Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности
Формирование информационной грамотности, а затем информационной культуры школьников является важным компонентом общего уровня образования, наряду с такими умениями как читать, считать, писать, на которых строится образование.
Обучение школьников основам библиотечно–информационной культуры является неотъемлемой частью образовательного процесса в рамках реализации ФГОС.
В новом стандарте начального общего и основного общего образования представлена роль школьной библиотеки, как учебного, методического и информационного обеспечения реализации основного образования.
Роль школьной библиотеки
Школьная библиотека является не только источником информации и пунктом выдачи учебников, это информационно – образовательный и культурный центр.
Роль школьной библиотеки в информационном пространстве лицея определяется целями и задачами: «обеспечение участников образовательного процесса учащихся, педагогических работников, родителей – доступом к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредствам использования библиотечно – информационных ресурсов на различных носителях: бумажном, магнитном, цифровом».
Школьная библиотека выступает, как образовательное подразделение школы, где библиотекарь также как учитель решает педагогические задачи, выполняя роль, специалиста в области повышения информационной культуры учащихся.
Библиотека – информационный центр
Одной из важных функций библиотеки является комплектование фондов: учебниками, художественной литературой, научными и справочными изданиями на традиционных носителях.
Уроки информационной грамотности
Информационная грамотность предполагает приобретение знаний о библиотеках и хранящихся в них типах документов, способность к самостоятельному поиску необходимых источников и эффективному использованию фондов библиотек.
Библиотечно-библиографические занятия, проводимые в библиотеке, дополняют, расширяют знания детей, помогают на практике закрепить теоретический материал.
Главная задача в младшем возрасте сформировать потребности к чтению.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и состраданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать.
В библиотеке должна быть создана непринуждённая дружеская атмосфера общения с маленькими читателями, вызванная обоюдным интересом к книге. Библиотекарь – это посредник между читателями и книгой, читателем и писателем.
Одной из задач, которая стоит перед библиотекарем в руководстве чтением детей, является воспитание устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения.
Цель работы библиотекаря – показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали «разумное, доброе, вечное».
Помимо общих учебных навыков обучающиеся школы должны получить первоначальные навыки и умения работы с информацией.
Главная задача заключается в том, чтобы эти занятия носили не только развлекательный, а и обучающий характер и имели принцип системного подхода.
· Дети в начальных классах осознают потребность в информации.
· Ориентируются в библиотеке
· Пользуются справочно-энциклопедической литературой
· Учатся находить необходимые, им источники
· Использовать найденную информацию
·
При переходе к работе с 5 – 9 классами игровые моменты не исключаются, но формы работы более серьёзные (лекции, практические занятия, подготовки докладов, проектов). Больше индивидуальной работы.
Учащиеся должны обладать умениями и навыками:
· быстрого подбора необходимой литературы
· уметь работать с каталогом
· со справочной литературой
Определённые темы повторяются, знания углубляются:
С помощью библиотечных уроков, занятий по информационной грамотности развиваются творческие способности и познавательный интерес учащихся. Все мероприятия, уроки нужно проводить с использованием инновационных методов работы. Библиотека должна оказывать мультимедийную поддержку к урокам, докладам..
ИКТ стали неотъемлемой частью работы библиотеки, подняв её деятельность на более качественный уровень.
В работе должны сочетаться лучшие старые формы библиотечной деятельности с новыми информационными возможностями.
Школьная библиотека играет важную роль в формировании информационной культуры учащихся, юных граждан, которым предстоит жить в обществе информационных технологий.
Библиотека – это именно та среда, где ребёнок может получить хорошую, качественную информацию, научиться самостоятельно, находить эту информацию и обучиться информационной культуре в целом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.