Школьный ресурсный центр иностранных языков как условие достижения качества образования 7 классов.

  • Работа в классе
  • doc
  • 22.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Школьный ресурсный центр иностранных языков как условие достижения качества образования 7 классов. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. Необходимость развития системы ресурсных центров обусловлена потребностью решения проблемы доступа к образовательным ресурсам и потребностями современных научных исследований, призванных оптимизировать учебно-воспитательный процесс, повысить качество образования.Школьный ресурсный центр иностранных языков как условие достижения качества образования 7 классов. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. Необходимость развития системы ресурсных центров обусловлена потребностью решения проблемы доступа к образовательным ресурсам и потребностями современных научных исследований, призванных оптимизировать учебно-воспитательный процесс, повысить качество образования.
Иконка файла материала школьн центр.doc
«Школьный ресурсный центр иностранных языков как условие достижения эффективных образовательных результатов» Содержание 1. Введение………………………………………………………………………..3 2. Основная часть 2.1.Классификация   ресурсных   центров   образовательных учреждений………………………………………………………………….5 2.2. Модель ресурсного центра иностранных языков………………………8 3. Практическая часть…………………………………………………………..10 4. Вывод………………………………………………………………………….24 5. Приложение………………………………………………………………….25 6. Литература…………………………………………………………………...291. Введение Система   ресурсных   центров   является   составной   частью   процесса осуществления политики развития единой образовательной информационной среды с учётом накопленного педагогического опыта и технических решений в сфере образования. Необходимость развития системы ресурсных центров обусловлена   потребностью   решения   проблемы   доступа   к   образовательным ресурсам и потребностями современных научных исследований, призванных оптимизировать   учебно­воспитательный   процесс, образования.   повысить   качество 2Ресурсный центр (в широком смысле) – это форма объединения, интеграции и концентрации ресурсов от различных собственников.  В узком смысле  – это центр, созданный на базе отдельной,   имеющей опыт экспериментальной педагогической деятельности и имеющий внебюджетные поступления,   некоммерческой образовательной организации.  С другой стороны – это один из уровней пространства системы образования, деятельность   которого   направлена   на   получение   экспериментального продукта,   который   можно   будет   транслировать   в   дальнейшем   другим образовательным  учреждениям. Необходимость   модернизации   образовательной   сферы   привела   к созданию   и  развитию   единой   и  информационной   среды —  ресурсных центров.   Ресурсный   центр   концентрирует   и   обеспечивает   доступ   к дефицитным   и   дорогим   ресурсам   и   выступает   как   учреждение   для профессионального   и   дополнительного   образования.   Деятельность ресурсных центров заключается в организации коллективного доступа к   информационным,   материально­техническим,  научно­методическим и   учебно­лабораторным   ресурсам   в   целях   достижения   эффективных образовательных  результатов,  в  организации сетевого взаимодействия по соответствующим   направлениям   развития   образования,   в   распространении перспективного   педагогического   опыта,   ознакомлении   педагогической общественности   с   результатами   работы   по   реализуемым   содержательным направлениям   через   создание   и   сопровождение   веб­сайтов,   электронных СМИ,   в   осуществлении   издательской   деятельности;   в   эффективном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов. Главная задача ресурсного центра – формирование у школьников и педагогов умения   самостоятельно   учиться   и   переучиваться.   Для   этого   они   должны владеть   навыками   работы   с   информацией,   общения   с   пользователями Всемирной   сети,   взаимодействия   с   экспертным   сообществом.   Центр 3предоставляет им свободный доступ к информации, образовательные ресурсы в   различных   форматах.   Он   обеспечивает   информационную   поддержку учебного процесса в базовом и авторском пространстве школы, он помогает в работе школьным образовательным центрам. Ресурсный центр поддерживает интеллектуально   и   творчески   одарённых   детей,   развивает   творческие возможности педагогов. 2. Основная часть 2.1. учреждений   Классификация   ресурсных   центров   образовательных Модернизация   образования     России   предусматривает совершенствование его качества и эффективности, обеспечение открытости и в доступности,   опережающее   развитие,   создание   системы   непрерывного 4содержательное   наполнение   образовательного   процесса образования, повышения   квалификации   педагогов,   создание   единой   информационно­ образовательной среды с целью апробирования и распространения передового опыта   и  инноваций,  новых   информационных   и   педагогических   технологий. Развитию и обоснованию идей новой школы, альтернативного, вариативного и функционального образования способствует создание ресурсных центров. Как показали исследования по данной проблематике, появление