ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года по литературе (10 класс)
Оценка 5

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года по литературе (10 класс)

Оценка 5
Конкурсы
docx
русская литература
10 кл
10.11.2018
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года  по литературе (10 класс)
Чернский муниципальный район ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года по литературе (10 класс) Практический тур Задание 1. Анализ прозаического или поэтического текста. Выберите один из вариантов. Вариант №1 Выполните целостный анализ текста М.Е. Салтыкова-Щедрина “Пропала совесть» 1) Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и для чего она нужна в современном мире? 2) Нужна ли человеку совесть или нет? 3) Какие детали и подробности выделяет повествователь, рассказывая о людях потерявших совесть? 4) Нужна ли она обществу в целом и отдельному человеку в частности
Олимпиада по литературе 10 класс (передел).docx
Чернский муниципальный район ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  Всероссийской олимпиады школьников 2018­2019 учебного года  по литературе (10 класс) Практический тур Задание  1. Анализ прозаического или поэтического текста. Выберите один из вариантов. Вариант №1 Выполните   целостный   анализ   текста   М.Е.   Салтыкова­Щедрина “Пропала совесть» 1) Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова­Щедрина «Пропала  совесть» и для чего она нужна в современном мире? 2) Нужна ли человеку совесть или нет?  3) Какие детали и подробности  выделяет повествователь, рассказывая о  людях потерявших совесть? 4) Нужна ли она обществу в целом и отдельному человеку в частности? Михаил Евграфович Салтыков­Щедрин Пропала совесть *** Пропала совесть. По­старому толпились люди на улицах и в театрах; по­ старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по­старому суетились и  ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего­то вдруг стало  недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая­то  дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче  сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее  льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало  их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее — все, казалось,  так и отдавалось им в руки, — им, счастливцам, не заметившим о пропаже  совести. Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая  приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному  воображению, и вдруг… ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними  улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница­совесть. Оставалось только смотреть на божий мир и  радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от  последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили  воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи  и разбои, началось вообще разорение. А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная,  затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь,  подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном  городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие. И бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если  бы не поднял ее какой­то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз  даже на негодную тряпицу, в надежде получить за нее шкалик. И вдруг он почувствовал, что его пронизала словно электрическая струя  какая­то. Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно  явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к  нему постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на  избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа. Сначала  он почувствовал только страх, тот тупой страх, который повергает человека в беспокойство от одного предчувствия какой­то грозящей опасности; потом  всполошилась память, заговорило воображение. Память без пощады извлекала из тьмы постыдного прошлого все подробности насилий, измен, сердечной  вялости и неправд; воображение облекало эти подробности в живые формы.  Затем, сам собой, проснулся суд… Жалкому пропойцу все его прошлое кажется сплошным безобразным  преступлением. Он не анализирует, не спрашивает, не соображает: он до того  подавлен вставшею перед ним картиною его нравственного падения, что тот  процесс самоосуждения, которому он добровольно подвергает себя, бьет его  несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд. Он не  хочет даже принять в расчет, что большая часть того прошлого, за которое он  себя так клянет, принадлежит совсем не ему, бедному и жалкому пропойцу, а  какой­то тайной, чудовищной силе, которая крутила и вертела им, как крутит  и вертит в степи вихрь ничтожною былинкою. Чт  такое его прошлое? почему он прожил его так, а не иначе? что такое он сам? — все это такие вопросы, на  которые он может отвечать только удивлением и полнейшею  бессознательностью. Иго строило его жизнь; под игом родился он, под игом  же сойдет и в могилу. Вот, пожалуй, теперь и явилось сознание — да на что  оно ему нужно? затем ли оно пришло, чтоб безжалостно поставить вопросы и  ответить на них молчанием? затем ли, чтоб погубленная жизнь вновь хлынула  в разрушенную