Школа юных капитанов

  • Мероприятия
  • docx
  • 09.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сценарий игровой программы для начала учебного года в 3 классе. Дети в групповой форме знакомятся с морскими профессиями, участвуют в играх и конкурсах, выполняют задания Нептуна - повелителя морей. В конце программы получают бортовой журнал для записи личных достижений во время плавания по Океану Знаний.
Иконка файла материала 1. ШКОЛА юных капитанов 3 класс 2018 г..docx
ШКОЛА юных капитанов 3 класс 2018 г. (дети входят в класс под музыку) ♫ 1  «Мы пришли сегодня в порт…» Учитель: Дорогие ребята! Сегодня вы отправитесь в путешествие по океану Знаний. Вас ждут новые открытия и увлекательные приключения. Но прежде, чем выйти в открытое море, вы должны изучить основы мореходного дела.  Поэтому я приглашаю всех вас занять свои места в нашей школе юных капитанов. ♫ 2 «Капитан, капитан, улыбнитесь…»  Дети берут свёрнутую в трубочку бумагу, разворачивают и читают написанный цвет команды, завязывают нужные галстуки и занимают места за своим столом.  Команды: КРАСНЫЕ, ЖЁЛТЫЕ, СИНИЕ. Учитель: Сначала проведем ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ. Проверим  вашу смекалку. Каждой команде нужно правильно ответить на вопросы и отгадать загадки. КРАСНЫЕ Он на мостике стоит  И в бинокль морской глядит,  Не страшит девятый вал ­  Крепко держит он штурвал.  Он на судне ­ царь и пан.  Кто же это? ... (капитан)  ЗАДАНИЕ 1 «Загадки» ЖЁЛТЫЕ СИНИЕ Это судно у причала  В трюмы нефти накачало.  Больше трюм, чем баки в танке.  И зовётся судно ... (танкер)  Он и повар, и моряк.  Звать его скажите как?  Всё по­флотски, кашу, сок  Приготовит вкусно ... (кок)  Если он на дне лежит,  Судно вдаль не побежит.  (якорь)  В тихую погоду нет нас нигде, А ветер подует – бежим по воде.  (волны) Какой болезнью на суше никто не болеет (морской) Самая плавательная обувь?  (ласты) Что есть высоко небе, и глубоко  на дне морском? (звезда)  Как называются самые большие  волны? (цунами) Чтоб увидеть мне вдали, Как проплывают корабли, В него я быстро погляжу И всем ребятам расскажу. (бинокль) Каких камней в море нет  (в море нет сухих камней.) Как называется  спасательная лодка на  корабле? (шлюпка) Учитель:  Настоящий   капитан   должен   в   совершенстве   знать   свой   корабль.   И сейчас   нам   предстоит   узнать,  КАК   НАЗЫВАЮТСЯ   ЕГО   ЧАСТИ.   Ваша   задача   –установить соответствие  и соединить слово и его значение. Работайте вместе. Когда задание выполните, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. ♫ 3 ЗАДАНИЕ 2 «Морские термины» КРАСНЫЕ КАЮТА – комната ТРАП – лестница ПАЛУБА – пол МАЧТА – столб для паруса РЫНДА – колокол ЖЁЛТЫЕ КУБРИК – помещение для  матроса НОС ­ передняя часть  корабля ИЛЛЮМИНАТОР – окно БАНКА – скамейка ШВАРТОВЫ   ­   веревка, которой судно привязывают к причалу СИНИЕ КАМБУЗ – кухня КОРМА – задняя часть  корабля ШТУРВАЛ – руль ТРЮМ   –   помещение   для груза ГАЛЬЮН ­ туалет ПРО   РЫНДУ:  В   XVII   веке   Петр   I   отправил   в   Европу   учиться   русских   моряков.   Все команды на судне должны были отдаваться на английском языке. Команда «Бей в колокол» звучала как «Ring a bell!» (ринг э бэлл). К сожалению, матросы понимали английский язык плохо.   Поэтому   со   временем   непонятное   «ринг   э   бэлл»   превратилось   в   более   понятное «рынду бей». Сам корабельный колокол тоже стали называть «рындой». Для   каждого   судна   всегда   отливали   персональный   колокол.     На   нем   указывали название корабля и год его постройки. Рынду не меняли, даже если кораблю давали новое имя. Ответственный матрос должен был «надраить рынду до тысячи солнц». У моряков есть даже шуточная поговорка, что «рында должна блестеть, как лысина у боцмана». Учитель:  Какие   профессии   людей   на   корабле   вы   знаете?   