Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кузьмичёвская средняя школа»
Педагогический проект
Школьный музей как ресурс образовательного и воспитательного процесса
Руководитель проекта:
Резникова Оксана Валерьевна, учитель начальных классов, руководитель школьного музея.
п. Кузьмичи, 2021
I. Актуальность проекта
Одной из важнейших задач современного образования в нашей стране является формирование таких базовых гражданских ценностей, которые опираются на исторические и социокультурные достижения народа, объединяющие разные поколения.
Современное общеобразовательное учреждение - это важнейшая ступень воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства.
Патриотическое воспитание школьников является той силой, которая сможет вырастить поколение людей, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Все мы понимаем, патриотическое чувство не возникает само по себе. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время. Мы выбрали свой путь: воспитывать памятью, средствами музейной педагогики.
В 2000 году Кузьмичёвскому школьному музею, одному из первых в районе, было присвоено звание «Школьный музей Славы» при мемориале на Братской могиле. В 2020 году Музей прошёл сертификацию в рамках долгосрочной программы «Школьный музей Победы». В условиях модернизации школы, развития системы дополнительного образования наш школьный музей показывает способность включаться в образовательный процесс, способствует формированию исторического и гражданского сознания обучающихся, воспитанию патриотизма, предоставляет возможность реализовать творческие способности детей, прививает навыки специальной научно-профессиональной деятельности – исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой. Включение музеев в образовательное пространство школы делает возможным расширение образовательного и воспитательного пространства школы.
Актуальность проекта обусловлена тем, что в настоящее время в Кузьмичёвском школьном музее собран богатый материал, который требует дополнительного углубленного изучения, обобщения и систематизации в работе, а также стимулирует познавательную деятельность учащихся в изучении истории родного края.
Объект проектной деятельности: процесс создания условий для творческой самореализации детей сельской школы.
Предмет проектной деятельности: музейные методики и технологии для исследовательской, поисковой и творческой деятельности школьников.
Цель проекта:
Создание условий для творческой самореализации детей и педагогов в сельской школе, приобщение их к исследовательской и поисковой деятельности через музейную технологию и активное участие в ней всех участников образовательного процесса.
Гипотеза проекта: рост профессиональной компетентности педагогов, повышение их творческой активности, разработка образовательных программ с использованием музейных технологий и методик, учитывающих интересы и потребности всех участников проекта, способствует формированию духовно-нравственных ценностей школьников и создаёт условия для творческой самореализации как обучающихся, так и родителей.
Данный проект направлен на усиление роли школьного музея как особой воспитательной среды, способствующей социализации личности обучающегося, формирующей системную картину мира. Проект дает каждому обучающемуся равные права и возможности для развития творческих способностей и реализации себя в наиболее интересных видах деятельности.
Педагогическая целесообразность проекта объясняется тем, что для развития личности ребёнка особое значение приобретает ведение исследовательско-поисковой работы. Ребёнок должен сам сформулировать задачу, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Школьный музей становится важным компонентом в образовательном и воспитательном пространстве школы, своеобразным центром, способствующим формированию исторического и гражданского сознания обучающихся, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, дающим возможность прививать навыки профессиональной деятельности – исследовательской, источниковедческой, поисковой, литературоведческой, музееведческой.
Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что большую часть времени они работают с музейным материалом, связываются с архивами, беседуют с ветеранами, встречаются с очевидцами событий. Музей Боевой Славы МБОУ «Кузьмичёвская СШ» должен стать центром гражданско-патриотического воспитания школы.
Занятия предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. В основе практических работ лежит поисково–исследовательская деятельность. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приёмы, как «забегание вперёд», «возвращение к пройденному» придают объёмность «линейному», последовательному освоению материала.
Организация же практической деятельности направлена на то, чтобы ребенок смог не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения поисково-исследовательской работы является разъяснение ребенку последовательности действий и операций.
