Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Одна из таких тем – взаимодействие семьи и школы. Школа всегда стремилась усилить своё влияние на семейное воспитание, чтобы вместе реализовать все способности ребёнка.Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.
В.А. Сухомлинский.
Школа и семья.doc
Чернявская Елена Петровна, учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 31» г. Ангарска
Школа и семья: сотрудничество и сотворчество.
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире
игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.
В.А. Сухомлинский.
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в
педагогике, но и в обществе в целом. Одна из таких тем – взаимодействие семьи
и школы. Школа всегда стремилась усилить своё влияние на семейное
воспитание, чтобы вместе реализовать все способности ребёнка. Семья по своим
воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт –
никто не сможет составить конкуренцию семье ни в передаче социальной
информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей
человека.
« Ребёнок учится тому что видит у себя в дому. Родители – пример тому!»
На сложном пути развития ребёнок вступает во взаимодействие, в
сотрудничество со множеством людей. Для маленького ребёнка семья и школа,
то звено, которое связывает его со всеми достижениями человеческой культуры.
Правильные, разнообразные формы сотрудничества ребёнка со взрослыми – вот
основа развития духовной жизни. Во время обучения в школе мы( дети,
учителя, родители) составляем треугольник РОДИТЕЛИ – ДЕТИ – УЧИТЕЛЬ.
Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача,
познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что
способен) А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелёгком деле. Что
произойдёт с трёхногим табуретом, если подломится одна ножка?! Упадёт! А
что сказано в басне И.А. Крылова « Лебедь, рак и щука»? « Когда в товарищах
согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только
мука»Отсюда вывод: нам стоит объединить свои усилия для того, чтобы ребёнку
хорошо жилось. Деятельность педагогов и родителей в интересах ребёнка может
быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит
им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом
помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их
способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении
негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогу важно установить
партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка, создать атмосферу
взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства
призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение
разумного образа жизни. Некоторые родители не имеют специальных знаний в
области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит педагогу. В этом деле не помогут разовые меры, необходим системный подход, тесное
сотрудничество и сотворчество. Участие родителей в школьной жизни детей
имеет большое значение и для ребят, и для меня, и для самих родителей.
Поэтому в своей педагогической практике я опираюсь на основные принципы
педагогики сотрудничества и гуманно – личностной технологии. Этому учу и
родителей:
видеть в ребёнке уникальную личность, уважать её, понимать, принимать,
верить в неё; создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки,
доброжелательности;
понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять
их, не нанося ущерба достоинству;
предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в
положительной деятельности;
Главная идея : учимся вместе, растём вместе, развиваемся вместе.
Правильное построенное взаимодействие родителей и учителя – это залог
успешного воспитания школьника Благородным Человеком. Это взаимодействие
осуществляется в классе по следующим направлениям:
1. Понимание – начало согласия.
Это направление включат в себя: проведение тематических родительских
собраний; занятий – тренингов для родителей; круглых столов по проблеме;
групповые и индивидуальные консультации. При проведении родительских
собраний, родителям как правило необходимо знать об успеваемости своего
ребёнка.. Но как это сделать так, чтобы каждый знал только про своего ребёнка?
Я готовлю индивидуальные листы, где прописываю то, что на данный момент
считаю необходимым донести до родителей (активность на уроках, готовность к
урокам, поведение на перемене, усвоение тем по предметам и др.), для
ознакомления с контрольными работами, раздаю эти работы, но не в коем случае
не озвучиваю, кто как её выполнил; иногда на собрание готовлю цветные
листочки, где на цветной стороне пишу все успехи ребёнка, а с оборотной
стороны–над чем необходимо поработать, на что обратить внимание. Для
каждого родительского собрания сама или с детьми готовлю приглашения –
родителям приятно получить такое приглашение, поэтому на собрания родители
идут с большим желанием. Перед собой я ставлю задачу подготовить и провести
собрание так, чтобы родители не пожалели о времени и захотели прийти на
следующее собрание, чтобы вынести несколько полезных «открытий» о своём
ребёнке, о секретах воспитания. Родители на моих собраниях не пассивные
слушатели, а активные участники, так как каждое собрание строю так, чтобы
родители могли высказываться либо группами (готовлю задания группам), либо
индивидуально, а так же поделиться своим положительным опытом по вопросам
обучения или воспитания.
