В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
ШКОЛЬНИКУ О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ
Цели деятельности учителя: пропагандировать здоровый образ жизни;
расширять знания обучающихся о вреде курения.
Педагогические задачи: воспитывать у обучающихся уважение к себе,
чувство собственного достоинства, уверенность в том, что здоровый образ жизни
делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный
выбор во всем; способствовать формированию у обучающихся отрицательного
отношения к курению.
Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности:
первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни,
приобретение школьниками социальных знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: получат первоначальный личный опыт здоровьесберегающей
деятельности, знания о негативном влиянии курения на здоровье человека.
Личностные: осознают необходимость ведения здорового образа жизни;
проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают
моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
– познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме
урока; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и
письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции;
– коммуникативные – умеют обмениваться мнениями в паре, слушают друг
друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; строят
понятные речевые высказывания, делятся своими впечатлениями;
– регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют
действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы : мультимедийная презентация, кинофильм
о вреде курения, толковый словарь С. И. Ожегова (три экземпляра); муляж
легких, сердца, головного мозга, рентгеновский снимок легких; рисунки
карикатуры о вреде курения, газета «За здоровый образ жизни» (о спортсменах
класса).
П о д г о т о в и т е л ь н а я р а б о т а : предложить подготовить сочинение на
тему «Курение – вред!».
Х о д з а н я т и яВесь секрет продления жизни состоит
в том, чтобы не укорачивать ее.
Эрнст Фейхтерслебен
I. Вступительное слово.
П е д а г о г . Мудрые люди всегда уверяли нас в том, что здоровье – это самое
ценное, что есть у человека. С ним не сравнимы никакие другие богатства жизни.
Высшее создание природы – человек, а человек здоровый, умный имеет
возможность в течение долгого времени наслаждаться всеми теми сокровищами,
которые ему предоставляет природа. Здоровый человек умеет радоваться жизни,
даже самым обычным вещам и явлениям.
Людям в юном возрасте свойственно не задумываться о своем здоровье.
Однако задумываться о сохранении здоровья стоит как можно раньше, а не
тогда, когда мы начинаем его терять.
Сегодня мы поговорим о коварном враге человечества – никотине, узнаем,
как табак попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка –
курение.
II. Основная часть.
– Как же люди познакомились с табаком? Обратимся к истории.
У ч е н и к 1. При раскопках в Гондурасе в древних храмах Центральной
Америки были найдены первые изображения курильщиков табака, датируемые
тысячным годом до н. э. Табак выращивали для местных лекарей. Он
использовался как болеутоляющее средство и в религиозных ритуалах. Тогда же
появились трубки и сигары.
Табак как представитель дикой флоры был известен в древности в Европе,
Азии, Африке. Листья его сжигали на костре, их дым оказывал на людей
одурманивающее воздействие.
У ч е н и к 2. Христофор Колумб был первым европейцем, столкнувшимся с
табакокурением. Во время его первого путешествия в Новый Свет в 1492 г. он
увидел, как жители острова Куба сосут плотно свернутые тлеющие листья
какогото растения. Растение это называлось каоба, а трубка для вдыхания
курительной смеси – табако. Отсюда и произошло слово «табак».
В Старом Свете курение сразу же запретили, а в Турции за курение человека
могли запросто посадить на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь
торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан VIII
отлучил от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение он
замуровал монахов в стену.У ч е н и к 3. В Россию табак попал в 1585 году контрабандным путем через
Архангельск.
После опустошительного пожара Москвы в 1634 году, причиной которого
оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. Царь
Михаил Федорович, дед Петра I, уличая когонибудь в курении первый раз,
наказывал его 60 ударами палок по стопам. Если же наказанный продолжал
курить, ему отрезали нос и уши. Но, несмотря на такие строгие меры, привычка
курить уже прочно укоренилась. К концу XVIII века в мире не было страны, куда
бы не проник табак.
