Школьный музей Боевой славы -территория внеурочной деятельности
Оценка 4.9

Школьный музей Боевой славы -территория внеурочной деятельности

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
другое
СCУЗ, ВУЗ
04.02.2021
Школьный музей Боевой славы -территория внеурочной деятельности
Материал раскрывает историю развития музея Боевой славы средней школы №55 города Ярославля, основные направления работы музея, перечень педагогических технологий.
Школьный музей -территория ВД.doc

    

 

 

 

 

 

 

                                         Тема

          «Школьный музей Боевой славы- территория

                      внеурочной деятельности»

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

      Цель работы:

              -знакомство с историей Музея Боевой славы моряков-подводников средней школы № 55 города Ярославля;

              -знакомство с основными направлениями работы музея;

              - педагогические технологии внеурочной деятельности в практике работы музея.

      Актуальность темы:

    Тема «Школьный музей Боевой славы- территория внеурочной деятельности» актуальна по нескольким причинам:

    1. У обучающихся снижается интерес к экспозициям школьных музеев.

    2. Нечасто используются новые педагогические технологии, а посещение экскурсий не всегда интересует подростков.

    3. Школьный музей может стать территорией внеурочной деятельности.

    4. Работа музея помогает родным пережить горечь утраты и внушает

 надежду о том, что их сыновья не будут забыты.

     

       1. Из истории развития музея

   Нас часто спрашивают, почему в центре страны где нет моря, в школе на окраине города Ярославля, есть музей Боевой славы моряков-подводников Краснознаменного Северного флота?  Началось это так. В 1983 году райком комсомола поручил пионерской дружине средней школы № 55 собрать материал о земляке, Герое Советского Союза контр- адмирале Колышкине Иване Александровиче. Материала собрали много, дружине присвоили имя И.А. Колышкина и решили открыть музей. Свободных кабинетов не было. Получив разрешение, для музея построили помещение в середине коридора 2 этажа, размером 20 кв. метров, заказали 3 витрины и несколько стендов.

   Создателем и руководителем музея стала Заслуженный учитель РСФСР учитель истории Иванова Лидия Ивановна. Огромную помощь в работе музея оказывали старшие пионервожатые С.В. Маслова, Л.В. Харитонова, учитель русского языка и литературы Т.А. Матвеева. Когда открываешь двери, видишь нарисованную на стене подводную лодку «Щ-404», портрет Ивана Александровича Колышкина и понимаешь, что попал в морское царство.

   Открытие музея состоялось 19 сентября 1988 года. На нем присутствовала племянница Ивана Александровича, Газетова Валентина Сергеевна.  Её запись: «Великолепно! Иван Александрович устремил свой взгляд в море и как будто вспоминает своих боевых товарищей» открывает Книгу отзывов №1.

     С 2011 года руководителем музея стала заместитель директора по учебно-воспитательной работе отличник народного просвещения Л.А. Шушаричева.

    Музей имеет лицензию и паспорт.

    

      II.Особенности внеурочной деятельности

     В музее Боевой славы школы за 32 лет сложилась система работы, которая включает гражданское, военно- патриотическое воспитание учащихся через занятия кружка. Трудностью работы в школьном музее является непостоянный состав коллектива, в начале работы в активе было по 10- 12 человек. С 2011 года, с введением ФГОС, большую роль стала играть внеурочная деятельность, которой ребята занимаются в течение нескольких лет. Сейчас в музее занимаются ребята, которые занимаются по 7 лет, с 1 класса. По заявлениям родителей (законных представителей) внеурочную деятельность по курсу «Музей» стали выбирать все большее количество учащихся:

    - 2017-2018 учебный год- 35 человек, организовано 4 группы

    - 2018-2019 учебный год – 42 человека, организовано 4 группы

    - 2019-2020 учебный год -101 человек, организовано 8 групп

    - 2020-2021 учебный год -134 человека, организовано 11 групп.