ресурсных центров в системе образования на рубеже  XX­XXI  веков было обусловлено его   быстрой   модернизацией,   дефицитом   бюджетных   средств,   моральным   и физическим износом материально­технической базы ОУ. По   стратегическим   и   приоритетным   направлениям   деятельности образовательные ресурсные центры можно классифицировать на: ­ центры дополнительного образования; ­ центры информационных технологий; ­ центры по профильному и предпрофильному обучению; ­   центры   на   базе   общеобразовательного   учреждения   как   обучающей организации   (в   том   числе   ресурсные   центры   дистанционного   образования детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   центры   инклюзивного образования, предметные и другие). Ресурсные   центры   дополнительного   образования  –   это   учреждения,   статус     обеспеченные имеющие высококвалифицированными   педагогическими   кадрами   и   современными ресурсного центра,   средствами обучения. Они создаются для распространения положительного опыта,   обеспечивающего   решение   приоритетных   направлений   для   системы дополнительного образования. Такой центр позволит обеспечить мобильность ресурсов образовательных учреждений в сфере воспитания и дополнительного образования   и   выравнивание   условий   для   получения   полноценного дополнительного   образования,   в   том   числе   с   помощью   создания   наряду   с 5традиционными   гибких форм дополнительного образования: дистанционные программы дополнительного образования для детей –инвалидов, постоянно действующие   семинары,   педагогические   мастерские,   экспериментальные   проблемные   мини­группы, лаборатории,   информационные   центры, виртуальные профессиональные сообщества и др. Ресурсные   центры   информационных   технологий  возникли   в   связи   с направленностью образовательного процесса на информатизацию. Их роль в сфере общего образования выполняют центры информационных технологий (ЦИТ).   Основной   деятельностью   ЦИТ   является   создание   условий   для эффективного   использования   информационно­   образовательных   ресурсов, формирование   единой   образовательной   информационной   среды муниципального образования и реализация единой технической политики в области информатизации системы образования;    Ресурсный центр предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся – опорное учреждение системы общего образования, обладающее достаточным   материальным   и   кадровым   потенциалом,   осуществляющее обеспечение средствами обучения, организацию предпрофильной подготовки и   профильного   обучения   учащихся   общеобразовательных   учреждений, входящих в образовательный округ, (несколько образовательных округов), на основе передовых педагогических и производственных технологий. Ресурсный   центр   на   базе   ОУ  как   обучающей   организации   является структурным   подразделением   общеобразовательного   учреждения.   Создание такого центра обусловлено задачами Национального проекта «Образование» и Национальной   образовательной   инициативы   «Наша   новая   школа»   по подготовке и формированию учителя инновационного типа, развитию у него высокого уровня профессионально ­ педагогической компетентности. Новые требования к учителю обусловлены необходимостью освоения федеральных государственных стандартов нового поколения. 6Инновационные   процессы   в   системе   образования   не   могут   получить полноценного развития без преемственной связи с богатейшим новаторским   Всесторонний   учёт   и   творческое   использование   опыта опытом. инновационных   изменений   позволяют   объективно   оценить   сравнительную эффективность инновационных преобразований в педагогической практике. В этих   условиях   всё   более   осознаётся   потребность   школы   и   учителей   в обновлении профессионального инструментария, поиск и нахождение новых подходов,   оригинальных   концепций   и   нетрадиционных   образовательных технологий. Эффективность работы ресурсного центра по результатам рефлексии  организаторов таких центров  и  участников ресурсных сетей проявляется в  том, что:  РЦ оптимальный вариант трансляции результатов инновационной  деятельности не только самого ресурсного центра, но и форма  взаимообмена инновационным опытом школ сети, база проектирования  и апробации форм сетевого взаимодействия ОУ, аккумулятор  информации об успешных образцах инновационной и образовательной  деятельности ОУ.  РЦ, работая на сеть, развивается сам и способствует развитию  образовательных учреждений сети по актуальным направлениям  инновационной деятельности;  Различные формы сетевого взаимодействия ОУ позволяют использовать ресурсы школ сети для обеспечения доступности и качества обучения  учащихся  Активными формами работы являются семинары для педагогических  коллективов и организация развивающих интеллектуальных игр,  конкурсов, турниров, марафонов для учащихся. 7 Сетевое взаимодействие образовательных учреждений на уровне  учащихся: ­ расширяет спектр форм работы с мотивированными, успешными в  учебной деятельности детьми; ­ увеличивает возможности каждой школы по вовлечению обучающихся  1 – 10 классов в интеллектуальную среду сверстников; ­ расширяет поле выбора детьми собственной образовательной  траектории, профиля обучения и в конечном итоге профессиональных  предпочтений; ­ повышает учебную мотивацию, уровень толерантности, ­ развивает коммуникативные навыки,  ­ способствует ранней социализации школьников. 