Сценарий игровой программы для начала учебного года в 3 классе. Дети в групповой форме знакомятся с морскими профессиями, участвуют в играх и конкурсах, выполняют задания Нептуна - повелителя морей. В конце программы получают бортовой журнал для записи личных достижений во время плавания по Океану Знаний.
ШКОЛА
юных капитанов
3 класс 2018 г.
(дети входят в класс под музыку)
♫ 1 «Мы пришли сегодня в порт…»
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня вы отправитесь в путешествие по океану Знаний.
Вас ждут новые открытия и увлекательные приключения. Но прежде, чем выйти в открытое
море, вы должны изучить основы мореходного дела. Поэтому я приглашаю всех вас занять
свои места в нашей школе юных капитанов.
♫ 2 «Капитан, капитан, улыбнитесь…»
Дети берут свёрнутую в трубочку бумагу, разворачивают и читают написанный
цвет команды, завязывают нужные галстуки и занимают места за своим столом.
Команды: КРАСНЫЕ, ЖЁЛТЫЕ, СИНИЕ.
Учитель: Сначала проведем ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ. Проверим
вашу смекалку. Каждой команде нужно правильно ответить на вопросы и отгадать загадки.
КРАСНЫЕ
Он на мостике стоит
И в бинокль морской глядит,
Не страшит девятый вал
Крепко держит он штурвал.
Он на судне царь и пан.
Кто же это? ... (капитан)
ЗАДАНИЕ 1 «Загадки»
ЖЁЛТЫЕ
СИНИЕ
Это судно у причала
В трюмы нефти накачало.
Больше трюм, чем баки в танке.
И зовётся судно ... (танкер)
Он и повар, и моряк.
Звать его скажите как?
Всё пофлотски, кашу, сок
Приготовит вкусно ... (кок)
Если он на дне лежит,
Судно вдаль не побежит.
(якорь)
В тихую погоду нет нас нигде,
А ветер подует – бежим по воде.
(волны)
Какой болезнью на суше никто
не болеет (морской)
Самая плавательная обувь?
(ласты)
Что есть высоко небе, и глубоко
на дне морском? (звезда)
Как называются самые большие
волны? (цунами)
Чтоб увидеть мне вдали,
Как проплывают корабли,
В него я быстро погляжу
И всем ребятам расскажу.
(бинокль)
Каких камней в море нет
(в море нет сухих камней.)
Как называется
спасательная лодка на
корабле? (шлюпка)
Учитель: Настоящий капитан должен в совершенстве знать свой корабль. И
сейчас нам предстоит узнать, КАК НАЗЫВАЮТСЯ ЕГО ЧАСТИ. Ваша задача –установить соответствие и соединить слово и его значение. Работайте вместе. Когда
задание выполните, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.
♫ 3 ЗАДАНИЕ 2 «Морские термины»
КРАСНЫЕ
КАЮТА – комната
ТРАП – лестница
ПАЛУБА – пол
МАЧТА – столб для паруса
РЫНДА – колокол
ЖЁЛТЫЕ
КУБРИК – помещение для
матроса
НОС передняя часть
корабля
ИЛЛЮМИНАТОР – окно
БАНКА – скамейка
ШВАРТОВЫ веревка,
которой судно привязывают
к причалу
СИНИЕ
КАМБУЗ – кухня
КОРМА – задняя часть
корабля
ШТУРВАЛ – руль
ТРЮМ – помещение для
груза
ГАЛЬЮН туалет
ПРО РЫНДУ: В XVII веке Петр I отправил в Европу учиться русских моряков. Все
команды на судне должны были отдаваться на английском языке. Команда «Бей в колокол»
звучала как «Ring a bell!» (ринг э бэлл). К сожалению, матросы понимали английский язык
плохо. Поэтому со временем непонятное «ринг э бэлл» превратилось в более понятное
«рынду бей». Сам корабельный колокол тоже стали называть «рындой».
Для каждого судна всегда отливали персональный колокол. На нем указывали
название корабля и год его постройки. Рынду не меняли, даже если кораблю давали новое
имя. Ответственный матрос должен был «надраить рынду до тысячи солнц». У моряков есть
даже шуточная поговорка, что «рында должна блестеть, как лысина у боцмана».
Учитель: Какие профессии людей на корабле вы знаете? Чем эти люди
занимаются? (Дети отвечают, учитель дополняет)
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Боцман – командует всеми матросами на палубе и следит за чистотой на корабле
Лоцман – проводит корабль в незнакомых бухтах, может показать безопасную дорогу
кораблю.
Штурман – прокладывает маршрут корабля по морямокеанам и ведет корабль по
маршруту, следит за тем, чтобы корабль не «сел» на мель.
Шкипер – следит за пополнением припасов (провизии, воды, иного имущества на
корабле).
