Школа №1 в начале Великой Отечественной войны

  • Конкурсы
  • docx
  • 06.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

22 июня 1941 года – страшная и скорбная дата в истории нашей страны. Начавшаяся война коснулась всех, от мала до велика. Отцы и старшие братья ушли на фронт, матерей призвали для работы на оборонных предприятиях, старшие сестры работали в эвакогоспиталях. Дети старались помочь взрослым, чем могли... Великая Отечественная война - четыре года мужества, стойкости и трудовой доблести. В год Великой Победы автору захотелось узнать, как складывалась жизнь нашей школы в годы Великой Отечественной войны. В этом заключается актуальность исследования. Выдвигаем гипотезу: единство школьного коллектива – залог стойкости и духа учащихся военной поры. Цель исследования: изучение основных моментов истории школы №1 в начале Великой Отечественной войны. Задачи: рассмотреть особенности школьной жизни данного периода. Объект исследования: школа военной поры. Предмет исследования: воспоминания учителей и учащихся школы 1940-х. годов. Методы исследования: работа с письменными источниками – воспоминаниями учителей школы: Александры Михайловны Красноперовой, Тамары Сергеевны Кабановой, хранящиеся в фондах исторического музея школы, анкетирование, обобщение данных. Временные рамки охватывают период 1941-1942 учебного года.
Иконка файла материала Школа №1 в начале ВОВ.docx

 

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

 «МЫ ГОРДОСТЬ РОДИНЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление работы: история и краеведение

 

 

 

 

 

Школа №1 в начале

Великой Отечественной войны

 

 

 

 

 

 

Автор: Кругликова Арина

Научный руководитель: Екимов Андрей Владимирович

Место выполнения работы: город Прокопьевск

 

 

 

2020

Содержание

Введение___________________________________________________________________  3 

Школа №1 в годы войны_____________________________________________________ 3  

Заключение_________________________________________________________________ 7

Использованные источники __________________________________________________ 7 

Приложения________________________________________________________________  8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

22 июня 1941 года – страшная и скорбная  дата в истории нашей страны. Начавшаяся война коснулась всех, от мала до велика. Отцы и старшие братья ушли на фронт, матерей призвали для работы на оборонных предприятиях, старшие сестры работали в эвакогоспиталях.

Дети старались помочь взрослым, чем могли... Великая Отечественная война - четыре года мужества, стойкости и трудовой доблести. В год Великой Победы автору захотелось узнать, как складывалась жизнь нашей школы в годы Великой Отечественной войны.

В этом заключается актуальность исследования.  

Выдвигаем гипотезу: единство школьного коллектива – залог стойкости и духа учащихся военной поры.

             Цель  исследования: изучение основных моментов истории школы №1 в начале Великой Отечественной войны.

Задачи: рассмотреть особенности школьной жизни данного периода.

Объект исследования: школа военной поры.

Предмет исследования: воспоминания учителей и учащихся школы 1940-х. годов.

Методы исследования: работа с письменными источниками – воспоминаниями учителей школы: Александры Михайловны Красноперовой, Тамары Сергеевны Кабановой, хранящиеся в фондах исторического музея школы, анкетирование, обобщение данных.

Временные рамки охватывают период 1941-1942 учебного года.

 

 

 

Школа №1 в годы войны

23 июня 1941 года по приказу директора школы Сергея Ивановича Бурцева собрали мальчиков в школу. Собрались быстро и четко. Собрались по-солдатски, с вещмешками, каждый - с ложкой, кружкой и совершили марш бросок в одно из сел Прокопьевского района. Помогали селянам убирать урожай.         