храмину, которая не может уже выдержать наплыва ее? оо Увы! проснувшееся сознание не приносит ему с собой ни примирения, ни  надежды, а встрепенувшаяся совесть указывает только один выход — выход  бесплодного самообвинения. И прежде кругом была мгла, да и теперь та же мгла, только населившаяся мучительными привидениями; и прежде на руках  звенели тяжелые цепи, да и теперь те же цепи, только тяжесть их вдвое  увеличилась, потому что он понял, что это цепи. Льются рекой бесполезные  пропойцевы слезы; останавливаются перед ним добрые люди и утверждают,  что в нем плачет вино. — Батюшки! не могу… несносно! — криком кричит жалкий пропоец, а  толпа хохочет и глумится над ним. Она не понимает, что пропоец никогда не  был так свободен от винных паров, как в эту минуту, что он просто сделал  несчастную находку, которая разрывает на части его бедное сердце. Если бы  она сама набрела на эту находку, то уразумела бы, конечно, что есть на свете  горесть, лютейшая всех горестей, — это горесть внезапно обретенной совести. Она уразумела бы, что и она — настолько же подъяремная и изуродованная  духом толпа, насколько подъяремен и нравственно искажен взывающий перед  нею пропоец. «Нет, надо как­нибудь ее сбыть! а то с ней пропадешь, как собака!» —  думает жалкий пьяница и уже хочет бросить свою находку на дорогу, но его  останавливает близь стоящий хожалый. — Ты, брат, кажется, подбрасыванием подметных пасквилей заниматься  вздумал! — говорит он ему, грозя пальцем, — у меня, брат, и в части за это  посидеть недолго! Пропоец проворно прячет находку в карман и удаляется с нею. Озираясь  и крадучись, приближается он к питейному дому, в котором торгует  старинный его знакомый, Прохорыч. Сначала он заглядывает потихоньку в  окошко и, увидев, что в кабаке никого нет, а Прохорыч один­одинехонек  дремлет за стойкой, в одно мгновение ока растворяет дверь, вбегает, и  прежде, нежели Прохорыч успевает опомниться, ужасная находка уже лежит  у него в руке. Некоторое время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами; потом  вдруг весь вспотел. Ему почему­то померещилось, что он торгует без патента; но, оглядевшись хорошенько, он убедился, что все патенты, и синие, и  зеленые, и желтые, налицо. Он взглянул на тряпицу, которая очутилась у него  в руках, и она показалась ему знакомою. «Эге! — вспомнил он, — да, никак, это та самая тряпка, которую я  насилу сбыл перед тем, как патент покупать! да! она самая и есть!» Убедившись в этом, он тотчас же почему­то сообразил, что теперь ему  разориться надо. — Коли человек делом занят, да этакая пакость к нему привяжется, —  говори, пропало! никакого дела не будет и быть не может! — рассуждал он почти машинально и вдруг весь затрясся и побледнел, словно в глаза ему  глянул неведомый дотоле страх. Прохорыч тотчас же начал каяться. Грешно спаивать народ! Он даже речи  принялся произносить перед завсегдатаями кабака — о вреде водки.  Некоторым кабатчик предлагал взять у него совесть, но все сторонились  такого подарка. Прохорыч даже собирался вылить вино в канаву. Торговли в  этот день никакой не было, копейки не нажили, зато кабатчик спал спокойно,  не то что в прежние дни. Жена поняла, что с совестью торговать невозможно.  На рассвете она выкрала у мужа совесть и бросилась с ней на улицу. День был  базарный, народу на улицах было много. Арина Ивановна сунула докучную  совесть в карман квартальному надзирателю по фамилии Ловец. Квартальному надзирателю всегда дают взятки. На рынке он привык смотреть на чужое добро, как на свое. И вдруг — видит добро, да понимает, что оно  чужое. Мужики стали над ним посмеиваться — привыкли же, что их обирают! Стали Ловца Фофаном Фофанычем звать. Так он и ушел с базара «без  кульков». Жена оскорбилась, обедать не дала. Только Ловец снял с себя  пальто, как сразу преобразился — «стало опять казаться, что на свете нет  ничего чужого, а все его». Решил пойти на базар, возместить ущерб. Только  надел пальто (а совесть­то в кармане!), опять стыдно стало людей грабить.  Пока дошел до базара, ему уже и собственный кошелек сделался в тягость.  Стал деньги раздавать, все роздал. Мало того, захватил с собою по дороге  «нищих видимо­невидимо», чтобы накормить их. Пришел домой, велел жене  оделить «странных людей», сам пальто снял... И удивился: что за люди по  двору бродят? Высечь их, что ли? Нищих выгнали в шею, а жена принялась по  мужниным карманам шарить — не завалялось ли грошика? И обнаружила в  кармане совесть! Смекалистая женщина решила, что финансист Самуил  Давыдович Бржоцкий «побьется малое дело, а выдержит!». И отправила  совесть почтой… Так и передавали совесть из рук в руки. Никому она была не нужна. И тогда  совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: «Отыщи ты мне  маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и  схорони меня в нем!». «Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое  дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда  все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и  захочет распоряжаться всем сама». Вариант №2 Выполните   целостный   анализ   стихотворения   Леонида   Мартынова «Свобода»,   приняв   во   внимание   следующие   аспекты   его   