"Школьный выставочный зал как открытое образовательное пространство: музейная педагогика как условие реализации личностно-ориентированная модель школьного образования"
Оценка 4.9

"Школьный выставочный зал как открытое образовательное пространство: музейная педагогика как условие реализации личностно-ориентированная модель школьного образования"

Оценка 4.9
Документация
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
25.04.2021
"Школьный выставочный зал как открытое образовательное  пространство: музейная педагогика как условие реализации личностно-ориентированная модель школьного образования"
В данной разработке представлен личный опыт по организации открытого образовательного пространства через школьный выставочный зал и представлены рекомендации, как это можно сделать.
выставочный зал.docx

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

           школа № 449 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

                       Методическая разработка

«Школьный выставочный зал как открытое образовательное пространство:

музейная педагогика как условие реализации личностно-ориентированной модели школьного образования»

 

 

 

 

 

 

Автор: учитель русского языка и литературы,

координатор школьного выставочного зала

«Память говорит»

Шубелева Марина Евгеньевна

 

 

Санкт-Петербург

Одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности, является музей. Он выступает особой образовательной средой, которая формирует у ребенка представления о мире, развивает способность наблюдать, систематизировать , классифицировать, синтезировать и генерировать полученную информацию в процессе  собственной жизни и деятельности.

Изменение представлений о значении образования приводит к необходимости создания новых форм образовательного процесса, одной из которых является музейная педагогика. Ей в последнее время уделяется все больше внимания  в теории  и практике образования. Она  обладает рядом потенциальных возможностей. Преимущества воспитания обучающихся средствами музейной педагогики состоят в том, что она позволяет восполнить пробелы в воспитании, решить множество проблем в образовании и усилить практико-ориентированную составляющую образования в современной  школе, реализовать образовательную .воспитательную, развивающую ,социокультурные функции школы в целом и гуманитарных предметов в частности.

Основной целью музейной педагогики является приобщение подрастающего поколения к деятельности музея и создание условий для развития творческой личности путем включения в многообразную его деятельность.

Отличительными чертами обучения музейной педагогики является нетрадиционность и добровольность, а особенностью-возможность максимально реализовать способности обучающихся и удовлетворить их интересы. Наиболее эффективными формами  работы в рамках музейной педагогики являются массовые (экскурсии ,факультативные занятия по русскому языку, музейные уроки, уроки в музее ,уроки развития речи, нестандартные уроки, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, экскурсии в музеи),групповые (конференции, исследовательская  деятельность детей, а также их участие в различных конкурсах, олимпиадах, форумах и фестиваля) и индивидуальные (подготовка докладов ,рефератов, сценариев-мероприятий, экскурсий-наблюдение за жизнью и бытом, обычаями, традициями изучаемого народа ,выполнение познавательных заданий, написание творческих работ в форме сочинений ,эссе, переписка, персональные выставки обучающихся) Благодаря средствам музейной педагогики процесс усвоения знаний становится увлекательным и интересным, а предмет оживает на глазах у детей.

Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образования обучающихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью. В настоящее время музейная педагогика  осуществляет свои задачи  с опорой на методологические подходы, которые считаются общепризнанными в педагогике: личностный,  деятельностный ,диалогический (коммуникативный), культурологический, системный, средовой, компетентностный.

Компетентностный подход предполагает  не усвоение учеником отдельных друг от друга  знаний и умений, а овладение ими в комплексе и ориентации образования и воспитания на конечный результат. Этому во многом способствует использование учителем в своей работе технологии музейной педагогики. Музейная педагогика позволяет  реализовать поисковый подход в учебном процессе, который, несомненно ,является наиболее востребованным современной школой. В рамках этого подхода целью обучения учащихся является возможность освоения нового опыта ,  а ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

Использование технологии музейной педагогики позволяет приобщить обучающихся к музейной культуре (что особенно актуально для нашей школы: контингент обучающихся нашей школы составляют более 60% переселенцы из других регионов), развивает личностные и творческие  способности, приобщает к различным формам коммуникации. Все это начинает «работать», если «складывается» единая система в работе: «урок-внеурочная деятельность-дополнительное образование». Как мы видим, основой музейной педагогики является личностно ориентированное обучение, признающее самобытность учащегося.