    Еженедельные занятия по курсу внеурочной деятельности проводятся в соответствии с утвержденными рабочими программами.  На первом занятии обучюащиеся коллективно принимают Правила поведения в музее:

        1. Музей хранилище экспонатов, их нужно беречь.

        2. Экспонаты любят тишину: разговаривай тихо.

        3. Говорит один, слушают все.

        4. Работай спокойно, не мешай другим. Иногда вносятся изменения, но основные позиции остаются неизменными.

     Кроме еженедельных занятий по расписанию, обучающиеся 1-8 классов - на всех мероприятиях основных направлений работы выступают как активные слушатели, как участники, как организаторы.

 

     III. Основные направления работы музея:

         - поиск экспонатов;

         - переписка с ветеранами – подводниками;

         -переписка с подводниками, с родными погибших;

         - встречи с интересными людьми;

         - проведение  уроков истории на базе материалов музея;
         - проведение экскурсий для школьников, дошкольников;

         - организация экскурсий и поездок для музеистов;

         - проектная, исследовательская деятельность;

         - мероприятия гражданско- патриотической направленности;

         - участие музея в областных и городских фестивалях, конкурсах;

         - музееведение;

         - Мобильный музей.

 

             1). Поиск экспонатов

      Самое ценное в музеях –это экспонаты. Экспонаты музея Боевой славы – еще более ценные, т.к. рассказывают о мужестве, стойкости, героизме защитников Родины.  Экспонаты - основной предмет изучения и исследования. Чем интереснее экспонаты, тем больше людей будут посещать музей. Они несут в себе особую информацию о хозяине, о времени, о событиях и воздействует на все органы чувств и, неслучайно, когда ребята входят в музей, то говорят об особенном воздухе музея. Экспонаты влияют на личность посетителя, вызывая в нем разные эмоции: грусти, печали, озабоченности, сдержанности, гнева, радости. Влияние экспонатов школьного музея на формирование личности ребенка важнее в несколько раз. Здесь, с 1 класса, он впервые соприкасается с историей страны, своего края, конкретного человека, учится его изучать и рассказывать о нем. Сейчас в музее 1350 экспонатов, почти все подлинные и работа по их поиску ведется постоянно.

     Первыми экспонатами музея Боевой славы моряков-подводников Краснознаменного Северного флота средней школы №55 города Ярославля стали фотографии, документы, книга «В глубинах полярных морей», записная книжка И.А. Колышкина, которые передала в музей его жена Любовь Михайловна. Поиск экспонатов, связанных с подводным флотом достаточно трудный в силу того, что музей находится вдали от моря. Продолжился поиск с изучения книги «В глубинах полярных морей», т.к. И.А.Колышкин в ней написал о подлинных участниках боевых операций и называл их настоящие фамилии и имена. Была организована переписка с подводниками, ветеранами Великой Отечественной войны, которые служили на Северном флоте вместе с ним. От них получили много писем с интересными историями, открыток, книг о боевых подвигах. Была оформлена первая экспозиция «Никто не забыт, ничто не забыто».

     Ученики узнали, что в 1961 году, ярославец, матрос Валерий Харитонов, служивший на «К-19», спас мир от ядерной катастрофы.  Его сестра и друг во время встреч передали фотографии, фотоаппарат 1957 года выпуска, фотоальбом о проведенной операции по пересадке кожи Валерия обгоревшему 9-летнему мальчику и его фото с подводной лодки «К-19». В 2018 году неожиданно музей пополнился письмами и фотографиями главного старшины Е.Е. Скобелева, который служил на «К-19» в 1979-1980 годах.

    В конце 80-х годов, после поездок в Ленинград, Кронштадт, Полярный, необычными экспонатами музея стали: вещи подводников, головные уборы, портативная радиостанция, гильзы снарядов, спасательный костюм подводника, шлем и ботинок водолаза, инструменты для медицинской операций на подводной лодке, батоны длительного хранения.