2.2. Модель ресурсного центра иностранных языков Создание модели ресурсного центра возможно на базе  школьного языкового поликультурного   пространства на   основе   концептуальных   положений культурного самоопределения. Концепция ресурсного центра предполагает: 1.   Обучение   иностранному   языку   в   условиях   языкового   поликультурного образования должно быть ориентировано на глобализацию целей его изучения. 2.   Выступая   в   качестве   одного   из   основных   средств   общения   между представителями разных стран и культур, он не должен являться источником исключительно иноязычной  культуры. Напротив, отличительной чертой языка международного   общения   является   способность   отражения   в   нем   культур участников коммуникации. Именно в этом случае любой иностранный язык как   язык   международного   общения   отражает   культурное   разнообразие 8современных   поликультурных   сообществ, самоопределение участников диалога.   а   также   культурное 3.   Изучение   языкового   разнообразия   необходимо   для   формирования   у обучающихся   языковой   осведомленности,   включающей   языковую наблюдательность   и   готовность   к   встрече   с   языковой   вариативностью. Концептуальные положения могут быть использованы при разработке: 1)  дидактического наполнения процесса обучения иностранным языкам; 2)   тематического   наполнения   УМК   по   иностранным   языкам   с   целью формирования   у   обучающихся   целостного   представления   о   вариативности культур; 3) проблемных культуроведческих заданий, направленных на поликультурное развитие обучающихся средствами иностранного языка. Главная цель создания ресурсного центра: ­   соизучение   языков   и   культур   и   создание   единого   поликультурного пространства:   русский   язык   +   иностранные   языки   (английский,   китайский, французский и другие); ­  переход личности учащегося от этноцентризма к диалогу культур; ­ создание межпредметной стратегии соизучения языков и культур (русский язык + ИЯ),  способствующей культурному самоопределению обучающихся; ­   становление   у   учащихся   целостного   и   реального   представления   о современном поликультурном мире  стран родного и изучаемых языков; 93. Практическая часть Идея   создания   ресурсного   центра   возникла   у   меня   ещё   в   1994  году   из­за острой нехватки  аутентичных  учебников по французскому языку в средних школах.   В   начальных   классах   я   преподавала   по   пробному   учебнику   А.С. Кулигиной и М.Г. Кирьяновой 1992 года издания. В 1994 году я написала альтернативную программу в соавторстве с Е.Ю. Ломтевой и апробировала её в работе. Программа прошла экспертизу в ИППК г. Благовещенск и была рекомендована   для   преподавания   в   начальной   школе   в   качестве альтернативной. С 1995 года и по настоящее время я занималась оснащением   в   дальнейшем   ресурсного   центра, кабинета, литературой, аудио­ и видеоматериалами.   учебно­методической                        Создание ресурсного центра иностранных языков было внесено в программу развития нашей школы в 2008­2009 учебном году. Данное решение было   обусловлено   многолетней   подготовительной, исследовательской   работой   с   учащимися,   анализом   условий   для     научно   –   его функционирования   в  школьной   образовательной   среде.  В   настоящее   время создано первое отделение: ресурсный центр французского языка. При   разработке   проекта   я   исходила   из   актуальных   проблем   в   языковом образовании в средней школе: Во­первых, сложность в развитии коммуникативных умений по иностранному языку; Во­вторых,  предмету;   нехватка   аутентичных   учебников   и   учебных   программ   по В­третьих,   отсутствие   языковой   среды   и   трудность   её   моделирования   на уроке; В­четвертых, трудности в определении, разработке, организации собственной тактики поведения в той или иной ситуации общения на иностранном  языке.   10Цель   исследования:  повышение   качества   образования   и   уровня коммуникативных компетенций учащихся через интеграцию педагогических технологий и модель языковой среды в виде ресурсного центра. Задачи: 1. Изучение   опыта   работы   передовых   учителей   по   зарубежным учебникам и программам издательства  «Clé international»; 2. Анализ деятельности ресурсных центров в языковом образовании; 3. Создание единых подходов к предметам языкового цикла; 4. Создание модели языковой среды средствами ресурсного центра. Гипотеза: Школьный ресурсный  центр французского языка   оказывает положительное влияние   на   формирование   позитивной   мотивационной   и   коммуникативной среды и на качество обучения по предмету и может создать благоприятные условия для поликультурного развития учащихся школы. При   этом   возможно   внедрение   такой   модели   организации   обучения,   при которой: • учитываются общеевропейские и российские требования к уровню владения иностранными языками; •   принимаются   во   внимание   концептуальные   положения   и   характеристики культурного самоопределения как теоретического конструкта; • учитываются социокультурные особенности