         Являясь не только учителем русского языка и литературы, но и координатором школьного выставочного зала «Память говорит»  и разработчиком и ,соответственно,« создателем и реализатором» программы по дополнительному образованию «Школа социального проектирования», я соединяю в своей  работе урочную и внеурочную форму деятельности, обращаюсь к дополнительному образованию, что позволяет интегрировать знания ,полученные на уроках, во внеурочную деятельность, и наоборот, и в полной мере использовать музейные ресурсы в качестве дополнительного образования.

 

Сегодня, в 21 веке стали уделять больше внимания значимости  музейного образования и роли музейной педагогики в качестве площадки, где знания и обучение сходятся, поднимаются новые образовательные вопросы, которые требуют новых подходов.

Школьный выставочный зал «Память говорит» является одном из традиционных средств гражданско-патриотического воспитания обучающихся, однако в современных условиях требуется активно использовать более эффективные   методы музейной работы :интерактивные приемы подачи информации, широкую вовлеченность учащихся в работу с музейными материалами, активное использование материалов музея на уроках нетрадиционной для музея тематики.

Апробация данной методической разработки проходит на базе ГБОУ школа № 449 (ранее ГБОУ ЦО № 650) Пушкинского района Санкт-Петербурга, где в 2017 году был открыт школьный выставочный зал «Память говорит»

Как происходит применение технологии музейной педагогики на уроках литературы и русского языка?

Как мы знаем  ,согласно ФГОС, изучение русского языка и литературы в основной школе направлено на достижение нескольких целей, главной из которых является воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим  мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

Личностные результаты при изучении  этих предметов должны отражать воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края ,основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества ;воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Для реализации поставленных задач и достижения заявленных результатов следует использовать формы и методы технологии  музейной педагогики, в частности, материалы школьного выставочного зала «Память говорит»

Интерактивность-основной методологический прием в работе школы с  материалами Выставочного зала  , который перестает  быть просто хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.

Так, на уроках литературы в 9-11 классах используются фонды нашего выставочного зала, например, при изучении следующих тем:

класс

тема

материалы

9

«Слово о полку Игореве»

Мысль о единстве Земли русской.

 

В рамках сотрудничества: материалы проекта «Семейные фотографии Великой Отечественной» (выставка фотографий, показывающая «географию» защитников нашей Родины)+ материалы сайта http://fotohroniki.ru/

материалы из семейных архивов, рассказывающие о подвиге родных и близких в годы войны;

материалы проекта «Дагестанцы в непокоренном Ленинграде» (рассказывающие о защитниках Ленинграда-дагестанцах и материалы из личного архива ученика школы Алисултанова З)

в рамках сотрудничества: материалы проекта 

 «У подвига нет национальности»

«Новосибирцы-защитники Ленинграда»

материалы Школьный проект «Герои Советского Союза-пушкинцы»+ материалы в рамках сотрудничества с Домом молодежи «Царскосельский»

http://gu219.site.gov.spb.ru/albom-geroev--v-planshetnom-formate/

9

А.Т.Твардовский

Поэма«Василий Теркин»

Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Теркин»

Василий Теркин-защитник родной страны. Новаторский характер «Василия Теркина»

Материалы исследовательской работы «Петергофский десант»

(+презентация) https://yandex.ru/video/preview/?filmId=109071899924656586768885.1

(воспоминания ветеранов «Как погиб Петергофский десант)

 

«Таллинский прорыв» в воспоминаниях ветерана Великой

 Отечественной войны Василия Павловича Джуржи  «На волнах моей Памяти» (книга подарена  Джуржой в 2018 г. Выставочному залу)

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1

 (видео о трагедии у мыса Юминда)

Материалы уроков Мужества, проводимых в Выставочном зале

9

А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом»

Материалы фотовыставки «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны» -презентация о лейтенанте Становом (Калининский фронт)

Материалы Всероссийской поисковой экспедиции «Вахта Памяти 2018» на Ржевской земле-видеоматериалы, предоставленные

майором поискового батальона Остапенко К.М.

документальный фильм «Неизвестная битва Георгия Жукова»

«Эхо войны»-личные предметы ,найденные на местах раскопок поискового отряда «Воин»

Личные вещи из семейных архивов; сочинения школьников о защитниках Ржева

10

Л.Н.Толстой

Историческая справка о войне 1812 года; литературный материал романа-эпопеи «Война и мир»(страницы войны 1812 г)

Война 1941-1945 гг- материалы из личного архива обучающихся школы;

Вн.чтение.Произведения о Великой Отечественной войне :

Б.Васильев «А зори здесь тихие»,В.Кондратьев «Сашка» и др.