художественной организации: ­ композиция стихотворения: как передается глубоко личное понимание свободы лирическим героем через стиховую и строфическую организацию; ­   лирический   сюжет   и   движение   поэтической   мысли:   от   личного     к всеобщему; ­ позиция лирического «Я». Ваша   работа   должна   представлять   собой   цельный,   связный, завершенный текст. Леонид  Мартынов                    СВОБОДА Я уяснил, Что значит быть свободным. Я разобрался в этом чувстве трудном, Одном из самых личных чувств на свете. И знаете, что значит быть свободным? Ведь это значит быть за все в ответе! За все я отвечаю в этом мире –  За вздохи, слезы, горе и потери, За веру, суеверье и безверье. Я должен делать так, по крайней мере,  Поскольку сам уже ничем не связан И стал, как говорится, вольной птицей,  Всему и всем я помогать обязан Освободиться! Освободиться! Разве это просто? Не говоря уже о человеке, Который ищет помощи, опоры, Чтоб сдвинуть с места всяческие горы И обуздать бушующие реки, Не говоря уже о человеке, И сами горы возглашают часто, Что от безлюдья стонут их ущелья, И сами реки тоже просят моста И изнывают от бескорабелья. Шипит пустыня, что под нею море, До коего столь просто докопаться. Легко ли все ж какой­нибудь Сахаре В одних песках купаться и купаться? Давно пора покончить с этим адом! И в то же время Близко, где­то рядом, Атлантика бушует неустанно И повествуют острова пространно О бешенстве другого океана, Который хочет их бесследно слопать. Да океан ли только, в самом деле? Я вижу пепел, чую дым и копоть, И пот, и кровь на истомленном теле. И я употреблю свою свободу,  Чтоб острова на воздух не взлетели, Материки не провалились в воду И целые миры нет опустели. Бороться буду я за все живое, И должен я со всеми столковаться, И каждому хочу лишь одного я: Действительно Свободы  Добиваться! 1948­1958 Чернский муниципальный район ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  Всероссийской олимпиады школьников 2018­2019 учебного года  по литературе  Ответы, критерии оценивания  Класс (комплект):10 Критерии оценивания: 1. Понимание   произведения   как   «сложно   построенного   смысла» (Ю.М.  Лотман), последовательное  и  адекватное раскрытие  этого смысла  в динамике,   в   «лабиринте   сцеплений»,   через   конкретные   наблюдения, сделанные по тексту.  Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30  2.   Композиционная   стройность   работы   и   её   стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.  Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15  3. Владение теоретико­литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.  Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10  4. Историко­литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность   использования   фонового   материала   из   области   культуры   и литературы.  Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10  5.   Общая   языковая   и   речевая   грамотность   (отсутствие   языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по   привычным   школьным   критериям   грамотности   с   полным   подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических,   а   также   орфографических   и   пунктуационных   ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.  Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5  Итого: максимальный балл – 70 баллов  N.B. Вопросы, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа;   их   назначение   лишь   в   том,   чтобы   направить   внимание   на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный  путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года по литературе (10 класс)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года  по литературе (10 класс)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года по литературе (10 класс)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года  по литературе (10 класс)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года по литературе (10 класс)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года  по литературе (10 класс)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года по литературе (10 класс)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года  по литературе (10 класс)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года по литературе (10 класс)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года  по литературе (10 класс)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года по литературе (10 класс)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года  по литературе (10 класс)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года по литературе (10 класс)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года  по литературе (10 класс)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года по литературе (10 класс)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года  по литературе (10 класс)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года по литературе (10 класс)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  Всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года  по литературе (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018