    В 1989 году в музее побывала группа моряков подводной лодки «Ярославский комсомолец», которая передала много фотографий о службе на лодке, тельняшку командира. Среди подводников были наши земляки, потому, что в то время по 3-4 призывника, работника моторного завода, направлялись для прохождения службы на эту лодку. По окончании службы они вновь приходили в музей и встречались с ребятами.

     Гибель АПРК «Курск» в 2000 году потрясла весь мир. Учителя, родители, ученики, ветераны- подводники передали в музей, брошюры, газеты того времени. В 2004 году музей пополнился уникальным экспонатом: куртка старшего лейтенанта Максима Анатольевича Рванина, темно-синего цвета,  белесая от морской соли, левый рукав надорван, звездочки на погонах стали серыми.  Она пролежала на морском дне целый год и передана его матерью со словами: «Вы собираете материал о подводниках и я верю, что вы сохраните память о моем сыне.» Мимо этой витрины пройти нельзя, чтобы не остановиться. Семья погибшего земляка передала курсовую работу по электротехнике 1997 года, фотографии, Письмо командования о гибели сына, иконку, освященную патриархом Алексием II.

    После поездок в 2008 и 2014 годах на военно-морскую базу в город Полярный и приезда в наш музей командующего Кольской флотилии контр-адмирала Олега Вячеславовича Голубева наши фонды стали пополняться материалами о современном подводном флоте: тужурка контр-адмирала со значками и наградами, книги, пилотка командира подводной лодки «Ярославль» свисток боцмана, рында, книги, хлеб, спасательное средство, одноразовое белье.

    С 2017 года неожиданно началось новое пополнение фондов музея: через Интернет о нас узнала семья капитан-лейтенанта Сергея Сергеевича Кокурина из Воронежа. Прислали фотографии, 9 книг, написанных и изданных на свои средства, военно-морской флаг размером 2 * 1,2метра, книжку Боевого номера машиниста, выданную в 1996 году, погон С.С. Кокурина.

       Не каждый музей имеет часть подводной лодки, а в 2019 году у нас появился экспонат «Фрагмент прочного корпуса подводной лодки», переданный рабочими судоремонтного завода из Северодвинска.

     Экспонаты оформлены в экспозиции, которые обновляются:

 

    - «Никто не забыт и ничто не забыто»

    - «Они спасли мир от ядерной катастрофы»

    - Моряки подводной лодки «Ярославский комсомолец»

    - Атомный подводный ракетный крейсер «Курск»

    - Современный подводный флот

 

   2. Переписка с ветеранами  Великой Отечественной войны
    
Трудные годы войны уходят в прошлое,  а вместе с ними и ветераны…

Кто лучше их расскажет о боях на море? Конечно — ветераны.
За годы работы музея  мы нашли   несколько моряков – подводников,  участников Великой Отечественной войны,  в разных городах и других государствах: в Санкт-Петербурге, в Воронеже, в Риге, в Минске.

      Более 17 лет шла переписка с моряками- подводниками, ветеранами Великой Отечественной войны, которые писали о военных операциях, о том,  как они живут и ждали ответа от нас наших успехах.

     Сергеев Константин Сергеевич, автор книги «Лунин атакует «Тирпиц», служил на подводной лодке «К-21» и сам участвовал в этой операции. Его книга с дарственной надписью и 18 писем в нашем музее.

     Штурман АПЛ «К-21» Леошко Михаил Александрович, а после его смерти жена, Наталья Михайловна, написали нам 73 письма и открытки из Риги, прислали 2 ордена и 3 медали, которые мы впоследствии передали в военно-исторический   Минска, на родину Михаила Александровича.

     До 2016 года мы переписывались с подводником –долгожителем из Воронежа, командиром торпедной группы АПЛ «К-21» Котовым Алексеем Федоровичем. О службе в годы Великой Отечественной войны, о курьезных случаях, о буднях он написал 48 писем и очень ждал на них ответ. Алексей Федорович, инвалид-колясочник, писал очень интересные письма, заканчивая одно из последних словами; «Я мыслю, значит- живу!» Совет поздравил его с 95-летием и подарил   картину «Беседка Ярославля» и тельняшку. Ушел из жизни в 96 лет.

