Школьная реформа Екатерины II как важнейшее звено реформирования образования
Оценка 4.7

Школьная реформа Екатерины II как важнейшее звено реформирования образования

Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
pdf
история
8 кл—11 кл
26.02.2024
Школьная реформа Екатерины II как важнейшее звено реформирования образования
Исследовательская работа о школьных реформах
Школьная реформа Екатерины II как важнейшее звено реформирования образования.pdf

Конкурс исследовательских и проектных работ в рамках III Петербургского молодёжного исторического форума «Герои Отечества»

 

 

 

Категория: школьники и студенты

СПО

Тематическое направление:

«Реформы екатерининской эпохи»

 

 

 

 

Исследовательская работа

«Школьная реформа Екатерины II как важнейшее звено реформирования образования»

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил: Зенгина Дарина Арменовна, учащийся 8 «А» класса МБОУ средняя

общеобразовательная школа № 2

 

Научный руководитель: Зенгина Маргарита Сергеевна, директор ООО «Подготовительный факультет», педагог-наставник

 

 

 

Геленджик

2024

          

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…….…...        3

1.   Причины преобразований в образовании………………..........………… 4

2.   Реформа образования…………………….……………….………………        6

2.1   Начальный период преобразований…………………….……………… 6

2.2   Школьная реформа……………………………………………………… 8

3.   Итоги и значение реформы………………………………….…………… 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………….…………….……………….………….…….…       15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………….……………      16

ВВЕДЕНИЕ

Изучая на уроках истории период последней трети XVIII века, который непосредственно связан с деятельностью Екатерины II, я обратила внимание на то, что вопросы образования затронуты как-то вскользь, а непосредственно школьной реформе отведено всего 6 строк [5].

А ведь именно школьная реформа оказала большое влияние на развитие государства и общества. Исследовав вопрос школьной реформы, я пришла к выводу: многое, что характеризует современную школу, было заложено Екатериной II. Поэтому выбор темы исследования – это следствие моего интереса и потребность расширить свои знания в данном вопросе.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в период существенных преобразований, активной внешней политики государства особое внимание уделяется сфере образования: обучению (потребность технологического, военно-технического  и экономического развития в целом) и воспитанию, которое  призвано обеспечить формирование гражданинапатриота, опоры Отечества. В настоящее время Российское государство ставит перед системой образования именно эти задачи: подготовка таких людей, которые смогут в перспективе обеспечивать технологический суверенитет, экономическое развитие, обороноспособность государства, жить интересами страны. 

Цель исследования заключается в изучении  реформы школы как важнейшего звена реформирования образования в период правления Екатерины II.  Для достижения цели необходимо решение следующих задач: охарактеризовать причины преобразований в сфере образования, рассмотреть  период непосредственно предшествующий школьной реформе, основные положения и модель ее реализации, оценить результативность, выявить сдерживающие факторы, а также  идеи и положения реформы, которые актуальны в настоящее время.  

Основными источниками по проблематике школьной реформы являются нормативные акты,  представленные в Первом полном собрании законов Российской империи (тт. 21-22), в Полном Собрании Законов Российской империи (т. 16), письма и бумаги самой  Екатерины II, проекты и записки ее сподвижников (Бецкого И.И., Эпинуса Ф., Янковича Ф.И.), оппонентов (Новикова Н.И., Радищева А.Н.). Литературу по данной тематике можно подразделить на историческую (Карамзин Н.М., Рыбаков Б.А.), культурологическую (Милюков П.Н., Рыбаков Б.А.), педагогическую (Демков М.И., Жураковский Г.Е., Каптерова П.Ф., Князьков С.А., Медынский Е.Н., Рождественский С.В., Янкович Ф.И.). Особое внимание исследователи уделяют изучению предлагаемых моделей реформирования (Коршунова Н.В и др.),  роли деятелей  и идей европейского и российского просвещения (Воронов А.С., Майков П.М.),  роли самой Екатерины II в подготовке и проведении реформы ( Бычков А.Ф., Грот Я.К., Колотов П.С.,

Коршунова Н.В., Павленко Н. И., и др.), анализу нормативной базы (Зуева М.А., СтародубцевМ.П.), реализации реформы на отдельных территориях Империи (Дубасов И.И., Миллер Г.Ф., Эйнгорн В.), деятельности по реформированию отдельных образовательных учреждений, результатам реформы ( Болгова А.М., Коршунова Н.В. Стародубцев М.П.  и др.).