В рамках сотрудничества: материалы проекта «Семейные

фотохроники Великой Отечественной войны»

 Вн.чтение .Афганская война. С.Алексиевич «Цинковые мальчики»

Книга памяти «Кровавое эхо гор» (воспоминания воинов-афганцев г.Пушкина ) (книга и фотографии подарены Выставочному залу

Жонкиным А.С.-полковником в отставке,участником  афганской

войны)

http://gu219.site.gov.spb.ru/veterany-local/(Афганские истории воины-афганцы Пушкина и Пушкинского района)

Воспоминания о Чеченской кампании полковника Арсланбекова М.М.

11

М.Шолохов «Судьба человека»

Несгибаемый дух и героизм советского солдата, которые помогли ему вынести все тяготы плена

 

 

 

Воспоминания жительниц г.Пушкина –узниц концлагерей –

Т.А.Лукиной  и Л.В.Васильевой

Материалы проекта «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны»

Воспоминания из семейных архивов

 

Изучая произведения художественной литературы, читая и разбирая различные тексты на уроках русского языка, можно «приблизить» и «оживить» прошлое, совершить увлекательные путешествия, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию гражданских, патриотических, эстетических и этических качеств. И сделать это можно с помощью возможностей, которые дает музейная педагогика.

Музейная технология дает неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков. Это урок в музее, урок-описание экспоната музея, урок-защита проекта, презентация поискового материала, интегрированные уроки с использованием музейных материалов.

На уроках русского языка , при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, мы используем тексты из книг, подаренных нашему выставочному залу гостями, участниками различных мероприятий; художественные средства выразительности (одно из заданий ЕГЭ) можно постигать на художественных текстах  авторов в литературных музеях. На таком уроке задания составляются с привлечением  музейного материала, помогают войти в эпоху, вспомнить основы анализа поэтического текста, что ,в свою очередь, дает возможность актуализировать знания средств художественной  и языковой выразительности и ,конечно же, создается ситуация успеха. Кроме того, для проведения уроков русского языка хорошим подспорьем является краеведческий материал или литературный, который связан с изучением творчества поэта или писателя, оставившего след в Санкт-Петербурге. (например,урок –повторение в 9 классе «Я поведу о Пушкине рассказ»-изучение сложных предложений с использованием элементов музейной технологии); или урок развития речи «Письма Памяти» (основан на материалах Выставочного зала)  При проведении такого урока мы знакомимся с историей писем,в том числе солдатских треугольников с фронта, которые хранятся в школьном Выставочном зале. Некоторые письма приносят   обучающиеся из семейных архивов .Возникают вопросы,связанные с письмом,его дальнейшей судьбой.

На уроках по развитию речи ,например , в 8 классе при подготовке к написанию сочинения по картине  С.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» мы обращаемся  к картинам других художников: А.Андреева «Церковь Покрова на Нерли»; А.Дамаскина « Церковь Покрова на Нерли»; И. Воробьева « Храм Покрова на Нерли», В.Горячева  «Церковь Покрова на Нерли» и др.,Ученики работают в группах, находят материал о картине, о ее создателе, о самом храме. Рассматривают репродукцию с точки зрения временных дат. На уроке проводят обзорную экскурсию, «презентуя» храмовое описание  с точки зрения живописи, литературы, истории. Выявляют общие и различные черты, сравнивая с картиной С. Герасимова.  Затем создается «Каталог одной картины» ,где представлены разные трактовки Храма Покрова на Нерли. Данный урок строится на принципах диалога, т.к. "обсуждение картины должно представлять собой маленькую драму и иметь прелесть импровизации, при которой свободно раскрываются все силы"

класс

Тема

 

8

Рр С.Герасимов «Церковь Покрова на Нерли»

http://www.pokrov.ckto.ru/svros25.html

 

При написании изложения с элементами сочинения  на тему «Собиратель русских слов» (6 кл) лучше воспринимают тему после того, как мы (виртуально) посетим Музей и культурно-просветительский центр им.В.И.Даля (Москва, https://museumdal.ru/). Познакомимся с его «Толковым словарем живого великорусского языка, соотнесем некоторые слова с экспонатами школьного музея (скалка, горлан и т.п.) и создадим мини-проект «История одного слова», а потом, дополнив все это рисунками , открываем выставку одного урока. .После такой предварительной работы текст изложения «звучит» совершенно  по-другому. Обучающемуся легче писать о том, что он не просто увидел, но и «пропустил» через себя ,прожил.