Задачи проекта
Образовательные (предметные):
-изучить наш край в годы Великой Отечественной войны;
-развить в сознании учащихся образ Малой Родины;
-дать возможность каждому обучающемуся научиться получать информацию в ходе поисково-исследовательской работы;
-формировать навыки работы с документацией, описанием музейных предметов, разработкой экскурсионных маршрутов;
-формировать умения применять знания, полученные обучающимися на уроках истории, информатики, литературы, при работе в музее;
-формировать умения видеть проблемы, формулировать задачи и искать средства их решения.
Личностные:
-формирование общественной активности личности, гражданской позиции;
-формирование готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению;
- формирование мотивации к обучению, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметные:
-формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей, осуществлять контроль своей деятельности, владение основами самоконтроля, самооценки;
-формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
-формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; работать индивидуально и в группе, разрешать конфликты, владение устной и письменной речью.
Сроки и этапы реализации проекта:
Сроки реализации проекта:
сентябрь 2019 – май 2021 гг. (2 года)
II. Этапы реализации проекта
1 этап:. Подготовительный этап (проектировочный) - сентябрь 2019- декабрь 2019г
· анализ состояния проблемы;
· анализ возможностей музея для духовно – нравственного воспитания;
· выявление и систематизация материалов, сохранившихся в архивах по истории села, посёлка, школы;
· актуализация темы для всех субъектов образовательного процесса;
· определение круга лиц для сотрудничества по созданию экспозиции музея;
· разработка программы деятельности.
На данном этапе большое внимание было уделено работе с архивами школьного музея Боевой Славы. Сформировали банк данных о ветеранах и участниках ВОВ. Совместно с другими учениками нашей школы посетили Городищенский краеведческий музей, послушали рассказы об истории нашего района с древних времен и до наших дней.
2 этап: Практический этап (реализация проекта) – декабрь2019 -апрель 2021г.
· организация поисковой работы;
· создание творческих групп по направлениям деятельности музея;
· обучение актива музея основам школьного музееведения;
· разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности школы по гражданскому и патриотическому воспитанию с использованием возможностей музея;
· разработка Положения о школьном музее.
В целях сохранения исторической памяти о событиях ВОВ запланировали и провели ряд мероприятий:
1. Организация регулярных тематических экскурсий в школьном музее Боевой Славы. Эти экскурсии посетили разные возрастные группы. На них актив патриотического кружка рассказал об истории нашей малой родины, о жизни города и посёлка в годы Великой Отечественной войны; о людях, которые воевали против немецких захватчиков на нашей земле.
2. Подготовка и проведение уроков памяти, посвященных 77-78-летию Сталинградской битвы и освобождению Кузьмичей. Встречи с ветеранами.
3. Подготовка материалов и оформление тематических музейных экспозиций. Организация индивидуальных исследовательских работ. Продолжение накопления материала по теме «История людей села». Связующей нитью, объединяющей людей разных возрастов и интересов, стала поисковая, исследовательская и творческая работа, посвященная знакомству с судьбами жителей нашего села.
4. Создание виртуальных экскурсий по памятным местам, последующее размещение их на сайте школы.
5. Ведение переписки с ветеранами и их родственниками, живущими за пределами Кузьмичей.
6. Организация добрых дел.
7. Участие в патриотических мероприятиях и акциях, посвященных Дню Победы.
Не секрет, что пожилым людям очень не хватает внимания со стороны молодежи. Добрые слова в письме или при разговоре способны творить чудеса: поднять настроение, позволить на время забыть о проблемах или болезнях, или, наоборот, поговорить о том, что волнует пожилых людей сейчас.
Старшеклассники вместе с отрядом юнармейцев регулярно посещали наших ветеранов на дому. Мы не просто пообщались с пожилыми людьми, выслушав их рассказы о жизни, но и оказали посильную помощь: навели порядок в домах, помогли с работой на приусадебных участках, выполнили их поручения, связанные с покупкой продуктов и лекарств.
