Школьный музей как ресурс образовательного и воспитательного процесса
Оценка 5

Школьный музей как ресурс образовательного и воспитательного процесса

Оценка 5
Конкурсы +2
doc
история +1
27.06.2021
Школьный музей как ресурс образовательного и воспитательного процесса
педпроект .doc

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кузьмичёвская средняя школа»

 

 

 

 

Педагогический проект

 

Школьный  музей как ресурс образовательного и воспитательного процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель проекта:

Резникова Оксана Валерьевна,  учитель начальных классов, руководитель школьного музея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Кузьмичи, 2021

 

 

 

I.                   Актуальность проекта

Одной из важнейших задач современного  образования в нашей стране является формирование таких базовых гражданских ценностей, которые опираются на исторические и социокультурные достижения народа,  объединяющие разные поколения.

Современное общеобразовательное учреждение - это важнейшая ступень воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства.

Патриотическое воспитание школьников является той силой, которая сможет вырастить поколение людей, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Все мы понимаем, патриотическое чувство не возникает само по себе. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время. Мы выбрали свой путь: воспитывать памятью, средствами музейной педагогики.

В 2000 году Кузьмичёвскому школьному музею, одному из первых в районе, было присвоено звание «Школьный музей Славы» при мемориале на Братской могиле. В 2020 году Музей прошёл сертификацию в рамках долгосрочной программы «Школьный музей Победы». В условиях модернизации школы, развития системы дополнительного образования наш школьный музей показывает способность включаться в образовательный процесс, способствует формированию исторического и гражданского сознания обучающихся, воспитанию патриотизма, предоставляет возможность реализовать творческие способности детей, прививает навыки специальной научно-профессиональной деятельности – исследовательской,  поисковой, литературоведческой, музееведческой. Включение музеев в образовательное пространство школы делает возможным расширение образовательного и воспитательного пространства школы.

 

Актуальность проекта обусловлена тем, что в настоящее время в Кузьмичёвском школьном музее собран богатый материал, который требует дополнительного углубленного изучения, обобщения и систематизации в работе, а также стимулирует познавательную деятельность учащихся в изучении истории родного края.

 

Объект проектной деятельности: процесс создания условий для творческой самореализации детей сельской школы.

 

Предмет проектной деятельности: музейные методики  и   технологии для исследовательской, поисковой и творческой деятельности школьников.

 

Цель  проекта:

 Создание условий для творческой самореализации детей  и педагогов в сельской школе, приобщение их к исследовательской и поисковой деятельности через музейную технологию   и активное участие в ней всех участников образовательного процесса.

 

Гипотеза проекта: рост профессиональной компетентности педагогов, повышение их творческой активности, разработка образовательных программ  с использованием музейных технологий и методик, учитывающих интересы и потребности всех участников проекта, способствует формированию  духовно-нравственных ценностей школьников и создаёт условия для творческой самореализации как обучающихся, так  и родителей.

 

Данный проект  направлен на усиление роли школьного музея как особой воспитательной среды, способствующей социализации личности обучающегося, формирующей системную картину мира. Проект дает каждому обучающемуся равные права и возможности для развития творческих способностей и реализации себя в наиболее интересных видах деятельности.

Педагогическая  целесообразность проекта объясняется тем, что для развития личности ребёнка особое  значение  приобретает ведение исследовательско-поисковой работы. Ребёнок должен сам сформулировать задачу, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Школьный музей становится важным компонентом в образовательном и воспитательном пространстве школы, своеобразным центром, способствующим формированию исторического и гражданского сознания обучающихся, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, дающим возможность прививать навыки профессиональной деятельности – исследовательской, источниковедческой, поисковой, литературоведческой, музееведческой.

 

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что большую часть времени они работают с музейным материалом, связываются с архивами, беседуют с ветеранами, встречаются с очевидцами событий. Музей Боевой Славы МБОУ «Кузьмичёвская СШ» должен стать центром гражданско-патриотического воспитания школы.

Занятия предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. В основе практических работ лежит поисково–исследовательская деятельность. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приёмы, как «забегание вперёд», «возвращение к пройденному» придают объёмность «линейному», последовательному освоению материала.

Организация же практической  деятельности направлена на то, чтобы ребенок смог не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения  поисково-исследовательской работы является разъ­яснение ребенку последовательности действий и операций.