Но все же основная форма работы музея – экскурсии.  И школьном Выставочном зале, и в виртуальном музее  экскурсии обучающиеся проводят самостоятельно.

          Как можно использовать метод виртуальной экскурсии на уроке? Прежде всего, проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с учащимися. Здесь определяются цели и задачи экскурсии, раздаются маршрутные листы.

Подготовка экскурсии осуществляется по определенному плану:

1. Определяется цель экскурсии;

2. Выбирается объект изучения;

3. Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;

4. Формулируются проблемы;

5. Определяются задачи, которые учащимся необходимо будет решить на уроке;

6. Определяется последовательность ознакомления с сайтами и создание путеводителя для учащихся по сайтам (это может быть список адресов);

7. Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии

На втором этапе учащиеся знакомятся с материалами на сайтах.

1. Сбор информации. Обмен информацией.

2. Создание практической работы - презентации по ознакомлению или закреплению изучаемого материала. 

 Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском литературоведческой информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы. Особое внимание нужно уделить продумыванию финала урока.

Нами уже создана определенная «копилка адресов» литературных музеев, которая постоянно пополняется (электронные адреса музеев доступны  на портале «Музеи России»www.museum.ru) Список музеев предлагается на первом уроке литературе и носит ознакомительный характер. Учащиеся определяют , какие литературные музеи будут посещены ими лично (за год необходимо посетить 2 музея; подготовить отчетную работу по данному посещению); затем мы продумываем , какие музеи мы сможем посетить в рамках изучения школьной программы и какие музеи нам помогут для создания виртуальной экскурсии.

1

А..С.Пушкин

Государственный музей А.С.Пушкина ,Москва

Мемориальный музей-квартира А.С.Пушкина СПб

Мемориальный музей-Лицей Спб

Мемориальный музей-дача Спб

Музей-заповедник «Михайловское»

Государственный историко-литературный музей –заповедник А.С.Пушкина (усадьбы Захарово и Вяземы

Музей «Дом станционного смотрителя» Ленинградская обл.

Музей «Домик няни А.С.Пушкина» ( д.Кобрино)

2

М.Ю.Лермонтов

Государственный музей-заповедник Тарханы

Дом-музей М.Ю.Лермонова (Москва)

Дом-музей М.Ю.Лермонова (Пятигорск)

3

Ф.И.Тютчев

Музей Тютчева-Овстуг

Музей-усадьба Мураново

4.

И.С. Тургенев

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник «Спасское-Лутовиново»

Литературный музей И.С.Тургенева(Орел)

5.

Н.А.Некрасов

Государственный литературно-мемориальный музей –заповедник Карабиха

Музей-квартира Н.А.Некрасова

6.

Ф.М.Достоевский

Литературно-мемориальный музей Санкт-Петербург

7.

Л.Н.Толстой

Государственный мемориальный и природный заповедник музея-усадьбы Ясная поляна

Государственный музей Л.Н.Толстого в Москве

Музей на станции «Лев Толстой» (Липецкая область)

8.

А.П.Чехов

Государственный литературно-мемориальный музей заповедник Мелихово

9.

А.С.Грибоедов

Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник «Хмелита»(село Хмелита Вяземского р-на Смоленской облоасти)

10.

А.М.Горький

Государственный музей А.М.Горького

Музей-квартира  в Нижнем Новгороде

Литературно-мемориальный музей в Казани

Музей Института мировой литературы им.М.Горького  в Москве

11.

А.Блок

Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник

Музей –квартира А.Блока  Спб

12.

С.А.Есенин

Государственный музей С.А.Есенина в Москве

Музей-заповедник в с.Константиново

13.

М.Шолохов

Станица Вешенская

 

 

14.

