Направление: Формирование межэтнической толерантности во внеурочной деятельности
Авторы: Балахонцева И.Н., учитель начальных классов
Унагаева О.П., учитель начальных классов
МБОУ «Талецкая средняя общеобразовательная школа»
Аннотация
В данной методической разработке представлен опыт организации и проведения долгосрочного проекта по этнокультурному образованию младших школьников. Материал будет полезен учителям начальных классов и классным руководителям в организации проектной деятельности по этнокультурному направлению.
п. Нижние Тальцы
Содержание
Актуальность проекта ………..………………………………………… стр. 2
Содержание проекта…………………….……………………………… стр. 4
Введение в проект….…………………………………………………… стр. 6
Выставка макетов традиционных жилищ……………………..………. стр. 9
«Калейдоскоп сказок» народов Бурятии………………………………. стр. 11
Дефиле в национальных костюмах…………………...……………...… стр. 14
Приложение 1 (маршрутный лист)………..…………………………… стр. 17
Приложение 2 (Фото этапов мероприятия)…………………………… стр. 18
Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был,
— это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.
В. Чивилихин
Актуальность проекта
Мы живём в Бурятии – это многонациональная республика, на ее территории проживает множество народов. В нашем поселении проживают: русские, буряты, татары, белорусы, эвенки, узбеки, а значит, в нашей школе обучаются дети разных национальностей. Поэтому одним из важных направлений в воспитательной работе - это формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, а также ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу.
Проблема этнокультурного образования подрастающего поколения актуальна в настоящее время как никогда, так как дети слышат и видят, что в средствах массовой информации и сети Интернет часто появляются сообщения о межрасовой неприязни, люди становятся все более нетерпимы друг к другу. Изменить сложившиеся взгляды взрослого человека практически невозможно, поэтому закладывать фундамент этнокультурного образования, уважения к окружающим необходимо начинать с малых лет. В младшем школьном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного отношения к людям, познание окружающего мира.
Конечно же, большая ответственность в вопросе этнокультурного образования лежит на педагогах образовательных учреждений, но нельзя недооценивать значение семьи в формировании толерантного сознания и этнокультурного образования ребенка. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование у ребенка терпимости и уважения к людям разных национальностей. Поэтому одним из важных звеньев по этнокультурному образованию у младших школьников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Только совместная работа педагогов и родителей может привести к положительным результатам.
Цель проекта:
Формирование осознания детьми того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права. Познакомить учащихся с культурным многообразием ближайшего социального окружения. Способствовать формированию этнокультурной толерантности учащихся.
Задачи проекта
1. Познакомить с народными традициями, устным творчеством, национальной одеждой, кухней, традиционным жилищем разных народов, проживающих на территории Бурятии;
2. Формировать у обучающихся культуру сотрудничества, сотворчества в урочной и внеурочной деятельности, повышать коммуникативную культуры школьников;
3. Воспитывать толерантные отношения между школьниками и всеми участниками педагогического процесса в условиях многонационального окружения;
4. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение культуры и традиций разных народов. Способствовать активному участию родителей в организации и проведении мероприятий.
Предполагаемый результат
Повышение духовной культуры учащихся начальных классов. Развитие у учащихся активной жизненной позиции и понимания важности толерантности.
Данный проект позволит приобрести всем его участникам определённые знания, воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире. Будет привито гражданское достоинство, национальное самосознание и толерантность. Укрепится дружба между детьми разных национальностей. В его реализацию активно включатся родители учащихся.
Вид проекта: долгосрочный, творческий.
Участники проекта: учащиеся начальных классов, педагоги, родители.
Сроки реализации: февраль 2019г.
Формы работы: при реализации проекта предлагается использование широкого спектра форм работы от классических (беседы, викторины, тематическая линейка) до нетрадиционных (ролевые и деловые игры, минипрезентации, мини-проекты).
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный:
1. Изучение теории по данной проблеме. Анализ методической литературы по теме.
2. Сбор информации педагогами, учащимися и родителями о выбранных национальностях.
3. Разработка конспектов классных часов по этнокультурному образованию, создание информационных условий для реализации проекта.
II. Основной:
1. Систематизация методического материала.
2. Проведение классных часов по этнокультурному образованию и толерантному воспитанию младших школьников.
3. Размещение информации на сайте ОУ.
4. Подбор народных сказок для инсценировки.
5. Изучение национальных костюмов.
III. Заключительный
1. Организация выставки традиционных жилищ народов Бурятии.
2. Проведение фестиваля сказок народов Бурятии.
3. Организация дефиле национальных костюмов.
I. Введение в проект «Народов дружная семья - моя Бурятия»
Цель: донести до участников цели и задачи проекта, нацелить на творческую и поисковую деятельность.
