Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности
Оценка 5

Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности

Оценка 5
Мероприятия
docx
религиоведение
4 кл
01.06.2017
Школьный проект как средство интеграции учебной  и внеурочной деятельности
Для того, чтобы курс ОРКСЭ включить в образовательное пространство школы, способствующее всестороннему развитию учащихся важно объединить в единый комплекс образовательные и воспитательные процессы, учебную и внеурочную деятельность учащихся при этом организовать взаимодействие школы с другими социальными институтами сферы организации свободного времени детей.
работа 1.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Целинная средняя  общеобразовательная школа №2» Целинного района Алтайского края            (Возраст детей от 7­17 лет) Колесникова   Светлана   Николаевна,   учитель   начальных   классов,   курса ОРКСЭ, руководитель муниципального методического объединения  учителей ОРКСЭ Целинного района с. Целинное 2017 г. Содержание Введение 1. Теоретическая часть 1.1. Особенности курса ОРКСЭ. 1.2. Интеграция внеурочной и урочной деятельности в условиях социального  партнёрства. 1.3. Проектная деятельность  в образовательной среде. 2.  Практическая часть 2. 1. Школьный проект по духовно­нравственному воспитанию детей. 2.2. Проекты, реализуемые в рамках курса ОРКСЭ в Целинном районе. 2.3. Реализация проектов. Итоги.  3. Приложения 2 Введение   творческого,   ответственного, В  условиях реализации ФГОС основной целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание,   социально­педагогическая   поддержка   становления   и   развития высоконравственного,   инициативного, компетентного гражданина России. Особое место в системе образования и воспитания   отводится   комплексному   курсу     ОРКСЭ.   Он   выступает  как составная часть усилий, направленных на воссоздание  системы  нравственных ценностей   российского   общества.  Внедрение   комплексного   учебного   курса «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»   определяется   и необходимостью   существенного   усиления   воспитательных   функций общеобразовательных   учреждений   во   взаимодействии   с   семьей, общественными   и   традиционными   религиозными   организациями, учреждениями   дополнительного   образования.  В   этом   контексте   для общеобразовательного   учреждения   курс     может   быть   положен   в   основу разработки программ внеурочной деятельности и воспитательной работы. 1. Теоретическая часть 1.1. Особенности курса ОРКСЭ Преподавание   знаний   об   основах   религиозных   культур   и   светской   этики направлено   на   расширении   кругозора   обучающегося,   на   воспитание порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и   законы   Российской   Федерации,   уважающего   ее   культурные   традиции, готового   к   межкультурному   и   межконфессиональному   диалогу   во   имя социального сплочения. Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного   в   духовных   и   культурных   традициях   многонационального народа России. Цель предмета  ­   формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.  Направления духовно­ нравственного воспитания в рамках предмета  3 • • • • • • • развитие   готовности   к   нравственному   самосовершенствованию, духовному саморазвитию;  знакомство с основными нормами светской и религиозной морали;  понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;  формирование   первоначальных   представлений   о   светской   этике,   о традиционных   религиях,   их   роли   в   культуре,   истории   и   современности России;  первоначальные   представления   об   исторической   роли   традиционных религий в становлении российской государственности;  формирование   внутренней   установки   личности   поступать   согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;  осознание ценности человеческой жизни .  Этот предмет может служить метапредметной основой, которая  объединяет воспитательный   потенциал всех школьных гуманитарных дисциплин, таких как «Литература», «Русский язык», «История», «Окружающий мир». Учебный курс   ОРКСЭ   является   единой   комплексной   учебно­воспитательной системой и включает в себя 6 модулей:  «Основы православной культуры»; «Основы   исламской   культуры»;   «Основы   буддийской   культуры»;   «Основы иудейской   культуры»;   «Основы   мировых   религиозных   культур»;   «Основы светской этики». Базовые ценности каждого модуля: семья, отечество, культурная традиция.   