У ч е н и к 4. При Алексее Михайловиче, сыне Михаила Федоровича, борьба с
потребителями сатанинского зелья усилилась. В специальном Уложении от 1649
года было велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на
козле кнутом, пока не признаются, откуда получено. Частных торговцев табаком
повелевалось наказывать: «пороть, резать носы, ссылать в дальние города».
В 1698 году, при императоре Петре I, который приучился к табаку в
Голландии и сам был заядлым курильщиком, сняли запрет на курение табака,
обложив его пошлиной и большим налогом.
У ч е н и к 5. Через много лет антикурильщики, не способные ничем
«отомстить» Петру I, который стал внедрять табак на Руси, выдвинули версию,
что, простудившись, славный царь Петр именно вследствие слабости
прокуренных легких не смог выздороветь и умер до срока, способный еще много
полезного сделать для России.
У ч е н и к 6. В 1716 году на продажу табака в России была установлена
монополия, приносившая доход казне. В Крыму появились плантации табака.
Первая табачная фабрика была построена в 1816 году на Украине, в Ахтырке, а
в 1852 году такая фабрика появилась в Петербурге. С 1870 года в Москве начала
работать табачная фабрика «Ява». Развивалась табачная отрасль – новая
доходная отрасль промышленности.
У ч е н и к 7. С историей табака тесно связано имя Жана Нико, который
прославился во Франции благодаря умелому использованию табачных листьев в
медицине. Он преподнес французской королеве Екатерине Медичи табачное
растение, листья которого, по его уверениям, обладали свойством «выгонять и
уничтожать болезни головы и мозга». В знак благодарности королева назвала
«чудодейственное лекарство» именем Нико – «Nicotina tabacum».
У ч е н и к 8. Табак – растение семейства пасленовых. Насчитывается 40
разновидностей табака. Корень растения достигает 2 метров в длину. Стебельпрямой, округлый, разветвленный. Листья крупные, черешковые или сидячие,
цельные, заостренные. Соцветие метельчатое. Плод – коробочка, которая при
созревании растрескивается. Семена овальные, темнокоричневые.
Никотин – вещество, содержащееся в листьях и стеблях табака. При курении
оно вдыхается с дымом, через легкие попадает в кровяное русло, затем – в
центральную нервную систему.
Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, то есть
2–3 капли. Именно эта доза поступает в организм человека при выкуривании 20–
25 сигарет. Одна сигарета содержит примерно 6–8 мг никотина, из которых 3–4
мг попадает в кровь. Таким образом, если в течение 30 лет курильщик
выкуривает примерно 20 тысяч сигарет, то он поглощает целых 800 граммов
никотина!
У ч е н и к 9. Что же происходит с нашим организмом при курении? Часть
табака сгорает, а дым, втягиваемый курильщиком, содержит окись углерода,
свинец, аммиак, ацетон, синильную кислоту и другие вредные вещества. В табаке
их более 1200, а образуют они около 4 тысяч химических соединений. Среди них
есть особенно токсичные и радиоактивные вещества типа полоний210. После
проведенных исследований ученые дали пачке сигарет меткое название
«Карманный Чернобыль».
Сигаретный дым содержит более 400 различных ядовитых веществ. Все они
могут стать причиной многих заболеваний и не приносят человеку ничего, кроме
вреда. Даже если сам ты не куришь, но находишься в прокуренном помещении,
ядовитый дым чужой сигареты уже наносит вред легким. Наиболее активными
компонентами табачного дыма являются никотин, окись углерода и смóлы.
У ч е н и к 10. Окись углерода – тот же ядовитый газ, что вырывается из
выхлопной трубы автомобиля. Кровь человека насыщена кислородом. Часть
кислорода в крови курильщика вытесняется ядовитой окисью углерода. Это
ухудшает состав крови и может привести к закупорке артерий – сосудов, по
которым циркулирует кровь. Окись углерода содержится в выхлопных газах и
сигаретном дыме.