 

1.   Причины и предпосылки  преобразований

Период правления Екатерины II характеризуется активностью деятельности в различных сферах: в экономике, социальной сфере, во внутренней и внешней политике,  в культуре.  

Потребности экономического развития диктовали необходимость использования более прогрессивных технологий, машин, оборудования. Для ведения активной внешней политики необходимы были не только армия и флот, обеспеченные современным вооружением, но и профессиональные военные, переводчики,  дипломаты. Реформы в образовании были нацелены на подготовку специалистов, которые могут обеспечить экономическое развитие страны и осуществление внешнеполитических задач.

В условиях крепостничества и острых социальных противоречий, зарождения антикрепостнической идеологии и антикрепостнического движения необходимо было поддерживать устойчивость самодержавной власти,- эти задачи  также возлагались на образование.

В Екатерининский период начало проявляться такое явление, как разложение дворянства. Многие дворяне не учились, не служили в армии, не работали на государственной службе. А ведь дворянство было опорой самодержавия. Но теперь эта опора «рассыпалась».  Укреплять социальноэкономическую опору режима можно было посредством обучения и воспитания дворянства.

Императрица и ее сподвижники понимали роль женщины в воспитании детей. Чтобы дети обладали качествами гражданина, необходимыми государству,  она сама должна получить определенное воспитание и знания. Поэтому государство поставило вопрос о женском образовании.

Для расширения социальной базы самодержавия, для осуществления потребностей социально- экономического и общего культурного развития необходимо было развернуть к себе различные категории населения: духовенство, купечество, мещанство, государственных крестьян. Эта задача также  могла быть решена посредством образования.

   Помимо перечисленных причин необходимо отметить, что Екатерина II представляла  реальный культурный уровень населения России, который вероятно не отвечал ее целям и задачам во внутренней и внешней политике.  Проводя политику просвещенного абсолютизма, она настойчиво проводила мысль о том, что только «…заведением народных школ разнообразные обычаи в России приведутся в согласие, исправятся нравы» [4].

Для управления населением, проживающим на огромной территории, различающимся по национальному, религиозному и сословному  признакам, необходимо унифицировать его сознание.  Это можно было сделать только путем создания системы общеобразовательных школ. 

Среди предпосылок необходимо выделить Петровские реформы в области образования, научные достижения и просветительскую деятельность российских ученых, деятельность литераторов и общественных деятелей;  идеи западного просвещения, в том числе по поводу образования; убеждение Екатерины, позиционирующей себя просвещенной монархиней, в том, что просвещение  общества должно обеспечить благо для всех подданных. 

 

2.   Реформа образования

2.1   Начальный период преобразований

Начало системе государственного, светского образования было положено Петром I [19]. Эта система была нацелена больше  на узкопрофессиональную  подготовку и носила сословный характер. В правление Екатерины II окончательно оформляется идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения, исключая крепостных, с собственно педагогической, а не узкопрофессиональной и сословной целью воспитания, как в предшествующую эпоху   [8]. 

В  период, предшествующий школьной реформе (1762-1782 гг.), преобразования осуществлялись как результат непосредственного воздействия европейских  и российских деятелей просвещения и их идей на саму Императрицу, как результат критического осмысления этих идей.

В начале Екатерина II обратила внимание на проблемы образования дворянства как опоры государства.  Она поставила задачу вырастить из дворянских детей «людей новой породы». 22.03.1764 г. было принято  «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» [3]. Программа предусматривала реорганизацию существующих и создание новых учебных заведений для дворян и открытие женских дворянских учебных заведений, что и было сделано [8, 16]. В рамках реформирования

была  проведена проверка уже существующих дворянских учебных заведений, по ее итогам были приняты законы, ужесточившие требования к учредителям и педагогам, это должно было повысить уровень качества обучения, востребованность этих заведений среди дворянства.