1.2. Интеграция внеурочной и урочной деятельности  в условиях социального партнёрства         Смыслу   не   учат – смысл   воспитывается.   Единство   воспитания   и обучения – это   конкретно­психологическое     единство   формирования смысла и значений»                                                                                    А.Н. Леонтьев Для того, чтобы курс ОРКСЭ  включить в образовательное пространство школы, способствующее всестороннему развитию учащихся важно объединить в единый комплекс образовательные и воспитательные процессы,  учебную и внеурочную  деятельность   учащихся  при  этом  организовать  взаимодействие школы с другими социальными институтами сферы организации свободного времени детей.  Тактика интеграции  отражает необходимость реализации текущих задач курса ОРКСЭ и дальнейшей перспективы повышения качества образования  и связывается с решением следующих задач: 4 1.   Создание   единой   информационной   системы   по   воспитательным   и культурным   мероприятиям,   что   предполагает   систематический   сбор, квалифицированное   аннотирование   планируемых   культурных   мероприятий социума,   района,   для   всех   социальных   институтов   сферы   одного   времени, органичное включение их в социо­воспитательный процесс. 2.   Разработка   совместных   проектов   и   программ,   направленных   на совершенствование обучения, воспитания и творческого развития детей. С   учетом   требований   новых   требований   ФГОС   школа   корректирует взаимодействие с социальными партерами  на основе интеграции следующих процессов:   ­   организационном   и   содержательном   единстве   (по   направлениям   по   по   целеполаганию   развития   личности   ребенка, содержательному единству основных структур школы);   программ, ­   ориентации   на   единый   результат   (метапредметные   и   личностные компетентности,   способность   успешно   осуществлять   учебную,   творческую, социальную деятельность); ­   слаженном механизме деятельности (цикличность движения ребенка через сферы деятельности: учебную, культурную, социальную). Такая схема взаимодействия всех структур образовательного процесса определяет   целостность   взаимосвязи   урочной   и   внеурочной   деятельности, системы   дополнительного   образования,   их     направленность   на   единый результат.  1.3. Проектная деятельность  в образовательной среде Академика Д.С. Лихачев  писал, что очень важно воспитывать молодежь в моральном   климате   памяти:   семейной,   народной,   культурной.   Он   называл знание своей культуры и истории «нравственной оседлостью» человека, без неё   не   могут   развиваться   ни   личность,   ни   народ,   ни   государство.   Слова Дмитрия Сергеевича согласуются  с ценностными установками курса ОРКСЭ, так   как   во   всех   шести   модулях   базовыми   ценностями   являются:  семья, отечество,   культурная   традиция.     Как   известно,   процесс   образования   и воспитания процесс непрерывный и протекает он в культурно­исторической среде, а для русского человека культурные традиции связаны с православием, поэтому невозможно воспитывать детей в разрыве от вековых православных традиций. И   эффективными   будут,   в   первую   очередь,   интегративные   модели,   и проектная   деятельность   в   этом   смысле – один   из   самых   замечательных примеров. В этой связи ещё один важный момент с точки зрения современных представлений   о   системе   духовно­нравственного   воспитания – это   смена подхода   к   воспитанию   как   совокупности   «воспитательных   мероприятий» подходом,   требующим   формирования   «уклада   школьной   жизни».   Это 5 пространство, которое даёт возможность  интегрировать разнообразные виды деятельности обучающихся, в том числе и проектную.   Интеграция   внеурочной   и   урочной   деятельности   по   курсу   ОРКСЭ, осуществляемая   через проектную   деятельность  призвана   содействовать выявлению   и   формированию   компетенций   учеников   в   зависимости   от   их личных склонностей и интересов.  Организация   проектной   деятельности   также   способствует   реализации деятельностного   подхода   к   обучению,   позволяющего   быстрее   и   легче реализовать   сверхзадачу   –   перевод   обучающегося   в   режим   саморазвития, изменить   статус   ученика:   утвердить   его   в   роли   субъекта   учебной деятельности. В   современной   системе   образования   проектной   деятельности   уделяется особое   внимание:   проект   способствует   определению   личностной   позиции обучающегося, самовыражению, раскрытию его творческого потенциала.  