Школьные географические проекты
Оценка 4.7

Школьные географические проекты

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
география
7 кл—11 кл +1
25.03.2022
Школьные географические проекты
программа элективного курса по географии для обучающихся среднего и старшего звена
Rabochaya_programma_ShGP_2022 ХРФ.doc

Рабочая программа элективного курса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ШКОЛЬНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

 

 

Ступень образования: основное общее образование

 

 

 

 

Класс обучения: 7-8

 

 

Автор рабочей программы: Хатмуллина Раушания Фидусовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск 2022


«Школьные географические проекты»

Пояснительная записка

Курс «Школьные географические проекты» предназначен для учащихся 7-8 классов, имеющих склонности к исследовательской работе по географии и экологии. Данный курс рассчитан на 34 часов (1 час в неделю).

При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы было обеспечено ее соответствие следующим документам:

1. п.5 ст. 14, п.1 ст.15, п.6,7 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»;

2. Уставу МБОУ «СШ №15»;

3. Положению об организации образовательного процесса;

4. Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования;

5. базисному учебному плану МБОУ «СШ №15»;

6. примерной программе основного общего образования по географии, утвержденной Министерством образования и науки РФ;

7. Авторской программы по географии под редакцией В.П. Дронова.

8. Рабочие программы к линии УМК под редакцией А.А. Летягин,  И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.

         Данная программа учитывает главные ориентиры стратегии образования в ХМАО-Югре, которые направлены на обеспечение возможность для индивидуального развития школьника, отвечающее личным интересам и потребностям ребенка, создающее пространство его самоопределения.

21 век – век технологий и развития затронул своим влиянием и образовательную сферу. В современной школе уделяется большое внимание технологии проектной деятельности, как на уроках, так и во внеурочное время. Данная технология позволяет развивать активность и самостоятельность школьника, творчески развиваться и расширять свои учебные возможности, познавать и создавать новое.

Школе на данном этапе развития требуются такие методы обучения, которые позволяют:

·                   формировать активную, самостоятельную жизненную позицию учащихся;

·                   развивать метапредметные умения и навыки: рефлексии, самооценки, исследовательской деятельности;

·                   формировать компетенции, непосредственно связанные с применением в практической деятельности;

·                   развивать практикоориентированность

Метод проектов в современном образовании является ведущим.

Он выступает как важное средство решения затруднений, связанных с неумением  обучающихся работать с информацией, отсутствием мотивация к обучению, познанию нового, так как преобладает репродуктивная деятельность, которая сводится к простому воспроизводству знаний, зачастую оторванных от жизни;

Образование человека в современном обществе – это важнейший социальный заказ на формирование человека со всеми знаниями и компетенциями, необходимыми в реалиях современного времени.

Современный выпускник школы должен научиться адаптироваться к изменениям, происходящим в мире, научиться мыслить самостоятельно и критически, быть коммуникабельным, контактным в различных жизненных ситуациях.

Поэтому очень важно формирование и применение следующих компетенций:

·                   общенаучной;

·                   информационной;

·                   познавательной;

·                   коммуникативной;

·                   ценностно-смысловой;

·                   социальной;

·                   компетенции личностного самосовершенствования.

Школа создает условия  для формирования гармоничной личности, у которой такие компетенции сформированы.

Проектная деятельность — это уникальный вид деятельности, который направлен на достижение заранее определенного результата, которым является создание определенного продукта или услуги.

В настоящее время проектное обучение приобретает весомую роль. Это связано с тем, что данная деятельность обеспечивает развитие не  только познавательной сферы, но и умения самостоятельной деятельности, позволяющей ориентироваться в окружающем информационном мире, развивать критическое и творческое мышление, умение увидеть проблему, сформулировать ее и решить.

В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы… творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов… создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий».

Обучающиеся 9 класса защищают итоговый проект, подготовка которого невозможна без предварительной работы.

Выпускники, у которых есть достижения на всероссийских и региональных конференциях имеют возможность получить дополнительные рейтинговые баллы при поступлении.

Курс «Географические проекты» позволяет изучить основы проектной деятельности и  направлен на освоение следующих способов деятельности:

1.  постановка целей и задач

2.  планирование проектной деятельности

3.  формулировка, описание и анализ проблемы,

4.  поиск и анализ способов решения проблемы.

5.  решение проектных задач, создание учебного проекта, его защита.