Матрос – умеет делать все или почти все: вязать узлы, ставить паруса. Наводить
порядок, делать ремонт и пр.
Механик. Отвечает за работу двигателя и вообще всех механических узлов корабля
(кондиционера, например)
Мотористы – помощники механика, следят за двигателем.
Кок – повар на судне.
Доктор. Он и в Африке доктор.
Юнга – самый младший член экипажа.
Радист обеспечивает связь. Иногда позволяет экипажу позвонить домой из
радиорубки.
Помощник капитана – их бывает несколько. Самый главный из них – старпом.Учитель: Главный на корабле капитан. Он должен многое знать и уметь, чтобы в
случае опасности спасти корабль и экипаж. Капитаном не сразу становятся. На море
говорят: «Учись, матрос – капитаном будешь!» А каждый МАТРОС должен знать, как
морской узел завязать! Моряки умели завязывать почти 500 морских узлов, причём делали
это часто ночью или во время шторма на многометровой высоте!
Морской узел крепкий и надёжный. Недаром появилась пословица: «Крепи дружбу
морским узлом!»
♫ 4 ЗАДАНИЕ 3 «Морские узлы»
Подвижная игра «Морские узлы»
Один человек становится ведущим. Он выходит из комнаты, а остальные
участники становятся в круг и крепко берутся за руки — создают своего рода
замкнутую цепочку. Вот эту цепочку и надо «завязать» в морской узел как можно
затейливее.
Игроки могут выворачиваться, переступать через руки игрока, стоящего рядом,
пролезать куда угодно, но при этом не выпускать рук соседей. «Скрутившись» до
предела, команда кричит: «Полундра!» Ведущий заходит и приступает к распутыванию
узла.
Учитель: Сейчас на современных кораблях много разных приборов, которые
помогают ШТУРМАНУ прокладывать маршрут движения и ориентироваться в море. А
раньше все моряки ориентировались по звёздам. Этот навык и сейчас необходим!
Какая звезда всегда указывает на Север? (полярная)
В каком созвездии она находится? (Малая Медведица)
♫ 5 ЗАДАНИЕ 4 «Созвездия»
Игра «Выбор маршрута»
У каждой команды 2 изображения. Задача игроков соединить нужные звездочки,
чтобы получились созвездия, и указать Полярную звезду.
Учитель: РАДИСТ на корабле обеспечивает связь. Корабли держат связь между
собой с помощью азбуки Морзе или морзянки. Это способ передачи текста точками и тире.
Морзянку можно передавать с помощью прожектора или фонарика. Раньше все радисты
знали азбуку Морзе наизусть. Если корабль попал в беду, то передаётся сигнал SOS –
«спасите наши души». Вот как он выглядит: ∙∙∙ − − − ∙∙∙ То есть, буква С это три точки, а
буква О это три тире. А вот как это звучит.
♫ 6 Аудиозапись сигнала SOSСейчас вы, как радисты, будете расшифровывать переданные вам сообщения.
♫ 7 ЗАДАНИЕ 5 «Азбука Морзе»
Игра «Азбука Морзе»
Игрокам вручаются тексты, Азбука Морзе и ручки. Нужно как можно быстрее
расшифровать запись и объяснить её.
КРАСНЫЕ
7 футов под килем
ЖЁЛТЫЕ
Отдать швартовы
Киль
Пожелание благополучного
плавания.
–
продольный брус по всей
длине судна в ширине его
днища.
судно от
Отвязать
причала. Швартов канат,
трос,
которым
привязывается морское
судно к причалу
СИНИЕ
Держать нос по ветру
Когда попутный ветер
наполняет паруса, судно
движется вперед, то есть
носом по ветру.
Учитель: Кроме азбуки Морзе на кораблях используют и СЕМАФОРНУЮ
АЗБУКУ. Сигнальщик держит в руках два флажка и передает ими сообщение. Цвет ткани
флажков зависит от времени суток: в тёмное время это желтые или белые флажки, а днём –
красные или чёрные. Если нет флажков, семафорят бескозырками. Сейчас вы получите
обозначение каждой буквы и слово, которое должны передать. Выберете одного
сигнальщика. Ваша задача – передать флажками слово, а другим командам – его прочитать.
♫ 8 ЗАДАНИЕ 6 «Семафорная Азбука»
КРАСНЫЕ
маяк
ЖЁЛТЫЕ
рифы
СИНИЕ
миля
ПРО МИЛЮ. Скорость автомобиля измеряется в километрах в час. А в чём
измеряется скорость корабля? (В узлах. Он соответствует одной морской миле в час, то есть
1,852 км/ч)Учитель: В море есть свои ПРИМЕТЫ И ОБЫЧАИ. Может, вы знаете какие
нибудь?
У моряков был обычай накрывать стол только мокрой скатертью, чтобы миски не
скользили по столу и не падали во время качки.
Нельзя свистеть на палубе этим накликается шторм.