Кроме этого по образцу дворянских создавались Воспитательные дома

-       закрытые       воспитательно-образовательные      учреждения             для

«неблагородного сословия»; открывались мещанские отделения при мужских и женских закрытых дворянских учебных заведениях, специальные профессиональные училища при Воспитательных домах [4].  

Непосредственное осуществление реформ было связано с  деятельностью профессионального педагога, мыслителя И. И. Бецкого [8].

                    Программным        документом,        определившим        направление

государственной политики в области образования стал «Наказ императрицы Екатерины II» [11], Документ закрепил за каждым сословием строго отведенное ему место в общественной жизни: каждый человек должен был осознавать себя законопослушным, преданным самодержавию гражданином. Задача формирования гражданина возлагалась на правильное воспитание, которое готовило детей к выполнению функций, соответствующих его сословию. Екатерина II считала необходимым прививать детям любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству. При этом она особое внимание обращала на качества личности воспитателя, который сам должен быть образцом истинной гражданственности. 

    В 60-70–е гг. XVIII в. активно велся поиск путей реформирования

образования, были разработаны конкретные проекты по организации школьного образования (В.В. Крестинина,  Я.В. Поленова, Ф.Г. Дильтея и др.) [10], что  свидетельствовало о том, что определенная часть общества уже осознавала потребность в изменениях  и видела пути этих преобразований, а Екатерина II предпринимала реальные шаги по реализации идей просвещения. Положив в основу системы воспитания и образования сословный принцип, она создаст сеть общеобразовательных учебных заведений -  единообразных, унифицированных для всей территории России.

 

2.2   Школьная реформа (1882 – 1886 гг.)

Для подготовки школьной реформы была создана Комиссия об учреждении училищ во главе с сенатором П.В. Завадовским.  План реформы был подготовлен Ф. И. Янковичем де Мириево – австрийским педагогом, приглашенным в Россию. Он перевел на русский язык австрийские и немецкие инструкции для учителей, уставы школ, учебные пособия, что позволило русским педагогам и государственным деятелям познакомиться с западноевропейской организацией школьного дела [8].

Выбор австрийской модели не был случайным: положительные отзывы были даны  Московским университетом, Академией наук. Роль в принятии окончательного решения сыграло мнение академика Ф.У. Эпинуса, изложенное в его записке и в личной беседе с Императрицей [1]. Ф.У. Эпинус составил проект  реформы на рубеже 1781-1782 гг. В нем обоснована важность создания системы образования в России, проанализирована австрийская система и сделан вывод о том, что она полностью подходит для России. Он обосновал необходимость подготовки учителей, использования более рациональных методов обучения, наглядных пособий и предложил создать комиссию, которая изучит австрийскую систему образования и составит подробный проект реформ[9, 20].  

Указом  07.09.1782 г. была создана  Комиссия по учреждению в России народных училищ, основной задачей которой было «учредить в империи нашей народные школы… в наилучшем порядке и в совершенном единообразии» [9].Перед комиссией были поставлены задачи: 1) составить план народных училищ и разработать их устав, 2) создать учебные книги, 3) подготовить учителей, 4) открыть школы по всей империи [9]. 

27. 09. 1782 г. Екатерина утвердила «План к установлению народных училищ в Российской империи», подготовленный Комиссией, в соответствии с которым  во всех городах предстояло открыть всесословные государственные народные училища. Внимание уделялось единой методике преподавания, учебным планам, изданию учебников (впервые был создан полный комплект учебников по всем предметам для всех классов), материальной базе: приобретались коллекции минералов, оборудовались специальные кабинеты, комплектовались библиотеки[6, 21].

Также Комиссия разработала «Правила для учащихся народных училищ»[14]и «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи», которое отражало принципы классно-урочной системы,  содержало требования к учителю: он должен был организовать работу на уроке так, чтобы все ученики были заняты делом; запрещались телесные наказания и унижающие честь и достоинство учеников оскорбления, любые формы дискриминации учеников.