соизучаемых языков и культур; •   учитывается   когнитивный   аспект   овладения   культурой   страны иностранного языка  средствами родного и изучаемого языков; •   создаются   дидактические   условия   для   перехода   от   репродуктивной модели      организации      образовательного      процесса       к      проблемно ориентированной   модели,   в   которой   методической   доминантой   выступают 11различные культуроведческих заданий. виды   коммуникативно­ориентированных   проблемных Основной целью ресурсного центра иностранных языков является создание возможности широкого и открытого доступа к иностранным образовательным ресурсам на базе информационно­коммуникационных технологий. Участники инновационного проекта Учителя­предметники: по французскому языку – 1 ­ ­ МО учителей иностранных языков ­ 3  Учащиеся:    ­ члены научного общества учащихся  ­ 7 2008   ­   2009   учебный   год  ­   создание   теоретической   базы  для   ресурсного центра;   проведение   мониторинга   учебно   ­   методической   базы   по французскому   языку,   проведение   1   этапа   по   материально­   техническому оснащению   центра,   изучение   объективных   и   субъективных   факторов   для создания и функционирования школьного ресурсного центра. 2009 – 2010 учебный год ­   создание банка данных школьного ресурсного центра; организация и проведение научно­исследовательской деятельности с учащимися; разработка и внедрение инновационных материалов, презентаций; дальнейшее оснащение школьного ресурсного центра.    2011 – 2012 учебный год – обобщение и распространение опыта учителей– предметников, участвующих в инновационном проекте, внедрение авторских разработок   учителей­предметников   по   методике   использования коммуникативных   технологий   на   уроках   иностранного   языка,   обобщение результатов   мониторинга   обученности   и   коммуникативной   культуры учащихся, участвующих в инновационном проекте. 12Этапы научно­исследовательской деятельности: ­ диагностический  (сентябрь – ноябрь 2008 года) ­ ­ ­ ­ ­ прогностический  (декабрь 2008 года) организационный  (январь – февраль 2009 года) практический  (март 2010­октябрь 2010)  обобщающий  (ноябрь  2010 года)   этап внедрения  (2011­2012 учебный год)  Описание исследования по этапам  диагностический этап; В   ходе   этого   этапа   я   проанализировала   состояние   учебной   базы   по французскому языку в МОУ СОШ  № 7 и  я выявила следующее:                            Преподавание французского языка ведётся в нашей школе со 2 класса.  Средняя наполняемость   групп по французскому языку составляет 8­10   учащихся.   Учащиеся   начальной   школы   обеспечены   комплектами учебников   по   французскому   языку   А.С.   Кулигиной   и   М.Г   Кирьяновой, издательство   «Просвещение»;   в   среднем   звене   преподавание   ведётся   по учебнику Э.М. Береговской, М.Туссен в 5 классе, в 6­9 классах по учебникам Н.А.   Селивановой   и   А.Ю.Шашуриной,   в   10­11   классе   по   учебнику   Е.Я. Григорьевой.   К данным комплектам учебников есть аудиокассеты. Но для решения   одной   из   главных   задач   модернизации   общего   образования «обеспечение знания на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы» и овладения   всеми   четырьмя   видами   речевой   деятельности   необходимо создание более качественного школьного ресурса, состоящего из учебников издательств   «Просвещение»   и   «Clé   и  international»,   видео­ 13аудиосопровождения, аутентичной литературы, словарей нового поколения, методического потенциала по предмету.  прогностический этап; После анализа учебно­методической базы по предмету я поставила цели,   выбрала   методы   исследования   и сформулировала   гипотезу, спрогнозировала конечные результаты.  Цели  и задачи исследования:    1.     Доказать   сформулированную   гипотезу,   а   именно,   будет   ли   школьный ресурсный  центр французского языка   оказывать положительное влияние на формирование   позитивной   мотивационной   и   коммуникативной   среды   по предмету?  Прогнозируемые  результаты:         ­ Оптимизация учебного процесса, повышение качества образования, создание позитивной мотивационной и коммуникативной среды по предмету. ­        Создание   единого   научно­методической   базы   для   оптимизации образовательного процесса и повышения квалификации участников сети; ­   формирование   представления   о   культурном   разнообразии   современных поликультурных сообществ; ­ формирование способности позитивного взаимодействия  с представителями других культурных групп в духе мира в контексте диалога культур; ­ готовность к адекватной межкультурной коммуникации с представителями других стран и культур;   сборники   публикаций   и   методических   разработок,   обобщающие ­ инновационный опыт сети;  14­   публичные   мероприятия,   проведённые   на   базе   Ресурсных   центров,   с привлечением кадровых, научно­методических ресурсов сети; ­  методические разработки сетевых мероприятий для учащихся, педагогов и руководителей,   планы   и   обучающие   материалы   внутрисетевой   системы повышения квалификации.  организационный этап; 1. Создание научно­методической базы ресурсного центра. Для   проведения   исследования   мне   необходимо   было   получить дополнительные   знания   по   методике   преподавания   французского   языка     с использованием   зарубежных   методик   и   по   УМК   издательства   «Clé international».  