Когда мы беседовали с ветеранами, слушали рассказы об их жизни, в наших душах рождалось чувство гордости за героические подвиги этих людей. Мы очень благодарны тому, что у нас есть возможность из первых уст услышать о реальных событиях военных лет и послевоенных непростых годах. Ребят поразили стойкость и «русский дух» этих людей, которые и в наше мирное, но непростое время, достойно справляются со всеми невзгодами. Попутно родилась идея создать видеофильм - интервью, чтобы сохранить их воспоминания для будущих поколений.
Запланировав встречи с ветеранами и тружениками тыла, школьники решили приготовить им подарки и сувениры собственного изготовления: поздравления в стихах и песнях, открытки, девочки предложили связать носки и рукавицы, подарить комнатные растения.
Для реализации более затратных идей (покупки посуды, полотенец, сладких подарков) были привлечены средства, собранные на ежегодной школьной благотворительной ярмарке. Администрация школы поддержала инициативу детей.
3 этап: Контрольно - оценочный май 2021
· аналитический: мониторинг влияния деятельности музея в школе на формирование духовно-нравственных устоев школьников;
· формирование банка методических разработок по теме проекта;
· подведение итогов и анализ результатов;
· анализ эффективности проекта.
В мае 2021 года нам предстоит проанализировать результаты своей работы. Но уже сейчас мы видим, что наша деятельность привлекла внимание не только ребят, но и взрослого населения и администрации нашего поселка.
Группы активистов еще больше сплотились, им стало интересно обсуждать проделанную работу, предлагать новые идеи. Ребята из младших классов присоединятся к нашей работе, активно участвуют в различных тематических конкурсах, выставках, приходят на экскурсии в школьный музей, включаются в поисковую деятельность. Вся работа над проектом учит детей и взрослых быть неравнодушными. Мы на конкретных примерах постигаем законы человеческого бытия: как важно, прожив жизнь, оставить на Земле после себя добрую память. И не менее важно научиться хранить эту память.
III. Основные методы работы, технологии (пути) реализации проекта:
1. Проведение встреч с ветеранами и их родственниками, ознакомление учащихся с подлинными документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников военных лет. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на современную молодежь, служат основой поисково-исследовательской деятельности.
2. Проведение Уроков Мужества. Эти уроки призваны воздействовать на детей на эмоциональном уровне. Многие из них проводятся как литературно-музыкальные композиции, на мероприятиях, посвященных памяти героев.
3. Проведение тематических выставок, конкурсов стихов, песен, рисунков.
4. Использование материалов музея на уроках истории и литературы Учебные экскурсии в музей дополняют и расширяют знания детей о Великой Отечественной войне и позволяют сформировать своё отношение к этому событию. Привлечение музейных экспонатов делает урок ярким, пробуждает интерес событиям прошлого.
5. Поисково-исследовательская деятельность школьника - основная форма краеведческой работы на базе музея. Несомненно, важное условие формирования любого качества у человека – его самостоятельное активное участие в этом процессе. Поиск исторических сведений о людях родного края, составление фотодокументов, летописей и т. п. – формы поисковой работы. Работая с различными источниками информации, ученики сами формируют свою позицию на события и явления жизни. В какой-то степени музей может выполнять функции архива. По материалам музея учащиеся пишут исследовательские работы, сочинения.
6. Оказание постоянной посильной помощи ветеранам.
7. Работа по содержанию в надлежащем виде памятников.
8. Участие в ежегодных торжественных мероприятиях, митингах, посвященных памятным датам.
Формы занятий (индивидуальные и групповые): беседы, лекции, круглые столы, конкурсы; подготовка докладов, рефератов, экскурсий, экспозиций; изучение литературы; работа с документами и материалами архивов, музеев; записи воспоминаний.