Для подготовки учителей в мае 1783 г. Комиссией было принято решение о создании Главного народного училища в Петербурге и при нем Учительской семинарии, которая в 1786 г. выделилась из состава Главного народного училища и стала первым в России педагогическим учебным заведением, выпустившим из своих стен к концу XVIII в. более 400 учителей народных училищ. Позже  на основе Учительской семинарии был создан Учительский институт, а затем Главный Педагогический институт [4, 18].  

05.08.1886 г. Императрицей был утвержден «Устав народным училищам Российской империи» [23], который заложил основы  государственной общеобразовательной школы. Документ отражал суть просветительской идеологии: просвещение даст положительные результаты: исчезнут нравственные и социальные пороки, рабство, невежество, суеверия

[4].

Следует отметить, что  беря за основу австрийскую систему, предполагалось  учредить 3 вида школ. По Плану также предполагалось создать три вида учебных заведений: главные, средние и малые училища. Однако после нескольких лет практической реализации такого образования в Петербургской губернии, Устав  утвердил двухступенчатую систему образования, а не трехступенчатую, как предполагалось ранее на основе австрийской системы. Это свидетельствует о том, вопросы прорабатывались глубоко, а первоначальные проекты проверялись на практике. Поэтому говорить о механическом заимствовании австрийского опыта нельзя.

Согласно Уставу в городах и крупных селах должны были создаваться народные училища двух типов: в губернских городах – главные народные училища (5 лет обучения), а в уездных городах и селах – малые народные училища (2 года обучения). Рекомендовалось вводить классно-урочную систему вместо традиционной индивидуальной работы с учащимися.

Учебный план малого училища включал чтение, письмо, арифметику, рисование и катехизис вместе со священной историей. Главные училища предполагалось создавать из четырех классов. Содержание обучения первых двух классов соответствовало содержанию обучения в малых училищах, в двух старших классах главных училищ школьники должны были изучать русскую грамматику, начала всеобщей истории, географию, физику, механику, геометрию. После окончания главного училища можно было продолжить обучение в университете, для чего в старших классах главных народных училищ дополнительно обучали латинскому и еще одному иностранному языку, преимущественно немецкому. В малых училищах обучение вели два учителя, а в главных – шесть. Содержание народных училищ было возложено на местные власти[8].

В разделе Устава «О должностях учительских» закреплялись требования к преподавателям училищ: «суть праводушие и благочестие», знание тех наук, которым он обучает учеников, способность их преподавать «вразумительно и ясно», «нежная любовь к юношеству» должна соединяться иногда с «умеренной строгостью», он должен иметь большое терпение и быть беспристрастным; должен работать строго по учебному плану и следовать содержанию учебников [6, 23].

Учебный процесс детально регламентировался: организация урока (повторение, изучение новой темы, закрепление), использование наглядных пособий, классной доски, учебников; расписание уроков и экзаменов. Большое внимание уделялось личным качествам учителя:  своим поведением и поступками он должен быть примером для учеников, он должен  показывать пример благочестия, дружелюбия, учтивости, прилежания. Устав закреплял правила поведения учеников, определяя их обязанности, меры наказания за проступки, меры поощрения. Среди мер поощрения: оглашение фамилий учеников на торжественных собраниях, запись фамилий в книгу почета, самым лучшим – учебная книга в дорогом переплете в подарок с напутственной надписью директора школы [6, 23].  

Позже Устав был дополнен «Правилами для учащихся в народных училищах», в соответствии с которыми  регулировался прием,  период обучения, учебное время, правила поведения вне школы и дома, основанные на традиции русского православного воспитания и правилах хорошего тона, принятого в светском обществе того времени [14].

В 1783 г. было издано «Руководство учителям первого и второго класса». Его первая часть – это методика работы: учителя обязаны были заниматься со всем классом, а не с каждым поодиночке, рекомендовалось выполнять серию упражнений с постепенным наращиванием трудности и ростом самостоятельности учащихся в их выполнении; излагалась методика опроса. Вторая – отдельные методики преподаваемых предметов. Третья  характеризовала личность учителя и профессиональные качества. Четвертая регламентировала его деятельность [8].