 

Задачи проекта

Образовательные (предметные):

-изучить наш край в годы Великой Отечественной войны;

-развить в сознании учащихся образ Малой Родины;

-дать возможность каждому обучающемуся научиться получать информацию в ходе поисково-исследовательской работы;

-формировать навыки работы с документацией, описанием музейных предметов, разработкой экскурсионных маршрутов;

-формировать умения применять знания, полученные обучающимися на уроках истории, информатики, литературы, при работе в музее;

-формировать умения видеть проблемы, формулировать задачи и искать средства их решения.          

Личностные:

-формирование общественной активности личности, гражданской позиции;

-формирование готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные:

-формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, самостоятельно планировать пути  достижения целей,   осуществлять контроль своей деятельности,  владение основами самоконтроля, самооценки;

-формирование умения  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, делать выводы;

-формирование умения организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность; работать индивидуально и в группе, разрешать конфликты, владение устной и письменной речью.  

 

Сроки и этапы реализации проекта:

 

Сроки реализации проекта:

сентябрь 2019 – май 2021 гг. (2 года)

 

 

II.           Этапы реализации проекта

1 этап:. Подготовительный этап (проектировочный) -  сентябрь 2019- декабрь 2019г

·                анализ состояния проблемы;

·                анализ возможностей музея для  духовно – нравственного   воспитания;

·                выявление и систематизация материалов, сохранившихся в архивах по истории села, посёлка, школы;

·                актуализация темы для всех субъектов образовательного процесса;

·                определение круга лиц для сотрудничества по созданию экспозиции музея;

·                разработка программы деятельности.

На данном этапе большое внимание было уделено работе с архивами школьного музея Боевой Славы. Сформировали банк данных о ветеранах и участниках ВОВ. Совместно с другими учениками нашей школы посетили Городищенский краеведческий музей, послушали рассказы об истории нашего района с древних времен и до наших дней.

 

2 этап:  Практический этап (реализация проекта) – декабрь2019 -апрель 2021г.

·                     организация поисковой работы;

·                     создание творческих групп по направлениям деятельности музея;

·                     обучение актива музея  основам школьного музееведения;

·                     разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности школы по гражданскому и патриотическому  воспитанию с использованием возможностей музея;

·                     разработка Положения о школьном музее.

В целях сохранения исторической памяти о событиях ВОВ запланировали и провели ряд мероприятий:

1.                  Организация регулярных тематических экскурсий в школьном музее Боевой Славы. Эти экскурсии  посетили разные возрастные группы. На них актив патриотического кружка рассказал об истории нашей малой родины, о жизни  города и посёлка в  годы Великой Отечественной войны; о людях, которые воевали против немецких захватчиков на нашей земле.

2.                  Подготовка и проведение уроков памяти, посвященных 77-78-летию Сталинградской битвы и освобождению Кузьмичей. Встречи с ветеранами.

3.                  Подготовка материалов и оформление тематических музейных экспозиций. Организация индивидуальных исследовательских работ. Продолжение накопления материала по теме «История людей села». Связующей нитью, объединяющей людей разных возрастов и интересов, стала поисковая, исследовательская и творческая работа, посвященная знакомству с судьбами жителей нашего села.

4.                  Создание виртуальных экскурсий по памятным местам, последующее размещение их на сайте школы.

5.                  Ведение переписки с ветеранами и их родственниками, живущими за пределами Кузьмичей.

6.                  Организация добрых дел.

7.                  Участие в патриотических мероприятиях и акциях, посвященных Дню Победы.

Не секрет, что пожилым людям очень не хватает внимания со стороны молодежи. Добрые слова в письме или при разговоре способны творить чудеса: поднять настроение,  позволить на время забыть о проблемах или болезнях, или, наоборот, поговорить о том, что волнует пожилых людей сейчас.

Старшеклассники вместе с отрядом юнармейцев регулярно посещали наших ветеранов на дому. Мы не просто пообщались с пожилыми людьми, выслушав их рассказы о жизни, но и оказали посильную помощь: навели порядок в домах, помогли с работой  на приусадебных участках, выполнили их поручения, связанные с покупкой продуктов и лекарств.

Когда мы беседовали с ветеранами, слушали   рассказы об их жизни, в наших душах рождалось чувство гордости за героические подвиги этих людей. Мы очень  благодарны тому, что у нас есть возможность из первых уст услышать о реальных событиях военных лет и послевоенных непростых годах. Ребят поразили стойкость и «русский дух» этих людей, которые и в наше мирное, но непростое время, достойно справляются со всеми невзгодами. Попутно родилась идея создать видеофильм - интервью, чтобы сохранить их воспоминания для будущих поколений.