IV. Основные мероприятия проекта
Задачи |
Мероприятия |
Сроки |
Ожидаемый результат
|
1 этап – организационный (сентябрь 2019- декабрь 2019) |
|||
Повысить уровень мотивации учащихся, педагогов к новой образовательной практике Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса. |
Презентация проекта для обучающихся и педагогов Анкетирование, опрос всех участников образовательного процесса (Школьники, педагоги, родители) |
Сентябрь октябрь 2019
|
Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта |
Разработать план проекта. |
План работы над проектом |
Октябрь 2019 |
Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта. |
Создать творческие группы по реализации проекта |
Комплектование творческих групп |
Октябрь 2019 |
Творческие группы: исследовательская, поисковая, оформительская и т.д. |
Сформировать банк идей по работе над проектом |
Изучение литературных и других источников, в том числе опыта других школьных музеев. |
Ноябрь-май 2019-2020 |
Банк методических идей, форм работы со всеми участниками проекта Изучение литературы по теме. Отработка методов диагностики развития исследовательской, поисковой и творческой деятельности. |
2. Практический (декабрь 2019- апрель 2021) |
|||
Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами. |
Изучить нормативно- правовую документацию, регулирующую работу школьного музея |
Январь-март 2020 |
Создание нормативно-правовой документации на школьном уровне. |
Начать работу творческих групп по реализации проекта |
Исследовательская работа Поисковая работа Творческая работа |
В течение работы над проектом |
Собран начальный исследовательский и поисковый материал по теме проекта. Оформлены информационные стенды, Выступление на школьных и районных краеведческих конференциях. |
1. Осуществить апробацию проекта 2. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта 3. Внести необходимые коррективы в содержание проекта 4.Выстроить сотрудничество с родителями обучающихся, жителями села, социальными партнёрами 5. Создать условия для поисковой и творческой работы участников проекта |
Информирование, консультации. Подготовка и проведение уроков памяти, посвященных 77-летию Сталинградской битвы. Встречи с ветеранами: Свиридовым Г.П., Булычевым В.Т., Родимкиной Т.С. Подготовка материалов и оформление новых музейных экспозиций Продолжение накопления материала по теме «История людей села» Проектно-исследовательская работа Проведение музейных уроков по программе изучения истории России Продолжить публикации в районной прессе по краеведческой тематике Работа с сайтами Интернета Ведение музейной документации Подготовка выставок и проведение экскурсий по их материалам Создать виртуальные экскурсии Участие в общешкольных мероприятиях, посвященных Дню Победы. Проведение патриотических акций (по плану работы школы) |
2019-2021 |
Реализация целей и задач проекта Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании Модель взаимодействия школьного музея с социумом Повышение доли обучающихся и педагогов, участвующих в муниципальных, региональных конкурсах и др. образовательных и воспитательных событиях |
3. Контрольно-оценочный ( май 2021) |
|||
1.Осуществить анализ эффективности проекта.
Подвести итог и обобщить педагогический опыт
|
- Разработать методические рекомендации по исследовательской и поисковой деятельности в сельской школе. - Участие в олимпиадах, научно-практических, краеведческих конференциях школьного, районного и областного уровней. - Создание экспозиций в школьном музее. - Создание сборника методически разработок.
Издание материалов и представление на сайте школы
|
В течение реализации проекта
Май 2021
|
1. Отчёт о результатах проекта. 2. Определение теоретической и практической значимости проекта. 3. Создание: - сборника исследовательских, поисковых работ участников. - альманаха творческих работ учащихся, педагогов.
|
V. Ресурсное обеспечение проекта.
При реализации проекта планируется использовать следующие ресурсы:
· Материально-технические: оборудование техническими средствами музея (ТСО: компьютер, проектор, экран).
· Кадровые: педагоги.
· Информационные: библиотека, информационные стенды, сайт школы, доступ к сети Интернет
VI. Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате работы школа получает продукт в виде методических разработок уроков, занятий для предметов гуманитарного, естественно-научного цикла с использованием музейной технологии, музейных экспозиций, мультмедийных презентаций. Работы участников проекта могут быть использованы на уроках народной культуры, изобразительного искусства, музыки, искусства, литературы, истории, биологии, географии и других предметах.