Проект   в   духовно­нравственном   воспитании   обладает   широкими возможностями в аспекте созидания условий для приобщения обучающихся к базовым национальным ценностям. 2. Практическая часть 2.1. Школьный проект по духовно­нравственному воспитанию детей Школьный   проект   ­   это   особый   вид   целенаправленной,   познавательной, интеллектуальной,   в   целом   самостоятельной   деятельности   учащихся, осуществляемой   под   гибким   руководством   учителя,   преследующего конкретные   дидактические   цели,   направленной   на   решение   творческой, исследовательской,   личностно   или   социально   значимой   проблемы   и   на получение   конкретного   результата   в   виде   материального   и/или   идеального продукта.  Основной   идеей   проекта     является   то,   что   главным   фактором   развития образовательной  и воспитательной   системы,  качества   образования  является характер отношений между участниками образовательного процесса, создание среды   сотрудничества,   инициирующей   и   стимулирующей   познавательную сознательную  деятельность  учеников и  учителей.  Предоставление  каждому участнику образовательного процесса сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирование их совместную ключевых   школы; общеобразовательную   и   воспитательную   деятельность развитие социального взаимодействия,   информационной открытости образовательного учреждения. компетенций; вовлечение родителей сетевого в   партнерства,         6 Общая   цель   школьных   проектов,   в   рамках   реализации     курса   ОРКСЭ   в образовательном   учреждении:   разработка   и   внедрение   в   учебно­ воспитательный   процесс   модели   создания   единого   образовательного пространства     школы,   района     через   интеграцию   урочной   и   внеурочной деятельности   учащихся   в   среде   социального   партнёрства.  Для   достижения поставленной цели были определены задачи. Задачи: 1. разработать и внедрить проект в образовательную среду, отвечающий целям и задачам курса ОРКСЭ; 2.   привлечь     к   участию   в   проекте   не   только   учащихся,   изучающих   курс ОРКСЭ, но и  других учеников; 2.   вовлечь   в   проектную   деятельность   духовно­нравственного   направления других     педагогов,   учащихся   образовательных   организации     Целинного района; 3. создать сайт или блог для сетевого взаимодействия педагогов по вопросам духовно­нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, в том числе и средствами курса ОРКСЭ. Школьные   проекты,   в   рамках   курса   ОРКСЭ   направлены   и   на реализацию программы развития школы ­ создание модели школы как центра гражданско­патриотического, духовно­нравственного воспитания школьников в   условиях   ФГОС.   духовно­нравственного   направления, включающие в себя проекты по курсу ОРКСЭ,   позволяют создать единую воспитательно­образовательную   среду   через  взаимодействие   четырех образовательных пространств деятельности обучающихся,  предполагающую интеграцию   учебного,   внеучебного,   дополнительного   внутришкольного образования   детей   и     дополнительного   образования     в   системе   сетевого взаимодействия     с     образовательными   учреждениями   Целинного   района   и Бийского образовательного округа.   Проекты, 2.2. Проекты, реализуемые в рамках курса ОРКСЭ в Целинном районе на базе МБОУ «Целинная СОШ №2» И   моё   дело   –   ловить   ребятишек,   чтобы   они   не   сорвались   в   пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. (Д. Сэлинджер) Содержание курса ОРКСЭ  имеет воспитательный, нравственно­развивающий характер и его введение следует рассматривать как составную часть усилий по воссозданию систему нравственных ценностей. Перед педагогами школы встала задача – «оживить» этот предмет, сделать его понятным, доступным, родным детям и родителям; ввести курс в воспитательную систему школы.  В тоже   время   через   изучение   курса   создать   доверительные   отношения   с 7 родителями,   организовать   взаимодействие   с   социумом.   Было   принято решение разработать и внедрить школьный проект по тематике курса ОРКСЭ. Три   педагога   школы   прошли   курсовую   подготовку   по   повышению квалификации в области духовно­нравственного воспитания учащихся, в том числе   и   по   курсу   ОРКСЭ,   что   позволило   повысить   педагогические компетенции в области воспитания подрастающего поколения. Название проекта № п/п Участники 1 2 3 4 5 «Дорогою добра» «Возрождение» «Святая Пасха» «Сохраним   традиции,   соединяя   сердца.   