В основе проектного обучения в школе в целом, и в частности данного курса - деятельностная теория, которая опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности-мотивы-цели-условия-действия) и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения поставленных задач и выявленных проблем. 

Решение задачи состоит в поиске оптимального действия или алгоритма, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата.

Цель проектной деятельности: познание окружающего мира на интеграционной основе знаний и компетенций, приобретенных при изучении географии и других предметов.

Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:

Образовательные:

1.                Знакомство с понятиями «проектная деятельность», виды проектов.

2.                Умение ставить проблемные вопросы, находить и формулировать проблему.

3.                Работа с разными источниками информации, обработка информации

4.                Умение наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты экспериментальной деятельности.

5.                Умение оценивать результаты деятельности.

6.                Познакомить с разными видами представления результатов проектной деятельности.

Воспитательные, развивающие:

1.                 Умение работать в команде.

2.                 Развивать понимание значимости своей и коллективной работы для достижения наилучшего результата,

3.                 Развивать понимание роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

1.                 Развивать исследовательские умения и компетенции.

В основу данной программы заложены принципы доступности и научности.

Так же большую роль играют краеведческий принцип и принцип практической направленности содержания.

При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:

·                   выявление проблемы, вытекающих из неё целей и задач;

·                   выдвижение гипотезы по изучаемой проблеме ;

·                   определение методов исследования, продукта проектной деятельности;

·                   анализ полученных данных;

·                   подведение итогов;

·                   оформление результатов проекта;

·                   корректировка;

·                   выводы по проекту, возможности практического применения

·                   выявление возможности продолжения работы

В результате прохождения курса «Школьные географические проекты» учащиеся получают опыт:

·                   поиска и анализа проблем;

·                   анализа способов решения найденных проблем;

учащиеся научатся:

·                   описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;

·                   определять противоречия, лежащие в основе проблемы;

·                   формулировать проблему;

·                   формулировать цели дальнейшей проектной деятельности;

·                   ставить задачи, адекватные целям;

·                   выстраивать в хронологической последовательности шаги (действия);

·                   рассчитывать время, необходимое для их выполнения.

При обучении основам проектной деятельности используются активные виды деятельности, а именно: мозговой штурм; обсуждение; диспут, самостоятельная работа, рецензирование работ сверстников.

В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (проектная задача) и итогового (защита проекта).


Учебно-тематический план

 №

Наименование тем, занятий

Кол -во

часов

Формы работы

Формы контроля

1.

Учимся ставить цели задачи проекта

1.1.            Что такoе прoект. Виды проектов

1.2.            Прoблемный вoпрoс.

1.3.            Пoстановка целей.

1.4.            Успешное дoстижение цели - правильнo поставленные задачи.

1.5.            Алгоритмы для решения задачи.

1.6.            Работа с источниками информации.

6

Лекция,

Беседа, практикум

текущий

3.

Источники информации в проектной деятельности

3.1. Основные источники информации.

3.2. Виды справочной литературы.

3.3 Составление справочника по основным вопросам проекта.

3.4 Использование ресурсов Интернета

3.5. Поиск информации по проекту.

3.6. Составление алгоритма работы со справочной литературой.

3.7. Подготовка перечня информационных источников по определенной теме.

7

Работа в группах.

Работа с различными источниками.

Поиск информации для проекта.

Презентация результатов

групповой работы

4.

Работа с иноформацией

4.1. Чтение текста (выделение главных мыслей)

4.2.Составление информационных таблиц.

4.3. Составление сложного плана и конспекта

4.4.Составление коллажа по теме проекта.

4

Индивидуальная и групповая работа с источниками информации

текущий

5.

Организация экспериментальной деятельности

5.1.Наблюдение (научное включенное и невключенное)

5.2.Сущность эксперимента. Виды экспериментов

5.3-5.4. Организация эксперимента. Составление карты эксперимента

5.5 Использование экспериментов в проектной деятельности

5

Организация наблюдений, экспериментов.

Представление результатов наблюдения и экспериментов, тестирование

6.

Организация работы в группах

6.1. Что такое командная работа. Правила работы в команде.

6.2. Способы группового взаимодействия.

6.3. Мозговой штурм.

3

Работа в группе (команде).

 

Оценка выступлений

7.

Экспертиза деятельности

7.1. Экспертиза своей и чужой деятельности.