Сейчас мы поддерживаем связь с его дочерью Натальей Александровной.

 

     3. Переписка с подводниками и родными погибших подводников

     С 2014 года ведется электронная переписка с подводниками Северного флота: заместителем командующего, вице-адмиралом О.В. Голубевым, с командирами подводной лодки «Ярославль» Ю.С. Гусаровым и А.Л.  Гуляевым. Мы их поздравляем с праздниками, рассказываем о своих успехах.

    В апреле 2017 года в музей пришло письмо по электронной связи. К нам обратилась семья капитан –лейтенанта АПРК «Курск» Кокурина Сергея Сергеевича из Воронежа. Отец Сергея, подводник, капитан 1 ранга, Сергей Аркадьевич, учился в Ярославле, а затем служил на Тихоокеанском флоте. Они передали в музей много экспонатов, а мы делимся с ними своими победами и ждем их в гости.

      

      4.Встречи с интересными людьми.

      Систематически   в музее проходят встречи с подводниками, которые рассказывают о подводных лодках, о службе подводников, о дальних походах. Члены команды подводной лодки «Ярославский комсомолец» (1999 год) рассказали о походе в Средиземное море, в порт Тартус. У нас побывали замполит и моряки подводной лодки «Ярославль» (2005, 2011годы). Капитан 2 ранга, помощник командира подводной лодки Тихоокеанского флота Блинский М.В.(2012год) рассказывая о службе, на доске нарисовал отсеки подводной лодки, вооружение лодки. Капитан 1 ранга Афанасов А.В.  рассказал об обеспечении подводных лодок на берегу, показал кортик офицера.

       В мае 2014 года в музее школы состоялась встреча с командующим Кольской флотилии разнородных сил Северного Флота, контр-адмиралом Голубевым О.В. Мы рассказали о нашей работе, он был удивлен огромным количеством интересных подлинных экспонатов. Долго стоял около витрины с курткой старшего лейтенанта АПРК «Курск» М.А. Рванина и сказал: «Такие парни погибли! Помните о них. Берегите куртку. Не каждый государственный музей имеет такой экспонат» и поклонился. Встреча прошла очень интересно и мы стали настоящими друзьями. В 2019 ему присвоили звание вице –адмирала и он стал заместителем командующего Краснознаменного Северного флота. Мы постоянно получаем от него книги, фотографии, приглашение приехать в Североморск, разговариваем по телефону. Музеисты гордятся дружбой с ним.   

      Музей поддерживает связи с семьей старшего лейтенанта Рванина Максима, погибшего на подводной лодке «Курск». Его дед, генерал-майор КГБ, Разживин Александр Сергеевич, был частым гостем в нашей школе, выступал перед ребятами, постоянно благодарил за память о внуке. Сестра Максима, Дарья Анатольевна Рванина, участвует в общешкольных мероприятиях, рассказывает о своем брате Максиме.

     Ежегодно, 15 февраля, в канун годовщины окончания войны в Афганистане   проходят  встречи с  воинами – афганцами: капитаном Александром Петровичем Романом, с полковником ФСБ  Виктором Сергеевичем Высоцким, который бывает у нас 2-3 раза.  

     В 2019 году неожиданно встретили старшину 2 статьи акустика атомной подводной лодки «К-236» Новожилова Евгения Константиновича. Он рассказал о службе, о своих обязанностях на лодке, показал фотоальбом с юмористическими рисунками о службе, которые нарисовал сам, пока служил 3 года.  

