Школа и общество. Модернизация содержания школьного образования в условиях реализации социального заказа.В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества.
Состояние образования в России в настоящий момент обусловлено кризисом, появление которого связано с проведением рыночных реформ, сменой социально-культурных потребностей и моделей социально- экономического поведения. Отношение российской общественности к школьному образованию коренным образом изменилось: его рассматривают как некий капитал, имеющий финансовое, интеллектуальное и временное выражение.
Концепция модернизации российского образования до 2010 года предусматривает обновление содержания школьного образования с целью повышения его качества и адаптации к системе рыночных отношений; предполагает разработку и реализацию инновационных проектов, направленных на локальные изменения системы образования. Оптимальным вариантом модернизации содержания школьного образования служит проект по созданию условий для реализации социального заказа школе. Социальный заказ как форма внеэкономических расчетов в обществе еще не исполняет своего истинного предназначения: не регулирует возможности современной школы, не приводит их в соответствие с потребностями общества и необходимостью социально-экономического развития страны. Консерватизм традиционно сложившейся школы во многом не соответствует требованиям исполнения государственных планов по модернизации. В системе отраслевого управления образованием не сформирован конкурентный рынок образовательных услуг, что снижает эффективность общественных затрат на образование, приводит к потере ресурсов. Отсутствует внешняя оценка качества образования, результаты деятельности школ оцениваются самими педагогами или органами управления образованием, что формирует полную их самодостаточность, негативно влияющую на все показатели и результаты.
«Школа и общество. Модернизация содержания школьного образования в
Творческое сочинениеэссе
В современном мире образование становится одним из важнейших
факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность и
развитие институтов гражданского общества.
Состояние образования в России в настоящий момент обусловлено
кризисом, появление которого связано с проведением рыночных реформ,
сменой социальнокультурных потребностей и моделей социально
экономического поведения. Отношение российской общественности к
школьному образованию коренным образом изменилось: его рассматривают
как некий капитал, имеющий финансовое, интеллектуальное и временное
выражение.
Концепция модернизации российского образования до 2010 года
предусматривает обновление содержания школьного образования с целью
повышения его качества и адаптации к системе рыночных отношений;
предполагает разработку и реализацию инновационных проектов,
направленных на локальные изменения системы образования. Оптимальным
вариантом модернизации содержания школьного образования служит проект
по созданию условий для реализации социального заказа школе. Социальный
заказ как форма внеэкономических расчетов в обществе еще не исполняет
своего истинного предназначения: не регулирует возможности современной
школы, не приводит их в соответствие с потребностями общества и
необходимостью социальноэкономического развития страны. Консерватизм
традиционно сложившейся школы во многом не соответствует требованиям
исполнения государственных планов по модернизации. В системе отраслевого
управления образованием не сформирован конкурентный рынок
образовательных услуг, что снижает эффективность общественных затрат на
образование, приводит к потере ресурсов. Отсутствует внешняя оценка
качества образования, результаты деятельности школ оцениваются самими
педагогами или органами управления образованием, что формирует полную
их самодостаточность, негативно влияющую на все показатели и результаты.
Государственная политика в области управления образованием
поддерживает идею социального заказа школе, предполагает изменение
содержания школьного образования с учетом интересов государства,
общества, личности.
В формирующейся среде рыночной экономики модернизация
содержания школьного образования, осуществляемая на основе социального
заказа, позволяет решать государственные задачи; способствует становлению
социальной стабильности, обеспечивает сохранение социальнокультурной
целостности и этнонациональной идентичности российского общества.
Социальный заказ как сбалансированная система требований родителей,
предъявляемых к
общественных и государственных институтов,
1образовательному продукту в рамках Закона РФ «Об образовании», способен
внести значительные изменения в традиционное содержание подготовки
выпускников средних школ, привести его в соответствие с требованиями
современного общества.
Модернизация содержания школьного образования в рамках
инновационного проекта предполагает ряд программных мероприятий,
направленных на создание условий реализации социального заказа:
1) формирование общественного отношения к образованию как
вложению капитала, который в будущем приносит дивиденды;
2) создание независимых форм и механизмов общественного отбора
содержания образования и экспертизы его качества;
3) организация школьных образовательных услуг, отвечающих
современным стандартам культуры и цивилизации.
Модернизация содержания школьного образования в условиях
реализации социального
заказа ориентирована на достижение
государственных стратегических целей: качественное изменение результатов
образования в направлении развития компетентности выпускников. С этой
целью осуществляется перенос акцента с «освоения учебных материалов» на
«развитие основных навыков и компетентностей».
Образование, приобретенное в рамках модернизации, позволит
выпускникам средних общеобразовательных школ применить его как ступени
лестницы, ведущей к определенному социальному и экономическому статусу.
Результат образования предполагает, что выпускник средней
общеобразовательной школы обладает основными навыками и
компетентностями, которые в жизнедеятельности транслируются как
готовность и способность молодых людей , окончивших школу, несет личную
ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.
Поэтому в школе должны работать высококлассные предметники
профессионалы, увлеченные своим делом, умеющие не только передавать
знания, но и выявлять у своих подопечных скрытые способности, развивая и
выводя их на новый уровень в процессе сотрудничества и культурно
творческой деятельности.
В сложившейся социокультурной ситуации школа должна внимательно
следить за требованиями рынка, добавляя в перечень уже имеющихся
школьных кружков, спецкурсов или дополнительных платных услуг те
современные направления обучения, которые помогут будущему выпускнику
выдержать конкуренцию на рынке труда и услуг.
2