7.2. Способы эффективной организации деятельности.

7.3. Плюсы и минусы работы над проектом.

3

Проведение экспертизы.

 

Работа над проектом.

Рефлексия курса

8

Проектные задачи

8.1 Что такое проектные задачи.

8.2 Решение проектных задач.

8.3 Составление проектных задач

3

Решение проектных задач

Итоговый контроль

9

Защита проектов

2

 

Итоговый контроль

 

Заключительное занятие

1

 

 


Содержание программы

 

Тема 1. Теоретические основы проектной деятельности. (6 часов)

Что такое проект. Виды проектов

Проблемный вопрос. Постановка проблемного вопроса - выдвижение гипотезы.

Что такое цель проекта, исследования. Постановка цели. Способы достижения цели.

Успешное дoстижение цели - правильно поставленные задачи.

Понятие задач проекта, исследования. Алгоритмы для решения задачи.

Работа с источниками информации, как ресурсами проекта. Виды источников информации

Тема 2Источники информации в проектной деятельности (7 часов)

Основные источники информации.

Виды справочной литературы

Составление справочника по основным этапам проекта

Использование ресурсов Интернета

Поиск информации по проекту в различных источниках. 

Составление алгоритма работы со справочной литературой

Подготовка перечня информационных источников по определенной теме

Тема 4. Работа с информацией. (4 часа)

Чтение текста (выделение главных мыслей)

Составление информационных таблиц. Обсуждение результатов

Составление сложного плана и конспекта

Понятие коллажа. Составление коллажа по теме проекта.

Тема 5. Организация экспериментальной деятельности. (5 часа)

Наблюдение (научное включенное и невключенное). Организация наблюдений

Сущность эксперимента. Виды экспериментов

Организация эксперимента. Составление карты эксперимента

Использование экспериментов в проектной деятельности

Тема 6. Организация работы в группах (3 часа)

Что такое командная работа. Правила работы в команде.

Способа группового взаимодействия. Правила взаимодействия

Мозговой штурм.

Тема 7. Экспертиза деятельности (3 часа)

Понятие экспертизы. Экспертиза своей и чужой деятельности.

Способы эффективной организации деятельности.

Плюсы и минусы работы над проектом. Как преодолеть трудности

Тема 8. Проектные задачи.(3 часа)

Что такое проектные задачи.

Решение проектных задач.

Составление проектных задач

Тема 9 Защита проекта (3 часа)

Заключительное занятие


 

Требования к проектам

(в соответствии с положение МБОУ СШ №15 о ИИП)

9.      Требования к защите индивидуального итогового проекта

9.1.   Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.

9.2.   Учащиеся 9 классов представляют свой проект в качестве экзаменационной работы за одну-две недели до защиты для просмотра комиссии.

9.3.   Защита проекта производится в сроки, установленные для сдачи экзаменов по выбору.

9.4.   Учащиеся 9 классов защищают свой проект согласно утверждённому директором расписанию.

9.5.   Публичная защита индивидуального итогового проекта проводится в устной форме с обязательной демонстрацией фрагментов проекта или презентации и не должна превышать 10 минут, количество слайдов в презентации - не более 16.

9.6.   После завершения выступления ученик должен ответить на вопросы комиссии (если таковые возникли).

9.7.   Публичное представление индивидуального итогового проекта обучающегося должно содержать:

      обоснование выбранной темы, доказательства её актуальности,

      цели и задачи проекта и степень их выполнения,

      обязательное указание на степень самостоятельности проделанной работы,

      описание возможностей применения продукта на практике в разных сферах деятельности;

      а также учитывается:

      эмоциональное воздействие на слушателей,

      правильность речи, артистичность,

      умение реагировать на вопросы, аргументируя свой ответ,

      дизайн проекта.

9.8    Все демонстрационные материалы для защиты индивидуального итогового проекта должны быть заранее записаны на компьютер, использующийся во время защиты.

9.9. Обучающимся предоставляется возможность по специальному графику апробировать технику и качество записи.


Критерии оценки индивидуальных итоговых проектов

КРИТЕРИЙ

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БАЗОВЫЙ

уровень

ПОВЫШЕННЫЙ

уровень

1.Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

-работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения;

-продемонстрирована способность приобретать новые знания и /или осваивать новые способы действий;

- показано умение достигать более глубокого понимания изученного.

- работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения;

-продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; -продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий.

-продемонстрировано понимание содержания выполненной работы;

-в работе и ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

-продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности; -ошибки отсутствуют.

3. Регулятивные действия

-продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы;

-работа доведена до конца и представлена комиссии; -некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя; -показано умение анализировать и распределять информацию;

-при этом проявляются отдельные элементы самооценки самоконтроля обучающегося.

-работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все этапы обсуждения и представления;

-контроль и коррекция

осуществлялись

самостоятельно.

4. Коммуникативные действия

-продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки презентации;

- автор чётко и аргументированно отвечает на вопросы.

 

-тема ясно определена и пояснена;

-текст хорошо структурирован, мысли выражены логично и последовательно, аргументы подобраны верно;

- проект вызывает интерес с практической точки зрения;

-автор свободно отвечает на вопросы.

 


Список ученических проектов

1.                 Флюгер – забытая сказка, или современный прибор

2.                 Народная метеорология, или работают ли в наше время приметы погоды

3.                 Минералогия под микроскопом

4.                 Вторая жизнь бумаги

5.                 Дневник наблюдений за погодой

6.                 Аспекты безопасной жизни

7.                 Агаты

8.                 Библиотека путешественников России. Западная Сибирь

9.                 Исчезающая Россия

 


Литература для учителя

1.                 География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Учебник. ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник" - В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя.

2.                 География. 8 класс. Учебник. ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник" - Е. А. Таможняя, С. Г. Толкунова.

3.                 https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200600711 ( статья Д. Эльконина «Размышления над проектом»)

4.                 Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.

5.                 Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2017.

6.                 Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2018.

7.                 Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2017.

8.                 Горбенюк О. С., Горбенюк Т. Б. Теория обучения; Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.

9.                 Рудакова Д.Т., н.с.ЦНИТ ИОСО РАО. Интернет-технологии в деятельности учителя. Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"// www.ioso.iip.net

10.            Соуза Э.Г. Университет ООН: глобальная миссия // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1990" N3,С10.

11.             Эйхельбаум де Бабини А.М. Сходства и различия в развитии современных моделей образования // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО. N4. С.51, 53.

Литература для детей

1.                 География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Учебник. ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник" - В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя.

2.                 География. 8 класс. Учебник. ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник" - Е. А. Таможняя, С. Г. Толкунова.

3.                 http://ru.wikipedia.org/  - Википедия

4.                 http://www.megabook.ru/ - мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

5.                 http://www.vokrugsveta.ru/ -журнал Вокруг света

6.                 http://www.rgo.ru/ - Русское географическое общество

7.                 http://www.nat-geo.ru/ -National Geographic Россия


Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа элективного курса

Рабочая программа элективного курса

Школьные географические проекты»

Школьные географические проекты»

Образование человека в современном обществе – это важнейший социальный заказ на формирование человека со всеми знаниями и компетенциями, необходимыми в реалиях современного времени

Образование человека в современном обществе – это важнейший социальный заказ на формирование человека со всеми знаниями и компетенциями, необходимыми в реалиях современного времени

В основе проектного обучения в школе в целом, и в частности данного курса - деятельностная теория, которая опирается на представление о структуре целостной деятельности (…

В основе проектного обучения в школе в целом, и в частности данного курса - деятельностная теория, которая опирается на представление о структуре целостной деятельности (…

В результате прохождения курса «Школьные географические проекты» учащиеся получают опыт: · поиска и анализа проблем; · анализа способов решения найденных проблем; учащиеся научатся: · описывать…

В результате прохождения курса «Школьные географические проекты» учащиеся получают опыт: · поиска и анализа проблем; · анализа способов решения найденных проблем; учащиеся научатся: · описывать…

Учебно-тематический план №

Учебно-тематический план №

Экспертиза деятельности 7.1.

Экспертиза деятельности 7.1.

Содержание программы Тема 1

Содержание программы Тема 1

Тема 9 Защита проекта (3 часа)

Тема 9 Защита проекта (3 часа)

Требования к проектам (в соответствии с положение

Требования к проектам (в соответствии с положение

Критерии оценки индивидуальных итоговых проектов

Критерии оценки индивидуальных итоговых проектов

Список ученических проектов 1

Список ученических проектов 1

Литература для учителя 1.

Литература для учителя 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2022