 

     5.Проведение уроков на базе материалов музея

    Уроки истории, краеведения и предмета «Человек- труд- профессия» в основной школе, уроки «Окружающего мира» в начальной школе регулярно проходят в музее. Изучая историю Великой Отечественной войны, ученики в витринах музея видят стреляные гильзы с морских судов, землю с Кольского и Керченского полуостровов, Невского пятачка, солдатскую каску, пехотную лопатку, штурманские карты, делают выводы о страшных днях войны. Экспонат «Атлас карт РККА», 1930 года выпуска, удивил размерами, качеством 70 карт страны и мира для командующих дивизиями. На уроках «Человек-труд-  профессия» девятиклассники знакомились с профессиями, которые необходимы в море. На уроках обучающиеся узнали о роли моторного завода в выпуске снарядов для фронта, о деталях для подводного крейсера «Борей», которые   сегодня выпускает ярославский радиозавод.

 

    6.Проведение экскурсий.

    Основной формой музейной просветительской работы является экскурсия.
    Экскурсии в музее проводят руководитель музея Шушаричева Л.А. и группа школьников- экскурсоводов из 6-8классов. Ребята учатся разрабатывать тексты новых тематических экскурсий. С 2011 года коллектив музея участвует в областной туристко-краеведческой экспедиции «Моя родина –Ярославия» и встречает ребят из других школ города и области.

    За годы  работы проведено 363    экскурсии для 6300   человек.

    Стало доброй традицией проводить экскурсии для дошкольников. В микрорайоне школы 4 детских сада и дети с удовольствием посещают музей, а ребята получают практический опыт. 

     В марте 2020 года на областном Фестивале музеев, посвященный 75-летию Победы, который проходил на базе нашей школы, ученик 8 класса занял 1 место в конкурсе экскурсоводов.
     В сентябре 2020 года руководитель музея Л.А. Шушаричева провела 25 экскурсий для учащихся 1-11 классов «75 лет Великой Победы» ( из-за пандемии перенесенных с мая 2020г.)

 

     7. Организация   экскурсий  и поездок для Совета музея.
     Для  расширения кругозора  систематически обучающиеся посещают Музей Боевой славы города и пополняют свои знания о  ярославцах - защитниках Родины.
     Ребята побывали  в музее ФСБ  нашего города, узнали как работали разведчики в годы войны, как проводятся операции против террористов.

    В музее МВД города познакомились с материалами о защитниках конституционного порядка в Чечне.
     Ребята  с удовольствием  посещают  музеи других школ города для обмена опытом.
     Две поездки были организованы на военно-морскую базу «Арсенал № 6» в Бурмакино. Они посетили музей Славы воинской части, осмотрели разные виды оружия, примерили на себя 16-килограммовый бронежилет и попробовали гречневую кашу из котелка.

     В мае 2014 года была организована поездка в Мурманск и город Полярный   на военно-морскую базу подводных лодок. Сразу после приезда ребята пошли      на пирс, обошли все помещения подводной лодки «Ярославль», смотрели в перископ, побывали в торпедном отсеке, на   командном мостике   познакомились с командиром лодки. Ребята жили в казарме воинской части, питались в офицерской столовой, по части ходили строем. В музее под открытым небом города Полярный, познакомились с различными видами боевой техники. На экскурсии в Долине Славы узнали о защитниках Кольского полуострова в годы Великой Отечественной войны. По нашей инициативе встретились с учениками школы № 2 города Полярный и рассказали о своем музее. В Мурманске школьники почтили память моряков у Рубки-памятника «Курск» и возложили цветы.

     После каждой экскурсии, из каждой поездки обучающиеся привозят много впечатлений и фотографий, а, главное, узнают о героическом прошлом страны.


      8. Исследовательская деятельность обучающихся
     
В течение года обучающиеся участвуют в учебно-исследовательской деятельности:  изучают поступившие экспонаты, описывают их, вносят в картотеку, разрабатывают  тексты тематических экскурсий, выступают с результатами работы на городских и областных мероприятиях.