Народные училища явились новым для России типом учебных заведений, предназначенных для детей разночинного населения. Для этих училищ в 1783 г. по приказанию Екатерины II была издана книга  «О должностях человека и гражданина...», которая была рекомендована как обязательное учебное пособие и  формулировала цель воспитания - достижение человеком благополучия, которое возможно лишь при верноподданническом отношении к государственному устройству, верности своему сословию, христианской добродетельности, телесном здоровье и трудолюбии. В первой части разъяснялись обязанности человека перед

Богом, ближним и самим собой. Во второй - давались рекомендации по гигиене, лечению простых болезней, уходу за больными. В третьей части учителю давались рекомендации, как вводить учеников в круг общественных обязанностей добропорядочного подданного. Четвертая содержала сведения по домоводству, об искусствах, промыслах и  ремеслах [24].

Следует отметить, что вопросы реформы решались комплексно и с учетом российской  специфики: сословного строя, многонационального и многоконфессионального состава населения. 

 

3.   Итоги и значение реформы

Итог реформы можно оценить с двух сторон: в краткосрочном периоде и в долгосрочном  - на перспективу. Если рассматривать результат в краткосрочном периоде, то народных училищ к концу века насчитывалось всего 288 (49 главных и 239 малых), в них обучалось чуть более 20 тысяч детей,  девочки составляли лишь десятую часть, учителей 760 человек [4, 13]. 

Образование так и не стало всесословным: учились в основном дети дворянского сословия, духовенства и части купечества. Сельское, крестьянское население оказалось практически вне системы просвещения. 

Почему реформа реализовывалась с трудом?  Не хватало учителей, главные училища с задачей их подготовки для малых училищ не справлялись.  Так в 1789 г. в главном народном училище Москвы числилось 346 учащихся и только 5 учителей.  Материальное положение учителя было далеким от обеспеченности, а общественный статус - низким; учительское звание в XVIII  в. считалось принадлежностью людей низших классов, дворянин не мог быть учителем [4].

В стране не хватало средств. Центральная власть переложила на губернские и уездные власти задачу финансирования учебных заведений на своей территории, что оказалось им не под силу [2, 8].

Общество  в целом не было готово к нововведениям: даже многие дворянские семьи были критично настроены к новой системе образования, не доверяли ей, предпочитая семейное воспитание и образование.

У реформ  Екатерины II в области образования были оппоненты и противники. Умеренным критиком образовательной политики был Н.И. Новиков[12].Резким критиком реформ стал А. Н.Радищев, он  требовал широкого и полноценного образования для детей из всех сословий и настаивал не просто на воспитании, а политическом, чтобы подготовить человека к переустройству общества на основе идеала справедливости.  

Существует точка зрения, что попытки Екатерины II организовать просвещение народа не удались потому, что она пыталась механически перенести на отечественную почву чуждый России австрийский образец без учета потребностей и возможностей своей страны[8]. Не соглашусь с этой точкой зрения, считаю, что главным тормозом было нежелание кардинально «уходить» от сословного строя, тем более решать крестьянский вопрос: ни она лично, ни оплот власти – дворянство к этому были не готовы. Идея общеобразовательной школы вошла в противоречие с сословным строем и крепостным правом. 

В долговременной перспективе у реформы оказались очень значимые результаты. Важнейшим достижением стало создание  учебников для народных училищ:   по естествознанию  (В.Ф.Зуев), по грамматике (Е.Б. Сырейщиков); по арифметике, геометрии, механике, физике (М.Е. Головин). Авторы заложили в обучение  принципы научности и доступности изложения материала, наглядности, последовательности и связи изучаемого материала с жизнью,  учета возрастных особенностей [8,16].

Самое главное, на мой взгляд, – это то, что вопросы реформы решались комплексно: изучались различные модели, имела место своего рода экспертиза проектов, осуществлялся осознанный выбор модели, создавалась законодательная база, изучался практический опыт реализации реформы,  организация новых учреждений шла параллельно с ревизией и реорганизацией имеющихся; одновременно решались вопросы подготовки педагогических кадров, издания учебников и методических пособий, материальной базы; создавалась система управления учебными заведениями и контроля; все вопросы решались с учетом российской  специфики: сословного строя, многонационального и многоконфессионального состава населения.