Мы вместе!» Семейный   проект   «Моя   семья   –   моё богатство»   Целинного учащиеся,     изучающие   их Ученики, курс   ОРКСЭ, родители, педагог Педагоги   района,   родители Педагоги   Целинного района, учащиеся, родители Педагоги,   учащиеся, родители   Бийского образовательного округа Педагоги, родители СОШ №2   учащиеся, Год реализаци и 2012­2013 2013­2014 2015 2016 ­2017 2017 2.3. Реализация проектов. Итоги.  комплекс   взаимосвязанных Каждый   проект   это  мероприятий, предназначенных для достижения поставленных задач с четко определенными целями, в течение заданного периода времени.  В 2012 году учащиеся, изучающие курс ОРКСЭ, с педагогом и родителями разработали   и   реализовали   и   защитили   проект   «Дорогою   добра». (Приложение 1) В   2013   году   на   базе   школы   реализуется   проект   «Возрождение»,   который интегрировал   различные   образовательные   линии:   культурологическую, православную, краеведческую – в единое образовательное содержание. Школа №2 стала рабочей площадкой в районе для разработки и апробации программ и   методического   сопровождения   по   вопросам   духовно­нравственного  (Приложение   2)  Проект воспитания   в   условиях   современной   школы. «Возрождение»,   став   победителем   международного   грантового   конкурса «Православная   инициатива»,   получил   финансовую   поддержку   и   его результаты были представлены на международном уровне. (Приложение 3) Руководитель   проекта   стал   участником   финального   этапа   всероссийского 8 конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет  «За нравственный подвиг учителя». (Приложение 4)   в   системе   сетевого   взаимодействия   Так   было   положено   начало   системной   работы   по   духовно­нравственному развитию   и   воспитанию   учащихся   образовательных   учреждений   Целинного района. В 2015 году в Целинном районе был запущен проект «Святая Пасха».  Проект представляет собой взаимодействие четырех   образовательных пространств деятельности   обучающихся,  предполагающую   интеграцию   учебного, внеучебного,   дополнительного   внутришкольного   образования   детей   и дополнительного   образования     с образовательными учреждениями Целинного района. (Приложение 5) По   итогам   реализации   проекта   «Святая   Пасха»   было   решено   продолжить начатую работу в следующем году. На заседании управляющего совета школы было предложено расширить сам проект и его географию. Начать с праздника Пасхи,   а   в   дальнейшем   познакомить   детей   с   другими   православными   и церковно­государственными   праздниками.   Проект   был   назван   «Сохраним традиции,   соединяя   сердца»,   было   разработано   положение   и   подписано председателем Комитета администрации Целинного района по образованию Артамоновом А.Ю., он же председатель Совета Бийского образовательного округа. (Приложение 6) Проект   был   выставлен   на   интернет   ­   платформу   коллективного финансирования социальных инициатив «Начинание», получил материальную поддержку   и   успешно   реализован   в   Бийском   образовательном   округе. (Приложение 7)  Его   участниками   стали   педагоги   и   учащиеся   (воспитанники) общеобразовательных   и   дошкольных   образовательных   учреждений, библиотекари   школ   и   учреждений   культуры   Бийского   образовательного округа.   Проект   получил   положительные   отзывы   учеников,   родителей, педагогической   общественности   Целинного   района   и   Бийского образовательного округа, а также социальных партнёров. (Приложение  8, 9, 10) Также   с   целью   сплочения  детей   и   их   родителей   на   основе   общего интереса и общей деятельности, воспитания интереса к истории своей семьи, чувства уважения к интересам всех членов семьи в школе был реализован семейный проект «Моя семья ­ моё богатство». (Приложение 11) На сегодняшний день, родители являются полноправными партнёрами школы в духовно­нравственном воспитании детей. Проделанная   работа   по   духовно­нравственному   воспитанию,   в   т.ч. большое количество проведенных мероприятий, бесед, экскурсий, занятий на уроках ОРКСЭ, доказала свою значимость   через проведенный мониторинг 9 духовно­нравственного   развития   и     воспитания   детей.  (Приложение   12) Участие   в   проектах   позволило   ребятам   повысить   свой   уровень   в   сфере личностной, семейной и социальной культур. Также прослеживается усиление социальных   мотивов   и   познавательного   интереса   у   учащихся,   наблюдается повышение   культуры   межличностных   отношений   между   детьми,   поэтому данную работу проводить просто необходимо.    мероприятиях,   участвующих   в   творческих   конкурсах, По статистическому   анализу результатов проведения мероприятий в рамках образовательного учреждения   просматривается   увеличение охвата детей,   в интеллектуальной деятельности. Также увеличилось количество творческих, исследовательских  работ учащихся школы.  Кроме того, работа по духовно­нравственному воспитанию через школьный проект   даёт   положительную   динамику   при   формировании   жизнестойкого поведения   школьников.   Об   этом   свидетельствуют   результаты   проведённой диагностики   особенностей   личности   и   поведения   ребёнка,   эмоционально волевой   сферы.   У   учащихся,   вовлечённых   в   активную   творческую деятельность,   формируются   навыки   позитивного   и   конструктивного отношения к собственной личности. Рассматривая новое направление в образовании   ­ инклюзивное образование, следует отметить, что и здесь духовно­нравственное воспитание школьников даёт свои позитивные плоды. В сентябре – декабре 2016г. в нашей школе активно   проводилась   работа   по   формированию   толерантного   отношения   к детям с ОВЗ:  беседы, тренинги, круглые столы. Результаты анкетирования на определение   уровня   толерантности   свидетельствуют   об   устойчивом позитивном   отношении   к   детям   с   ограниченными   возможностями, выражающаяся  в высокой   готовности  взаимодействия  с данной  категорией детей, отсутствие социальной дистанции. Одной из задач, которая встала перед педагогами в процессе реализации проектов   стало   создание   сайта   или   блога   для   сетевого   взаимодействия педагогов   по   вопросам   духовно­нравственного   воспитания   подрастающего поколения, в том числе и средствами курса ОРКСЭ. Так был создан блог учителей   курса   ОРКСЭ   Целинного   района   «Свеча»  (Приложение   13).   В блоге   освещались   проведённые   мероприятия,   публиковались   итоги прошедших конкурсов, а также работы победителей.    В   2016   году   блог   «Свеча»   стал   лауреатом   краевого   конкурса информационно­коммуникационных  технологий  в  образовании  и  включен  в банк лучших образовательных ресурсов Алтайского края. (Приложение 14) Благодаря   блогу   педагоги   Целинного   района   всегда   в   курсе   мероприятий, проводимых   краевым   учебно­методическим   объединениям   по   основам религиозных   культур   и   светской   этики   КГБОУ   АКИПКРО   и     принимают активное участие в его работе. (Приложение 15) 10 К незапланированным результатам проектов относится выбор родителями и учащимися   для   изучения   в   4   классе   большей   частью   модуля   «Основы православной  культуры»  курса ОРКСЭ  не  только  в  стенах  школы, но  и  в образовательных учреждениях района.  Значимым   было   и   информационное   сопровождение   проекта.   Мероприятия освещались в блоге на страницах школьного сайта, конкурса «Православная инициатива» в социальных сетях «ВКонтакте», на сайте епархии,    КГБОУ АКИПКРО,   раздел   КМО   учителей   ОРКСЭ,   на   сайте   Комитета   по образованию, на страницах районной газеты «Восток Алтая».   (Приложение 16, 17) Проект был представлен не только на муниципальном и краевом уровне, но и на Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве, на секции «Церковно­государственно­общественное партнерство в продвижении ОПК с систему образования». (Приложение 18.) Работа   по   духовно­нравственному   развитию   и   воспитанию   учащихся средствами школьного проекта в Целинном районе продолжается. 11

Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной  и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной  и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной  и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной  и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной  и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной  и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной  и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной  и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной  и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной  и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности

Школьный проект как средство интеграции учебной  и внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017