Задачи:
- ознакомить с планом работы над проектом и мероприятиями, которые будут организованы в ходе проекта;
- дать рекомендации участникам проекта по организации работы;
- провести жеребьёвку.
Участники: учащиеся 1 – 4 классов, учителя, родители.
Место проведения: актовый зал.
Ход мероприятия (Приложение 2, фото 1,2,3.):
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы знаете. Какой праздник отмечают в течение всего февраля в Бурятии? (Сагаалган)
Ведущий: Действительно, ещё его называют праздником Белого месяца. Что означает белый цвет? (чистоту, снег, зиму и т. д.)
Ведущий: В праздник Белого месяца у бурят принято угощать гостей белой пищей. Какой? В эти дни не только угощают белой пищей, считается , что и мысли и поступки должны быть чистыми, светлыми. В праздник Белого месяца родственники ходят друг к другу в гости, дарят подарки, желают хозяевам только хорошего. Хозяева в свою очередь встречают любого, кто бы не постучал в дверь. Как вы думаете, могут ли прийти в гости люди другой национальности? (Да)
Ведущий: А вы знаете, люди, каких национальностей проживают на территории нашей республики Бурятия? (ответы учащихся).
Ведущий: Сегодня в гости к нам на Сагаалган пришли представители 10 национальностей: русские, буряты, татары, украинцы, белорусы, армяне, киргизы, узбеки, эвенки, азербайджанцы. Среди вас есть представители этих народов? А знаете ли вы их обычаи и традиции?
Ведущий: Мы предлагаем вам принять участие в проекте «Народов дружная семья – моя Бурятия», где вы сможете ближе познакомиться с одним из народов, узнать сами и познакомить ребят других классов с их традициями, жилищем, национальным костюмом, традиционной пищей и, конечно же, с их устным народном творчеством. Каждый класс будет исследовать какой-то один народ и представлять результаты своего исследования, а вот какой именно народ вам достанется – узнаем с помощью жеребьёвки. Прошу подойти по одному представителю от каждого класса к моему волшебному сундучку и выбрать ящичек с заветной надписью (Проходит жеребьёвка) (Приложение 2, фото 4,5).
Результат жеребьёвки:
1 «а» - узбеки
1 «б» - украинцы
1 «в» - армяне
2 «а» - азербайджанцы
2 «б» - белорусы
2 «в» - киргизы
3 «а» - русские
3 «б» - эвенки
4 «а» - буряты
4 «б» - татары
Ведущий: Ребята, ваша задача, как можно больше узнать о том народе, который вам достался на жеребьёвке, и поделиться с другими своими знаниями, а в помощь вам будет Маршрутный лист. Который подскажет, в каком направлении вам нужно работать и с его помощью вы сможете контролировать и оценивать себя.
Раздаёт Маршрутные листы (Приложение 1).
Разные народы в Бурятии живут,
Обычаи, традиции все берегут и чтут.
Одна из тех традиций – в любви и дружбе жить, Верою и правдой своей стране служить.
Будь ты бурят иль русский, татарин иль грузин:
Отчизна всех сдружила, для всех нас дом один.
В солнечной Бурятии живём все дружно мы,
Народов много разных, но дружбе той верны!
Ведущий: Каждый народ – самобытный, неповторимый, у которого можно поучиться мудрости. Мы предлагаем вам в течение этого месяца окунуться в культуру одного из народов, а для этого вам предстоит: 1. Собрать и изучить информацию об одном из народов;
2. Принять участие в классном часе;
3. Поучаствовать в выставке жилищ народов Бурятии «Лучше дома своего нет на свете ничего»;
4. Принять участие в празднике «Калейдоскоп сказок народов Бурятии», где вы представите инсценировку народной сказки;
5. На закрытии нашего проекта вам предстоит демонстрация национального костюма.
Ведущий: Удачи вам в ваших исследованиях!
II. Выставка традиционных жилищ народов Бурятии
«Лучше дома своего нет на свете ничего» (Приложение 2, фото 7-15)
Выставка оформляется в коридоре крыла начальных классов в течение всего рабочего дня для того, чтобы все дети и родители смогли рассмотреть выставку. Около каждого стола, где выставляет класс свой макет жилища «дежурят» дети-экскурсоводы, которые рассказывают о своём жилище всем желающим, отвечают на вопросы (экскурсоводы периодически меняются, поэтому должно быть подготовлено 5-6 человек) (Приложение).
