Для определения параметра «тревожность» предлагается опросник Филипса (Альманах психологических тестов. М., 1966. С. 165), который позволит учителю не только определить уровень школьной тревожности учащегося, но и проникнуть в ее основные факторы. К ним относятся собственно обучающая среда и дидактические ситуации (см. ниже факторы 1, 5, 8); ситуации социальных контактов с одноклассниками (факторы 2, 6); неблагоприятные школьные условия для деятельностного самовыражения и самореализации (факторы 3, 4); низкая сопротивляемость организма стрессам (фактор 7).
Школьная тревожность
Для определения параметра «тревожность» предлагается опросник Филипса (Альманах психологических тестов. М.,
1966. С. 165), который позволит учителю не только определить уровень школьной тревожности учащегося, но и проникнуть
в ее основные факторы. К ним относятся собственно обучающая среда и дидактические ситуации (см. ниже факторы 1, 5, 8);
ситуации социальных контактов с одноклассниками (факторы 2, 6); неблагоприятные школьные условия для
деятельностного самовыражения и самореализации (факторы 3, 4); низкая сопротивляемость организма стрессам (фактор
7).
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам или предлагаться в письменном виде. На каждый
вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».
Инструкция. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над
вопросами долго не задумывайтесь. На листе ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос,
записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «—», если не согласны.
Текст опросника
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что ктонибудь из твоего класса бил или ударил тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он
говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Волнуешься ли ты о том, что можешь остаться на второй год?
12. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
13. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
14. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
15. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
16. Трудно ли тебе получать отметки, каких ждут от тебя родители?
17. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
18. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
19. Похож ли ты на своих одноклассников?
20. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
21. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
22.
23. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе подружески?
24. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
результатами твоих одноклассников?
25. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
26. Боишься ли ты временами вступать в спор?
27. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить
твою готовность к уроку?
28. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли ктонибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
29. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
30. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят чтото, что тебя задевает?
31. Как ты думаешь, теряют ли расположение одноклассников т e из них, кто не справляется с учебой?
32. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
33. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
34. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
35. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
36. Волновало ли тебя когданибудь, что думают о тебе окружающие?
37. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
38. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
39. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
40. Обладают ли способные ученики какимито особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
41. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удастся быть лучше их?
42. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
43. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
44. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и повеление?
45. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
46. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вотвот расплачешься?
47. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
48. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что
совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
49. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?50. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
51. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
52. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
53. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
54. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
55. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
56. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
57. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Обработки и интерпретация результатов
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58й
вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «—», то есть ответ «нет». Ответы, не
совпадающие с ключом это свидетельство тревожности.
При обработке выявляются:
— общая школьная тревожность. Подсчитывается общее число несовпадений по всему тесту при помощи ключа
(см. ниже). Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной школьной тревожности ребенка, если больше 75% от
общего числа вопросов — о высокой тревожности;
конкретные факторы, определяющее школьную тревожность. Подсчитывается уровень тревожности по
каждому из факторов (так же, как в первом случае — по числу несовпадений). В таблице по
каждому фактору указано максимальное значение тревожности, в соответствии с которым вычисляется реальный процент
выраженности уровня тревожности.
Факторы
Общая тревожность в школе
Переживание социального стресса
Фрустрация потребности в
достижении успеха
Страх самовыражения
Страх ситуации проверки знаний
Страх не соответствовать ожиданиям
окружающих
Низкая физиологическая сопротивляемость
N» вопросов
2.4, 7, 12, 16,21,23,26,28,46,47,48,49,50.51,52,
53. 54, 55, 56, 57, 58
222
5, 10. 15. 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44
2п
1.3.6, 11, 17, 19,25,29,32,35,38,41,43
2 1 3
27,31,34,37,40,45
Z6
2, 7, 12, 16,21,26
26
5. 8, 1 3. 1 7, 22
25
9. 14. 18.23,28
25
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2. 6. 11.32.35,41,44,47
28
Ключ к вопросам: «+» — да, «—» — нет
1
2 —
3 —
4
5 __
6
7
8
9 __
28 — 37
55 —
19
46
10
56
20 + 29 — 38 + 47
11
2| __ 30 + 39 + 48, 57
12
22 + 31 — 40 — 49 — 58 —
13
14
23
24 + 33 42
15
16 25
17
26
27
18
32 — 41 _ 50 —
51 _
34
35 + 44 + 53
36 + 45
43 + 52
54
Содержательная характеристика каждого фактора
1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами
— публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих
результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации,
снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного,
деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми
в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
включения его в жизнь школы.
2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его
социальные контакты (прежде веет — со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психологический фон, нс позволяющий ребенку
развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью
самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуации проверки (особенноШкольная тревожность
Инструкция. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над
вопросами долго не задумывайтесь. На листе ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос,
записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «—», если не согласны.Текст опросникаТекст опросника
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что ктонибудь из твоего класса бил или ударил тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он
говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Волнуешься ли ты о том, что можешь остаться на второй год?
12. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
13. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
14. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
15. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
16. Трудно ли тебе получать отметки, каких ждут от тебя родители?
17. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
18. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
19. Похож ли ты на своих одноклассников?
20. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
21. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
22.
23. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе подружески?
24. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
результатами твоих одноклассников?
25. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
26. Боишься ли ты временами вступать в спор?
27. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить
твою готовность к уроку?
28. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли ктонибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
29. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
30. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят чтото, что тебя задевает?
31. Как ты думаешь, теряют ли расположение одноклассников т e из них, кто не справляется с учебой?
32. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
33. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
34. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
35. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
36. Волновало ли тебя когданибудь, что думают о тебе окружающие?
37. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
38. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
39. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
40. Обладают ли способные ученики какимито особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
41. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удастся быть лучше их?
42. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
43. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
44. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и повеление?
45. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
46. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вотвот расплачешься?
47. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
48. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что
совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
49. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
50. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
51. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
52. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
53. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
54. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
55. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
56. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
57. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?