А.А.Ахматова

Историко-литературный музей г.Пушкин,СПб

А.Ахматова в Фонтанном доме СПб

«А.Ахматова  и Царское Село»

 

Кроме того, используя средовый подход, как один из методов музейной педагогики, мы вовлекаем в образовательный процесс возможности историко-литературного музея г.Пушкина, например, изучая тему «Серебряный век русской поэзии» или творчество А.А.Ахматовой ,  создаем  «картотеку адресов А.А.Ахматовой в Царском Селе, готовим и проводим  литературный квест. Благодатный материал для изучения творчества А.С.Пушкина дает музейное наследие г.Пушкина-это музей-Лицей; музей-дача. Чем же отличается такой урок, проводимый в музее, от урока, проводимого в школе? Прежде всего то, что времени на такой урок затрачивается больше.

При изучении драмы «Гроза» А.Н.Островского мы готовим подборку репродукций картин русских художников, например, В.Г.Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом»,Б.М.Кустодиева «Трактирщик»,изображающих купечество, купеческий быт, а затем обязательно посещаем историко-литературный музей, постоянно действующую экспозицию «Русский трактир».

Как проходит урок в музее?

         Музейный урок мы проводим в следующем виде: презентация музейным педагогом образа данного музея (так, в Фонтанном доме Елпашева М.А. сначала провела обучающихся по тем комнатам ,где жила А.А.Ахматова, т.е. «погрузила в эпоху»);настройка групп на работу, актуализация их прежних знаний, введение  в поле проблем;(ответы на вопросы, нахождение этих ответов в самих экспонатах и т.п);работа с текстами, соответствующими тематике «погружения» в тему урока. (поэма «Реквием») и обязательно вывод , к которому  приходят учащиеся;

Домашнее задание носит творческих характер, оно должно выходить за рамки школьной программы и приводить к приобретению личностного опыта, который пригодится школьнику и в реальной жизни. (например, найти  в экспонатах те предметы, которые отражают эпоху 1937-40х гг в творчестве Ахматовой; подобрать стихотворения , соответствующие данной эпохе, создать сборник  и т.п.)

Получается своеобразный урок-исследование, при котором есть сам предмет (музейная коллекция)-непосредственное освоение учениками материала через этот предмет-освоение метапредметных навыков (получение  и развитие навыков по поиску, обработке, презентации новой информации ,развитие коммуникативных способов и исследовательской практики) и личностных. Работу по  музейному экспонату и художественному тексту, в основном, строится по следующей «формуле» 

внешний вид

      ЭКСПОНАТ

содержание

                   

       название

         вывод

 

   

Использование музейной педагогики на уроках не только помогает развивать творческие способности учеников, формировать все ключевые компетенции, но и учит самостоятельно выстраивать образную систему .способствует выработке умения анализировать ,устанавливать связь между явлениями. Кроме того, технология музейной педагогики  обладает неоценимым преимуществом: межпредметными образовательными связями разных школьных предметов: литература(русский  язык)-история; литература(русский язык)-музыка, литература(русский язык)-краеведение. Одно из золотых правил музейной технологии-это развитие исследовательской деятельности учащихся, которая пробуждает интерес к прошлому, самостоятельность мышления, чувство ответственности за проделанную работу. Исследовательская деятельность способствует формированию способности критического восприятия фактов, умения их анализировать, побуждает к творчеству. Исследовательская работа позволяет учащимся под руководством учителя внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие истории, а главное – получить опыт исследовательской деятельности. Учащиеся приобретают определенный набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся в будущей взрослой жизни.

Так, совместно с учащимися были разработаны следующие  проекты:

·        «Вечные образы в лирике Ахматовой. Образ Петербурга в лирике А.А Ахматовой»

·        «Топонимы Царского Села»

·        «Петергофский десант»

·        «У каждого был свой Афганистан»

·        «Есть улица Кадетская»

В этих работах отражен региональный компонент, прослеживается связь литературы-истории –краеведения .Данные работы используются на уроках русского языка и литературы при изучении определенных тем.

Проекты «Школьный выставочный зал «Память говорит» «Школьное экскурсионное бюро» возникли посредством инициатив школьников.  После выставки «Семейный альбом» , представленной нашей школе, проведен «Мозговой штурм», где школьники пытались найти средство, через которое возможно сохранить историческую память. Выбор пал на Выставочный зал, которого в нашей школе не было, как не было ни музея, ни уголка Боевой славы. Затем создали паспорт проекта и теперь реализуют , и довольно-таки успешно, проекты. «Школьное экскурсионное бюро» станет  обучающей площадкой  по освоению новых компетенций в области музееведения.