      Ежегодно по 2 ученика участвуют в городских Харитоновских чтениях «Служат Родине ярославцы». Для исследовательских работ обучающиеся изучают экспонаты музея, которые многое рассказывают о человеке, по возможности, встречаются с военнослужащими.  Используя информационные технологии, обучающиеся наряду с бумажными носителями, создают мультимедийные презентации. Для сбора информации используют возможности сети Интернет.  В 2008году ученик 4 класса стал дипломантом конкурса исследовательских работ, представив работу о матросе подводной лодки «К-19» В. Харитонове, используя, его фотоаппарат и фотоальбом об операции при пересадке кожи, для спасения 9-летнего мальчика. С 2017 года для выступления на чтениях ученики собирают и исследуют материалы о своих близких, ярославцах, которые защищали страну в послевоенные годы. (места не присуждаются). В 2019, 2020 годах четыре ученика дистанционно выполнили работы и получили сертификаты участников.

      Выпускники школы, став студентами вузов, используют материалы и   экспонаты музея для написания курсовых работ. Много лет проработав в Совете музея, они становятся активными, инициативными лидерами и   работают руководителями организаций в разных сферах.

    В апреле 2019 года два ученика 6 класса стали участниками Всероссийского культурно-образовательного форума «Санкт-Петербург –морская столица России», получив сертификаты.  За 4 дня они побывали в Эрмитаже, на ледоколе «Красин», на паруснике «Полтава», в Петропавловской крепости, в Морском музее Кронштадта.

   В сентябре 2020 года 7 музеистов стали победителями и призерами городского конкурса исследовательских работ «10 лучших школьных музеев» к 1010-летию города Ярославля. (3 работы-1 место, 2 работы-2 место, 2 работы -3 место). Работа руководителя музея Л.А. Шушаричевой заняла 1 место.

     9. Участие в областных, городских мероприятиях.

      Ежегодно Совет музея участвует в областных, городских конкурсах школьных музеев. Так, в 2014году Совет музея принял участие в областном фестивале школьных музеев, который проходил на нашей базе, во всех   номинациях: 1. Программа развития музея на 2013-2017годы, которую успешно защитила руководитель музея, зам. директора по УВР Шушаричева Л.А., получен Диплом победителя и Сертификат на сумму 85 000 рублей.

 2. Выставка экспонатов на тему «Ярославский край и Первая мировая война» - представлено 2 экспоната (Похвальный лист ученика Ростовского училища от 23 августа 1914года и Инструкция для палатных служителей от июля 1914 года). 3. Конкурс активистов музеев (команда 3 чел.). По итогам фестиваля ребята получили свидетельство участников.

    В этом же году активисты музея принял участие в городском смотре-конкурсе музеев по патриотическому воспитанию молодежи, получены   свидетельства участников.
   В 2017 году стали участниками городского Фестиваля музеев «Есть такая профессия Родину защищать» в нескольких номинациях. Ребята стали призерами в номинациях «Техническое творчество» и «Видеоролик».

   В 2020 году в рамках городской Панорамы педагогического опыта проведено открытое занятие «Праздник «День защитника Отечества», на котором выступил дедушка ученицы, полковник Вооруженных Сил, а ученики в костюмах представляли разные роды войск.  

  

    10. Мероприятия по военно-патриотическому воспитанию школьников.
    
В соответствии с планом учебно-воспитательной работы старшеклассники участвуют в городских мероприятиях:  несение Поста №1,  стрелковые соревнования, « День Победы».

     Стало традицией отмечать 19 сентября День рождения музея. В этот день проводятся экскурсии для первоклассников, радиопередача, фотовыставки. На праздник   всегда приглашаются подводники, выпускники и администрация школы. Совет музея творчески, в форме КТД, рассказывает о своей работе за год, делится планами на будущее, используя музейные презентации. В этот день награждаются самые активные ребята. Праздник заканчивается чаепитием.
     Ежегодно, 29 октября, в день рождения Максима Рванина, проводится   Линейка Памяти на воинском мемориале у могилы старшего лейтенанта АПРК «Курск», на которой всегда присутствуют родные Максима. Ребята читают стихи, возлагают цветы и рассказывают о своих успехах.