Оценивая значение реформы школы, необходимо заострить внимание на тех ее идеях, которые  актуальны сегодня: 1) образование – это единый процесс воспитания и обучения, при приоритете воспитания, 2) роль воспитания:  оно должно прививать детям любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству, 3)  качества  личности воспитателя

(преподавателя): он сам должен быть образцом истинной гражданственности, 4) подготовка  преподавателей, повышение  их социального статуса, 5) запрещение телесных наказаний, запугивания детей; 6) индивидуального подхода в оценке способностей учащегося, ориентации  педагогической деятельности на решение задач развития его личности, 7) практической направленности изучения предметов, 8) классно-урочной формы организации обучения с использованием средств наглядности,  классной доски,  учебников, 9) опоры на традиционные ценности: в тот период – на религию, а сегодня на «традиционные духовно-нравственные ценности», в основе которых в том числе и религиозные ценности, идеи сильной учебной материальной базы, 10) методические принципы обучения: научности и доступности изложения материала,  последовательности изучения учебного материала и  его связи с жизнью, повторения, наглядности, учета возрастных особенностей, 12) комплексное решение вопросов образовательной политики.

Все это подтверждает прозорливость Екатерины II и ее сподвижников и работу на будущее. В  уставе об «учреждениях, касающихся до воспитания», она устами Бецкого говорит: «Преодолеть суеверие веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, порождение, есть дело совокупленное с невероятными трудами, а прямая оных польза остается потомству»[15].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерес к заявленной теме объясняется ее актуальностью, которая вытекает из роли образования в конкретный исторический период и из сходности задач, которые ставило государство перед образованием  в XVIII  веке  и ставит Россия сегодня.

Задачи, поставленные для достижения цели исследования, выполнены:1) охарактеризованы причины, которые заключались в потребностях государства в социально-экономическом и культурном развитии, укреплении политической власти, решении насущных вопросов внутренней и внешней политики, а также личных запросов Екатерины на «подтверждение» статуса просвещенной правительницы; 2) рассмотрен начальный период преобразований, предшествующий школьной реформе, в ходе которого анализировалась существующая система образования, реформировались дворянские учреждения, созданные ранее, изучались модели образования в странах Европы; во главе с Императрицей постепенно складывался круг людей, осознающих важность образования и необходимость реформ; 3) изучены  основные положения и модель реализации школьной реформы:  взятая за основу австрийская модель была переработана и адаптирована под российские условия, в результате чего была создана двухступенчатая модель школы; 4) оценена результативность в краткосрочном периоде и в перспективе; 5) выявлены сдерживающие факторы,  6) выявлены  идеи и положения реформы, которые актуальны в настоящее время.  

Несмотря на то, что не все идеи реализовались при Екатерине II, были заложены основы государственной общеобразовательной школы, утверждена решающая роль государства в организации и регулировании образования [17], которое ставит в каждый период времени конкретные задачи перед системой образования. Самое главное, что организационные, ценностные   и методические идеи 80-х годов XVIII века составляют основу современной российской системы образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                 Артамонова Л.М. Исторический опыт и значение школьной

реформы Екатерины II.https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-opyt-iznachenie-shkolnoy-reformy-ekateriny-ii.  Дата обращения 12. 02. 24. 

2.                 Белов А.В. У истоков создания системы народного просвещения в

Москве    в    правление    Екатерины    II:    частные    и    казенные    учебные

заведения.https://cyberleninka.ru/article/n/u-istokov-sozdaniya-sistemynarodnogo-prosvescheniya-v-moskve-v-pravlenie-ekateriny-ii-chastnye-ikazennye-uchebnye-zavedeniya.  Дата обращения 12.02.24.

3.                 Бецкой И.И. «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»https://strana-oz.ru/2004/3/generalnoe-uchrezhdenie-o-vospitaniioboego-pola-yunoshestva.Дата обращения 15.02.24

4.                 Болгова А.М.  Создание учебно-воспитательных учреждений для подготовки людей «третьего чина» в зходе образовательных реформ

Екатерины II / А.М. Болгова // Научные ведомости БелГУ. Серия:

Гуманитарные науки.- 2010.-№ 12.- С. 133-141.