Запланировав встречи с ветеранами и тружениками тыла,  школьники решили приготовить им подарки и сувениры собственного изготовления: поздравления в стихах и песнях, открытки, девочки предложили связать носки и рукавицы, подарить комнатные растения.

Для реализации более затратных идей (покупки посуды, полотенец, сладких подарков) были привлечены средства, собранные на ежегодной школьной благотворительной ярмарке. Администрация школы поддержала  инициативу детей.

 

3 этап:   Контрольно - оценочный   май 2021

·                аналитический: мониторинг влияния деятельности музея в  школе  на формирование  духовно-нравственных устоев   школьников;

·                формирование банка методических разработок  по теме проекта;

·                подведение итогов и анализ результатов;

·                анализ эффективности проекта.

               В мае 2021 года нам предстоит проанализировать результаты своей  работы. Но уже сейчас мы видим, что наша деятельность  привлекла внимание не только ребят, но и взрослого населения и  администрации нашего поселка.

Группы  активистов еще больше сплотились, им стало интересно обсуждать проделанную работу, предлагать новые  идеи. Ребята из младших классов присоединятся к нашей работе, активно участвуют в различных тематических конкурсах, выставках, приходят на экскурсии в школьный музей, включаются в поисковую деятельность. Вся работа над проектом учит детей и взрослых быть неравнодушными. Мы на конкретных примерах постигаем законы человеческого бытия: как важно, прожив жизнь, оставить на Земле после себя добрую память. И не менее важно научиться хранить эту память.

 

 

 

 

 

III.       Основные методы работы, технологии (пути) реализации проекта:

1.             Проведение встреч с ветеранами и их родственниками, ознакомление учащихся с подлинными документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников военных лет. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на современную молодежь, служат основой поисково-исследовательской деятельности.

2.              Проведение Уроков Мужества. Эти уроки призваны воздействовать на детей на эмоциональном уровне. Многие из них проводятся как литературно-музыкальные композиции, на мероприятиях, посвященных памяти героев.

3.             Проведение тематических выставок, конкурсов стихов, песен, рисунков.

4.             Использование материалов музея на уроках истории и литературы Учебные экскурсии в музей дополняют и расширяют знания  детей о Великой Отечественной войне и позволяют сформировать своё отношение к этому событию. Привлечение музейных экспонатов делает урок ярким, пробуждает  интерес событиям прошлого.

5.             Поисково-исследовательская деятельность школьника - основная форма краеведческой работы на базе музея. Несомненно, важное условие формирования любого качества у человека –  его самостоятельное активное участие в этом процессе. Поиск исторических сведений о людях родного края, составление фотодокументов, летописей и т. п. – формы поисковой работы. Работая с различными источниками информации, ученики сами формируют свою позицию на события и явления жизни.  В какой-то степени музей может выполнять функции архива.  По материалам музея учащиеся пишут исследовательские работы, сочинения.

6.             Оказание постоянной посильной помощи ветеранам.

7.             Работа по содержанию в надлежащем виде памятников.

8.             Участие в ежегодных торжественных мероприятиях, митингах, посвященных памятным датам.

Формы занятий (индивидуальные и групповые): беседы, лекции, круглые столы, конкурсы; подготовка докладов, рефератов, экскурсий, экспозиций; изучение литературы; работа с документами и материалами архивов, музеев; записи воспоминаний.

 

 

 

 

IV.        Основные мероприятия проекта

 Задачи

 Мероприятия

 Сроки

Ожидаемый результат

 

1 этап –   организационный (сентябрь 2019- декабрь 2019)

Повысить уровень мотивации учащихся, педагогов к новой образовательной практике

Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса.  

Презентация проекта для обучающихся и педагогов

Анкетирование, опрос всех участников образовательного процесса

(Школьники, педагоги, родители)

 

Сентябрь октябрь 2019

 

Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта

Разработать план проекта.

План работы над проектом

Октябрь 2019

Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

Создать творческие группы по реализации проекта

Комплектование творческих групп

Октябрь 2019

Творческие группы: исследовательская, поисковая, оформительская  и т.д.

Сформировать банк идей по работе над проектом

Изучение литературных и других источников, в том числе опыта других школьных музеев.

Ноябрь-май 2019-2020

Банк методических идей, форм работы со всеми участниками проекта

Изучение литературы по теме. Отработка методов диагностики развития исследовательской, поисковой и творческой деятельности.