Кроме того, будут получены следующие материалы:
- Цикл занятий по различным тематикам;
- Разработки сценариев, уроков Мужества;
- Разработка внеклассных и внеурочных событий и др.
Ожидается широкое привлечение общественности, в том числе и ветеранов, к участию в работе по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Критерии оценки эффективности реализации проекта.
· Рост активного участия участников проекта в межпредметных конкурсах, исследовательских работах, научно-практических конференциях;
· Наличие исследовательских, поисковых и творческих работ в музее;
· Оформленные стенды, экспозиции;
· Обобщен опыт педагогов;
· Организованы и проведены методические выставки;
· Повышение мотивации всех участников данного проекта.
VII. Анализ деятельности школы по реализации проекта
за 2019-2020 гг.
За прошедший период участники проекта приняли участие:
1. Районный конкурс XX Городищенские военно-исторические чтения «О войне мы не забыли»:
- 1 место в номинации «Сельские школы» (отряд «Поиск»)
- 1 место в номинации «Виртуальная экскурсия «Дорога памяти» (Назаренко А.)
- 2 место в номинации «Поиск. Находки. Открытия» (Панкова А., Васильева Т.)
- 2 место в номинации «Фотовыставка «Великая Россия. Образы истории» (Немцова В.)
2. Акция памяти Рубена Ибаррури.
3. Районный конкурс социально значимых проектов «Всегда Великая Победа», 2 место в номинации «Сельская школа» (7, 9 классы).
4. Всероссийский конкурс исследовательских проектов для учащихся 5-11 классов, 1 место в номинации «Свободная номинация» («Мирознай»).
5. Участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» в номинации «Культурно-историческое направление. Памятники, достопримечательности» (Резников М., Монастырёва А.)
6. Молодёжный конкурс исследовательских работ «Музей 21 века», 1 место (Валеева В., 9 класс), военная секция, работа «История одного экспоната» («Мирознай»).
7. Конкурс чтецов «Сталинграду – слава!» в районе 2 место7б кл.
8. Встречи с ветеранами.
9. Поздравления ветеранов.
10. Благоустройство территории Братской могилы.
11. Акция «Альбом Победы»
- оформление и вручение памятных альбомов;
- акция «Окно Победы»;
- акция «Свеча Памяти».
12.Организация бесед и классных часов по теме «Кузьмичи – моя малая родина».
13. Организация тематических экскурсий по школьному Музею Славы (1-7 кл.)
14. Организация экскурсий в районный краеведческий музей (1-5 кл.)
15. Проведение общешкольных мероприятий, посвященных Дню освобождения Кузьмичей, Сталинградской битве.
16. Участие в проектно-исследовательских работах по краеведению. («История родного края» 4 класс, 1 место в школьном конкурсе «Сфера»)
Анализ результатов позволяет определить перспективные направления дальнейшей деятельности:
1. Разработка нормативно-правовой базы музея.
2. Внедрение музейной технологии в процесс формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей школьников.
3. Расширение круга участников проекта.
4. Налаживание тесного сотрудничества со школьными музеями Волгоградской области, участие в реализации программы «Школьный Музей Победы».
Проект «Школьный музей как ресурс образовательного и воспитательного процесса» является долгосрочным. Осуществляя работу над проектом, учащиеся поняли, как на практике можно применять знания, полученные на уроках истории и посещении музеев, учились быть более самостоятельными в решении поставленных задач. В настоящее время ведется работа над программой дополнительного образования по музееведению.
Приложение
Экскурсии в школьном музее
Работа с фондами школьного музея Славы.
Участие в муниципальных и региональных конкурсах, презентация проектов и исследовательских работ.
Акции, памятные даты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.