Открытие выставки проводит ученица 11 класса
Ведущий: Здравствуйте, ребята, сегодня вы представляете результат первого этапа нашего проекта – это выставка традиционных жилищ народов Бурятии. Наша выставка проходит под названием «Лучше дома своего нет на свете ничего», как вы думаете, почему каждому дорог свой дом? (ответы детей)
«Мой дом — моя крепость!» — сказал мудрец
И был абсолютно прав
Не важно избушка или дворец
Кров дарит, теплом объяв,
Под сенью тихой родной избы
У милого очага
Сил набирались наши деды, Когда шли в бой на врага!
Великая, славная, матушка — Русь,
Ты выжила в жёсткой борьбе, Я Родиной милой с детства горжусь И кланяюсь низко тебе!
Изба — колыбель наших предков, отцов,
Обитель добра и тепла,
Без русской печи и её пирогов представить Россию нельзя!
Всегда приютит, успокоит, поймёт
Накормит, согреет теплом,
И где бы мы ни были, стойко нас ждёт Отеческий преданный дом.
Изба, ты проста, самобытна, щедра,
Загадочна, словно цветок,
И сердцу так люба твоя простота,
Так дорог родной уголок!
- У каждого народа дом – это святыня, которая почитается наравне с божеством, поэтому много обрядов и традиций связано именно с домом.
- Сегодня к вам в гости будут приходить разные люди, ваша задача показать и рассказать чем уникально именно ваше жилище, и что интересного вы узнали о традициях вести дом того народа, который вам выпал на жеребьёвке. Не забывайте о традициях гостеприимства.
Ребята, не забудьте оценить свою работу в ваших маршрутных листах. Удачи вам!
III. «Калейдоскоп сказок народов Бурятии» (Приложение 2, фото 16-23) Цель: познакомить с устным народным творчеством народов Бурятии.
Задачи:
• познакомить учащихся с национальными произведениями разных народов, проживающих на территории Бурятии;
• развивать слушательскую и исполнительскую культуру учащихся и интерес к народному творчеству;
• воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям других народов.
Планируемые результаты:
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;
• участие в обсуждении произведений устного народного творчества народов Бурятии;
• формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры.
Участники: учащиеся 1 – 4 классов, родители, учителя начальных классов.
Место проведения: кабинет начальных классов.
Оборудование: компьютер, музыкальные колонки, реквизит для сценок (у каждого класса свой).
Ход мероприятия:
1. Звучит песня «Чудо сказки», ребята рассаживаются по классам.
Ведущий: Ребята, на прошлой неделе в нашей школе состоялась необычная выставка традиционных жилищ народов Бурятии. Много интересного вы узнали на этой выставке, словно побывали в гостях у каждого народа. Сегодня мы продолжим наше путешествие и отправимся в мир народных сказок. Ведь у каждого народа есть свои мудрые сказки, которые вы представите зрителям.
Подготовленный ученик читает стихотворение:
Тише, тише, ребятишки, Сказки любят тишину. Не пропустят шалунишек В ту волшебную страну.
Чудеса не любят шума.
Тихо сядем на пенёк. Сказка чтоб не испугалась – Свои губки на замок.
Сказка мудростью богата. Скажем сказке – приходи.
Это присказка, ребята.
Сказка будет впереди.
Ведущий: Ребята, приглашаем вас на нашу импровизированную сцену в порядке, который определил жребий. Первыми приглашаем учеников 1 «а» класса с узбекской народной сказкой «Мудрый ишак».
2 «в» киргизская народная сказка «Зайцы»
3 «б» эвенкийская народная сказка «Богатырь Манги»
4 «а» бурятская народная сказка «Как собака нашла себе хозяина-друга»
1 «б» украинская народная сказка «Колосок»
3 «а» русская народная сказка «Колобок»
1 «в» армянская народная сказка «Заработанная монета»
2 «а» азербайджанская народная сказка «Тук-тук ханум»
4 «б» татарская народная сказка «Гульчечек»
2 «б» белорусская народная сказка «Два Мороза»
Ведущий: Ребята, понравились вам сказки? Чему они нас учат? Что общего во всех сказках? (ответы детей)
Ведущий: В ваших сценках были использованы традиционные национальные костюмы народов Бурятии и их элементы, которые подчеркивают самобытность каждого народа. Следующий этап нашего фестиваля – это дефиле в национальных костюмах, которое состоится послезавтра. Вы можете приготовить краткое описание вашего костюма. Ребята, не забудьте оценить свою работу в ваших маршрутных листах. Желаем удачи.
IV. Дефиле в национальных костюмах (Приложение 2, фото 24-35).
Цель: приобщение детей к истокам национальной культуры.
Задачи:
Образовательные:
• расширять представления детей и родителей о национальных костюмах разных народов: армяне, украинцы, татары, русские, эвенки, украинцы, белорусы, узбеки, киргизы, азербайджанцы.
• углублять знания о культуре разных национальностей.
Развивающие:
• развивать интерес и желание больше узнавать о родном крае.
• развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
• воспитывать у детей познавательный интерес к изучению народных национальных костюмов.
• воспитывать у детей любовь к своей Родине – России.
• воспитывать уважение к людям разных национальностей.
Ведущий: Уважаемые гости, ребята, скажите мне, как называется одежда, которая на мне надета? (Национальный костюм).
Ведущий: Правильно, а как вы думаете, почему я и некоторые ребята сегодня так оделись? (Мы сегодня проводим дефиле в национальных костюмах).
Воспитатель:
Обо всём одежда говорила,
По одёжке сразу видно было:
Холост ли, женат? Откуда родом?
Возраст, ремесло и связь с народом.
«По одежке встречают…» эта известная поговорка пришла к нам издалека. Давным-давно нашим предкам было достаточно одним глазком посмотреть на человека, чтобы понять, из какой он местности, какому родуплемени предназначен. Одежда была – лицом человека. Из-за того, что наша Родина огромна, просторы ее велики, климат везде разный и населяют ее очень много национальностей, одежда была у всех разной.
Раньше практически каждая женщина обязана была сама шить одежду для себя и своей семьи, украшать ее. Чем одежда была более красивой, удобной, чем больше на ней было орнамента, украшений и т.д. тем лучше, старательней считалась хозяйка.
И вот сейчас мы познакомим вас с разными национальными костюмами.
Звучит национальная музыка того народа. Чей костюм представляют участники дефиле, дети демонстрируют костюмы.
2 «в» киргизский национальный костюм
3 «б» эвенкийский национальный костюм
4 «а» бурятский национальный костюм
1 «б» украинский национальный костюм
3 «а» русский национальный костюм
1 «в» армянский национальный костюм
2 «а» азербайджанский национальный костюм
4 «б» татарский национальный костюм
2 «б» белорусский национальный костюм
В конце показа все участники дефиле выстраиваются в линию перед зрителями.
Ведущий: Спасибо огромное всем участникам и вашим родителям за прекрасный праздник, который вы нам дарили на протяжении целого месяца.
Просим участников показа пройти на фотосессию.
Ведущий: Дорогие ребята, вот и закончился наш фестиваль «Народов дружная семья - моя Бурятия». Благодарим вас и ваших родителей за активное участие в нашем фестивале.
Учащиеся читают стихотворение:
1 ученик Живут в России разные Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
2 ученик У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат.
3 ученик Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
4 ученик Одним милее осень, Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
Ребята, не забудьте оценить свою работу в ваших маршрутных листах.
Приложение 1.
Проект «Народов дружная семья - моя Бурятия»
Маршрутный лист _________ класса МБОУ «Талецкая СОШ»
«Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.»
(Перевод с украинского
З. Александровой)
Мы расскажем о ________________________________
№ |
Этапы |
Самооценка |
1 |
Собрать и изучить информацию об одном из народов
|
|
2 |
Классный час на тему: «_________________________ __________________________________________»
|
|
3 |
Выставка жилищ народов Бурятии «Лучше дома своего нет на свете ничего»
|
|
4 |
«Калейдоскоп сказок народов Бурятии»
Инсценировка народной сказки «______________ __________________________________________ __________________________________________»
|
|
5 |
«Обо всём одежда говорила, По одёжке сразу видно было: Холост ли, женат? Откуда родом? Возраст, ремесло и связь с народом.»
Демонстрация национального костюма |
□ □ □ |
6 |
Наше настроение после участия в проекте |
|
Приложение 2
Фото 1,2,3. Введение в проект.
Фото 4,5. Жеребьёвка. Фото 6. Маршрутные листы.
Выставка жилищ народов Бурятии
Фото 7. Татарская изба. Фото 8. Армяне, киргизы, эвенки.
Фото 10. Украинская хата . Фото 11. Узбекская юрта.
Фото 12. Бурятская юрта. Фото 13. Дома азербайджанцев.
Фото 14, 15. Русская изба.
Фото 16. Узбекская народная сказка. Фото 17. Армянская народна сказка.
Фото 18. Татарская народная сказка. Фото 19. Зрители.
Фото 20. Русская народная сказка. Фото 21. Эвенкийская народная сказка.
Фото 22. Азербайджанская народная Фото 23. Бурятская народная сказка. сказка.
Дефиле в национальных костюмах.
Фото 24,25. Узбекский костюм.
Фото 26. Украинский костюм. Фото 27. Армянский костюм.
Фото 28. Азербайджанский костюм. Фото 29. Белорусский костюм.
Фото 30. Киргизский костюм. Фото 31. Русский костюм.
Фото 32. Эвенкийский костюм. Фото 33. Татарский костюм.
Фото 34. Бурятский костюм.
Фото 35. Общее фото.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.