С   этой   целью   я   прошла   с   курсы   дистанционного   обучения   при   МГУ «Обучение французскому языку по зарубежным методикам» в 2006 году. Во время   обучения   на   курсах   я     познакомилась   с   «Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком», которые в последствии легли в   основу     учебных   календарно­тематических   планов,   экзаменационных материалов в методическом объединении иностранных языков в нашей школе, составленные с использованием   учебников французского издательства «Clé international».   Один   комплект   учебника   «Аdo»   для   учащихся   7­8   класса данного издательства был приобретён для ресурсного центра французского языка   и   используется   при   обучении   базовому   уровню   А1   и   А2.   Моей итоговой курсовой работой стало составление технологической карты – новой формы   календарно­   тематического   планирования   по   одному   из   разделов учебника «Аdo». Данная форма планирования была рассмотрена на заседании методического объединения иностранных языков и принята за основу.                   С 2005 года я принимаю участие в международных семинарах по французскому   языку,   проводимых   Посольством   Франции   при   участии 15французских экспертов: в г. Владивостоке, г. Благовещенске и г. Хабаровске. В июле 2008 года  я прошла 3­х недельную стажировку во Франции. Методическая,   учебная   и   художественная   литература,   предоставляемая педагогам   во   время   семинаров,   заняла   достойное   место   в   школьном ресурсном центре. «Антология французской литературы», энциклопедические словари,   методические   пособия   по   общеевропейской   системе   уровней владения   языком,   аудио   и   видеоматериалы   используются   учащимися   для написания   научно­исследовательских   работ,   выполнения   творческих   и проектных заданий.    С  2001 года в нашей школе проводится научно­практическая конференция «Дорога во Вселенную». Работы учащихся по иностранным языкам в бумажном и электронном варианте хранятся в ресурсном центре. 2. Создание материально­технической базы. Для оснащения кабинета приобретены следующие материально­технические средства: 1. мебель для кабинета французского языка: книжные шкафы, компьютерный стол,  стол для конференц­зала, стулья. 2.  компьютер c подключением к Интернету. 3. телевизор. 4. видеопроектор. 5. аудиомагнитофон. 6. научная и художественная литература. 7. энциклопедические словари. 8. аудио­ и видеоматериалы. 9. планшеты с достопримечательностями Франции.  практический этап; 16Практический   этап   состоял   в   организации   консультационно­методического вида деятельности ресурсного центра французского языка. 1. Создание консультационной службы информационной, педагогической и   методической   поддержки     учителей   ШМО   иностранных   языков, учителей,   являющихся   членами   ОО   «Объединения   преподавателей французского языка Амурской области».  ­   авторская   разработка   технологической   карты   предложена   членам «Объединения» для составления календарно­ тематического планирования. 2. Проведение   мероприятий,   позволяющий   распространять   передовой педагогический опыт, наработанный педагогами школы: ­   заседания   МО   учителей   иностранного   языка   с   использованием видеопрезентаций; ­   подробный   отчёт   о   работе   ресурсного   центра   на   заседании   ОО «Объединения преподавателей французского языка Амурской области»  в октябре 2008 года;  3. Осуществление   психолого­педагогической   поддержки   по   вопросам освоения и использования новых информационных технологий. (ресурсный   центр   оснащён   новым   компьютером   с   беспроводной клавиатурой, в школе все компьютерные классы подключены к Интернету). 4. Участие   в   школьных   научно­практических   конференциях,   семинарах, распространение   современных   технологий   и   методик   общего образования.   обобщающий этап; Создание   и   полноценное   функционирование   ресурсного   центра   позволит расширить образовательные возможности школы. 17Для учащихся: 1. Расширение   возможностей   самореализации   и   профессионального самоопределения; 2. Гарантия   доступа   к   информационно­образовательным   ресурсам, реализацию   принципов   государственной   политики,   главный   из которых ­ доступность образования. 3. Развитие   информационных   потребностей   и   информационной культуры. 4. Расширение возможностей для развития личности, её творческого, интеллектуального   потенциала, национальным и региональным культурным ценностям.   приобщения   к   мировым, Для педагогов: 1. Расширение   возможностей   профессионального   роста   и самообразования. 2. Возможность   реализовать   на   практике   принципы   личностно­ ориентированного образования. 3. Возможность   профессионального   общения   в   рамках   информационно коммуникативной среды. 4. Расширение возможностей для постоянного творческого, культурного развития независимо от места проживания и работы. Для руководителей: 1. Расширение   возможностей   для   профессионального   и   личностного развития. 2. Повышение   возможности   для   выработки   качественных управленческих решений. 