2. Практический  (декабрь 2019- апрель 2021)

Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами.

Изучить нормативно- правовую документацию, регулирующую работу  школьного музея

Январь-март 2020

Создание нормативно-правовой документации на школьном уровне.

Начать работу творческих групп по реализации проекта

Исследовательская работа

Поисковая работа

Творческая работа

В течение работы над проектом

Собран начальный исследовательский и поисковый материал по теме проекта.

Оформлены информационные стенды,

Выступление на школьных и районных краеведческих конференциях.

1. Осуществить апробацию проекта

2. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта

3. Внести необходимые коррективы в содержание проекта

4.Выстроить сотрудничество с родителями обучающихся, жителями села, социальными партнёрами

5. Создать условия для  поисковой и творческой работы участников проекта

Информирование, консультации.

Подготовка и проведение уроков памяти, посвященных 77-летию Сталинградской битвы. Встречи с ветеранами: Свиридовым Г.П., Булычевым В.Т., Родимкиной Т.С.

Подготовка материалов и оформление новых музейных экспозиций

Продолжение накопления материала по теме  «История людей села»

Проектно-исследовательская работа

Проведение музейных уроков по программе изучения истории России

Продолжить публикации в районной прессе по краеведческой тематике

Работа с сайтами Интернета

Ведение музейной документации

Подготовка выставок и проведение экскурсий по их материалам

Создать виртуальные экскурсии

Участие в общешкольных мероприятиях, посвященных Дню Победы. Проведение патриотических акций (по плану работы школы)

2019-2021

Реализация целей и задач проекта

Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта

Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании

Модель взаимодействия школьного музея с социумом

Повышение доли обучающихся и педагогов, участвующих в муниципальных, региональных конкурсах и др. образовательных и воспитательных событиях

3. Контрольно-оценочный ( май 2021)

1.Осуществить анализ эффективности проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвести итог и обобщить педагогический опыт

 

- Разработать методические рекомендации по исследовательской и поисковой  деятельности в сельской школе.

- Участие в олимпиадах, научно-практических, краеведческих конференциях школьного, районного и областного уровней.

- Создание экспозиций в школьном музее.

-  Создание сборника методически разработок.

 

 

Издание материалов и представление на сайте школы

 

 

В течение реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май 2021

 

1. Отчёт о результатах проекта.

2. Определение теоретической и практической значимости проекта.

 3. Создание:

- сборника исследовательских, поисковых  работ участников.

- альманаха творческих работ учащихся, педагогов.

 

 

 

 

V.           Ресурсное обеспечение проекта.

При реализации проекта планируется использовать следующие ресурсы:

·               Материально-технические: оборудование техническими средствами музея (ТСО: компьютер, проектор, экран).

·               Кадровые: педагоги.

·               Информационные: библиотека, информационные стенды, сайт школы, доступ к сети Интернет

VI.        Ожидаемые    результаты  реализации проекта

В результате работы школа получает продукт в виде методических разработок уроков, занятий для предметов гуманитарного,  естественно-научного цикла с использованием музейной технологии, музейных экспозиций, мультмедийных презентаций. Работы участников проекта могут быть использованы на уроках народной культуры, изобразительного искусства, музыки, искусства, литературы, истории, биологии, географии и других предметах.

Кроме того, будут получены следующие материалы:

- Цикл занятий по различным тематикам;

- Разработки сценариев, уроков Мужества;

- Разработка внеклассных и внеурочных событий и др.

Ожидается широкое привлечение общественности, в том числе и ветеранов, к участию в работе по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

    Критерии оценки эффективности реализации проекта.

·               Рост активного участия участников проекта в межпредметных конкурсах, исследовательских работах, научно-практических конференциях;

·               Наличие исследовательских, поисковых и творческих работ в музее;

·               Оформленные стенды, экспозиции;

·               Обобщен опыт педагогов;

·               Организованы и проведены методические выставки;

·               Повышение мотивации всех участников данного проекта.

 

              

 

VII.     Анализ деятельности школы по реализации проекта

 за 2019-2020 гг.

 

За прошедший период участники проекта приняли  участие:

1.             Районный конкурс  XX  Городищенские военно-исторические чтения «О войне мы не забыли»:

- 1 место в номинации «Сельские школы» (отряд «Поиск»)

- 1 место в номинации «Виртуальная экскурсия «Дорога памяти» (Назаренко А.)

