Школы второй половины 19 в. и школы в годы Советской власти (1917-1991 гг.) «Положение о единой трудовой школе»
Иванов Андрей Иванович (1775-1848)
русский художник, представитель классицизма. В 1798 г. преподавал рисование. С 29 сентября 1802 г. был назначен адъюнкт-профессором в натурном классе, а 1 мая следующего года вступает в эту должность со штатным окладом. 1 сентября 1803 г. получает звание академика.
Ревностно продолжает педагогическую деятельность.
Его учебные рисунки сделаны с произведений старых итальянских мастеров ХVIII в., долго использовались в качестве образцов в академических классах.
С 1 сентября 1806 г. А. Иванов уже официально утвержден в должности адъюнкт-профессора исторического класса.
Учеником А. Иванова был Карл Брюллов.
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847)
«Школа Венецианова» - круг художников, сложившихся вокруг Алексея Венецианов и работавших преимущественно в «крестьянском» жанре. В 1819 г. А. Венецианов оставил службу и поселился с семьей в деревне Сафонково (Тверская губерния), посветив свои усилия разработке «крестьянского» жанра.
Там же организовал собственную художественную школу, в которой за 20 лет прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал Василий Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.
Многие из них, примерно с середины 1830-х гг. отошли от манеры Венецианова, став последователями яркого академизма Карла Брюллова с чертами внешней эффектности и натурализма.
Следуя принципам мастера, художники школы отражали жизнь демократических кругов общества, писали городские и сельские пейзажи, интерьера, натюрморты.
Произведения венецианской школы отмечены поэтической непосредственностью воплощения окружающей жизни. Творчество художников венецианской школы представляет значительный этап в становлении реализма в русском искусстве первой половины XIX в.
Перов Василий Григорьевич (1833-1882)
«Чтобы быть вполне художником, нужно быть творцов, а чтобы быть творцом, нужно изучать жизнь, нужно воспитать ум и сердце, воспитать не изучением казенных натурщиков, а неусыпной наблюдательностью и упражнением в воспроизведении типов и им присущих наклонностей… Этим изучением нужно там настроить чувствительность воспринимать впечатления, чтобы ни один предмет не пронесся мимо вас, не отразившись в вас, как в чистом, правильном зеркале… Художник должен быть поэт, мечтатель, а главное неусыпный труженик… Желающий быть художником должен сделать полным фанатиком, живущим и питающимся одним искусством и только искусством».
Крамской Иван Николаевич (1837-1887)
Всегда относился к своим ученикам чрезвычайно внимательно и серьезно. Он не довольствовался урокам в школе рисования, но приглашал учеников к себе на дом и здесь охотно давал им советы и руководил их занятиями. Преподавал по своему, старался растолковать, объяснить каждую проведенную черту, настаивал на тщательном изучении рисунка. Крамской вводит краткий курс анатомии в гипсовом и натурном классах женского отделения рисовальной школы.
Чистяков Павел Петрович (1832-1919)
Учась в Академии художеств профессиональному мастерству, он доходил до сути каждого задания, каждого упражнения собственным пониманием, все менее доверяясь учителем.
Чистякова не удовлетворяла система академического рисунка, чуждого живой динамики и объективных законов натуры и лишь послушно следующего внешней видимости форм.
Его не удовлетворили академические принципы работы с цветом, которые не выходил за пределы условий раскраски и служил в основном светотеневой, тональной проработке форм. Его не удовлетворяли шаблонные композиционные схемы, не могущие вместить нового содержания.
Чистяков создал стройную систему обучения рисунку, живописи, композиции. Творческое отношение рисующего к натуре определяло характер работы над произведением. Под образным решением Чистяков понимает не суммирование характерных особенностей действительности, а выявление в картине отношения художника к окружающей жизни, что обуславливает разработку общего строя композиции и художественных образов. Основное внимание в построении композиции Чистяков уделяет выявлению в каждом сюжете внутреннего содержания, «внутреннего подтекста».
Занятие композицией по системе Чистякова включали два основных раздела.
1 раздел – преследовал цель выработать понимание картинной плоскости как определенного целого, в котором размещение предметов создает то или иное «напряжение».
2 раздел – работа над композицией с ясно выраженным жанровым содержанием.
Педагогическая система Чистякова включала в себе вопросы отношения художника к действительности, психологии творчества, восприятия искусства, воздействия художественных произведений на зрителя и пути активизации этого воздействия, а также анализ 11 изобразительных средств. Фундаментальным устоем педагогической системы Чистяков выдвинул «закон целостности» и «закон уравновешенности» (композиция).
Репин Илья Ефимович (1844-1930)
Много времени уделял преподавательской работе в 1894-1907 гг.: был профессором Академии искусств, руководителем мастерской, а в 1898-1899 гг. – ректором. Одновременно преподавал в подготовительной школе на Галерейной улице и консультировал художественную школу в Смоленске. Четкой педагогической системы у Репина никогда не было – всегда было проще не объяснять, а показать.
Серов Валентин Александрович(1865-1911)
Педагогические принципы никогда не излагались мастером как система. Его преподавание в большей мере строилась на близких ему творческих взглядах и на их утверждении личным примером, а также на основе собственного опыта.
Коровин Константин Алексеевич(1861-1939)
В 1899 г. начал педагогическую деятельность в школе Е.Н. Званцевой, а с 1901 г. вел совместную с Серовым портретно-жанровую мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое некогда сам окончил.
Коровин учеников своим посещением не баловал, приходил в мастерскую не чаще 2-3х раз в месяц (преподаватели имели ассистентов, заменявших мастеров в их отсутствии). Молодежь подражала Коровину – широкое письмо, живописность его полотен.
Брюллов Карл Петрович(1799-1852)
Профессор, никогда не был строго последовательным классицистом. Его творчество и педагогическая система ломали традиции академического искусства. Это стало очевидным в картинах «Последний день Помпеи» (на полотне не образ героя, в окружении восхищенных зрителей совершающего героический поступок, а картина бедствия, обрушавшегося на головы многих людей).
Саврасов Алексей Кондратьевич(1830-1897)
Стремился приобщить своих учеников непосредственно к творческому процессу познания природы и воплощению жизненных наблюдений в завершенных художественных образах. Особенностью преподавания Саврасова было также его постоянное стремление научить не только видеть природу, но тонко чувствовать ее жизненное проявление.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.