3. Привлечение   в   школу   дополнительных   финансовых   средств   на обучение и воспитание учащихся. 18 этап внедрения; Ресурсный   центр   должен   стать   «моделью   организации   изучения»     и преподавания   французского   языка   в   контексте   межкультурной коммуникации.  Основные направления деятельности центра:  1. создание   библиотеки   научно­методической   документации,   научной   и художественной литературы;  2. разработка   и   составление   модульных   программ,   ориентированных   на международные   стандарты   с   учетом   уровня   начальной   подготовки обучающегося.  3. обеспечение учебных программ аудио, видео и CD­ROM материалами;  4. разработка системы самостоятельного изучения французского языка;  5. совершенствование   методического   мастерства   молодых преподавателей;  6. распространение положительного опыта в преподавании французского языка   путем   установления   контактов   с   другими   образовательными учреждениями   и   проведения   методических   семинаров   по   вопросам преподавания   французского   языка   для   преподавателей   французского языка Амурской области. Непременным условием эффективного функционирования ресурсного центра  является использование возможностей Интернет, который открывает доступ к огромному объему учебных аутентичных материалов и предоставляет  обучающемуся возможность работать в интерактивном режиме с носителями  других языков и культур.            В связи с развитием современных образовательных технологий и  широким использованием технических средств в преподавании иностранных  19языков широкое распространение получает понятие автономного обучения,  которое создает условия для развития способности учащегося к  самостоятельной образовательной деятельности на базе школьного  ресурсного центра.     Ресурсный центр решает следующие образовательные задачи: 1. Обеспечивает возможность учащимся успешно учиться французскому  языку; 2. Вызывает интерес к работе над различными аспектами языка; 3. Вызывает потребность в использовании различных технических средств для  изучения французского языка; 4. Даёт возможность учащимся самостоятельно управлять своей учебной  деятельностью: сравнивать результаты собственного выполнения учебной  задачи с определенным эталоном и при этом самостоятельно обнаруживать,  исправлять или предупреждать свои ошибки; 5. Формирует способность учащихся к самостоятельному накоплению знаний,  самоконтролю и самокоррекции.  Сетевое взаимодействие ресурсного центра французского языка  Объединение преподавателей французского языка Амурской области;  Ресурсный центр кафедры французского языка БГПУ;  Ресурсный центр французского языка школы № 5 г. Благовещенск;  Коллеж Сент­Эльм, г. Аркашон, Франция;  Коллеж П.Ронсара, г. Лимож, Франция;  Преподаватели французского языка  г. Кладово, Сербия;  Французский Альянс, г.Владивосток и другие Аспекты сетевого взаимодействия ресурсного центра   Участие в международных телекоммуникационных проектах; 20 Подготовка учащихся к научно­практическим конференциям;  Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам различного уровня;  Подготовка учащихся к сдаче международного экзамена европейского уровня;  Проведение единого методического дня;  Организация   и   проведение   школьных,   региональных,   международных конкурсов;  Участие в выпуске газеты «Salut ça va» кафедры французского языка и методики его преподавания БГПУ;  Публикации на образовательных сайтах РФ и Франции. Результаты исследования    Создание   школьного   ресурсного   центра   обеспечило   максимально благоприятные   условия   для   развития   автономии   учащегося   в   области «иностранный   язык»   в   урочное   и     во   внеурочное   время,   а   также предоставление   ресурсной   базы   в   целях   саморазвития   учащегося   в информационной и образовательной среде.  Качество преподавания по французскому языку в 2005­2006 году составляло 52%. В 2008­2009 году – 58%. В 2010­ 2011 году – 74%. С   2001   года   и   по   2011   на     школьной   научно­практической   конференции «Дорога   во   Вселенную»   были   представлены   15   работ.   Работа   Хомяковой Юлии   «Сокращения   в   современном   французском   языке»   была   отмечена 21дипломом   4   степени   на   областном   конкурсе   исследовательских   работ   в гимназии   №1   города   Благовещенска.   Работа   Некрасовой   Марии   «Развитие французской моды от истоков до наших дней» отмечена  дипломом 1 степени во всероссийском конкурсе «Первые шаги» в 2008 году. Работа   Потехиной   Алины   «Семантика   цветообозначения   во   французском языке» ­ дипломом  II  степени во всероссийском конкурсе «Первые шаги» в 2010   году   и   в   2012   году   дипломом  II  степени   на   областном   конкурсе «Лингвистические   загадки   французского   и   русского   языков».   Работа Шомполовой Юлии «Мимика и жесты французского языка» была отмечена дипломом  III  степени   на   областном   конкурсе     «Лингвистические   загадки французского и русского языков» в 2012 году. В 2008 году ученик 11 класса   МОУ СОШ № 7 Краснов Евгений занял  II место в областной олимпиаде по французскому языку, проводимой кафедрой французского языка БГПУ и по результатам олимпиады стал студентом ФИЯ БГПУ.  