    Музей проводит общешкольные мероприятия в День Героев Отечества, в День защитника Отечества, в День Победы.  9 декабря, в день Героев Отечества ученики рассказывают о Героях Советского Союза подводниках контр-адмирале И.А.Колышкине и капитане 1 ранга Н.А.Лунине, о Герое Российской Федерации командире АПРК «Курск» Г.П.Лячине.

    В День защитника Отечества рассказывают о первых победах Красной Армии, о бойцах Великой Отечественной войны, о разных родах войск армии и флота с использованием подготовленных презентаций.

    В День подводника, 19 марта, проводится праздник, который открывается   выставкой   фотодокументов на тему «Подводный флот- грозное оружие» о современных подводных лодках, проводятся радиопередача, встречи с подводниками и   Интернет –поздравление моряков-подводников Краснознаменного Северного флота.

     К Дню Победы готовят материал о ярославцах, защищавших страну в годы Великой Отечественной войны и о детях войны. С этими материалами выступают перед учениками 1-4 классов.          

 

      11. Музееведение
      На занятиях обучающиеся знакомятся с основами музееведения, которое является важнейшим направлением музейной работы: 

    -ведение картотеки;

    - запись интервью с гостями;

    -ведение Журнала учета экспонатов;

    -ведение Журнала учета экскурсий;

    - разработка экскурсий;

    - оформление экспозиций и выставок.

    По учебному плану учащиеся 4-8 классов, которые занимаются внеурочной деятельностью на курсе «Музей», изучают эти темы, ведут записи. Интерес к такой работе у всех разный, некоторым ребятам работа с документами очень нравится. Они даже придумали игру: один называет номер, другой находит его в картотеке, третий –в экспозиции.

 

       12.  Мобильный музей: новая форма

      Для привлечения школьников к изучению истории родной страны, к посещению музея, после поездки на подводную лодку «Ярославль», с 2014 года, мы начали использовать новые для него формы работы:

      - День открытых дверей музея, когда каждый может посмотреть экспонаты, сфотографировать, потрогать: интересные, новые экспонаты выставляются в конференц- зале и школьники - экскурсоводы рассказывают о них, отвечают на   интересующие вопросы.

     - Мобильный музей – В День Героев Отечества, В День Победы музеисты, по 2 человека, идут в кабинеты 1-6 классов с тематической презентацией и с 1-3 экспонатами по выбранной теме,  рассказывают о том, что подготовили. Ученики классов рассматривают экспонаты, фотографируют, задают вопросы.
      В 2020 году в акции Мобильный музей «Наша армия самая сильная!», к 23 февраля, было представлено 20 экспонатов, связанных с Великой Отечественной войной. В зале музеисты одновременно рассказывали об экспонатах ученикам 2б, 2в, 4б классов, присутствующим педагогам и гостям школы, отвечали на вопросы. По окончании –фото на память и непринужденный обмен мнениями.      

 

    IV. Технологии, формы и методы работы 

  В работе использую следующие педагогические технологии: проектную, исследовательскую деятельность, которая через определение целей и задач исследования, самостоятельные поиски, сбор информации из разных источников, их обработку, анализ, планирование проекта формирует умение работать самостоятельно. Информационно-коммуникационные технологии позволяют наряду с бумажными носителями создать мультимедийные презентации и представить их на конкурсе. Учебно-игровая технология используется при проведении викторин, игры «Знаешь ли ты экспонаты?», квестов. По методике коллективной творческой деятельности (КТД) проводится часть занятий и мероприятий, когда совместно, творчески планируется, готовится, проводится и анализируется конкретное дело. Интерактивная технология –технология «взаимодействия», включает учеников в музейную реальность, по принципу: усваивается хорошо то, что делает сам. Дискуссии позволяют развивать устную речь, учат выслушать мнение другого, сделать вывод. Работая с документами музея, школьники развивают метапредметные компетенции.