Учителя школы были всегда примером высокой нравственности и патриотизма не только для учащихся, но и их родителей, жителей микрорайона и города. Так в городской газете «Ударник Кузбасса», № 102, от 27 июня 1941 года была опубликована коллективная статья учителей «Считаем себя мобилизованными»: «Наши отцы, сыновья, братья уходят на фронт защищать Родину. Мы, женщины-педагоги, остаемся на своих местах и чувствуем горячее желание слиться в единой борьбе против озверелых  фашистов, считаем себя мобилизованными в тылу. Мы отдаем себя в распоряжение горкома партии для использования наших сил и знаний на оборону великой Родины. Призываем всех учителей Прокопьевска отдать свои силы на оборону страны. Педагоги средней школы № 1». [1]  

В июне-июле проводили на фронт своих учителей: директора школы, учителя математики Сергея Ивановича Бурцева, учителя математики Ивана Илларионовича Колесникова, учителя русского языка и литературы Павла Степановича Денисова (см. приложение №1).

Сергей Иванович сказал: «Мы победим! И снова встретимся все вместе. До встречи!»... [2]

_____________________ 

 [1] «Считаем себя мобилизованными» // «Ударник Кузбасса», № 102, от 27 июня 1941 года // Фонды исторического музея имени Б.В. Волынова.

[2]   Воспоминания Т.С. Кабановой // Фонды исторического музея имени Б.В. Волынова.  

Война сбила работу школы с обычного ритма, военизировала процесс обучения, не было постоянного твердого расписания. В преподавании акцент делается на формирование патриотизма. По истории увеличивалось количество часов на изучение военного прошлого русского народа: походы Суворова, Отечественная война 1812 года, гражданская война 1918-1920 годов.   Следовало соблюдать строжайшую дисциплину и бдительность. 

Ноябрь 1941 года: затемненные школьные окна, пустые коридоры, в школе холодно. На стенах торцовых классов – лед толщиной в два пальца - отопительная система частично вышла из строя. Нужно было еще экономить топливо. Забота об угле для школьной котельной легла на плечи учащихся. Электричество экономили тоже. Темно. Нет бумаги, учебников. Учебники в те времена были покупные, а в сентябре 1941 года их выпуск прекратился. Чтобы учебники попали во вторичное пользование, требовалось время. Тетрадей не было, писали на газетах. Чернила делали сами из сажи.

Цветы из актового зала и библиотеки, книги, посуду передали в эвакогоспиталь № 1250. Но школа жила. И как прежде, в красные дни календаря, на Новый год, звучал в школьном зале духовой оркестр. Им руководил Михаил Владимирович Рязанов, бывший военный капельмейстер.

Из воспоминаний учителя математики Краснопёровой Александры Михайловны: «…в годы Отечественной войны учащиеся школы №1 не сложили рук, не жаловались на условия. Каждый считал своим долгом еще чем-нибудь помочь Родине. Взяли шефство над общежитием горняков шахты «3-3-бис» (см. приложение №2).

Мыли там окна, двери и полы, чистили одеяла. Выступали с концертами в общежитии горняков и госпиталях, собирали из своих средств на гостинцы в госпиталь и на фронт. Дежурили в госпитале у постелей раненых. Особенно частой и внимательной дежурной была Тамара Кабанова». [3]   

Секретарь школьной комсомольской организации, выпускница школы 1942 года Тамара Сергеевна Кабанова вспоминала, что  декабрь 1941и февраль 1942 года были очень снежными. Подростки работали тяжелыми лопатами под обильными снегопадами, под порывами ветра. Отрезок трамвайного пути  для учеников школы №1 начинался от ул. Комсомольской до стадиона «Шахтер»  (см. приложение № 3).

После работ приходили поздно вечером, иногда - в час ночи, а с утра опять отправлялись в школу. К работам никто не принуждал, все понимали важность и необходимость выполняемой работы. Уважительными причинами, по которым считалось возможным не участвовать в общественно-полезном труде, было получение похоронки с фронта или отправка члена семьи на фронт. [4]  

Учащиеся школы коллективно шили одежду, теплые вещи, кисеты для солдат:  вечером собирались в школе, а утром несли посылки на почту.

Ученица пятого класса Соколенко Анна положила в кисет записку с приветом к бойцу и свой адрес. Через месяц, на радость всему классу, получила ответ. В письме солдат написал, что за выполненное боевого задания получил поощрение - кисет. Очень обрадовался, когда обнаружил записку. Впереди – новое сражение, после боя обещал написать снова! Но письма не последовало… [5]  

____________________________

       [3]   Воспоминания А.М.Краснопёровой // Фонды исторического музея имени Б.В. Волынова. 