Чем   эти   люди занимаются? (Дети отвечают, учитель дополняет) ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: Боцман – командует всеми матросами на палубе и следит за чистотой на корабле  Лоцман – проводит корабль в незнакомых бухтах, может показать безопасную дорогу  кораблю. Штурман –  прокладывает маршрут корабля по морям­океанам и ведет корабль по  маршруту, следит за тем, чтобы корабль не «сел» на мель. Шкипер – следит за пополнением припасов (провизии, воды, иного имущества на  корабле). Матрос – умеет делать все или почти все: вязать узлы, ставить паруса. Наводить  порядок, делать ремонт и пр. Механик. Отвечает за работу двигателя и вообще всех механических узлов корабля  (кондиционера, например) Мотористы – помощники  механика, следят за двигателем. Кок – повар на судне.  Доктор. Он и в Африке доктор. Юнга – самый младший член экипажа.  Радист ­ обеспечивает связь. Иногда позволяет экипажу позвонить домой из  радиорубки. Помощник капитана – их бывает несколько. Самый главный из них – старпом.Учитель: Главный на корабле ­ капитан. Он должен многое знать и уметь, чтобы в случае   опасности   спасти   корабль   и   экипаж.   Капитаном   не   сразу   становятся.   На   море говорят: «Учись, матрос – капитаном будешь!» А каждый МАТРОС должен знать, как морской узел завязать! Моряки умели завязывать почти 500 морских узлов, причём делали это часто ночью или во время шторма на многометровой высоте!  Морской узел ­ крепкий и надёжный. Недаром появилась пословица: «Крепи дружбу морским узлом!»  ♫ 4 ЗАДАНИЕ 3 «Морские узлы» Подвижная игра «Морские узлы»      Один   человек   становится   ведущим.   Он   выходит   из   комнаты,   а   остальные участники   становятся   в   круг   и   крепко   берутся   за   руки   —   создают   своего   рода замкнутую   цепочку.  Вот   эту   цепочку  и  надо  «завязать»   в  морской  узел  как  можно затейливее.     Игроки могут выворачиваться, переступать через руки игрока, стоящего рядом, пролезать   куда   угодно,   но   при   этом   не   выпускать   рук   соседей.   «Скрутившись»   до предела, команда кричит: «Полундра!» Ведущий заходит и  приступает к распутыванию узла. Учитель:  Сейчас   на   современных   кораблях   много   разных   приборов,   которые помогают  ШТУРМАНУ  прокладывать маршрут движения и ориентироваться  в море. А раньше все моряки ориентировались по звёздам. Этот навык и сейчас необходим! ­ Какая звезда всегда указывает на Север? (полярная) ­ В каком созвездии она находится? (Малая Медведица) ♫ 5 ЗАДАНИЕ 4 «Созвездия» Игра «Выбор маршрута» У каждой команды 2 изображения. Задача игроков соединить нужные звездочки, чтобы получились созвездия, и указать Полярную звезду. Учитель: РАДИСТ на корабле обеспечивает связь. Корабли держат связь между собой с помощью азбуки Морзе или морзянки. Это способ передачи текста точками и тире. Морзянку можно передавать с помощью прожектора или фонарика. Раньше все радисты знали   азбуку   Морзе   наизусть.   Если   корабль   попал   в   беду,   то   передаётся   сигнал   SOS   – «спасите наши души». Вот как он выглядит: ∙∙∙ − − − ∙∙∙ То есть, буква С ­ это три точки, а буква О ­ это три тире. А вот как это звучит. ♫ 6 Аудиозапись сигнала SOSСейчас вы, как радисты, будете расшифровывать переданные вам сообщения. ♫ 7 ЗАДАНИЕ 5 «Азбука Морзе» Игра «Азбука Морзе» Игрокам   вручаются   тексты,   Азбука   Морзе   и   ручки.   Нужно   как   можно   быстрее расшифровать запись и объяснить её. КРАСНЫЕ 7 футов под килем ЖЁЛТЫЕ Отдать швартовы   Киль Пожелание благополучного плавания. – продольный   брус   по   всей длине   судна   в   ширине   его днища.     судно   от Отвязать причала. Швартов ­  канат, трос, которым привязывается   морское судно к причалу   СИНИЕ Держать нос по ветру Когда   попутный   ветер наполняет   паруса,   судно движется вперед, то есть носом по ветру. Учитель:  Кроме  азбуки   Морзе   на  кораблях  используют  и  СЕМАФОРНУЮ АЗБУКУ. Сигнальщик держит в руках два флажка и передает ими сообщение.  Цвет ткани флажков зависит от времени суток: в тёмное время  это желтые или белые флажки, а днём – красные   или   чёрные.   Если   нет   флажков,   семафорят   бескозырками.   Сейчас   вы   получите обозначение   каждой   буквы   и   слово,   которое   должны   передать.   Выберете   одного сигнальщика. Ваша задача – передать флажками слово, а другим командам – его прочитать. ♫ 8 ЗАДАНИЕ 6 «Семафорная Азбука» КРАСНЫЕ маяк ЖЁЛТЫЕ рифы СИНИЕ миля ПРО МИЛЮ. Скорость автомобиля измеряется в километрах в час. А в чём  измеряется скорость корабля? (В узлах. Он соответствует одной морской миле в час, то есть 1,852 км/ч)Учитель: В море есть свои ПРИМЕТЫ И ОБЫЧАИ. Может, вы знаете какие­ нибудь?  