На палубу принято ступать правой ногой.
Кошка, особенно черная, считается у моряков счастливым животным.
Нельзя убивать чаек или вообще всякую морскую птицу (считается, что души
погибших моряков переселяются в них).
Нельзя менять имя корабля.
И конечно, пересечение линии экватора обязательно отмечается на корабле. Это
традиция посвящения новичков в моряки!
Учитель: Это он грозится в море,
Водит волны на просторе!
Топит корабли в пучине
Клады топит без причины. Кто это? (Нептун)
КРИЧАЛКА: Царь Нептун – правитель вод, ждёт тебя честной народ!
БЛОК с НЕПТУНом
♫ 9 «Капитан Врунгель. Я Нептун – морское чудо!»
Нептун: Я – великий и могучий!
Мне подвластны ветер, тучи!
Рыбы, раки, буря, шторм
От Нептуна всем вам поклон!
Ничего я не пойму,
Жарко так мне почему?
Учитель: Царь Нептун, иди сюда!
Вот где есть у нас вода!
Ты, Нептун, присядь с дороги,
Охладим мы твои ноги! (садится на трон, ноги в таз с водой)
Нептун: Люблю я смелых моряков!
7 футов кораблю!
И в тайны моря новичков
Я посвящать люблю!
В моём подводном царстве обитает больше 300 разновидностей РЫБ. И вот вам первое
задание: наловите её на обед.
♫ 10 ЗАДАНИЕ 7 «Рыбалка»
В ведре в воде плавают «рыбки» (спички). Нужно их выловить ложкой, затем
положить ее в «садок» тарелку, добежать до команды и передать эстафету
следующему.
Игра «Рыбалка»
Учитель: В морской воде содержится такое количество соли, что если её извлечь, можно
было бы покрыть её всю сушу, причём многометровым слоем.Нептун: Поэтому моя морская вода непригодна для питья. И на корабле всегда должны
быть запасы ПРЕСНОЙ ВОДЫ. Это второе испытание!
♫ 11 ЗАДАНИЕ 8 «Запасы пресной воды»
Игра «Пронеси стакан с водой над головой»
Нептун: Морякам нужна хорошая спортивная подготовка.
Чтоб узнать, кто хиловат, будем мы тянуть КАНАТ!
♫ 12 ЗАДАНИЕ 9 «Канат»
Командная игра «Перетягивание каната»
Нептун: А знаете ли вы МОРСКИЕ ЗАКОНЫ?
♫ 13 ЗАДАНИЕ 10 «Морские законы»
«Собери из слов и составь пословицы»
КРАСНЫЕ
ЖЁЛТЫЕ
СИНИЕ
Дружба и братство лучше
богатства.
Море любит смелых да
умелых
Сам утопай, а товарища
спасай.
Нептун: Вами я, друзья, доволен!
Смельчаки и храбрецы!
Удаль, ловкость показали,
Все сегодня молодцы!
♫ 14 СУНДУК с мороженым
Настало время получить и награду! Примите от Нептуна СУНДУК СО ДНА
МОРСКОГО (в сундуке мороженое) и письменное РАЗРЕШЕНИЕ НА ПЛАВАНИЕ ПО
ВСЕМ МОРЯМ И ОКЕАНАМ, скреплённое моей печатью!
А ещё вам даю свою волшебную бутылку. С её помощью вы можете совершить
путешествие во времени! Опустите сюда свои записки в будущее и пустите в плавание по
морям и океанам знаний! А когда окончите школу, я вам её верну.
Пожелать хочу я вам, еще увидеть много стран,
Массу новых приключений,
Интересных впечатлений,
Чтоб попутные ветра, раздували паруса!
А мне пора отправляться в пучину морскую, в подводное царствогосударство.
(Нептун уходит)
Учитель: Ну, вот и подошло к концу наше обучение в школе юных капитанов!
Я уверена, что теперь вы все можете смело отправляться в плавание! Готовы ли вы дать
клятву? Повторяйте за мной.
« Я, капитан корабля…отправляясь в путешествие по океану Знаний обещаю…смело и
уверенно бороздить его просторы…не бояться бурь и штормов…открыть неизвестные мне
острова и проливы…приобрести в пути новые знания… и прибыть в порт назначения к концу
мая 2019 года.»Во время плавания вы, как настоящие капитаны, все свои достижения, победы и удачи
будете записывать в бортовой журнал. А итоги плавания по океану Знаний мы подведём в
конце учебного года.
Осталось каждому из вас пройти на борт корабля, примерить капитанскую фуражку,
покрутить штурвал и дать команду «Полный вперёд!»
♫ 15 ….20
музыкальная подборка
ФОТОГРАФИРОВАНИЕ
P.S. На втором уроке делается первая запись в бортовом журнале.
Начало путешествия по океану Знаний.
3 сентября 2018 года