       [4]  Воспоминания Т.С. Кабановой // Фонды исторического музея имени Б.В. Волынова.  

       [5]   Воспоминания А.М. Краснопёровой // Фонды исторического музея имени Б.В. Волынова.  

В классах создавались тимуровские команды. Учащиеся школы взяли шефство над эвакогоспиталем №1250: выступали перед бойцами со своей самодеятельностью, читали им книги, писали письма, дарили раненым подарки.

А также помогали нескольким семьям фронтовиков: заготовляли для них дрова и уголь, копали огород. Убирали урожай. Ухаживали за детьми. 

Учащиеся принимали активное участие в сборе средств в Фонд Обороны.

Так, ученик 5 класса Виктор Аверков внес десять рублей, написав в письме: «…пусть и мои небольшие сбережения послужат интересам защиты нашей Родины».

Все с особым вниманием, следили за событиями на фронте. Учителя регулярно проводили уроки политинформации.

В начале 1942 года школьникам стали выдавать дополнительное питание: кусок черного хлеба, ложка сахара. Они, как правило, свой школьный «обед» приберегали для младших в семье.

Весной 1942 года школьный стадион был превращен в огород.

На нем учителя выращивали овощи для своих семей, а ученики – для столовой, госпиталя, отправки на фронт. Весной ребята копали огород, летом - пололи и поливали. Кроме картофеля, капусты, моркови, свеклы сажали просо и гречиху. Осенью весь урожай надо было не только собрать, но и перевезти на хранение, переработать.

Летом-осенью 1942 года учащиеся 5 класса принимали активное участие в уборке урожая, а 6 класса  - по месяцу работали на прополке. 

Норма - прополоть семь соток картофеля за день на каждого ученика. Работали каждый день от зари и до вечера в колхозе, в который входила деревня Шарап, жили в местной школе. За трудовые дни выдали 16 килограмм «нелущёной» гречки - это был первый заработок учащихся. [6]  

Старшеклассники работали на полях городского подсобного хозяйства, на очистке подъездных шахтовых путей, разгружали вагоны с лесом, дежурили в госпиталях. Помогали строительству цехов эвакуированного завода №691 (позже - «Электромашина).

В 1942 году пионерская организация школы стала называться пионерской дружиной. Был создан штаб, введены знаки различия. Пионерские дружины школ города соревновались между собою по тимуровской работе, по помощи фронту.

Итоги городских соревнований подводились на городских пионерских слетах. А пионерская организация играла ведущую роль в школьной жизни и в общественно - полезном труде.

В школе проводились смотры строевой подготовки, военные игры. Перед учащимися выступали воины, попавшие в тыл после ранения.

В июне 1942 года состоялся выпускной: отгремели трубы школьного оркестра, был зачитан приказ о заочном вручении аттестатов первым учащимся 9 класса,  ушедшим на фронт в июле 1941 года: Берднику Ярославу, Самаковскому Александру и Шелободько Михаилу (см. приложение №4).

Закончился 1941-1942 учебный год, первый военный самый тяжёлый год. Учащиеся школы сообща помогали городу и стране, приближая Победу.

 

 

 

_________ [6]   Воспоминания А.М. Краснопёровой // Фонды исторического музея имени Б.В. Волынова.  

 

Автор провел анкетирование среди своих однокашников и одноклассников по данной теме (см. приложение № 5).

43 учащимся 4 – х. классов было предложено ответить на 5 вопросов. Результаты анкетирования оказались следующими:

18 чел. - 42 % при ответе на первый вопрос, ответили правильно, назвав ФИО директора школы в 1941 году.

33 чел. или 77% правильно ответили на вопрос №2, указав, что в годы войны для учеников школы было стремление учиться на «фронтовую отметку пять!».

На вопрос №3 правильно ответили 30 чел., или 70% учащихся. В анкете они указали, что школьники писали на газетах, из-за отсутствия новых тетрадей.