      Заключение

      На школьный музей возложена важнейшая общественная миссия – через историко-культурное просвещение содействовать духовно-нравственному воспитанию, привитию понимания общечеловеческих ценностей. Занятия внеурочной деятельностью в школьном музее, продолжение урочной деятельности - необычная форма работы руководителя музея.

   Результатом внеурочной деятельности является то, что обучающиеся получают новые знания об истории страны, родного края, развивают навыки практической работы, овладевают коммуникационными компетенциями, учатся публично выступать. Кроме того, во время занятий, встреч развиваются такие морально-нравственные качества, как забота, внимание, доброжелательность, отзывчивость, умение работать в коллективе. Ребята, закончив школу, приходят в музей, выступают перед учениками, рассказывают о своих успехах, фотографируются на память.  Выпускники, проработав в музее, становятся активными, инициативными лидерами и   работают руководителями организаций в разных сферах.

 

 

 

 

 

 


Тема «Школьный музей

Тема «Школьный музей

Цель работы: -знакомство с историей

Цель работы: -знакомство с историей

Щ-404», портрет Ивана Александровича

Щ-404», портрет Ивана Александровича

Работай спокойно, не мешай другим

Работай спокойно, не мешай другим

Здесь, с 1 класса, он впервые соприкасается с историей страны, своего края, конкретного человека, учится его изучать и рассказывать о нем

Здесь, с 1 класса, он впервые соприкасается с историей страны, своего края, конкретного человека, учится его изучать и рассказывать о нем

В 1989 году в музее побывала группа моряков подводной лодки «Ярославский комсомолец», которая передала много фотографий о службе на лодке, тельняшку командира

В 1989 году в музее побывала группа моряков подводной лодки «Ярославский комсомолец», которая передала много фотографий о службе на лодке, тельняшку командира

Не каждый музей имеет часть подводной лодки, а в 2019 году у нас появился экспонат «Фрагмент прочного корпуса подводной лодки» , переданный рабочими судоремонтного завода…

Не каждый музей имеет часть подводной лодки, а в 2019 году у нас появился экспонат «Фрагмент прочного корпуса подводной лодки» , переданный рабочими судоремонтного завода…

Федорович, инвалид-колясочник, писал очень интересные письма, заканчивая одно из последних словами; «Я мыслю, значит- живу!»

Федорович, инвалид-колясочник, писал очень интересные письма, заканчивая одно из последних словами; «Я мыслю, значит- живу!»

Голубевым О.В. Мы рассказали о нашей работе, он был удивлен огромным количеством интересных подлинных экспонатов

Голубевым О.В. Мы рассказали о нашей работе, он был удивлен огромным количеством интересных подлинных экспонатов

Керченского полуостровов, Невского пятачка, солдатскую каску, пехотную лопатку, штурманские карты, делают выводы о страшных днях войны

Керченского полуостровов, Невского пятачка, солдатскую каску, пехотную лопатку, штурманские карты, делают выводы о страшных днях войны

Родины. Ребята побывали в музее

Родины. Ребята побывали в музее

Ежегодно по 2 ученика участвуют в городских

Ежегодно по 2 ученика участвуют в городских

Участие в областных, городских мероприятиях

Участие в областных, городских мероприятиях

Совет музея творчески, в форме

Совет музея творчески, в форме

Журнала учета экскурсий; - разработка экскурсий; - оформление экспозиций и выставок

Журнала учета экскурсий; - разработка экскурсий; - оформление экспозиций и выставок

В работе использую следующие педагогические технологии: проектную, исследовательскую деятельность, которая через определение целей и задач исследования, самостоятельные поиски, сбор информации из разных источников, их обработку,…

В работе использую следующие педагогические технологии: проектную, исследовательскую деятельность, которая через определение целей и задач исследования, самостоятельные поиски, сбор информации из разных источников, их обработку,…

активными, инициативными лидерами и работают руководителями организаций в разных сферах.

активными, инициативными лидерами и работают руководителями организаций в разных сферах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2021