Учащиеся школы активно принимают участие в конкурсах сочинений «Моя семья в истории страны», фестивале «Искатели своих корней», конкурсе творческих работ «Салют во славу моряков»,  олимпиадах. Любая вещь в руках наших учеников становится началом большой или маленькой истории. Наверное, поэтому музейные предметы – вещи, ценности –  и выступают в качестве источника информации о людях и событиях, вызывают чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Ученик может взять музейный предмет в руки, почувствовать его сопричастность с прошлым, вызвать эмоциональный всплеск. Ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события. Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса. Они способствуют формированию языковой и духовной культуры школьников, умению мыслить, грамотно и хорошо говорить.

Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образования учащимися средствами интеграции учебно-воспитательной  работы с музейной деятельностью. Использование элементов музейной педагогики делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.

Кроме того, музейная педагогика дает возможность  осваивать новые формы, развивая такие направления как экскурсионная деятельность, интерактивные занятия, встречи, события .

Работа по интеграции урочно-внеурочного аспекта  школьного выставочного зала была представлена на IV Всероссийской научно-практической конференции «Неформальный подход к формальному образованию. Музей как междисциплинарная образовательная среда» на секции «Музейные и педагогические аспекты проектной деятельности: в поисках партнерства» (г.Москва,20119); на Всероссийском съезде учителей и преподавателей русского языка и литературы .Тема выступления «Педагогические аспекты музейной проектной деятельности» (Москва,2019г), в сборнике «Воспитательная работа в образовательной организации» «Как сохранить историческую Память (из опыта работы школьного выставочного зала «Память говорит»)(Н.Новгород,2019); рассматривалась в работе творческой группы «Использование технологии музейной педагогики и ее образовательных возможностей в организациях, осуществляющих учебно-воспитательную деятельность  в соответствии с требованиями ФГОС» с материалом «Школьный Выставочный зал «Память говорит» как открытое образовательное пространство» (2018-2019);представлена на Десятом Международном слете учителей –Сочи 2019 –мастер-класс «Как создать проект», участвует в экспериментальной работе  Всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов ЦПИ им.К.Д.Ушинского «Школьный выставочный зал как составляющая открытого образовательного пространства» (2018)

Мероприятия общекультурной направленности внеурочной деятельности, проводимые в  школьном выставочном зале ,позволяют устанавливать межличностные контакты, активно обмениваться информацией ,выявлять творческие способности участников мероприятия. Например, литературно-музыкальная композиция как вариант музейного урока. Здесь мы используем музейные экспонаты, литературный  ,музыкальный и исторический материал.» «У каждого был свой Афганистан» , «Мы не отдали высоту», «Диалог поколений»  и другие. На каждом из мероприятий присутствовали живые свидетели тех или иных событий, По итогам проведены интервью. Экскурсии , видеоролики и презентации. Создание школьного выставочного зала в рамках проектной работы создает ситуацию успеха и формирует положительная мотивация обучающихся, происходит приобщение в музейному делу и, самое важное ,постигается  культура соучастия и музейнаякультура.  В нашем выставочном зале проходят конкурсы стихотворений и презентаций ,игры, квесты, конференции, вечера-встречи. Здесь мы учимся создавать проекты и экспонаты. В пополнении коллекций, в проведении мероприятий мы видим и участие семьи. Дети и родители делятся частью своей истории, проводят мастер-классы. Формируется особое пространство-пространство СО-причастности.

Как мы видим, музейные занятия предполагают использование различных педагогических  технологий: игровые технологии ,технологию коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Мы можем сделать вывод, что и на уроках, и во внеурочной деятельности  технология музейной предоставляет возможности для реализации   личностно ориентированной  модели школьного образованияи воспитания детей, служит для формирования их компетенций.

В процессе формирования  учебно-познавательной компетенции задача заключается не в передаче обучающимся  максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться. В процессе обучения учащимся предоставляется право  выбора: выполнять задания разной степени сложности, совместно планировать содержание деятельности на последующих занятиях. Учащиеся включаются в коллективную деятельность через организацию работы в группах, игровые формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы. Использование элементов метода проекта позволяет создавать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Данные формы и методы помогают мне развивать у ребят интерес к обучению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь своим товарищам, тренировать память, внимание, воображение. И,конечно же, желание добиваться хороших результатов.