Смола – вязкое черное вещество. Ее используют в дорожном строительстве.
Когда человек вдыхает дым, содержащиеся в нем невидимые глазу мельчайшие
капли смолы оседают в легочных тканях. Чем больше человек курит, тем больше
смол скапливается в его легких, а это очень вредно и опасно.П е д а г о г . По одному из американских телеканалов был показан фрагмент, в
котором знаменитый артист Юл Бриннер высказался о вреде курения: «Теперь,
когда я уже мертв, я могу сказать вам одно: не курите. Если б я мог
воздержаться от курения, ни о какой раковой опухоли не было бы речи. Я
убежден в этом». Впечатление от его слов было потрясающим. Эта передача
была сделана за несколько месяцев до его кончины.
Специалисты здравоохранения громогласно утверждают: «Табак сродни
наркотику».
Смертность курящих в среднем на 30 % выше, чем некурящих, а
выкуривающих не менее 20 сигарет в день – в 2 раза выше. Считается, что
активное курение отнимает 8–10 лет жизни. Почему же люди курят?
У ч е н и к 1. В медицинских исследованиях отмечаются значительное
снижение у человека внимания, памяти, ухудшение глазомера, почерка. Есть
хорошая возможность проверить влияние курения на организм человека в беге:
курильщик задыхается, словно вокруг него разреженный воздух. Врачи всего
мира дали курению краткое и исчерпывающее определение: «Чума XXI века».
Среди больных раком в разной форме – 95 % курящих. Смертность от рака
легких среди курящих в 20 раз больше. Рак почек встречается у курильщиков в 5
раз чаще. Среди больных раком гортани курящие составляют от 80 до 90 %.
Среди больных раком полости рта – 90 % курящих. Курение способствует также
развитию рака пищевода, мочевого пузыря, поджелудочной железы.
П е д а г о г . Особенно пагубно курение для детского организма, в два раза
больше, чем для взрослого. Курение замедляет физическое и интеллектуальное
развитие детей. Курящие подростки страдают от болезней желудка, одышки; при
физических нагрузках они быстро устают; у них слабая память, что часто
является причиной плохой успеваемости в школе.
Они нервные,
неуравновешенные, подвержены депрессии и чаще совершают асоциальные
поступки. Вдыхая табачный дым, многие подписывают себе смертный приговор.
Поэтому, прежде чем закурить, стоит подумать! Не курить – значит быть
здоровым и долго жить!
Если человек не курит, то:
– его жизнь будет длиннее на 10–20 лет;
– он будет выглядеть лучше: кожа будет чище, будет здоровый цвет лица и
белые зубы; одежда и волосы не будут пахнуть табачным дымом;
– его близкие и любимые люди будут дышать чистым воздухом, без табачного
дыма;– у него на 90 % меньше риск умереть от рака легких, на 75 % – от
хронического бронхита и эмфиземы легких, на 25 % – от болезней сердца и
сосудов, меньше риск заболеть раком поджелудочной железы, глотки, гортани,
мочевого пузыря;
– у него будут здоровые дети;
– он сэкономит много денег. Посчитайте!
Сегодня каждый человек имеет право на чистый воздух, которым он дышит.
А если человек уже курит? Может ли он избавиться от этой привычки?
Международный противораковый союз рекомендует ряд правил,
придерживаясь которых курильщик самостоятельно может отвыкнуть от
курения. В частности, курящим советуют чаще ходить в театры, музеи, на
выставки и в другие места, где курить запрещено.
Помните, что отказаться от табака не поздно никогда.
III. Подведение итогов (рефлексия).
– Кто был первым европейцем, столкнувшимся с табакокурением?
– Что явилось причиной опустошительного пожара Москвы в 1634 году?
– Как наказывали курящих в разных странах?
– Что происходит с нашим организмом при курении?
– Сколько различных ядовитых веществ содержит сигаретный дым?
– Какое определение дали врачи всего мира курению?