У моряков был обычай накрывать стол только мокрой скатертью, чтобы миски не  скользили по столу и не падали во время качки.   Нельзя свистеть на палубе ­ этим накликается шторм.  На палубу принято ступать правой ногой.   Кошка, особенно черная, считается у моряков счастливым животным.  Нельзя убивать чаек или вообще всякую морскую птицу (считается, что души  погибших моряков переселяются в них).  Нельзя менять имя корабля.  И конечно, пересечение линии экватора обязательно отмечается на корабле. Это  традиция посвящения новичков в моряки!  Учитель: Это он грозится в море, Водит волны на просторе! Топит корабли в пучине Клады топит без причины. ­ Кто это? (Нептун) КРИЧАЛКА: Царь Нептун – правитель вод, ждёт тебя честной народ! БЛОК с НЕПТУНом  ♫ 9 «Капитан Врунгель. Я Нептун – морское чудо!» Нептун: Я – великий и могучий! Мне подвластны ветер, тучи! Рыбы, раки, буря, шторм От Нептуна всем вам поклон! Ничего я не пойму, Жарко так мне почему? Учитель: Царь Нептун, иди сюда! Вот где есть у нас вода! Ты, Нептун, присядь с дороги, Охладим мы твои ноги! (садится на трон, ноги в таз с водой) Нептун: Люблю я смелых моряков! 7 футов кораблю! И в тайны моря новичков Я посвящать люблю! В моём подводном царстве обитает больше 300 разновидностей  РЫБ. И вот вам первое задание: наловите её на обед.  ♫ 10 ЗАДАНИЕ 7 «Рыбалка» В   ведре   в   воде   плавают   «рыбки»   (спички).   Нужно   их   выловить   ложкой,  затем положить   ее   в   «садок»   ­   тарелку,   добежать   до   команды   и   передать   эстафету следующему. Игра «Рыбалка»   Учитель: В морской воде содержится такое количество соли, что если её извлечь, можно было бы покрыть её всю сушу, причём многометровым слоем.Нептун:  Поэтому моя морская вода непригодна для питья. И на корабле всегда должны быть запасы ПРЕСНОЙ ВОДЫ. Это второе испытание! ♫ 11 ЗАДАНИЕ 8 «Запасы пресной воды» Игра «Пронеси стакан с водой над головой»   Нептун: Морякам нужна хорошая спортивная подготовка. Чтоб узнать, кто хиловат, будем мы тянуть КАНАТ! ♫ 12 ЗАДАНИЕ 9 «Канат» Командная игра «Перетягивание каната» Нептун: А знаете ли вы МОРСКИЕ ЗАКОНЫ?  ♫ 13 ЗАДАНИЕ 10 «Морские законы» «Собери из слов и составь пословицы» КРАСНЫЕ ЖЁЛТЫЕ СИНИЕ Дружба и братство лучше  богатства. Море любит смелых да  умелых Сам утопай, а товарища  спасай. Нептун: Вами я, друзья, доволен! Смельчаки и храбрецы! Удаль, ловкость показали, Все сегодня молодцы! ♫ 14 СУНДУК с мороженым Настало время получить и награду! Примите от Нептуна СУНДУК СО ДНА  МОРСКОГО (в сундуке мороженое) и письменное РАЗРЕШЕНИЕ НА ПЛАВАНИЕ ПО  ВСЕМ МОРЯМ И ОКЕАНАМ, скреплённое моей печатью!  А   ещё   вам   даю   свою   волшебную   бутылку.   С   её   помощью   вы   можете   совершить путешествие во времени! Опустите сюда свои записки в будущее и пустите в плавание по морям и океанам знаний! А когда окончите школу, я вам её верну.  Пожелать хочу я вам, еще увидеть много стран,  Массу новых приключений,  Интересных впечатлений,  Чтоб попутные ветра, раздували паруса!  А мне пора отправляться в пучину морскую, в подводное царство­государство.  (Нептун уходит) Учитель: Ну, вот и подошло к концу наше обучение в школе юных капитанов! Я уверена, что теперь вы все можете смело отправляться в плавание! Готовы ли вы дать клятву? Повторяйте за мной. « Я, капитан корабля…отправляясь в путешествие по океану Знаний обещаю…смело и уверенно бороздить его просторы…не бояться бурь и штормов…открыть неизвестные мне острова и проливы…приобрести в пути новые знания… и прибыть в порт назначения к концу мая 2019 года.»Во время плавания вы, как настоящие капитаны, все свои достижения, победы и удачи будете записывать в бортовой журнал. А итоги плавания по океану Знаний мы подведём в конце учебного года. Осталось каждому из вас пройти на борт корабля, примерить капитанскую фуражку, покрутить штурвал и дать команду «Полный вперёд!» ♫ 15 ­….20  музыкальная подборка  ФОТОГРАФИРОВАНИЕ P.S. На втором уроке делается первая запись в бортовом журнале. Начало путешествия по океану Знаний. 3 сентября 2018 года