Для развития информационных компетенций подбираются различные задания, даются задания на дом по подбору дополнительных материалов по теме: учащиеся сами подбирают интересные задания, используя различные источники информации: книги, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.п. Учащиеся не только научились подбирать информацию, но и правильно систематизировать ее, исходя из поставленной задачи.

Если говорить о коммуникативной компетенции, то занятия в школьном Выставочном зале, а также уроки с использованием элементов музейной технологии , позволяют обучающимся развивать следующие навыки: владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе и т.п);умение работать в группе, искать и находить компромиссы, принимать единое решение (работа над совместным заданием)

Ценностно-смысловые компетенции развиваются при решении нестандартных заданий, мини-исследований .Хороший результат дает создание проблемных поисковых ситуаций на уроке.

Музейный урок всегда формирует общекультурные и социальные компетенции, так как основан на литературном, историческом, краеведческом материале.

Компетенции личностного совершенствования формируются в связи с применением упражнений, которые требуют определенных волевых усилий и навыков самоконтроля. В результате воспитываются такие качества как самостоятельность и решительность в действиях , чувство ответственности за них.

Таким образом , использование элементов музейной педагогики делает процесс обучения и воспитания более интересным, результативным. Музейная педагогика-это , как мы видим ,интеграция музея в систему образования и одно из условий реализации личностно-ориентированной модели школьного образования.

 

Список литературы:

1.Столяров Б.А.Музейная педагогика.История,теория,практика. Учеб.пособие, М.,2004

2.Воронович В.М.Внедрение авторской программы воспитания учащихся средствами музейной педагогики: методические рекомендации.URL:www. pdffactory.com

3.Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности.Учебное пособие.Ижевск,2007

4. https://sites.google.com/site/co650spb/vystavocnyj-zal-pamat (сайт школы. Выставочный зал)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 449

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 449

Санкт-Петербург Одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности, является музей

Санкт-Петербург Одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности, является музей

Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образования обучающихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью

Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образования обучающихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью

Сегодня, в 21 веке стали уделять больше внимания значимости музейного образования и роли музейной педагогики в качестве площадки, где знания и обучение сходятся, поднимаются новые…

Сегодня, в 21 веке стали уделять больше внимания значимости музейного образования и роли музейной педагогики в качестве площадки, где знания и обучение сходятся, поднимаются новые…

Интерактивность-основной методологический прием в работе школы с материалами

Интерактивность-основной методологический прием в работе школы с материалами

А.Т.Твардовский «Я убит подо

А.Т.Твардовский «Я убит подо

И сделать это можно с помощью возможностей, которые дает музейная педагогика

И сделать это можно с помощью возможностей, которые дает музейная педагогика

Тема 8

Тема 8

Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии

Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии

Вяземы Музей «Дом станционного смотрителя»

Вяземы Музей «Дом станционного смотрителя»

А.А.Ахматова Историко-литературный музей г

А.А.Ахматова Историко-литературный музей г

Работу по музейному экспонату и художественному тексту, в основном, строится по следующей «формуле» внешний вид

Работу по музейному экспонату и художественному тексту, в основном, строится по следующей «формуле» внешний вид

В этих работах отражен региональный компонент, прослеживается связь литературы-истории –краеведения

В этих работах отражен региональный компонент, прослеживается связь литературы-истории –краеведения

Музейные и педагогические аспекты проектной деятельности: в поисках партнерства» (г

Музейные и педагогические аспекты проектной деятельности: в поисках партнерства» (г

Мы можем сделать вывод, что и на уроках, и во внеурочной деятельности технология музейной предоставляет возможности для реализации личностно ориентированной модели школьного образованияи воспитания детей,…

Мы можем сделать вывод, что и на уроках, и во внеурочной деятельности технология музейной предоставляет возможности для реализации личностно ориентированной модели школьного образованияи воспитания детей,…

Компетенции личностного совершенствования формируются в связи с применением упражнений, которые требуют определенных волевых усилий и навыков самоконтроля

Компетенции личностного совершенствования формируются в связи с применением упражнений, которые требуют определенных волевых усилий и навыков самоконтроля
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2021