2. В театр ходить – культурным быть. Очень много внимания в классе уделяю выходами поездкам в театры, в
кинотеатры, цирк, музеи, на экскурсии. Родители при этом – активные
участники, которые помогают не только организовать поездку, но и сами
присутствуют – наблюдают за своим ребёнком (умеет ли ребёнок соблюдать
нормы поведения, как ведёт себя, какие допускает ошибки) – делают для себя
выводы, исправляют ошибки в воспитании.
3. Спешите делать добро!
Это направление включает в себя такие мероприятия: проведение классных
часов по теме « Умеем ли мы не обижаться?»,«Как научиться сдерживать
себя?», «Почему мы не слушаемся родителей?» «Полезные и вредные домашние
дела» , « Как я могу помочь родителям?»и др.; изготовление кормушек,
скворечников, участие в акциях «Сотвори благо!» ( помощь детскому дому)
4. За здоровьем всей семьёй!
Название этого направления говорит само за себя, так как включает в себя
следующие мероприятия: 1. Проведение собраний, где родителей просвещают по
вопросам психологии. Такие собрания провожу я сама и привлекаю при
необходимости школьного психолога и врача.. Темы могут быть самые разные:
« Как развивать внимание мл. школьника?» , «Значение памяти в развитии
школьника», «Самооценка вашего ребёнка», «Полезные советы на каждый день»,
«Каким должно быть питание мл. школьника» и др. 2. Активное участие в
школьных спортивных праздниках и мероприятиях городского уровня « А у нас
здоровый класс! – вместе с родителями!
5. Мы играем, рисуем, поём.
Этому направлению в классе уделяется огромное внимание, если брать в
основу концепцию доктора психологических наук, профессора В.Я. Ляудис
« Психологические основы инновационного обучения», то структурной
управляемой единицей
воспитательного процесса является совместная
творческая деятельность учителя, учащихся и родителей. Суть такого стиля
воспитания заключается в гармоничном стиле семейного воспитания. В таких
семьях ребёнок воспитывается и растёт в тёплой и дружественной атмосфере.
Совместные праздники, концерты, игры – формирует собственную значимость
ребёнка, его умение жить среди людей. Живой диалог родителей, учителей,
детей интересен всем. На совместных праздниках нет равнодушных. Мы
рассказываем, играем, обсуждаем, поём, танцуем – все вместе. Мы – единая
семья, у нас общие интересы, проблемы, заботы, тревоги, радости. Такие
встречи надолго остаются в памяти. На такие совместные праздники родители
идут с большим желанием, ведут с собой бабушек, дедушек, сестрёнок,
братишек. А как счастливы на таких праздниках дети, ведь рядом любящие их
родители, которые вместе с ними отгадывают загадки, решают задачки, поют
песни, рисуют. Один – два раза в год я провожу такой большой праздник:
«Прощание с 1м классом», «Найди клад!», «Праздники и будни нашей жизни», « Я + Я = счастливая и дружная, надёжная и верная СЕМЬЯ!» и др.
Непринуждённая праздничная атмосфера,
отсутствие
назидательности, добрый юмор и желание быть вместе – способствуют тому, что
позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть
недоверие и враждебность во взаимоотношениях.
душевность,
В сотрудничестве и сотворчестве взрослых и детей происходит
становление и развитие единства интеллектуально – коммуникативной и
нравственной сферы личности всех участников детского и взрослого сообществ
– учащихся, учителей, родителей.
Школа и семья: сотрудничество и сотворчество
Школа и семья: сотрудничество и сотворчество
Школа и семья: сотрудничество и сотворчество
Школа и семья: сотрудничество и сотворчество
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.