В 2009 году учащиеся 7 класса  приняли  участие в областном театрально­ песенном конкурсе на французском языке с постановкой «Маленький принц» и заняли II место. В   2010   году   учащиеся   4­7   классов   приняли   участие   в   выставке   рисунков «Франция   и  Россия   в   рисунках   российских   и  французских   школьников»  в Благовещенске и в Париже. В 2010 году учащиеся 8 класса приняли   участие в областном театрально­ песенном конкурсе на французском языке в г. Благовещенск с постановкой «Колобок» и были отмечены дипломом участника.   В   2011   году   учащиеся   приняли   участие   в   международных   телекоммуникационных  проектах «Наш двор», «Защитим окружающий мир вместе», «Я рисую Францию»,  в 2012 году – в проекте «Я учусь и я тебя учу» совместно с французскими учащимися и учащимися школ Амурской области. 222012   год   –   Масловский   Филипп   стал   призёром   регионального   этапа Всероссийской олимпиады школьников. 2012 год – Масловский Филипп сдал международный экзамен   DELF B1 для обучения   во   Франции   и   2012­   2013   год   обучается   в   коллеже   Сент­Эльм г.Аркашон. 2012 год – Учащиеся 6­10 классов приняли  участие в областном театрально ­ песенном конкурсе на французском языке в г. Благовещенск с постановкой «Гигант в красных носках» и были отмечены дипломом I степени. Ученица 10 класса   Иванова   Олеся   была   отмечена   дипломом  III  степени   в   песенном конкурсе в старшей возрастной группе. С 2008 по 2013 год – многочисленные публикации на французском языке в газете   кафедры   французского   языка   и   методики   его   преподавания   БГПУ «Salut ça va». 2013 год – получение образовательного гранта на приобретение аутентичных учебников за участие в конкурсе методических разработок «Скажи мне 10 слов»,   проводимых   Посольством   Франции   и   Международной   федерацией преподавателей французского языка (FIPF).   В январе 2012 года учащимся французского языка была предложена анкета  «Влияние школьного  ресурсного центра на качество преподавания предмета». Приложение № 1.   Учащиеся отметили положительно работу школьного ресурсного центра.  Приложение № 2. Таким образом я  доказала  гипотезу исследования:    Школьный ресурсный  центр французского языка   оказывает положительное влияние   на   формирование   позитивной   мотивационной   и   коммуникативной среды по предмету.      Конечный результат: 231. Оптимизация учебного процесса; 2.  Повышение качества образования по французскому языку; 3.   Создание   позитивной   мотивационной   и   коммуникативной   среды   по предмету; В настоящее время на базе данного ресурсного центра планируется создать центр Международного общения. 4. Вывод Ресурсный центр способствует популяризации иностранных языков за счет   использования   современных   информационных   технологий, мультимедийного   и   компьютерного   оборудования   в   процессе   обучения   и преподавания   иностранных   языков   и   работы   высококвалифицированных специалистов в области иностранных языков и межкультурной коммуникации, открывает   широкие   возможности   сотрудничества   с   преподавателями российских и зарубежных вузов. Ресурсный   центр   позволяет   проводить    обучающие   семинары, конференции, межшкольные   консультации   и   консультации   он­лайн   по иностранным   языкам, презентации   новинок   литературы, тематические выставки, творческие мастерские, способствует  сотрудничеству учащихся   и 24с   помощью виртуальных   образовательных пространств. преподавателей   Сотрудничество   школ   в   образовательной   сети   помогает   совместно разрабатывать проекты, новые методики и различные программы, пользуясь общими   ресурсами.   Ресурсный   центр   поддерживает   тесные   контакты   с представительством   издательства,   а   также   магазинами   иностранной литературы   издательства   «Релод»,   «Просвещение»,   «Clé  international», которые   поставляют   в   ресурсный   центр   последние   новинки   иностранной литературы и электронные ресурсы. Школьный ресурсный центр иностранных языков является одним из условий  достижения эффективных образовательных результатов,  5. Приложение 1 Анкета для учащихся, изучающий французский язык «Влияние ресурсного центра французского языка на качество преподавания» 1. Создание ресурсного центра повлияло на мою успеваемость по  французскому  языку:_____________________________________________________ 2. Я понимаю речь учителя на иностранном языке (да, нет, не всегда). 3. На уроке французского языка мне  нравится_________________________________________________ 4. Я использую на уроке словари и другие  пособия__________________________________________________ 255. Я понимаю речь иностранных дикторов при прослушивании  аудиозаписей ______________________________________________________________ 6. Мне понравились уроки с использованием видеосюжетов  ____________________________________________________________ 7. Из 4 видов языковой деятельности мне легче всего даётся (аудирование, говорение, чтение, письмо, все виды).       8. В ресурсном центре мне нравится (не  нравится)_________________________________________________________            9. Изучение французского языка пригодится мне в дальнейшей  жизни_______________________________________________________ 10.Я  изучаю иностранный язык,  чтобы________________________________________________________ 11.