38 учащихся или 88% опрошенных верно ответили на вопрос №4. Они знают, что девочки школы отправляли солдатам на фронт кисеты. 

41 чел. или 95% правильно ответили  на вопрос №5.  Учащиеся знают, что школьники тех лет принимали активное участие в оказании помощи фронту: убирали снег, оказывали тимуровскую помощь, помогали в госпиталях.

Таким образом, автор пришёл к выводу, что 74 % опрошенных учащихся правильно ответили на вопросы о жизни школы в годы войны.

 

 

По итогам работы была выпущена брошюра «Школа №1 в начале Великой Отечественной войны», которая пополнила фонды школьной библиотеки и городского краеведческого музея.

(см. приложение № 6)

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, автор, рассмотрел основные моменты из истории школы №1  начала  Великой Отечественной войны. Поставленная гипотеза оказалась верна: единство школьного коллектива – залог стойкости и духа учащихся военной поры, когда их силы и воля были максимально мобилизованы во имя Победы.

Хочется отметить некоторые особенности военной эпохи:

Во-первых, учителя школы являлись примером высокой нравственности и патриотизма не только для учащихся, но и для жителей всего города.

Во-вторых, учащиеся школы №1 оказывали помощь в заготовке топлива на зиму, в уборке снега, сборе посылок для солдат, работали у станков, на полях, вносили деньги в Фонд Обороны.

В-третьих, тимуровские команды – шефы эвакогоспиталя №1250.

В-четвертых, учащиеся школы были единым коллективом.

 Практическая значимость данной работы:

Ø    изучение «белых пятен» в истории средней школы №1 и родного города в целом: материалы можно использовать на классных часах, уроках мужества.

Ø    издание брошюры «Школа №1 в начале Великой Отечественной войны».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные источники:

1.       «Ударник Кузбасса», № 102, от 27 июня 1941 года // Фонды исторического музея имени Б.В. Волынова МБОУ «Школа №1».

2.      Воспоминания Т.С. Кабановой // Фонды исторического музея имени Б.В. Волынова МБОУ «Школа №1».

3.      Воспоминания А.М.Краснопёровой // Фонды исторического музея имени Б.В. Волынова МБОУ «Школа №1».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение №1.

Учителя школы, первые ушедшие на фронты

Великой Отечественной войны:

 

 

 

 

 

директор школы, учитель математики

 Бурцев Сергей Иванович,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    учитель математики

                           Колесников Иван Илларионович  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 учитель русского языка и литературы

Денисов Павел Степанович

 

 

 

 

Приложение №2.

Комбинат шахты «3-3 Бис»

 

Приложение №3.

Снежные заносы, зима 1942 года

 

 

 

 

Приложение №4

Первые учащиеся 9 класса,

ушедшие на фронты Великой Отечественной войны в июле 1941 года:

 

 

 

 

 

 

- Бердник Ярослав Георгиевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самаковский Александр Варламович -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Шелободько Михаил Савельевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

Анкета для учащихся 4-х  классов.

1.      Кто был директором средней школы №1 в 1941 году?

А) Ритмейстер Мильда Григорьевна,

Б) Бурцев Сергей Иванович, 

В) Усанов Владимир Никитович.

2.      Какой лозунг помогал школьникам военной поры хорошо учиться?

А) «Поможем фронту хорошими отметками!»,

Б) «Хорошая учеба – наш ответ врагу!»,

В) «Учиться на фронтовую отметку пять!». 

         3. На чем писали школьники в годы войны из-за отсутствия тетрадей?

_________________________________________________________

4. Что в годы войны изготавливали девочки в школе для солдат на фронте?

А) «кисеты»,

Б) «планшеты»,

В) «кирзовые сапоги».

5.  Как школьники помогали взрослым в годы войны?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6

Обложка брошюры «Школа №1 в начале Великой Отечественной войны».

 

 

 

Страницы брошюры

 

 

 

 

 

 

 

 

Страницы брошюры

«Школа №1 в начале Великой Отечественной войны»