5.                 Захаров В.Н., Пчелов Е.В.. История России. XVIIIве. Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций/ В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов.: под ред. Ю.А. Петрова.- 3-е изд. М.: «Русское слово- учебник», 2017.- 240 с. ил.(Инновационная школа). https://trojden.erenow.net/books/russian-

history/russian-history-8-class-xviii-century-zaharov-2017/24. Дата обращения 12.02.24.

6.                 Зуева М.А. Создание и деятельность  комиссии народных училищ

при Екатерине II.https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-i-deyatelnost-komissiinarodnyh-uchilisch-pri-ekaterine-ii. Дата обращения 11.02.2024. 

7.                 Ибнеева Г.В., Кинзябулатова Г.Р. Начало школьной реформы в

Казанском                    наместничестве                    (1786-1788                    гг.)

https://cyberleninka.ru/article/n/nachalo-shkolnoy-reformy-v-kazanskomnamestnichestve-1786-1788-gg. Дата обращения 12.02.24.

8.                 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. Академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. И дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.https://дюсш-мирный.рф/wpcontent/uploads/2020/11/Istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya.-Pod-red.-akademika-

RAO-A.I.-Piskunova.pdf. Дата обращения 12.02.24

9.                 Коршунова          Н.В. Школьная реформа     Екатерины

II.https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnaya-reforma-ekateriny-ii.                        Дата обращения12.02.24.

10.            Минеева Е.К., Зыкина А.П., Минеев А.И. Поиск путей реформы школьного образования в России при Екатерине II (60-70-е гг. XVIIIв. ).https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-sistemy-obrazovaniya-provodimyeekaterinoy-ii. Дата обращения 12.02.24.

11.            «Наказ императрицы Екатерины II». https://www.prlib.ru/item/733109 Дата обращения 12.02.24. 

12.            Новиков Н.И. «О воспитании и наставлении детей» (1783).

https://rvb.ru/18vek/novikov/01text/03hist_philos/29.htm. Дата обращения 12.02.24. 

13.            Павленко Н.И. Екатерина Великая.- М.: Молодая гвардия, 1999.-

495 с., стр.156https://search.rsl.ru/ru/record/01002158023. Дата обращения 12.02.24. 

14.            «Правила   для    учащихся   народных

училищ»https://ru.wikisource.org/wiki/Правила_для_учащихся_в_народных_у чилищах/1782_(ВТ). Дата обращения 17.02.24. 

15.            Рамбо А. Живописная история древней и новой России /  Пер. с фр.-

М.: Современник, 1994.-445с. Стр. 309 https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002823906/. Дата обращения 10.02.24

16.            Стародубцев М.П. Реализация проектов по реформированию российской системы образования в период правления Екатерины II. https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/170/starodubtsev_170_5_16. pdf. Дата обращения 11.02.2024. 

17.            Стародубцев М.П. Реформы системы образования, проводимые Екатериной II.  https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-sistemy-obrazovaniyaprovodimye-ekaterinoy-ii.  Дата обращения 11.02.2024. 

18.            Стародубцев М.П. Создание и развитие светской школы в России

XVIII     века    –    органическая    часть    историко-культурного    процесса.

https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-i-razvitie-svetskoy-shkoly-v-rossii-xviiiveka-organichnaya-chast-istoriko-kulturnogo-protsessa.          Дата обращения

12.02.24.  

19.            Стародубцев М.П. Теория и практика российского воспитания и образования в XVIII веке // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 150. С. 250.https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-rossiyskogo-vospitaniya-iobrazovaniya-v-xviii-veke Дата обращения 10.02.24.

20.            Толстой Д.А. Городские училища в царствование императрицы Екатерины II: читано в заседании Историко-филологического отделения 30 сентября 1886 г. / [сочинение] графа Д. А. Толстого. - Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии наук, 1886. -[2], 214 с.

;https://www.prlib.ru/item/406905. Дата обращения 10.02.24.