Для полноценного изучения иностранного языка мне не  хватает_______________________________________________________ 12.Я думаю, что с использованием на уроке компьтерных технологий  учиться стало ________________________________________________________________ 13.Я посещаю уроки французского  языка________________________________________________________ 14.Я считаю, что в ресурсном центре не  хватает_______________________________________________________ 15.Я пользовался (пользовалась) литературой, видеозаписями  ресурсного  центра на уроке и   во внеурочное время ______________________________________________________________ 2616. Я планирую принять участие в школьной научно­практической  конференции по французскому языку ________________________________________________________________ __________   17.Французский язык пригодился мне в жизни, когда я  __________________________________________________________        18.  Мне легко выполнять домашние задания по французскому языку                ____________________________________________________________         1. Я согласен, что каждый выпускник должен владеть хотя бы одним  иностранным    языком  _______________________________________________________________   2. С появлением ресурсного центра качество преподавания французского  языка_______________________________________________________                 Ф.И.___________________________класс______________________________        Спасибо за участие!                                                               Приложение 2 Результаты   анкетирования   «Влияние   школьного   ресурсного   центра французского языка  на качество преподавания». В   анкетировании   приняли   участие   27   учащихся   6­11   классов,   изучающих французский язык. 1.   88%   опрошенных   считают,   что   создание   ресурсного   центра   повлияло положительно на  их успеваемость по французскому языку. 12% считают, что их успеваемость осталась прежней. 2.   31%   учащихся   полностью   понимают   речь   учителя,   69%   не   понимают отдельные слова. 273.   На   уроке   французского   языка   учащимся   нравится   обсуждать   фильмы, читать занимательные тексты, произносить французские слова. Не нравится – работать по учебнику и уходить с урока. 4. 96%   учащихся пользуются литературой ресурсного центра на уроке и во внеурочное время. 5. 77% учащихся полностью понимают речь французских дикторов. 6.   100%   учащихся   положительно   оценивают   уроки   с   использованием мультимедиа. 7.  20% учащихся легко даются 2 вида речевой деятельности, 23% ­ 3 вида, 42% ­ 1 вид, 15% ­все виды. 8.   98%   опрошенных   полностью   удовлетворены   оснащением   ресурсного центра. 9. 73% учеников планируют связать свою дальнейшую жизнь с иностранным языком. 10. 92% изучают иностранный язык целенаправленно. 11. Для полноценного изучения  иностранного языка 75% не хватает терпения и времени. 12. 100% опрошенных учащихся считают, что использование компьютерных технологий значительно облегчили процесс обучения ИЯ.  13. 73% учащихся с удовольствием посещают уроки французского языка, 27% относятся к предмету нейтрально. 14.   Каждый   участник   опроса   выделяет,   что   для   ресурсного   центра необходимо   приобрести   больше   литературы,   словарей,   мультимедийный экран. 15.   69%   планирует   принять   участие   в   школьной   научно­   практической конференции учащихся «Дорога во Вселенную». 2816. 92% отмечают, то французский язык уже пригодился им в жизни: при просмотре фильмов, чтении книг, переписке со сверстниками из­за рубежа, в живом общении с иностранцами. 17. 50% учащихся легко справляются с выполнением домашних заданий, 50% испытывает некоторые затруднения. 18.   96%   считает,   что   каждый   выпускник   должен   овладеть   хотя   бы   1 иностранным языком. 19.   96%   отмечают   значительное   улучшение   качества   преподавания французского языка. Вывод:   Создание   школьного   ресурсного   центра   повысило   качество преподавания   французского   языка,   положительно   повлияло   на   развитие познавательного   интереса   учащихся,   коммуникативную   направленность обучения, способствовало моделированию языковой среды на уроке.  6. Литература 1. Воронина Е.В. Модернизация общего образования: стратегия создания  ресурсного центра на базе общеобразовательной школы, 2012. 2. Воронина Е.В., Беленькая Е.Э. Ресурс образовательных технологий в  преподавании профильных и непрофильных предметов, 2012. 292.  Жданов В.Н. Стратегия ресурсного центра в условиях инновационного  процесса, 2007. 3. Иванов А.В. Концепция экспериментальной деятельности по теме  «Эффективное управление образовательными ресурсами школы в условиях  сетевого взаимодействия», 2009. 4. Кирмасов Б.А. От педагогических разработок к образовательному ресурсу,  2011. 5. Козленко С.И., Козленко И.В. Правовое образование учащихся: результаты  опытно­экспериментальной работы, 2012. 6. Неганова Е.В. Окружной проект: «Управление изменениями на основе  организации сетевого взаимодействия Ресурсных центров и инновационных  сетей», 2011.   7. Павельева Л.Ф. Социальное партнёрство в системе работы ресурсного  центра, 2011. 8.  Хлюпина Е.В.  Модель сетевого взаимодействия образовательных  учреждений: формы взаимообмена, 2010. 9. http://do2.gendocs.ru  30