-  2 место в номинации «Поиск. Находки. Открытия» (Панкова А., Васильева Т.)

- 2 место в номинации «Фотовыставка «Великая Россия. Образы истории» (Немцова В.)

2.             Акция памяти Рубена Ибаррури.

3.             Районный конкурс социально значимых проектов «Всегда Великая Победа», 2 место в номинации «Сельская школа» (7, 9 классы).

4.             Всероссийский конкурс исследовательских проектов для учащихся 5-11 классов, 1 место в номинации «Свободная номинация» («Мирознай»).

5.             Участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» в номинации «Культурно-историческое направление. Памятники, достопримечательности» (Резников М., Монастырёва А.)

6.             Молодёжный конкурс исследовательских работ «Музей 21 века», 1 место (Валеева В., 9 класс), военная секция, работа «История одного экспоната» («Мирознай»).

7.             Конкурс чтецов «Сталинграду – слава!»  в районе 2 место7б кл.

8.             Встречи с ветеранами.

9.             Поздравления ветеранов.

10.          Благоустройство территории  Братской могилы.

11.          Акция «Альбом Победы»

- оформление и вручение памятных альбомов;

-  акция «Окно Победы»;

- акция «Свеча Памяти».

12.Организация бесед и классных часов по теме «Кузьмичи – моя малая родина».

13. Организация тематических экскурсий по школьному Музею Славы (1-7 кл.)

14. Организация экскурсий в районный краеведческий музей (1-5 кл.)

15. Проведение общешкольных мероприятий, посвященных Дню освобождения Кузьмичей, Сталинградской битве.

16. Участие в проектно-исследовательских работах по краеведению. («История родного края» 4 класс, 1 место в школьном конкурсе «Сфера»)

 

   Анализ результатов позволяет определить перспективные направления дальнейшей деятельности:

1.             Разработка нормативно-правовой базы музея.

2.             Внедрение музейной технологии в процесс формирования духовно-нравственных и патриотических  ценностей  школьников.

3.             Расширение круга участников проекта.

4.             Налаживание  тесного сотрудничества со школьными музеями Волгоградской области, участие в реализации программы «Школьный Музей Победы».

Проект «Школьный музей как ресурс образовательного и воспитательного процесса» является долгосрочным. Осуществляя работу над проектом, учащиеся  поняли, как на практике можно применять знания, полученные на уроках истории и посещении музеев, учились быть более самостоятельными в решении поставленных задач. В настоящее время ведется работа над программой дополнительного образования по музееведению.

 

 

Приложение

Экскурсии в школьном музее

 

 

Работа с фондами школьного музея Славы.

         

 

 

 

 

 

Участие в  муниципальных и региональных конкурсах, презентация проектов и исследовательских работ.

   

    

 

 

    

        

 

Акции, памятные даты.

   


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кузьмичёвская средняя школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кузьмичёвская средняя школа»

I. Актуальность проекта

I. Актуальность проекта

Цель проекта: Создание условий для творческой самореализации детей и педагогов в сельской школе, приобщение их к исследовательской и поисковой деятельности через музейную технологию и активное…

Цель проекта: Создание условий для творческой самореализации детей и педагогов в сельской школе, приобщение их к исследовательской и поисковой деятельности через музейную технологию и активное…

Такие методические приёмы, как «забегание вперёд», «возвращение к пройденному» придают объёмность «линейному», последовательному освоению материала

Такие методические приёмы, как «забегание вперёд», «возвращение к пройденному» придают объёмность «линейному», последовательному освоению материала

Сроки и этапы реализации проекта:

Сроки и этапы реализации проекта:

В целях сохранения исторической памяти о событиях

В целях сохранения исторической памяти о событиях

Попутно родилась идея создать видеофильм - интервью, чтобы сохранить их воспоминания для будущих поколений

Попутно родилась идея создать видеофильм - интервью, чтобы сохранить их воспоминания для будущих поколений

I. Основные методы работы, технологии (пути) реализации проекта: 1

I. Основные методы работы, технологии (пути) реализации проекта: 1

I. Основные мероприятия проекта

I. Основные мероприятия проекта

Осуществить апробацию проекта 2

Осуществить апробацию проекта 2

Осуществить анализ эффективности проекта

Осуществить анализ эффективности проекта

Критерии оценки эффективности реализации проекта

Критерии оценки эффективности реализации проекта

Встречи с ветеранами. 2.

Встречи с ветеранами. 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2021