21.            Указ «Об учреждении Комиссии для заведения в России народных училищ // Антология педагогической мысли России XVIII в.- М.: Педагогика, 1985.- С.233-234, стр.233 https://djvu.online/file/MLqDJK08J68jB Дата обращения 17.02.24.

22.            Указ Комиссии об учреждении народных училищ.- //СПб.,1785- 46с.https://rusneb.ru/catalog/000202_000006_253255/ . Дата обращения 11.02.2024

23.            «Устав народным училищам Российской империи»// Школьное образование в России в конце XVIII – XIXвв.: сборник документов / сост.

А.В. Арсентьева, А. П. Петрянкина.-Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2005.-

С. 5-27, стр.11. https://studfile.net/preview/3822565/page:4/. Дата обращения

11.02.2024.  

24.            Фельбигер И.И. «О     должностях         человека     и

гражданина...»,https://rusneb.ru/catalog/000207_000017_RU_RGDB_BIBL_000 0359933/ Дата обращения 17.02.2024.  

 

Конкурс исследовательских и проектных работ в рамках

Конкурс исследовательских и проектных работ в рамках

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………

Отечества. В настоящее время Российское государство ставит перед системой образования именно эти задачи: подготовка таких людей, которые смогут в перспективе обеспечивать технологический суверенитет, экономическое развитие,…

Отечества. В настоящее время Российское государство ставит перед системой образования именно эти задачи: подготовка таких людей, которые смогут в перспективе обеспечивать технологический суверенитет, экономическое развитие,…

Коршунова Н.В., Павленко Н. И., и др

Коршунова Н.В., Павленко Н. И., и др

Императрица и ее сподвижники понимали роль женщины в воспитании детей

Императрица и ее сподвижники понимали роль женщины в воспитании детей

Реформа образования 1.1

Реформа образования 1.1

Воспитательных домах [4].

Воспитательных домах [4].

Ф. И. Янковичем де Мириево – австрийским педагогом, приглашенным в

Ф. И. Янковичем де Мириево – австрийским педагогом, приглашенным в

Также Комиссия разработала «Правила для учащихся народных училищ»[14]и «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ

Также Комиссия разработала «Правила для учащихся народных училищ»[14]и «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ

Это свидетельствует о том, вопросы прорабатывались глубоко, а первоначальные проекты проверялись на практике

Это свидетельствует о том, вопросы прорабатывались глубоко, а первоначальные проекты проверялись на практике

Учебный процесс детально регламентировался: организация урока (повторение, изучение новой темы, закрепление), использование наглядных пособий, классной доски, учебников; расписание уроков и экзаменов

Учебный процесс детально регламентировался: организация урока (повторение, изучение новой темы, закрепление), использование наглядных пособий, классной доски, учебников; расписание уроков и экзаменов

В первой части разъяснялись обязанности человека перед

В первой части разъяснялись обязанности человека перед

В стране не хватало средств. Центральная власть переложила на губернские и уездные власти задачу финансирования учебных заведений на своей территории, что оказалось им не под…

В стране не хватало средств. Центральная власть переложила на губернские и уездные власти задачу финансирования учебных заведений на своей территории, что оказалось им не под…

Самое главное, на мой взгляд, – это то, что вопросы реформы решались комплексно: изучались различные модели, имела место своего рода экспертиза проектов, осуществлялся осознанный выбор…

Самое главное, на мой взгляд, – это то, что вопросы реформы решались комплексно: изучались различные модели, имела место своего рода экспертиза проектов, осуществлялся осознанный выбор…

Все это подтверждает прозорливость

Все это подтверждает прозорливость

Несмотря на то, что не все идеи реализовались при

Несмотря на то, что не все идеи реализовались при

Ю.А. Петрова.- 3-е изд. М.: «Русское слово- учебник», 2017

Ю.А. Петрова.- 3-е изд. М.: «Русское слово- учебник», 2017

Дата обращения 12.02.24. 1

Дата обращения 12.02.24. 1

Толстой Д.А. Городские училища в царствование императрицы

Толстой Д.А. Городские училища в царствование императрицы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2024