. Учитель (воспитатель) неожиданно задает тебе вопрос на занятии.
13. Никто не обращает на тебя внимание на занятии, когда ты хорошо, красиво выполнил работу.
14. С тобой не согласны, спорят с тобой.
15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе, подъезде.
16. На тебя не обращают внимания, когда ты что - то делаешь, играешь.
17. Тебе снятся страшные сны.
18. Учитель (воспитатель) дает трудное задание.
19. Выбираешь в игре главные роли.
20. Оценивают твою работу дома или ребята.
21. Не понимаешь объяснения учителя (воспитателя).
22. Ребята смеются, когда отвечаешь на занятии.
23. Смотришь ужасы по телевизору, рассказывают тебе страшные истории.
24. Думаешь о том, что будет, когда вырастишь большим.
25. На тебя сердятся (непонятно почему) взрослые (мама, папа, учитель).
26. Учитель (воспитатель) оценивает твою работу, которую ты выполнил на уроке.
27. На тебя смотрят (наблюдают за тобой), когда ты что - то делаешь.
28. У тебя что - то не получается.
29. Ребята не играют с тобой (не берут никогда в игру), не дружат с тобой.
30. Учитель (воспитатель) тебе делает замечание на уроке (занятии).
Вид тревожности |
Номер пункта шкалы |
|||||||||
Учебная |
1 |
6 |
7 |
12 |
13 |
18 |
21 |
22 |
26 |
30 |
Самооценочная |
5 |
8 |
9 |
11 |
17 |
19 |
20 |
23 |
24 |
28 |
Личностная |
2 |
3 |
4 |
10 |
14 |
15 |
16 |
25 |
27 |
29 |
Обработка материала. Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов:
Красная карточка – 3 балла
Зеленая – 2 балла
Голубая (желтая) -0 баллов
Подсчитывается общая сумма баллов по каждому разделу, показывает уровень тревожности по соответствующей деятельности.
Подсчитывается общая сумма по всем разделам, показатель по всей шкале – общий уровень тревожности.
Высокая тревожность более 20 баллов по одному разделу и более 60 баллов в сумме.
Норма – 10-15-20 баллов по разделу.
Очень низкая тревожность – от 0 не выше 5 баллов по разделу.
Ответы требуют качественного анализа. Цвет выбранной карточки по каждой ситуации поможет психологу определить проблемы ребенка, причины его тревожности, его страхов.
Методика « неоконченные предложения».
Эта весьма распространенная методика поможет получить дополнительные
сведенья о причинах страхов, беспокойствах ребенка.
Ребенку предлагаются послушать предложения и сразу, незадумываясь
продолжить его первой пришедшей в голову мыслью. Делать это нужно
быстро.
Инструкция для ребенка: « Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду
говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори, что
придет в голову».
Эксперимент идет в быстром темпе.
1. Мая детский сад (школа)…..
2. Мой друг......
3. Если меня наказывают, то ..........
4. Я играю чаще всего.....
5. Мои сны......
6. Боюсь......
7. Моя мечта....
8. Моя мама и я.........
9. Сделал бы все, чтобы забыть........
10.Не люблю, когда меня........
11.Плачу, когда.........
12.Когда меня спрашивают.......
13.Мой папай и я...
14.Когда смотрю «ужасы» в кино..........
15. Когда я один дома....
16.Моя воспитательница (учительница)….
17. Когда меня мама ругает....
18. Больше всего люблю.......
19.Когда прихожу в детский сад (школу)…..
20.Когда бывает темно......
21. Когда мой папа.....
22. Ребята в детском саду (школе)…..
23.Когда меня спрашивают на занятии (уроке).....
24.Когда моя мама......
25.Когда все ругаются.....
26.Когда я выхожу играть во двор.....
27.Я всегда хотел......
28.Меня беспокоит....
29.Скрываю.......
30. Старшие ребята...
Законченные предложения можно разделить на 6
групп:
Порядковый номер предложения
1.Отношения к отцу 13 21
2.Отношения к матери 8 24
3.Отношение к себе 3 4 7 10 12 18 27 29
4. Отношение к сверстникам 2 22 26 30
5. Отношение к детскому саду 1 16 19 23
6. Страхи и опасения 5 6 9 11 14 15 17 20 25 28
Эта методика простая по содержанию, но хорошо выявляет скрытые переживания ребенка, которые порой не удается выявить в свободной беседе. Ответы на вопросы могут выражать положительные, отрицательное или безразличное отношение ребенка. Методика помогает разобраться в многообразной системе отношений ребенка и найти путь реальной психологической помощи ему.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.